Размеры основных сопряженных деталей двигателей
Обозначения размеров основных сопряженных деталей рассматриваемых легковых автомобилей приведены на рис. 298, а их значения - в табл. П1.
®- |
7 1 | ! f S | J |
Рис. 298. Размеры основных сопряженных деталей двигателя: 1 - коленчатый вал; 2,15- полукольца вкладышей соответственно шатунных и коренных подшипников коленчатого вала; 3 - крышка коренного подшипника; 4 - блок цилиндров; 5 - шатун; 6 - поршневые кольца, 7 ~ поршневой палец; 8 - поршень; 9 - головка блока; 10 -распределительный вал; 11, 12 - направляющие впускного и выпускного клапанов; 13,14 - выпускной и впускной клапаны; (Т) - (23) обозначения размеров деталей |
-13 |
Размеры основных сопряженных деталей двигателей, мм
|
Наименование размеров сопряженных деталей | Обозначение на рис. | Наименование размера | Значения размеров деталей двигателей | ||||
BA3-2108 | ВАЗ-2105, 2106 | УЗАМ-331.10, 412 | МеМЗ-245 | 3M 3-402 | |||
Диаметр шатунной шейки | Н | 47,83-47,85 | 47,814-47,834 | 51,993-52,012 | 44,984-45,000 | 57,987-58,000 | |
Диаметр отверстия под вкладыш | 51,330-51,346 | 51,330-51,346 | 55,702-55,715 | 48,500-48,516 | 61,500-61,512 | ||
Толщина вкладыша | Н | 1,723-1,730 | 1,723-1,730 | 1,823-1,830 | 1,728-1,735 | 1,730-1,377 | |
Диаметр шатунной шейки | Р № 1 | -0,25 | -0,25 | -0,25 | -0,125 | -0,25 | |
Толщина вкладыша | 1,848-1,855 | 1,848-1,855 | 1,948-1,955 | 1,788-1,795 | - | ||
То же | То же | Р №2 | -0,5 | -0,5 | -0,5 | -0,25 | -0,5 |
1,973-1,980 | 1,973-1,980 | 2,073-2,080 | 1,853-1,860 | - | |||
То же | То же | Р №3 | -0,75 | -0,75 | -0,75 | -0,5 | -0,75 |
2,098-2,105 | 2,098-2,105 | 2,198-2,205 | 1,920-1,985 | - | |||
То же | То же | Р №4 | -1,0 | -1,0 | -1,0 | -1,0 | |
2,223-2,230 | 2,223-2,230 | 2,323-2,330 | - | ||||
Диаметр коренной шейки | Н | 50,799-50,819 | 50,775-50,795 | 59,974-59,960 | 49,484-50,000 | 63,987-64,000 | |
Толщина отверстия под вкладыш | 54,507-54,520 | 54,507-54,520 | 63,657-63,675 | 54,000-54,012 | 68,500-68,518 | ||
Толщина вкладыша * | Н | 1,824-1,831 | 1,824-1,831 | 1,823-1,830 | 1,973-1,980 | 2,226-2,232 |
Наименование размеров сопряженных деталей | Обозначение на рис. | Наименование размера | Значения размеров деталей двигателей | ||||
ВАЗ-2108 | ВАЗ-2105, 2106 | УЗАМ-ЗЭ1.10, 412 | МеМЗ-245 | ЗМ 3-402 | |||
Диаметр коренной шейки | Р № 1 | -0,25 | -0,25 | -0,25 | -0,125 | -0,25 | |
Толщина вкладыша | 1,949-1,956 | 1,949-1,956 | 1,948-1,955 | 2,033-2,040 | - | ||
