Плотность электролита при эксплуатации в различных климатических районах
Климатические районы (средняя месячная температура воздуха в январе) | Время года | Плотность электролита, приведенная к 25°С, г/см3 | |
Заливаемого в батарею | После полного заряда | ||
Очень холодный (-50...-30вС) | Зима Лето | 1,28 1,24 | 1,30 1,26 |
Холодный (-30...-15Х) | Круглый год | 1,26 | 1,28 |
Умеренный (-15...-8Х) | То же | 1,26 | 1,28 |
Жаркий сухой (-15...+4Х) | « | 1,22 | 1,24 |
Теплый влажный (0...+4°С) | и | 1,21 | 1,23 |
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от значений, приведенных в таблице, на ± 0,01 г/см3.
Таблица 14
Количество дистиллированной воды, аккумуляторной серной кислоты или концентрированного электролита, необходимое дня приготовления 1 л электролита требуемой плотности (при 25°С)
Требуемая плотность электролита при +2 5 е С. г/см3 | Температура замерзания, | Количество воды и серной кислоты плотностью 1,83 г/см3, л | Количество воды и концентрированного электролита плотностью 1,40 г/см3, л | ||
воды | кислоты | воды | электролита | ||
1,20 | -30 | 0,859 | 0,200 | 0,547 | 0,476 |
1,21 | -34 | 0,849 | 0,211 | 0,519 | 0,500 |
1,22 | -38 | 0,839 | 0,221 | 0,491 | 0,524 |
1,23 | -42 | 0,829 | 0,231 | 0,465 | 0,549 |
1,24 | -50 | 0,819 | 0,242 | 0,438 | 0,572 |
1,25 | -54 | 0,809 | 0,253 | 0,410 | 0,601 |
1,26 | -58 | 0,800 | 0,263 | 0,382 | 0,624 |
1,27 | -60 | 0,791 | 0,274 | 0,357 | 0,652 |
1,27 | -64 | 0,781 | 0,285 | 0,329 | 0,679 |
1,29 | -68 | 0,772 | 0,295 | 0,302 | 0,705 |
1,30 | -66 | 0,761 | 0,306 | 0,250 | 0,750 |
1,31 | -60 | 0,750 | 0,316 | 0,225 | 0,775 |
1,40 | -36 | 0,650 | 0,423 | — | 1,000 |
Поскольку работа с кислотой связана с возможностью получения ожогов при попадании ее на открытые участки тела, при приготовлении электролита необходимо принимать следующие меры предосторожности.
Для приготовления электролита использовать емкость, а также палочку или ложечку для размешивания из кислотоупорного материала (пластмасса, эбонит, керамика, фарфор). Нельзя использовать металлическую посуду ввиду ее окисления, а также стеклянную, так как она может растрескаться при нагреве электролита в процессе его приготовления. Предохраняться от попадания кислоты и электролита на открытые участки тела, одевать резиновые перчатки и защитные очки. При попадании кислоты или электролита на открытые участки тела необходимо немедленно нейтрализовать ее действие при помощи 10%-ного раствора аммиака (нашатырного спирта) или кальцинированной соды, а затем смыть ее остатки большим количеством воды.
Главным правилом при смешивании кислоты и дистиллированной воды является осторожное вливание кислоты тонкой струйкой в уже налитую в нужном количестве в специально приготовленный сосуд дистиллированную воду с постоянным перемешиванием раствора пластмассовой палочкой или ложечкой.
Вливать дистиллированную воду в кислоту КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ! При соединении кислоты с водой выделяется значительное количество тепла. Если вливать воду в кислоту, то из-за меньшей плотности воды она растечется по поверхности кислоты, закипит и будет разбрызгиваться во все стороны вместе с кислотой.
Поскольку даже при правильном смешивании кислоты с водой раствор сильно разогревается, после приготовления необходимого количества электролита его следует охладить и измерить плотность. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторную батарею, должна быть не выше 30°С и не ниже 15°С.
