Тема 1. ретроспективный анализ логистики
ТЕМА 1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИКИ
Литература 1, 2, 3 4, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22,
23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 36, 37
Понятие и аспекты логистики
“Logistics” – современный англо-русский словарь дает перевод:
1) материально-техническое обеспечение;
2) организация и осуществление работы тыла, тыл и снабжение.
Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях.
Первое направление само по себе разноплановое.
Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое “logistice” – искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц). Термин закрепили на конференции в Женеве.
Второе направление связано с войсковой логистикой. О войсковой логистике в Византийской империи: “Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника.”
В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста А. Жомини, который определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое признание получила логистика после наполеоновских войн. Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии.
Первоначально логистику определяли как:
1) новое направление в организации движения грузов;
2) теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
3) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
4) интеграция процессов производства и транспортировки;
5) процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
6) производственная инфраструктура;
7) форма управления физическим распределением продукта;
8) эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
9) наука о рациональной организации производства и распределения;
10) новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.
В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как
1) многостадийный хозяйственный процесс, включающий:
- складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;
- перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;
- складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
- разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;
2) систему управления, объединяющую:
- управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);
- управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;
3) экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.
На рисунке 1.1. показаны элементы логистики:
Экономика
Технология Математика
Техника
Рис.1.1. Элементы логистики
Этапы развития логистики
Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х - начале 70-х годов ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% занимают расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:
- обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;
- энергетический кризис (70-е годы);
- НТП и в первую очередь, компьютеризация;
- превращение рынка продавца в рынок покупателя.
Выделяют следующие этапы совершенствования логистики (графически они представлены на рис. 1.2-1.5):
I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и координация их использования. Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).
Рис 1.2. Элементы 1-го этапа развития логистики
Ключевые моменты первого этапа развития логистики:
- непосредственное реагирование на колебания спроса;
- оценка логистической системы выражается долей затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в выручке от реализации.
II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства. Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.
Рис 1.3. Элементы 2-го этапа развития логистики
Ключевые моменты второго этапа развития логистики:
- система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;
- используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;
- работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.
III. 90-е годы ХХ века. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.
Рис 1.4. Элементы 3-го этапа развития логистики
Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:
- к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;
- управление основано на планировании упреждающих воздействий;
- работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.
IV. Настоящее время. Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.
Ключевые моменты четвертого этапа:
- увязка противоречивых целей подразделений предприятия;
- долговременное (более года) планирование;
- оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.
Рис. 1.5. Элементы 4-го этапа развития логистики
Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей.
Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:
- в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для ППТН (продукции производственно-технического назначения);
- в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.
В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя (рис. 1.6).
Рис.1.6. Логистика как управление материальным потоком
Литература 1, 2, 3, 4, 5, 11, 13,15, 17, 18, 22, 23, 24, 26, 28,
29, 30, 31, 33, 34, 36, 37
Концепция логистики
Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась человеком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.
Основные положения концепции логистики:
1.Реализация принципа системного подхода.Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм.
2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает оборудованию, созданному специально для этой работы. Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенклатуры средств производства).
3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна. Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.
4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи.Одна из задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издержек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.
5. Развитие услуг сервиса на современном уровне.Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара. Потребитель выбирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д.
6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопределенностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики:
1) груз - нужный товар;
2) качество - необходимое;
3) количество - заданное;
4) время - доставка в указанное время;
5) место - доставка в указанное место;
6) затраты - с минимальными затратами.
Функции логистики
Принципы логистики реализуются через ее функции. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
Выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисные – это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.
Рассмотрим ключевые логистические функции:
1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.
2. Управление закупками, включающее:
- выбор поставщиков материальных ресурсов,
- планирование потребности в ресурсах,
- определение рациональных сроков и объемов поставок,
- выбор форм поставок и товаропроводящих путей,
- выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.
3. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает:
- выбор перевозчика и экспедитора,
- выбор вида транспорта,
- определение рациональных маршрутов,
- подбор транспортного средства под определенный вид груза.
4. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.
5. Управление процедурами заказов.
6. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности производственного цикла.
7. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаёт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю.
Поддерживающие логистические функции включают:
1. Складирование, т.е. управление пространственным размещением заказов, предусматривающее выполнение следующих задач:
- определение числа, типа и дислокации складов,
- расчёт площади хранения материальных ресурсов,
- планирование размещения запасов,
- проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки – разгрузки,
- выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования.
2. Грузопереработка, т.е. перемещение материальных ресурсов на складе, сортировка или комплектование грузов, поддержание рационального объёма грузооборота склада.
3. Защитная упаковка.
4. Обеспечение возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного послепродажное срока службы. обслуживание
5. Обеспечение запасными частями.
6. Ремонт и другие виды сервиса.
7. Сбор возвратных отходов.
8. Информационно-компьютерная поддержка, во многом обеспечивающая выполнение интегрирующей функции логистики, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
Каждая из функций представляет собой достаточно однородную с точки зрения цели совокупность действий.
Укажем на две особенности приведенного комплекса логистических функций:
1) все функции взаимосвязаны и подчинены единой цели - управлению материальным потоком;
2) носителями функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе, ключевыми из которых являются:
- предприятия - изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные коммерческие операции;
- коммерческо-посреднические организации;
- предприятия оптовой торговли;
- транспортные предприятия, экспедиционные фирмы.
Литература 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19,
21, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36
Распределение в логистике
Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х – начале 70-х годов ХХ века. До этого вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, транспортировки и доставки решались как самостоятельные функции управления.
Распределение можно рассматривать с позиций микро- и макро-логистики. Основные составляющие первой: снабжение, производство, сбыт. При этом решаются задачи:
ü планирование процесса реализации;
ü получение и обработка заказа;
ü упаковка, комплектация и другие операции, предшествующие отгрузке;
ü отгрузка;
ü доставка, контроль за транспортировкой;
ü послереализационное обслуживание.
На уровне макрологистики задачами распределения являются:
1) выбор схемы распределения материального потока;
2) размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т.е. построение сети складских объектов.
1. Материальный поток исходит (рис. 3.6):
ü из источника сырья (1);
ü из производства (2);
ü из распределительного центра (3);
ü поступает:
ü на производство (4);
ü в распределительный центр (5);
ü к конечному потребителю (6).
Источники Потребители
МП МП
|
|
ИС ПР
ПР
|
|
РЦ КП Рис. 3.6. Источники и потребители материального потока
Потребление материального потока может быть производственным (использование общественного продукта в виде ППТН в качестве средств и предметов труда) и непроизводственным (использование общественного продукта на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы).
Поставщик и потребитель, в общем случае, представляют собой две микрологистические системы, связанные каналом распределения или логистическим каналом. Логистический канал – частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителя.
После того, как будет сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока, логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис. 3.7).
- логистическая цепь;
- логистический канал.
Рис. 3.7. Преобразование логистического канала в логистическую цепь
При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения, при выборе логистической цепи – выбор – выбор конкретного перевозчика, страховщика, экспедитора и т.д.
2. Задача выбора оптимального варианта размещения распределительного центра ставится и решается, когда на определенной территории имеется несколько потребителей материального потока. Причем необходимым и достаточным условием применения логистического метода является наличие потокового процесса и определенная системная целостность объекта, т.е. потребители и распределительный центр должны быть организационно, экономически, технологически и технически интегрированы.
Если распределение осуществляется в месте сосредоточения производства и отправка производится с помощью средств магистрального транспорта (например, железная дорога), то распределительный центр помещают близ транспортного узла. Если распределение осуществляется в месте потребления материального потока, то выбираем оптимальный вариант (рис. 3.8):
а) транспортные расходы будут наибольшими; б) транспортные расходы минимальны, но увеличиваются капиталовложения на строительство второго центра и текущие расходы на его эксплуатацию; в) средние транспортные расходы, но минимальны остальные.
Рис. 3.8. Варианты расположения распределительного центра в регионе
При выборе размещения распределительного центра применяется такая последовательность действий:
1) изучается конъюнктура рынка, определяются стратегические цели логистической системы. Дается прогноз величины материального потока, проходящего через систему. Определяются запасы во всей системе, а также на отдельных участках товаропроводящей цепи.