То же | То же | Р №2 | -0,5 | -0,5 | -0,5 | -0,25 | -0,5 |
2,074-2,081 | 2,074-2,081 | 2,073-2,080 | 2,098-2,105 | - | |||
То же | То же | Р №3 | -0,75 | -0,75 | -0,75 | -0,5 | -0,75 |
2,199-2,206 | 2,199-2,206 | 2,198-2,205 | 3,223-3,230 | - | |||
То же | То же | Р №4 | -1,0 | -1,0 | -1,0 | -1,0 | |
2,324-2,331 | 2,324-2,331 | 2,323-2,330 | - | ||||
Диаметр шейки распред. вала | Н,Ш№1 Ш № 2 | 24,915-24,931 | 45,915-45,931 | 45,950-45,975 | 39,914-39,930 | 51,98-52,00 | |
Диаметр отверстия подшипника в головке цилиндров или блоке То же | То же | 25,000-25,025 То же | 46,000-46,025 45,615-45,631 | 46,000-46,039 44,950-44,975 | 40,000-40,025 40,414-40,430 | 52,025-52,050 50,98-51,00 | |
45,700-45,725 | 45,000-45,039 | 40,500-40,525 | 51,025-51,050 | ||||
То же | То же | Ш№3 | 24,915-24,931 | 45,315-45,330 | 43,950-43,975 | 40,914-40,930 | 49,98-50,00 |
25,000-25,025 | 45,400-45,425 | 44,000-44,039 | 41,000-41,025 | 50,025-50,050 | |||
То же | То же | Ш№4 | То же | 45,015-45,031 | 41,414-41,430 | 48,98-49,00 | |
45,100-45,125 | 41,500-41,525 | 49,025-49,050 | |||||
То же | То же | Ш № 5 | То же | 43,415-43,431 | 40,914-40,930 | 47,98-48,00 | |
43,500-43,525 | 41,000-41,025 | 48,025-48,050 |
Наименование размеров сопряженных деталей | Обозначение на рис. | Наименование размера | Значения размеров деталей двигателей | ||||
ВАЗ-2108 | ВАЗ-2105, 2106 | УЗАМ-331.10, 412 | МеМЗ-245 | ЗМ 3-402 | |||
Диаметр стержня впускного клапана | Н | 7,985-8,000 | 7,985-8,000 | 7,973-7,987 | 7,955-7,967 | 8,925-8,950 | |
Диаметр отверстия в направляющей втулке | 8,022-8,040 | 8,022-8,040 | 8,008-8,026 | 7,992-8,010 | 9,000-9,022 | ||
Диаметр стержня выпускного клапана | Н | 7,985-8,000 | 7,985-8,000 | 7,953-7,968 | 7,925-7,937 | 8,905-8,925 | |
Диаметр отверстия в направляющей втулке | 8,029-8,047 | 8,029-8,047 | 8,008-8,026 | 7,966-7,987 | 9,000-9,022 | ||
Диаметр оси коромысел Диаметр отверстий под ось в коромыслах | - | н | - | - | 15,945-15,970 16,000-16,019 | 17,950-17.975 18,000-18,030 | 21,086-22,000 22,007-22,020 |
Примечания.
* Наименования размеров обозначены в таблице буквами: Н - номинальный размер, Р - ремонтный размер, Ш - диаметр шейки ** Номинальный размер при изготовлении разбит на 5 групп (А, Б, В, Г, Д) с чередованием через 0,1 мм и соответствующей маркировкой на поршне и блоке (гильзе) цилиндров.
*** Номинальный размер при изготовлении разбит на 3 группы через 0,5 мм с маркировкой краской. **** Маслосъемное кольцо сборное из стальных дисков, осевого и радиального расширителей.