Измерение плотности электролита производится ареометром (см. рис. 290, а). Для этого при помощи резиновой груши 3 внутрь
Рис. 290.Приборы для определения плотности электролита: а — ареометр; б — плотномер; 1 — трубка для забора электролита; 2 — стеклянная колба; 3 — резиновая груша; 4 — шкала дексиметра; 5 — дексиметр; 6 — поплавок; 7 — шкала на корпусе плотномера; 8 — прозрачный пластмассовый корпус
стеклянной колбы 2 ареометра засасывается определенное количество электролита, достаточное для всплывания размещенного внутри колбы денсиметра 5 (поплавка со шкалой) и по уровню жидкости снимается показание плотности с его шкалы.
Еще проще измерить плотность электролита с помощью более компактного и удобного для использования плотномера (см. рис. 290, б). Для этого в его прозрачный пластмассовый корпус 8 также при помощи резиновой груши 3 засасывается небольшое количество электролита, достаточное для всплывания поплавков 6. На пластмассовом корпусе плотномера имеется шкала 7, на которой напротив каждого поплавка отмечена плотность электролита, при которой он всплывает. Плотность электролита определяется по тому из всплывших поплавков, который имеет наибольшее значение плотности всплывания. Например, если всплыли поплавки со значениями плотности 1,19, 1,21, 1,23 и 1,25, то плотность электролита составляет 1,25 г/см3. Следует однако иметь ввиду, что у плотномера более узкий диапазон измерения (обычно 1,19... 1,31 г/см3), поэтому с его помощью нельзя измерить плотность электролита сильно разряженной батареи (свыше 50%).
Одновременно с измерением плотности электролита измеряется его температура. Если температура электролита отличается от 25°С более чем на 5°, то полученное при измерении значение плотности электролита следует скорректировать с учетом температурной поправки. Для этого, если температура электролита больше 25°С, то к показанию прибора прибавляется поправка 0,0007 г/см3 на каждый градус Цельсия, а если меньше — то вычитается.
Оптимальная температура электролита и батареи при ее заливке составляет 15... 30°С, поэтому хранившуюся при низкой температуре батарею, а также готовый электролит имеющие более низкую температуру перед заливкой следует выдержать некоторое время в теплом месте (при температуре не выше 60°С), чтобы обеспечить их температуру в указанных пределах.
После приготовления электролита необходимой плотности и температуры его заливают в аккумуляторную батарею. После заливки сухозаряженной аккумуляторной батареи электролитом она должна отстоятся около двух часов при комнатной температуре для пропитки электродов.
После отстоя батареи производится измерение плотности электролита с учетом его температуры, как это было описано выше. Если плотность залитого в сухозаряженную батарею электролита после ее отстоя понизится более чем на 0,03 г/см3 или напряжение батареи будет менее 12,5 В, батарею следует зарядить.
При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженной аккумуляторной батареи как исключение допускается установка батареи на автомобиль без проверки плотности и напряжения после 20-минутной пропитки. Однако это возможно лишь при небольшом (не более 1 года) сроке хранения батареи с момента ее изготовления и при температуре заливаемого электролита и окружающего воздуха не ниже +15°С. После этого при первой возможности следует проверить плотность электролита и напряжение батареи и при необходимости произвести ее подзаряд.
Проверка технического состояния аккумуляторной батареи включает в себя:
проверку уровня электролита в аккумуляторах батареи;
проверку степени заряженности батареи по плотности электролита;
определение напряжения и ЭДС батареи;
определение фактической емкости батареи.
Проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях с полупрозрачным пластмассовым корпусом производится визуально по имеющимся на корпусе меткам минимального и максимального уровня либо по индикаторам (тубусам) 7 (см. рис. 157). При касании индикатора поверхности электролита в процессе заполнения емкости аккумулятора образуется хорошо видимый через заливную горловину мениск овальной формы, сввдетельствующий о полном заполнении аккумулятора.
