Общие понятия о конструкции железнодорожного пути
Железнодорожный путь – это комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов с установленными скоростями.
Полосой отвода называется полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути, других устройств железной дороги и лесонасаждений.
Железнодорожный путь имеет множественное функциональное назначение:
1. направлять движение колес подвижного состава (функция верхнего строения пути);
2. обеспечивать пространственную (в вертикальной и горизонтальнойплоскостях) устойчивость рельсовой колеи (функция верхнего строения пути);
3. воспринимать нагрузки от подвижного состава и передавать их на земную поверхность (функция и нижнего и верхнегостроений пути);
4. выравнивать земную поверхность,
обеспечивать необходимый план и профиль
рельсовой колеи (функция нижнего строенияпути).
Железнодорожный путь состоит из верхнего и нижнего строений.
К верхнему строению относят рельсы, скрепления, противоугонные устройства(рис. 1.1.1).
Рис. 1.1.1 - Верхнее строение пути: 1-песчаная подушка;
2 – балластный слой; 3 – рельсы; 4 - шпалы.
К нижнему строению относят земляное полотно, мосты, трубы для пропуска воды под земляным полотном, подпорные стены, тоннели и другое.
Классификация железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Класс железнодорожной линии - характеристика железнодорожной линии, определяемая ее эксплуатационными параметрами и предназначенная для установления требований к ее устройству и содержанию при эксплуатации.
Класс железнодорожной линии (5 классов) зависит от грузонапряженности и технической скорости (табл. 1.1.1).
Классы железнодорожных линий ОАО "РЖД" (3048р от 23.12.2015)
табл. 1.1.1
Годовая приведенная грузонапряженность, млн. т-км брутто/км | Класс железнодорожной линии при технической скорости движения поездов, км/ч (в числителе - пассажирские, в знаменателе - грузовые) | |||||||
более110/ более90 | 77-110/ 77-90 | 66-76/ 54-76 | 55-65/ 49 -53 | 44-54/ 43 -48 | 33-43/ 33 -42 | 23-32/ 23 -32 | 22 и менее | |
Более 150 | - | |||||||
81 -150 | - | |||||||
51-80 | - | |||||||
26-50 | ||||||||
11 – 25 | ||||||||
5 -10 | ||||||||
5 и менее | - |
дд
Кроме того существует специализация железнодорожных линий (табл. 1.1.2).
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ Табл. 1.1.2
|
Согласно данной методике, распоряжением 3188р от 31.10.2015г., утверждены классы всех линий РЖД, в том числе на Московской железной дороге.
ПОНЯТИЕ О ТРАССЕ, ПЛАНЕ И ПРОДОЛЬНОМ ПРОФИЛЕ
Трассажелезнодорожной линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотна (рис. 1.1.2).
Рис. 1.1.2. Поперечный профиль насыпи.
Точкой показана трасса линии
Железнодорожные линии проектируются как можно прямолинейными, но для изменения направления и обхода каких-то препятствий устраиваются кривые участки пути (рис. 1.1.3).
Рис. 1.1.3
План - проекция трассы на горизонтальную плоскость.
План проектируется в виде сочетания прямых и кривых участков пути.
Продольный профиль - проекция трассы на вертикальную плоскость.
Продольный профиль проектируется в виде сочетания элементов продольного профиля (характеризуемых длиной и уклоном), которые могут сопрягаться (или нет) вертикальными кривыми (рис. 1.1.4, 1.1.5).
Рис. 1.1.4. Продольный профиль
Рис. 1.1.5. Продольный профиль
В местах пересечения ж.д. путей с автомобильными дорогами устраиваются переезды.
Вдоль пути устанавливаются путевые и сигнальные знаки, которые служат для ориентировки поездных бригад и бригад путейцев.
Рельсы