Груз и грузовая единица как элементы транспортной логистики
Основной элемент труда на любом виде транспорта – это груз.
Согласно современному определению груз – это продукт, принятый транспортом к перевозке и находящийся в транспортабельном состоянии.
Основными классификационными признаками грузов являются способ погрузки-выгрузки и условия перевозки и хранения.
По способу погрузки-выгрузки грузы подразделяются на:
- навалочные – это грузы, выдерживающие падение с высоты и допускающие погрузку-выгрузку навалом. Учитываются по объему в (м2 ) и массе (кг, т.);
- штучные – характеризуются габаритными размерами, массой, формой. Учитываются по счету (штуки) и массе (кг, т.);
- наливные грузы – это жидкие и полужидкие грузы, перевозка которых осуществляется в цистернах. Учитываются в литрах и тоннах.
По условиям перевозки и хранения грузы делятся на:
- обычные – не требующие особых условий для перевозки, погрузки-выгрузки и складирования, которые можно перевозить на обычных бортовых автомобилях;
- специфические – требующие особых мер сохранности и безопасности при погрузке-выгрузке, хранении и транспортировке. В свою очередь специфические грузы делятся на:
- негабаритные – имеющие более 3,8 м по высоте и 2,5 м по ширине;
- длинномерные – разновидность негабаритных грузов, имеющих свес за задним бортом автомобиля более 2 м. При их перевозке обязательно применение одноосных прицепов или прицепов-роспусков;
- опасные – которые при отсутствии соответствующих мер могут привести к увечью или гибели людей, разрушению объектов. Это взрывчатые, горючие или химически активные вещества;
- скоропортящиеся – это грузы, требующие специального подвижного состава, поддерживающего необходимый температурный режим (например, вагоны-рефрижераторы).
В любых случаях основными показателями транспорта являются:
- объем перевозок – показывающий какое количество грузов надо перевезти за определенный промежуток времени (день, сутки, месяц, квартал или год). Измеряется в тоннах;
- грузооборот – показывает объем транспортной работы, который должен быть выполнен в определенный промежуток времени. Измеряется в тонно-километрах.
Независимо от типа груза он должен отвечать всем требованиям составляющих логистической транспортной системы (цепи) по возможностям погрузки-выгрузки, складирования, транспортировке различными видами транспорта и другим требованиям. Только в этом случае продукт может являться грузом и может быть введен в «каналы распределения» или транспортную цепь. С целью приведения в соответствие с требованиями транспортных средств данной транспортной цепи любая единица продукции может образовать транспортабельный груз с помощью укрупнения до партии или наоборот дезъинтегрированием. Например, малогабаритные грузы могут быть объединены в пакеты или контейнеры. Крупногабаритные машины или механизмы могут транспортироваться в частично разобранном состоянии. Способы формирования единиц транспортируемой продукции должны быть согласованы с соответствующими элементами транспортной цепи (управлениями видов транспорта, дорожной полицией и так далее).
Такие единицы продукции, над которыми совершаются транспортно-складские операции как с единым целым на протяжении всей логистической цепи начиная от формирования до склада потребителя, называются трансакционными единицами (transaction units) или учетно-договорными единицами или просто грузовыми единицами.
Таким образом, грузовую единицу можно определить как способ согласованного формирования продукции (груза).
Способы формирования грузовых единиц разные для разных видов продуктов. Например, навалочные грузы для перевозки обычно формируются в железнодорожные полувагоны, кузова автомобилей, прицепы, которые в данном случае являются грузовыми единицами.
Наливные грузы формируются в железнодорожные и автомобильные цистерны или бочки, также являющиеся грузовыми единицами.
Штучные грузы могут формироваться в грузовые единицы:
- с помощью тары (ящики, мешки, бочки);
- с помощью контейнеров;
- с помощью пакетирования.
Последние два способа отвечают всем требованиям внутренних и международных перевозок и оказали революционизирующее воздействие на международную торговлю. Они значительно сокращают простой транспорта (особенно автомобильного) под погрузо-разгрузочными операциями.
Контейнер – это транспортное оборудование, предназначенное для многократного использования при бестарной перевозке грузов и приспособленное для механизированной погрузки и выгрузки без перегрузки груза, а так же для кратковременного хранения грузов.
По назначению контейнеры бывают:
- универсальными, предназначенными для перевозки различных грузов;
- специальными, предназначенными для перевозки одного или нескольких однотипных грузов.
Наибольшее распространение, особенно в международной торговле, получили универсальные контейнеры, так как они могут быть использованы при смешанных перевозках (морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом).
По грузоподъемности контейнеры различаются на:
- малотоннажные, грузовместимостью 0,625 и 1,25 тонн;
- среднетоннажные, грузовместимостью 2,5…5 тонн;
- крупнотоннажные, грузовместимостью 10…35 тонн.
Пакетирование грузов производится с помощью пакетов.
Пакет – это грузовая единица, сформированная из отдельных штучных грузов, сохраняющая форму при перевозке, погрузке и выгрузке и обеспечивающая проведение механизированных погрузо-разгрузочных работ.
Пакеты формируются на поддонах, которые могут быть:
- универсальными;
- специализированными;
- плоскими;
- с надстройками.
Изготовляются из пиломатериалов хвойных пород, металла, пластмассы, картона.
Для выполнения погрузо-разгрузочных работ с пакетированными грузами применяются вилочные электро– и автопогрузчики. В зависимости от количества сторон, с которых поддон обеспечивает ввод вилочного захвата погрузчика, поддоны бывают двухзаходными и четырехзаходными.
На плоских поддонах укладывают грузы как правильной прямоугольной формы, так и грузы в мешках, тюках, рулонах, бочках.
Размеры стандартных поддонов стран СНГ:
- 800Х1200 мм – грузоподъемность 1 тонна;
- 1000Х1200 мм грузоподъемность 1,2 тонны.
Для внешней торговли применяются поддоны с параметрами ИСО:
- 800Х1200 мм;
- 400Х600 мм.
Поддоны допускают многоярусную установку их друг на друга. При этом каждый поддон должен выдерживать нагрузку, равную его четырехкратной номинальной грузоподъемности.