Для повышения уровня электролита следует доливать в аккумуляторную батарею чистую дистиллированную воду. Доливать электролит можно лишь в том случае, когда точно установлено, что уровень электролита снизился в результате выплескивания или подтекания, при этом плотность электролита должна быть такой же, что и у залитого в батарею ранее.
Не следует контролировать уровень электролита сразу после заряда батареи или длительной поездки, так как при этом уровень его может оказаться несколько повышенным в связи с бурным газовыделением («кипением»). В этом случае следует дать батарее отстояться до полного прекращения газовыделения, а затем уже контролировать уровень электролита.
Проверка степени заряженности аккумуляторной батареи производится путем измерения плотности электролита.
По изменению первоначальной плотности залитого в аккумуляторную батарею электролита (которая должна соответствовать данным табл. 13) можно определить степень ее разряда. Уменьшение приведенной к температуре 25°С плотности электролита на 0,01 г/см3 свидетельствует о разряде аккумулятора примерно на 6%, т. е. при падении плотности на 0,04 г/см3 разряд аккумулятора составляет 25%, при падении плотности на 0,08 г/см3 — 50%, а при падении плотности на 0,16 г/см3 аккумулятор разряжен полностью. При различной величине снижения плотности электролита в отдельных аккумуляторах общую величину разряда батареи можно ориентировочно определить как среднее значение величин разряда ее аккумуляторов.
Измерение плотности электролита в аккумуляторах батареи производится в том же порядке, что и при приготовлении электроли
та, как это описано выше с приведением измеренною ареометром или плотномером значения плотности к температуре 25°С. Для обеспечения точности измерения плотности электролита перед измерением необходимо произвести проверку уровня электролита. После заряда батареи или длительной работы двигателя перед измерением плотности электролита и его уровня необходимо выдержать примерно 30... 40 мин до прекращения газовьщеления в электролиге и выравнивания его плотности во всем объеме. После долива дистиллированной воды в батарею перед измерение плотности электролита также необходимо выждать некоторое время (примерно 10... 15 мин), чтобы вода смешалась с электролитом и произошло выравнивание его плотности.
Батарею, разряженную летом более, чем на 50% (при средней величине снижения плотности электролита в аккумуляторах на 0,08 г/см3), а зимой более чем на 25% (при снижении плотности электролита на 0,04 г/см3), следует снять с автомобиля и зарядить. Аккумуляторную батарЬю, поставленную на хранение, следует ставить на подзарядку при разряде на 25... 30%, что соответствует снижению плотности электролита в аккумуляторах на 0,04... 0,05 г/см3.
Определение напряжения батареи под нагрузкой производится с использованием специальных пробников с вольтметром и нагрузочными сопротивлениями, имитирующими нагрузку от включения стартера (рис. 291). Для измерения батареи под нагрузкой с использованием пробника его контакты плотно прижимают к выводам батареи и в конце пятой секунды регистрируют показание вольтметра. Если напряжение не менее 9 В — батарея исправна, а если оно ниже, то батарею нужно зарядить.
Определение ЭДС батареи без нагрузки производится пробником при отключеных нагрузочных сопротивлениях либо вольтметром со шкалой на 30 В и ценой деления 0,2 В с соблюдением полярности. Для обеспечения необходимой точности измерение производится примерно через 1 ч после заряда (либо прекращения движения автомобиля) при температуре электролита 15... 30°С. По величине ЭДС можно судить о заряженности батареи — уменьшение ЭДС батареи на 0,01 В соответствует снижению ее заряженности примерно на 1%.
Рис. 291.Пробник аккумуляторный Э-107. |
Определение фактической емкости батареи производится с использованием так называемого контрольного цикла заряда-разря- да, при котором производится сначала заряд батареи током, чис
ленно равным 0,05С10 (С20 — номинальная емкость батареи), а затем разряд током О,05С^ (с помощью специального прибора или реостата с амперметром) до напряжения на выводах батареи 10,5 В. Фактическая емкость Сф батареи определяется умножением времени ее разряда t в часах на величину разрядного тока в амперах, численно равную 0,05С20, т. е. Сф=1:р0,05С20 А* ч.
