Понятие международного транспортного права, его особенности.
Международное транспортное право представляет собой группу международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров но территории двух или нескольких государств.
Международное транспортное право — это подотрасль международного экономического права.
Нормы международного транспортного права регламентируют широкий круг отношений. В их числе:
1) функционирование международных организаций в сфере транспорта (Регламент Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ (1997 г.), Положение о Координационном транспортном совещании государств — участников СНГ (2003 г.));
2) межгосударственные отношения в сфере дорожного движения (Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах (Женева, 25 июня 1998 г.));
3) международное транспортное сообщение (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндии о международном автомобильном сообщении (1995 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Израиля о сотрудничестве в области морского транспорта (2003 г.) и др.);
4) правила перевозки грузов, пассажиров и багажа (Конвенция о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбург, 31 марта 1978 г.) (Гамбургские правила), Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ) (1989 г.), Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (Бишкек, 9 октября 1997 г.));
5) условия работы сотрудников транспортных организаций (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Женева, 1 июля 1970 г.), Инструкция для начальника пассажирского поезда межгосударственного сообщения (13 сентября 1996 г.) и др.);
6) специальные вопросы перевозок (Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах для этих перевозок (Женева, 1 сентября 1970 г.), Международная конвенция но безопасным контейнерам (КБК) (Женева, 2 декабря 1972 г.));
7) правила таможенного оформления при осуществлении перевозок (Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.), Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, 1972 г. (Женева, 2 декабря 1972 г.), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., Протокол об упрощенном порядке таможенного оформления транзитных товаров, перевозимых железнодорожным транспортом в рамках Союзного государства (2001 г.)).
можно выделить следующие виды источников, регулирующие международные частноправовые транспортные отношения: 1) международные транспортные договоры; 2) национальное (внутреннее) транспортное законодательство; 3) правовые обычаи; 4) судебные прецеденты.
Следующая особенность международных транспортных источников связана с закреплением в некоторых из них дополнительных условий вступления в силу. Обычная ситуация решения вопроса о вступлении в силу международных источников сводится к правилу, согласно которому международный договор вступает в силу после подписания его определенным количеством стран. Отдельные транспортные источники содержат еще одно требование – обладание подписавшими странами соответствующим количеством транспортных средств или выполнение ими определенного объема перевозок. Так, в соответствии со ст. 49 Кодекса поведения линейных конференций условием вступления его в силу является участие в данном Кодексе 24 государств с общим тоннажем флота не менее 25% мирового тоннажа по регистру Ллойда за 1973 г.
1. Принципиальная особенность международного транспортного права заключается в том, что сто объектом является международная транспортная деятельность, связанная с перевозками. Данный вид деятельности осуществляется в рамках договоренностей государств об использовании территорий суверенных государств и международных транспортных артерий для перевозок, осуществления таможенных и других административных процедур и вместе с тем базируется на договорных началах частноправового характера.
2. В связи с этим система норм, составляющих международное транспортное право, представлена нормами международного публичного, международного частного и международного административного права. Указанные группы норм регулируют общественные отношения различных видов разными способами, средствами. Следовательно, предметом международного транспортного права являются международные транспортные публично-правовые, частноправовые и административно-правовые отношения. В качестве метода применяется не какой-то один способ воздействия на эти отношения, а несколько.
Таким образом, по предмету и методу правового регулирования международное транспортное право относится к комплексным отраслям, т.е. является правовым комплексом вторичного порядка.
3. Международное транспортное право неразрывно связано с международным публичным, международным частным и международным административным правом. В этой органичной связи и заключается его комплексный характер и вторичность но отношению к указанным основным, фундаментальным отраслям права.
4. Международное транспортное право как комплексная отрасль имеет достаточно четкую организацию. Совокупность его правовых норм представляет собой структурированную систему, которая существует и развивается по своим внутренним законам.
Проведенный анализ позволяет дать следующее определение международного транспортного нрава – это полисистемный комплекс правовых норм публично-правового и частноправового характера, регулирующий транспортную деятельность, связанную с международными перевозками.
http://studme.org/1035102016053/pravo/mezhdunarodnoe_transportnoe_pravo
http://studme.org/1327022129801/pravo/istochniki_mezhdunarodnogo_transportnogo_prava#796
http://studme.org/1267100529793/pravo/ponyatie_predmet_metod_mezhdunarodnogo_transportnogo_prava