2) составляются схемы распределения материального потока внутри логистической системы.
3) Осуществляется выбор варианта места расположения распределительного центра, отвечающего критерию минимума приведенных затрат:
З=Странс+ Сэкспл+ Енорм· К (3.1),
где Стран – годовые транспортные расходы по проекту;
Сэкспл – годовые эксплуатационные расходы по проекту;
К – капиталовложения в строительство распределительного центра;
Енорм – нормативный коэффициент экономической эффективности.
Возможно моделирование микрологистической системы, в которой осуществляется распределение. Применяется метод, аналогичный определению центра тяжести физического тела: - из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания; - на пластину в местах расположения населенных пунктов прикрепляют грузы, вес которых соответствует численности населения данных пунктов, или средним товарооборотам магазинов по продукции данного профиля, или производственным мощностям предприятия или другим «грузовым» показателям (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Модель определения распределительного центра
При расположении распределительного центра в центре тяжести модели транспортные расходы будут минимальны. Следует учитывать ошибку, которая будет внесена весом пластины (ошибка выразится присутствием на модели мнимого города, расположенного в центре тяжести самой пластины, с населением, соответствующим ее весу).
Применение описанного метода ограничено следующими условиями:
1) на модели расстояние от населенного пункта до места размещения распределительного центра учитывается по прямой, поэтому принцип подобия моделируемого объекта и модели сохраняется только при наличии в районе развитой сети дорог;
2) следует правильно выбрать «грузовые» показатели.
Пр Пр Пр Пр
Пр – производители
РТ – розничные торговцы
ОТ- оптовый торговец
Рис. 3.10. Снижение количества сделок за счет оптовиков при селективном распределении: а) распределение при отсутствии оптовика; б) распределение при наличии оптовика
В логистической системе выделяют:
I. Посреднические организации.
Посреднические организации бывают двух видов: оптовые базы и оптовые конторы. Деятельность оптовых баз сосредоточена на сбыте продукции своей фирмы. Оптовые конторы физических операций с товаром не производят, часто имея в наличии лишь образцы. Их задача – установление контактов с потребителями, сбор и размещение заказов, организация транзитной поставки товаров со складов фирмы.
II. Посредников (табл. 3.2).
1.Независимые оптовые посредники (дилеры) приобретают товары от своего имени и за свой счет, т.е. принимают на себя весь риск, вызванный порчей, моральным старением товаров, изменением конъюнктуры рынка. Они осуществляют хранение и транспортировку товаров, оказывают консультативно-информационные услуги. Отношения между дилером и производителем прекращаются после выполнения всех условий поставки.
2.Дистрибьюторы ведут операции от имени производителя, но за свой счет. Производитель предоставляет право дистрибьютору торговать своей продукцией на определенной территории в течении определенного срока. Дистрибьютор приобретает право продажи согласно договору.
Следующие группы посредников не приобретают права собственности на товары, поэтому не несут потерь в связи с их обесцениванием, порчей и т.д.
3.Комиссионеры обычно имеют в наличии реализуемые товары, продают их от своего имени, но за счет владельца, не являясь собственниками товара. Располагают конторами, складами для приемки, хранения, обработки и продажи товаров. Они кредитируют покупателей под свою ответственность и предоставляют различные услуги: информационное обеспечение, организацию транспортировки. Таким образом, комиссионер является посредником только для производителя, а не для конечного потребителя, рассчитывающегося непосредственно с комиссионером.
4.Брокерыобслуживают акт купли-продажи на временной основе, не вступают в длительные договорные отношения с поставщиками и потребителями. Играют роль посредников, за что получают комиссионные в форме процента от объема продаж, совершенных при их содействии. Сфера действия брокеров: - подержанное оборудование; - рынок сезонных товаров; - продажа недвижимости и т.д. Примерно 1/6 брокеров имеют франшизинговое соглашение с крупными фирмами по продаже недвижимости, что позволяет им использовать торговый знак фирмы.