Если измеренная фактическая емкость батареи меньше 40% ее номинальной емкости, то она подлежит замене, а если больше, то после полного заряда (обычно с применением описанного выше контрольного режима заряда) ее нужно установить на автомобиль для дальнейшей эксплуатации.
При определении технического состояния аккумуляторной батареи на практике обычно ограничивают определением степени заряженности батареи по изменению плотности электролита для определения необходимости ее подзарядки, а исправность батареи и пригодность ее к дальнейшей эксплуатации определяют исходя из возможности надежного пуска двигателя и нормального заряда батареи.
Заряд аккумуляторной батареи в целях обеспечения его наибольшей полноты, а также повышения срока службы батареи рекомендуется производить при постоянной величине зарядного тока, численно равной 0,050^ с применением специальных зарядных устройств. Заряд батареи считается полным, если напряжение на ее выводах остается постоянным в течение 2 ч, при этом во всех аккумуляторах должно наблюдаться бурное газовыделение («кипение»). Плотность электролита после окончания заряда во всех аккумуляторах батареи не должна различаться более чем на 0,01 г/см3. При необходимости следует произвести коррекцию плотности электролита, как описано выше.
Восстановительный цикл заряда-разряда батареи проводится для восстановления ее емкости, снизившейся в результате сульфатации ее пластин или загрязненности электролита. Для этого из разряженной током 0,1С20 до 10,2В батареи нужно слить старый электролит, промыть ее дистиллированной водой и, залив в нее электролит пониженной плотности 1,1 г/см3, зарядить ее малым током, равным 0,02 С20 до появления признаков окончания заряда (стабилизация плотности электролита и ЭДС, «кипение» электролита). После этого слить из батареи электролит пониженной плотности, залить электролит нормальной плотности и полностью зарядить батарею током 0,05 С20, как описано выше. Для полного слива электролита или промывочной дистиллированной воды батарею следует выдерживать в перевернутом вниз отверстиями положении каждый раз в течение 5... 10 мин.
Вышеописанный восстановительный цикл целесообразно совместить с контрольным циклом заряда-разряда (см. пп. «Проверка технического состояния аккумуляторной батареи»), измерив при разряде батареи ее фактическую емкость. Это позволит точно определить техническое состояние батареи и избежать излишней потери времени на проведение длительного восстановительного заряда в случае непригодности батареи к дальнейшему использованию (при фактической емкости менее 40%).
При заряде батареи происходит выделение вредных для здоровья и взрывоопасных газов, поэтому заряд батареи следует производить в отдельном, хорошо проветриваемом помещении, не допуская появления в непосредственной близости от батареи, открытого огня или искр (например, при сварке и т. п.).
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи. Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во многом зависят от своевременного обслуживания и правильного ухода за ней. Батарея должна содержаться в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к повышенному саморазряду. При техническом обслуживании надо протереть поверхность батареи 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью.
Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы, значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в пробках нужно периодически прочищать тонкой проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею при открытом огне.
Необходимо периодически проверять уровень электролита и его плотность, а при необходимости производить полную проверку батареи, как описано выше, в целях более точного определения ее состояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Для длительного хранения батарею необходимо снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в заряженном состоянии в сухом месте при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С, имея в виду, что, чем ниже температура электролита, тем меньше саморазряд. Каждые 3 месяца следует контролировать заряженность батареи по плотности электролита и при необходимости производить ее подзаряд.
При хранении батареи непосредственно на автомобиле следует отсоединить провода от полюсных штырей (если отсутствует специальный выключатель). Надо помнить, что температура замерзания электролита плотностью 1,1 г/см3 составляет минус 7°С, плотностью 1,22 г/см3 — минус 37°С и плотностью 1,31 г/см3 — минус 66°С. Замерзание электролита приводит к разрушению и короблению пластин, появлению трещин в баке и выходу из строя аккумуляторов батареи.