Приложение 2
Моменты затягивания ответственных резьбовых соединений (Н • м)
Соединение | Модель автомобиля | |||||
ВАЗ- 2109 | АЗЛК- 2141 | ЗАЗ- 1102 | ВАЗ- 2105 | ИЖ- 21251 | ГАЗ- 31029 | |
Двигатель | ||||||
Крепление головки блока цилиндров: предварительное окончательное | 20 69-85[3] | 33-41 96-118[4] | 44-49 93-103 | 33-41 96-118 | 88-98 | 83-88 |
Крепление крышек коренных подшипников | 68-84 | 70-86 | 70-86 | 70-86 | 90-100 | 100-110 |
Крепление крышек шатуна | 43-54 | 44-55 | 45-55 | 44-55 | 55-65 | 68-75 |
Крепление маховика | 61-87 | 72-89 | 72-89 | 62-89 | 70-80 | 78-83 |
Крепление башмака (эксцентрика) натяжителя | 33-41 | 38-47 | - | 38-47 | - | - |
Крепление звездочек (шестерни) распределительного вала и вала привода масляного насоса | - | 42-51 | - | - | - | 55-60 |
Крепление насоса охлаждающей жидкости | 7,6-8 | 22-27 | - | 22-27 | - | 18-25 |
Крепление выпускного коллектора и впускного трубопровода | 21-26 | 21-26 | - | 21-26 | 14-17 | 40-56 |
Крепление корпуса подшипников распределительного вала | - | 19-23 | - | 19-23 | - | - |
Гайка регулировочного болта клапана головки цилиндров | - | 48-56 | - | 44-55 | - | - |
Втулка регулировочного болта клапана | - | 85-105 | - | 85-105 | - | - |
Крепление шкива (храповика) коленчатого вала | 98-109 | 102-125 | 100-125 | 102-125 | 80-90 | 14-16 |
Крепление картера сцепления к блоку | 54-88 | 43-55 | 50-62 | 55-89 | 27-35 | - |
Крепление масляного картера | 5-8 | 6-8 | 6-8 | 5-8 | 6-8 | 12-15 |
Крепление карбюратора | 13-16 | 14-17 | - | 14-17 | 14-17 | 18-25 |
Крепление приемной трубы глушителя к фланцу выпускной трубы | 21-26 | 11-16 | - | 14-18 | 29-34 | 22-32 |
Соединение | Модель автомобиля | |||||
ВАЗ- 2109 | АЗЛК- 2141 | ЗАЗ- 1102 | ВАЗ- 2105 | ИЖ- 21251 | ГАЗ- 31029 | |
Крепление маховика | 61-87 | 61-37 | 72-89 | 61-87 | - | 78-83 |
Пробка редукционного клапана масляного насоса | 46-76 | - | 40-50 | - | - | - |
Трансмиссия | ||||||
Крепление кожуха сцепления к маховику | 19-31 | 20-32 | 23-35 | 20-32 | 20-32 | 20-30 |
Крепление картера сцепления к картеру коробки передач | 16-26 | 28-36 | 18-25 | 32-52 (для МЮ) 16-26 (для М8) | 55-61 | 50-62 |
Гайки коробки передач | 67-82 | - | - | 68-84 | 80-100 | - |
Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала | - | - | - | 81-100 | - | - |
Крепление удлинителя к картеру коробки передач | - | - | - | - | 14-22 | 44-56 |
Гайка вилки переднего карданного вала | - | - | - | 81-100 | - | - |
Гайки болтов крепления эластичной муфты | - | - | - | 59-73 | - | - |
Крепление карданного вала к фланцу ведущей шестерни | - | - | - | 28-35 | 20-25 | 27-30 |
Крепление редуктора заднего моста к картеру | - | - | - | 36-44 | 27-35 | - |
Крепление кожухов полуосей заднего моста | - | - | - | - | 36-44 (болты) 48-60 (гайки) | |
Гайка ведущего вала и ведущей шестерни главной передачи | - | 140-160 | 50-62 | 120-160 | 145-160 | 160-200 |
Крепление ведомой шестерни главной передачи | 83-103 | 85-100 | 60-70 | 85-100 | 70-80 | 68-75 (гайки) 3-5 (контргайки) |
Крышки подшипников дифференциала | - | - | - | 44-55 | 68-75 | - |
Винт крепления внутреннего шарнира привода передних колес | - | 30-40 | - | - | - | - |
Передняя подвеска | ||||||
Крепление поперечины передней подвески | - | - | - | 80-100 (болты) 68-84 (гайки) | 45-60 | 100- 140 |
