Сертификация транспортных средств
Сертификация – это исследование какого-нибудь изделия на соответствие установленным требованиям безопасности и влияния на окружающую среду. При положительных результатах исследования заводу-изготовителю или продавцу данной продукции выдается «Сертификат соответствия», дающий право продажи продукции на территории Казахстана. В принципе любая продукция, продаваемая на территории Казахстана, должна быть сертифицирована и иметь Сертификат соответствия.
Сертификация продукции и выдача Сертификата соответствия осуществляется органами Госстандарта Республики Казахстан.
Сертификация автомобильного транспорта в Казахстане находится в стадии зарождения и базируется на усеченных «Правилах сертификации механических транспортных средств» Российской Федерации, которые в 1994 году были пересмотрены и приведены в соответствие с соответствующими Правилами Европейской Экономической комиссии ООН по транспорту (ЕЭК ООН) и Директивами Европейского Союза. Поэтому, введенная в 1994 году в РК система сертификации автотранспорта со ссылками на Российские стандарты 15…20-ти летней давности является неэффективной и не соответствующей Российским и Европейским требованиям. Не смотря на это, деятельность Системы сертификации РК в принципе направлена на обеспечение:
- высокого технического уровня автотранспортной техники и соответствие ее действующим национальным и международным стандартам;
- регламентированного уровня технического состояния автотранспортной техники и безопасной ее эксплуатации;
- безопасности дорожного движения;
- безопасности производственной и иной деятельности субъектов автотранспортного сектора экономики.
Основополагающим законодательным актом сертификации автомобильного транспорта является Закон РК «О стандартизации и сертификации».
Базовыми нормативными документами по сертификации автомобильного транспорта являются национальные стандарты СТ РК 3.0…СТ РК 3.5. Согласно этим документам сертификации подлежат:
- подвижный состав автомобильного транспорта;
- услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
- нефтепродукты автотранспортного назначения.
Для обеспечения сертификационной деятельности в автотранспортном секторе экономики Госстандартом РК утверждены и введены в действие Правила:
- ПР РК 50.3.21 – 97 «Правила сертификации механических транспортных средств»;
- ПР РК 53.3.27 – 97 «Порядок сертификации нефтепродуктов»;
- ПР РК 53.3.24 «Сертификация услуг. Порядок сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств».
Правилами ПР РК 50.3.21 – 97 устанавливаются:
- порядок подачи и рассмотрения заявок на сертификацию;
- порядок признания сертификатов соответствия;
- порядок сертификационных испытаний автотранспортных средств;
- порядок осуществления инспекционного контроля за сертификацией продукции.
При положительных результатах сертификационных испытаний на основании протоколов сертификационных испытаний выдается Сертификат соответствия.
В соответствии с упомянутыми правилами сертификации подлежат транспортные средства, предназначенные для движения по дорогам общего пользования. В том числе:
- грузовые автомобили;
- легковые автомобили;
- автобусы;
- автопоезда;
- мотоциклы.
При сертификационных испытаниях подлежат контролю:
- тормозные свойства транспортных средств и их тормозные системы;
- выбросы загрязняющих веществ, в том числе окись углерода и углеводороды;
- дымность отработавших газов (у дизелей);
- шум в кабине;
- внешний шум от транспортного средства;
- содержание вредных веществ в салоне и кабине;
- внешние световые приборы и световая сигнализация;
- рулевое управление;
- остекление, в том числе безопасность ветровых стекол;
- светопропускание ветровых стекол;
- стеклоочистители и стеклоомыватели;
- шины и колеса.
Растущий объем международных перевозок вызвали необходимость унификации Правил и требований сертификации автотранспортных средств. Поэтому, на основании Женевских соглашений были разработаны процедуры аттестации узлов и агрегатов автомобилей. На 19.02.2002 года было разработано 113 правил, которые известны под названием «Правила ЕЭК ООН». К ним присоединились 28 стран. В их числе Российская Федерация, Беларусь, Эстония.
Со средины 90-х годов начаты работы по глобальному соглашению и урегулированию различных национальных технических требований к автотранспортным средствам. В настоящее время они разработаны и признаны 39-ю государствами. В том числе Российской Федерацией, Белоруссией, Украиной, Эстонией, Латвией, всеми европейскими государствами, а также Турцией, Японией, Австралией, Южно-Африканской Республикой и Новой Зелландией.