При наличии белого или зеленоватого налета на выводах батареи и клеммах проводов необходимо снять клеммы и удалить налет влажной тряпкой, зачистить контакты до металлического блеска металлической щеткой или шлифовальной шкуркой и после установки клемм нанести на их поверхности тонкий слой смазки ВТВ-1 или другой кислотостойкой консистентной смазки. При снятии клемм не следует прикладывать чрезмерных усилий или делать это при помощи ударов, так как это может привести к поломке ее выводов или появлению трещин на крышке и выходу батареи из строя. Для легкого снятия клемм с выводов следует отпустить стяжной болт крепления клеммы и раздвинуть ее щечки при помощи отвертки.
Ремонт и техническое обслуживание генератора
Неисправности генератора имеют следующие основные признаки: отсутствует зарядный ток при работе двигателя, пониженная сила зарядного тока, не обеспечивающая необходимого заряда аккумуляторной батареи, повышенная сила зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам (контрольной лампе, амперметру, вольтметру) и может быть вызвано выходом из строя ремня привода генератора, неисправностью самого генератора (выходом из строя его щеточного узла, загрязнением контактных колец, замыканием или обрывом электрических цепей элементов генератора), а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.
Определение причины отсутствия зарядного тока генератора целесообразно производить в следующем порядке. Сначала необходимо проверить состояние и натяжение ремня привода генератора (см. разд. «Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения»). Затем следует проверить вольтметром или пробником с отключенными дополнительными сопротивлениями регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключается к клемме «30» (или «+») генератора и к «массе» с соблюдением полярности, устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя (примерно 2000 мин*1) и включаются основные потребители электроэнергии (дальний свет фар, отопитель, габаритные огни). При этом величина напряжения должна быть в пределах 13,7... 14,5 В.
Если регулируемое напряжение генератора находится в указанных пределах, то генератор исправен и нужно проверять цепь заряда аккумуляторной батареи. В противном случае необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить состояние щеток (их износ, отсутствие заеданий в щеткодержателе) и отсутствие загрязнения контактных колец якоря генератора, а также надежность контактов регулятора напряжения и снова замерить напряжение. Если это не даст результатов, то заменить регулятор напряжения на заведомо исправный. Если после замены регулятора напряжение не восстано
вится, то следует снять генератор с автомобиля для более детальной проверки и замены вышедших из строя элементов.
Пониженная сила зарядного тока проявляется в недозаряде аккумуляторной батареи на автомобиле, при этом снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженного зарядного тока могут быть пробуксовка ремня привода генератора, нарушение работы щеточно-коллекторного узла (загрязнение коллектора, износ или заедание щеток), обрыв и междувитковое замыкание или обрыв в одной из фаз обмотки статора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока.
Для определения и устранения неисправности нужно проверить натяжение ремня привода генератора, надежность контактов проводов, снять щеточный узел и проверить загрязненность контактных колец, износ и отсутствие заедания щеток. Если после принятых мер регулируемое напряжение генератора не восстаноовится, то генератор необходимо снять с автомобиля для проверки и замены вышедших из строя элементов.
Повышенная сила зарядного тока вызывает перезаряд аккумуляторной батареи, при этом стрелки контрольных приборов (амперметра, вольтметра) «зашкаливают» при больших оборотах двигателя, а электролит «кипит» и выплескивается из аккумуляторов. Причиной может быть неисправность регулятора напряжения либо аккумуляторной батареи. В этом случае следует проверить регулируемое напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправный регулятор напряжения, либо вышедшую из строя аккумуляторную батарею.
Ремонт генератора состоит в проверке его технического состояния, разборке, проверке состояния его деталей и сборке.