Крепление шарового шарнира* к поворотному кулаку к рычагу | 49-62 78-96 | 40-50 65 -80 | 25-32 | - | - | - |
Соединение | Модель автомобиля | |||||
ВАЗ- 2109 | АЗЛК- 2141 | ЗАЗ- 1102 | ВАЗ- 2105 | ИЖ- 21251 | ГАЗ- 31029 | |
Крепление нижней шаровой опоры: к стойке (кулаку) к нижнему рычагу | - | - | - | 85-105 14-18 | 60-80 20-24 | - |
Крепление верхнего шарового шарнира: к стойке (кулаку) к верхнему рычагу | - | - | - | 85-105 14-18 | 50-60 17-23 | - |
Крепление резинометаллических шарниров нижних рычагов подвески | 78-96 | 50-62 | 40-56 | 65-105 | 70-80 (гайки) 40-50 (контргайки) | 180-200 |
Крепление резинометаллических шарниров верхних рычагов подвески | - | - | - | 58-94 | 50-60 | 70-100 |
Крепление осей рычагов: верхнего нижнего | - | - | - | 68-84 | 70-85 40-70 | - |
Крепление переднего амортизатора: верхнее нижнее | - | - | - | 29-46 51-63 | 5-15 27-35 | 28-36 11-16 |
Крепление опоры телескопической стойки к кузову | 20-24 | 20-25 | 25-32 | - | - | - |
Крепление скобы стабилизатора к поперечине передней опоры двигателя | 13-16 | 44-56 | - | - | - | - |
Крепление телескопической стойки к поворотному кулаку | 78-96 | 80-100 | 56-62 | - | - | - |
Крепление штока к опоре телескопической стойки | 66-81 | 90-110 | 24-36 | - | - | |
Гайка резервуара амортизаторной стойки | - | 120-150 | 80-100 | - | - | - |
Крепление рычага рулевой трапеции к чашке пружины | - | 80-100 | - | - | - | - |
Крепление привода передних колес к ступице | 220-247 | 180-200 | 147-194 | - | - | - |
Крепление растяжки | 160-176 | - | - | - | - | - |
Крепление кронштейна растяжки к кузову | 42-52 | - | - | - | - | - |
Крепление штанги стабилизатора к рычагу подвески | 42-52 | 120-160 | - | - | - | - |
Крепление гайки реактивной штанги | - | - | 65-80 | - | - | - |
Крепление болта реактивной штанги | - | - | 44-56 | - | - | - |
Соединение | Модель автомобиля | |||||
ВАЗ- 2109 | АЗЛК- 2141 | ЗАЗ- 1102 | ВАЗ- 2105 | ИЖ- 21251 | ГАЗ- 31029 | |
Крепление кронштейна реактивной штанги | - | - | 32-36 | - | - | - |
Гайка пальца резьбовой втулки передней подвески | - | - | - | - | - | 120-200 |
Крепление колес | 58-72 | 80-100 | 44-56 | - | - | 100-120 |
Крепление фланца к ступице переднего колеса | -- | - | 43-55 | - | - | - |
Задняя подвеска | ||||||
Крепление ступицы заднего колеса | 200-247 | 140-160 | 50-56 | - | - | - |
Крепление сайлент-блоков рычагов и штанг задних подвесок | 67-82 | 80-100 | 40-44 | 68-84 | - | - |
Крепление кронштейнов рычагов подвески | 28-34 | - | - | - | - | - |
Крепление амортизаторов задней подвески: верхнее нижнее | 50-62 67-82 | 28-36 44-56 | 24-36 50-62 | 28-36 39-63 | 28-36 39-63 | 22-32 50-56 |
Гайка резервуара амортизатора | - | 70-90 | - | 70-90 | 40-65 | 50-70 |
Гайки стремянок | - | - | - | - | 50-62 | 50-56 |
Гайки пальцев крепления рессор | - | - | - | - | 50-62 | 70-90 |
Рулевое управление | ||||||
Крепление шестерни рулевого механизма | 23-27 | 40-50 | 29-34 | - | - | - |
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма | 45-55 | 90-110 | - | - | - | - |
Крепление рулевых тяг к рейке рулевого механизма | 70-86 | 80-100 | 20-25 (тяги) 38-48 (кронштейны' | - | - | - |
Крепление вилок карданных шарниров рулевой колонки | - | 20-25 | - | - | - | - |
Крепление упругой муфты фланцевой вилки карданного вала | - | 20-25 | - | - | - | - |