Оптовые агенты ведут операции путем продажи за счет и от имени поручителя, причем могут обслуживать несколько фирм-производителей, выпускающих неконкурирующие товары. Услугами оптовых агентов пользуются крупные и средние фирмы, если объем их продаж в данном регионе невысок и содержать собственного агента невыгодно. Мелкие предприятия могут предоставить агенту право сбыта всей продукции в любом регионе. На рынке средств производства оптовые агенты реализуют в основном машины, оборудование, электротовары.
Отличие агента от брокера: агент устанавливает длительные связи с клиентами, иногда берет на себя функции складирования и осуществляет доставку. Агенты часто успешно реализуют новые виды продукции, за что берут высокие комиссионные (10-15%) (при обычной продаже – 4%).
Таблица 3.2
Типы посредников в каналах распределения
Посредник | Признаки классификации | |
Имя | Счет | |
Дилер | Свое | Свой |
Дистрибьютор | Чужое | Свой |
Комиссионер | Свое | Чужой |
Агент, брокер | Чужое | Чужой |
Литература 2, 3, 4, 6, 9, 11, 15, 16, 17, 18, 20, 22,23, 24, 25,
26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36, 37
Виды транспортировки
В процессе осуществления закупок материальных ресурсов, а также дистрибьюции готовой продукции предприятие может использовать различные виды транспорта, разных логистических партнеров, а также различные варианты транспортировки.
Выделяются следующие транспортировки грузов:
1) унимодальную (одновидовую). Применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования или грузопереработки;
2) смешанную. Осуществляется обычно двумя видами транспорта. Первым видом транспорта груз доставляется в пункт перевалки (грузовой терминал) без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Примером является обслуживание автотранспортными предприятиями ж/д станций или морских (речных) портов;
3) комбинированную (более чем два вида транспорта). Смешанную и комбинированную перевозки отличают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. Каждый перевозчик производит расчёты с грузовладельцем и несёт материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута;
4) интермодальную, при которой грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может выступить, например, экспедиторская фирма, которая освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Перевозка осуществляется по одному транспортному документу с применением единой фрахтовой ставки;
5) мультимодальную, где один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды – как клиенты, оплачивающие его услуги.
ТЕМА 6. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ
Литература 2, 3, 5, 9, 12, 18, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33,
34, 36
Запасы. Их классификация
Запасы – это неиспользованные материальные ресурсы.
Стоимость запасов в странах СНГ составляет примерно 1/3 валового национального продукта. Поэтому проблема их оптимизации весьма важна.
Запасы в зависимости от назначения продукции делятся на две большие группы: 1 - запасы средств производства; 2 - запасы предметов потребления.
I. Запасы средств производства могут сосредотачиваться в следующих сферах производства и обращения:
1) у предприятий - изготовителей в виде запасов готовой продукции. Склады готовой продукции в местах ее производства - исходные точки соприкосновения сферы производства со сферой обращения;
2) на подвижном составе транспортных организаций, перемещающем средства производства от пунктов изготовления к пунктам потребления - «запасы в пути».
3) на базах ССО и на предприятиях торговли в виде продукции, которую нецелесообразно поставлять в транзитной форме, поскольку она требуется потребителям в больших количествах или нуждается в подготовке к потреблению.
4) на складах предприятий - потребителей, где ППТН вступает в процесс производства. Склады сырья, материалов, топлива являются конечными точками соприкосновения сферы производства со сферой обращения.
1, 2, 3 - товарные запасы (ТЗ), 4 - производственные запасы (ПЗ); в сумме они составляют совокупные запасы (СЗ):
ТЗ+ПЗ=СЗ (6.1).
II- я группа включает:
1. Сырьевые запасы.
2. Товарные запасы:
- готовая продукция,
- транспортные запасы,
- запасы оптовой торговли,
- запасы розничной торговли.
3. Запасы предметов коллективного потребления.
4. Запасы предметов индивидуального потребления у населения.
Кроме указанного деления запасы классифицируют в отраслевом разрезе: первичные (предприятий), отраслевые, государственные- и в территориальном разрезе: первичные, районные, областные, государственные.