Проверка технического состояния генератора, снятого с автомобиля, производится на специальном контрольно-испытатель- ном стенде, оборудованном электроприводом, обеспечивающим плавное изменение частоты вращения ротора генератора в пределах от 0 до 5000 мин1, вольтметром со шкалой 0... 30 В, амперметром со шкалой 0... 60 А, тахометром и нагрузочным реостатом, расчитанным на ток до 60 А. Схема для проверки генератора на стенде приведена на рис. 292. Проверка на стенде
1 2 |
3 4 5 67 риС 292. Электрическая схема для проверки генератора: |
11 8 Л/ амперметр; 12 — генератор; 13 —'Ю j[тахометр |
1 — электродвигатель стенда; 2 и 10 — вольтметры; 3, 5, 6 и 8 ~ выключатели; 4 и 9 — реостаты; 7 — аккумуляторная батарея; 11 —
заключается в определении минимальной частоты вращения ротора генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой, а также в проверке величин тока нагрузки и регулируемого напряжения.
Проверка минимальной частоты вращения ротора производится при замкнутом выключателе 5 и разомкнутых выключателях 3 и 6. Питание обмоток возбуждения генератора 12 осуществляется от источника постоянного тока (батареи) 7 напряжением 12, 5 В, устанавливаемым реостатом 4 и фиксируется по вольтметру 2. При проверке с нагрузкой, устанавливаемой реостатом 9, замыкается также выключатель 8. При испытании постепенно повышают чатоту вращения ротора, пока напряжение, фиксируемое по вольтметру 10 не достигнет 12,5 В. При испытании с нагрузкой реостатом 9 устанавливается нагрузка 32 А, фиксируемая амперметром 11. Частота вращения ротора, при которой достигается напряжение 12,5 В, не должна превышать (в зависимости от модели генератора) 1000... 1100 мин1 при работе генератора без нагрузки и 1900... 2200 мин1при нагрузке 32 А. В случае большей величины минимальной частоты вращения следует разобрать генератор и проверить обмотки ротора, статора и диоды выпрямительного блока на обрыв или замыкание, как описано ниже.
Сила тока нагрузки определяется при разомкнутых контактах 5 и 3 и замкнутых контактах 6 и 8. При частоте вращения ротора генератора 5000 мин1 и напряжении 13 В сила тока нагрузки должна составлять не менее 40... 55 А (в зависимости от модели генератора). В противном случае следует разобрать генератор и проверить его обмотки и диоды.
Проверка регулируемого напряжения генератора производится при разомкнутом выключателе *5 и замкнутых выключателях 3, 6 и 8. Напряжение источника постоянного тока (батареи) 7 должно быть в пределах 12,2... 12,6 В. Измерение регулируемого напряжения производится по вольтметру 2 при частоте вращения ротора 3500 мин1 и токе нагрузки, устанавливаемом реостатом 9,16 А. Величина регулируемого напряжения при этом должна быть в пределах 13,7... 14,5 В. В противном случае следует заменить регулятор напряжения на заведомо исправный и продолжить проверку. Если и в этом случае регулируемое напряжение окажется меньше 13,7 В, то следует разобрать генератор и проверить его обмотки и диоды.
Разборка генератора производится в следующей последовательности:
отвернуть крепления и снять щеткодержатель вместе с регулятором напряжения И (см. рис. 159);
вынуть стяжные болты 21 и снять крышку генератора вместе со статором;
отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке и извлечь его крышки;
отвернуть гайку крепления шкива вентилятора 14 и съемником снять шкив с вала 5 ротора;
снять при помощи съемника переднюю крышку генератора (со стороны шкива);
при необходимости замены переднего подшипника отвернуть винты его держателя и выпрессовать подшипник из крышки при помощи съемника.
Сборка генератора производится в обратной последовательности.
Проверка состояния деталей генератора включает в себя проверку обмотки возбуждения ротора, проверку обмоток статора, проверку диодов выпрямительного блока.
Проверка обмотки возбуждения ротора производится при помощи омметра. Для этого, подсоединив его щупы к контактным кольцам якоря, нужно проверить отсутствие обрыва или замыканий в обмотке возбуждения по величине сопротивления.