Крепление шаровых пальцев рулевых тяг | 27-34 | 30-40 | 20-25 | 43-54 | 30-40 | - |
Крепление картера рулевого управления | 10-24 | 14-18 | 27-35 | 34-42 | 29-34 | 50-60 |
Крепление рулевого колеса | 31-51 | 30-40 | 32-40 | 32-52 | 35-40 | 80-100 |
Контргайка тяги рулевого привода | 63-77 | 60-80 | 36-50 | - | 80- 100 | - |
Соединение | Модель автомобиля | |||||
ВАЗ- 2109 | АЗЛК- 2141 | ЗАЗ- 1102 | ВАЗ- 2105 | ИЖ- 21251 | ГАЗ- 31029 | |
Крепление кронштейна маятникового рычага | - | - | - | 34-42 | 30-35 | - |
Крепление оси маятникового рычага | - | - | - | 65-105 | - | - |
Гайка крепления рулевой сошки | - | - | - | 200-246 | 120-160 | 105-140 |
Гайка крепления фланца соединительной муфты | - | - | - | - | - | 65-80 |
Гайка стопорная резьбовой втулки вала рулевой сошки | - | - | - | - | 90-100 | - |
Гайка стопорная регулировочной гайки подшипников червяка | - | - | - | - | 110-140 | - |
Гайка стопорная регулировочной пробки рулевого механизма | - | - | 68-80 | - | - | - |
Тормоза | ||||||
Крепление переднего тормоза к поворотному кулаку (стойке) | 29-36 | 70-80 | - | 30-37 | 70-80 | - |
Крепление цилиндра переднего тормоза к суппорту | 115-150 | - | - | - | - | - |
Крепление заднего тормоза к оси | 42-51 | - | - | 40-60 | - | |
Крепление вакуумного усилителя к передней панели | 27-32 | - | - | - | - | - |
Крепление главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю | 27-32 | 28-32 | - | - | 28-32 | 24-36 |
Крепление наконечника гибкого шланга передних тормозов | 29-33 | - | - | - | - | - |
Соединение тормозных трубопроводов | 15-18 | - | 24-30 | - | 18-25 | 15-16 |
Крепление регулятора давления к кузову | - | - | - | - | - | - |
Крепление заднего колесного цилиндра | 3-8 | 7-8 | - | - | 6-8 | |
Крепление направляющего пальца тормоза к цилиндру | 31-38 | - | 14-18 | - | - | - |
Стяжные болты скобы переднего тормоза | - | - | - | - | 62-76 | 62-76 |
Гайка крепления эксцентрика | - | - | - | - | - | 40-60 |
Соединение | Модель автомобиля | |||||
ВАЗ- 2109 | A3J1K- 2141 | ЗАЗ- 1102 | ВАЗ- 2105 | ИЖ- 21251 | ГАЗ- 31029 | |
Электрооборудование | ||||||
Крепление гайки шкива генератора | - | 45-72 | 46-72 | 45-72 | - | - |
Крепление гайки болта крепления генератора | - | - | 47-74 | - | - | - |
Крепление распределителя | - | - | - | -- | - | 60-80 |
Крепление кронштейна генератора к блоку цилиндров | 28-45 | 43-55 | 29-46 | - | - | - |
Крепление стартера к блоку цилиндров | - | 25-32 | 40-52 | - | 54-58 | - |
Свеча зажигания | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 | 30-40 |
Датчик включения вентилятора | - | 40-54 | - | - | - | -- |
Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующие, Н • м:
для Мб....................................................................................... 6-8
для М8..................................................................................... 14-18
для М10................................................................................... 28-36
для Ml2.................................................................................. 50-62
для М14................................................................................... 80-100
для М16................................................................................... 110-140