По степени укрупнения материалов различают специфицированные, видовые и групповые запасы. К специфицированным относятся запасы конкретных материальных ресурсов (запасы листовой стали марки 10 размером 1 х 1000 х 2000 мм). Видовые запасы соответствуют номенклатуре материальных ресурсов, применяемой в планировании и при определении материальных балансов (запасы тонколистовой стали углеродистой). Запасы групповые выделяются по отдельным наиболее крупным классификационным группировкам материалов (прокат черных металлов, лесоматериалы, строительные материалы и т.д.).
Величина запасов может устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях.
К абсолютным относятся запасы, выраженные в натуральных и денежных единицах измерения. Они необходимы при разработке материальных балансов, определении потребности в складских площадях, оборотных средствах и т.д.
Относительные запасы показывают их уровень по отношению к объему потребления материалов и выражаются в днях (месяцах) или в процентах к общей потребности в материале. Относительным является и показатель запасоемкости, представляющий собой отношение средней величины запаса к объему производства продукции за определенный период времени.
Между указанными показателями существует зависимость:
Забснат = Зотндн•ρсут. (6.2),
Забссум=Ц (6.3),
где Забснат – абсолютный запас в натуральном выражении;
Забссум – абсолютный запас в стоимостном выражении;
ρсут. – среднесуточное потребление;
Ц – цена за единицу ресурсов.
(6.4),
где А – объем производства;
Забссум/ср – средние запасы за период (абсолютные в стоимостном выражении).
(6.5),
где Зотнпроц – относительный запас в процентах;
Q – потребность в материальных ресурсах.
Литература 1, 2, 3, 11, 12, 13, 19, 20, 21, 25, 27, 28, 29, 31, 33, 34,
I j k
где М – минимально допустимый уровень обслуживания;
Yijk – логистическая услуга, опосредующая i-тый вид товаропотока, адресуемого в j-тый регион k-тому потребителю;
2) свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания. Обязательность предложения вовсе не предполагает обязательность потребления услуг. Потребитель услуг всегда имеет право отказаться от логистического сервиса. При этом стоимость поставки должна быть уменьшена на сумму стоимости пакета логистических услуг.
Sполн=Sm+Sn+Sэ (7.3)
S1=Sполн-(Sn+Sэ) (7.4)
S2=Sполн-Sэ (7.5),
где Sполн – полная стоимость потребления услуг,
Sm – стоимость приобретения товара,
Sn – стоимость поставки,
Sэ – стоимость эксплуатации,
S1 – стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от всего пакета логистического обслуживания,
S2 – стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от послепродажного обслуживания;
3) эластичность, гибкость сервиса. Пакет логистических услуг должен быть нацелен на конкретного потребителя. Способность коммерческой организации индивидуализировать логистическое обслуживание потребителя предопределяет его приверженность конкретному посреднику. Гибкость логистического сервиса по сути является компенсатором рисков, возникающих в процессе реализации продукции, качественные характеристики которой не позволяют гарантировать потребителям устойчиво оптимальный режим эксплуатации:
Y=¦(x1,x2), (7.6),
где Y – эластичность логистического обслуживания,
x1 – внутренние ограничения посредника (по ресурсам),
x2 – внешние ограничения (динамика потребительских предпочтений).
4) удобство сервиса. Интегральная оценка качества логистического сервиса зависит не только от соотношения качества и стоимости услуг, но и от косвенных затрат, связанных с условиями потребления и доступностью услуг. Такие затраты обусловлены расположением предприятия сервиса, временем ожидания услуги и т.д.
5) технико-технологическая адаптивность сервиса. Параметры логистического сервиса в значительной степени производны от технических характеристик товаропотока. Техническая адекватность сервиса означает соответствие технологии, методов, средств и инструментов логистического обслуживания, а также уровня соответствующей профессиональной подготовки персонала техническим требованиям перерабатываемых товаропотоков. К примеру, используемая тара должна быть адекватна техническим характеристикам перевозимого в неё товара, а также применяемым погрузочно-разгруз