Обрыв в обмотке возбуждения можно определить также при помощи индикатора (контрольной лампы), подключив через него к контактным кольцам аккумуляторную батарею. Данная проверка может быть выполнена и без снятия генератора с автомобиля, после снятия с генератора щеточного узла.
Проверка обмоток статора на обрыв и короткое замыкание производится с помощью индикатора и источника питания (аккумуляторной батареи), как показано на рис. 293. Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание производится омметром. При исправных обмотках сопротивление всех фазных обмоток статора должно быть одинаковым (разница не более 10%).
Рис. 293. Схемы проверки статора генератора: а — на обрыв; б — на короткое замыкание; 1> 2, 3 — выводы фазных обмоток; 4 — сердечник статора; 5 — обмотки; 6 — контрольная лампа;7 — щуп;S— аккумуляторная батарея |
Проверка диодов выпрямительного блока производится при помощи индикатора (лампы мощностью 1... 5 Вт) и аккумуляторной батареи. Исправный диод про
пускает ток только в одном направлении. Неисправный может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), либо пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание). В случае повреждения одного из диодов выпрямительного блока необходимо заменять целиком выпрямительный блок в сборе.
Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив: провода от аккумуляторной батареи и генератора и вывод регулятора напряжения от клеммы «30» (клеммы «+») генератора. Проверить можно омметром или с помощью индикатора и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 294. Если при проверке по схеме, показанной на рис. 294 а, контрольная лампа горит, то в одном или нескольких диодах имеется замыкание. Если лампа горит при проверке по схемам, показанным на рис. 294 б,в, то замыкание имеется соответственно в одном или нескольких «отрицательных» или «положительных» диодах. В любом случае дефектный выпрямительный блок подлежит замене.
Рис. 294.Проверка диодов выпрямителя генератора автомобиля ЗАЗ-1102: а — проверка одновременно «положительных» и «отрицательных» диодов; б — проверка «отрицательных» диодов; в — проверка «положительных» диодов; G1 — генератор; G2 — аккумуляторная батарея; HL — контрольная лампа |
Проверка регулятора напряжения производится по схеме, показанной на рис. 295, с использованием источника питания на 24 В (можно использовать две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно). При установке потенциометром 6 напряжения 12 В лампочка должна гореть (если не горит, то в регуляторе пробой и его надо заменить). При повышении напряжения до 13, 7... 15,5 В лампа должна погаснуть. Если лампа не гаснет и при более высоком напряжении, то регулятор неисправен и подлежит замене.
Помимо указанных проверок производится проверка износа
Рис. 295. Проверка регулятора напряжения Я112-В: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — провод, замыкающий клеммы «Б» и «В»; 4 — контрольная лампа; 5 — вольтметр; 6 — потенциометр
контактных колец ротора и подшипников. При износе колец свыше 0,5 мм по диаметру (канавка) кольца протачивают. Изношенные подшипники с повышенным люфтом или заеданием заменяют на новые.
Техническое обслуживание генератора. При обслуживании генератора следует обратить внимание на его чистоту. Не допускается работа генератора с отсоединенной от зажима 30 аккумуляторной батареей, так как при этом возникают кратковременные перенапряжения на зажиме 30 генератора, которые могут вызвать повреждение регулятора напряжения и электронных устройств в бортовой сети автомобиля.
Ежедневно следует контролировать работу генератора по приборам.
Через 10 ООО...15 ООО км пробега подтягивают крепления генератора на двигателе. Проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводного ремня в порядке, описанном в разделе «Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения».
Через 60 000 км пробега нужно снять генератор, разобрать, очистить и протереть все детали, продуть сжатым воздухом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости кольца надо зачистить мелкозернистой шкуркой или проточить, а щетки заменить вместе со щеткодержателем, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5... 8 мм.
Ремонт и техническое обслуживание стартера
Неисправности стартера. К основным неисправностям стартера относятся ослабление крепления подводящих проводов, изнашивание или загрязнение щеток и коллектора, окисление контактов выключателя, обрыв или замыкание в обмотках, изнашивание деталей муфты свободного хода и зубьев шестерни. Эти неисправности приводят к тому, что стартер не работает совсем, не развивает нужные частоту вращения и мощность, при включении якорь стартера вращается, а коленчатый вал неподвижен, создается сильный шум при включении и работе стартера.
При включении стартер не работает совсем, характерных щелчков тягового реле не прослушивается. Для выявления причин нужно включить фары и стартер. Если при включении стартера накал ламп не будет изменяться, это указывает на плохой контакт или обрыв в цепях вспомогательного реле или в цепи основного рабочего тока стартера.
Если накал ламп сильно уменьшается, то вероятной причиной может быть плохое состояние аккумуляторной батареи или нарушение контакта в ее клеммных соединениях, а также неисправность электродвигателя стартера. Места плохого контакта в электрических цепях и обрыва определяются последовательным подключением контрольной лампы в указанных электрических цепях. При необходимости надо проверить степень заряженности аккумуляторной батареи. Если при включении стартера прослушиваются характерные щелчки, это означает, что тяговое реле исправно.
При включении стартера коленчатый вал проворачивается очень медленно. Наиболее частыми причинами этого являются недостаточная заряженность аккумуляторной батареи, окисление и (или) ослабление креплений контактов рабочей электрической цепи стартера или пробуксовка (проворачивание) роликовой муфты свободного хода. При исправной аккумуляторной батарее стартер необходимо снять для проверки и устранения неисправностей.
При включении стартера якорь вращается, а маховик неподвижен. Причинами этой неисправности могут быть пробуксовка муфты свободного хода, выпадение оси или поломка рычага муфты, поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины.
Сильный шум при включении и работе стартера возможен при ослаблении его крепления, обрыве удерживающей обмотки втягивающего реле, поломке зубцов шестерни привода и венца маховика.
Сильный шум после пуска двигателя означает, что стартер не выключается. Необходимо быстро заглушить двигатель, отключить аккумуляторную батарею, проверить крепление стартера, а при необходимости снять его и проверить состояние зубцов шестерни привода и обмоток втягивающего реле (замыкание).
Ремонт стартера включает в себя проверку работоспособности на стенде, разборку, проверку деталей и сборку.
Проверка стартера производится на специальном стенде в режиме холостого хода и под нагрузкой. Электрическая схема включения стартера при проверке приведены на рис. 296. Соединительные провода к батарее и амперметру должны иметь сечения не менее 16 мм2. При подводимом напряжении 12 В стартер должен на холостом ходу потреблять ток в пределах 70... 85 А (в зависимости от модели), а частота вращения якоря должна быть в пределах 5000±500 мин1.
Рис. 296. Схема включения при испытании стартера: 1 — рычаг; 2 — динамометр; 3 — стартер; 4 — втягивающее реле стартера; 5 — выключатель; 6 — вольтметр; 7 — указатель тока; 8 — шунт указателя тока; 9 — аккумуляторная батарея |
Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения, а также шум во время работы свидетельствуют об электрических или механических неисправностях. Уменьшенный потребляемый ток и пониженная частота вращения якоря при нормальном напряжении ^а клеммах стартера свидетельствуют
0 нарушении контактов в соединениях проводов или в щеточном узле (износ, заедание щеток, загрязнение коллектора).
Для испытания стартера под нагрузкой в режиме полного торможения на шестерню привода надевают зажимное приспособление с рычагом 1, соединенном с динамометром 2, и определяют тормозной момент. Для этого производится кратковременное (не более 4—5с, чтобы не перегреть и не повредить обмотки стартера) включение стартера и измерение развиваемого им усилия по шкале динамометра. При умножении измеренной динамометром величины усилия на длину плеча рычага
1 определяют развиваемый стартером крутящий момент, который должен соответствовать паспортным данным стартера.
Разборка стартера производится в следующем порядке: отсоединить от втягивающего реле 10 (см. рис. 162) вывод катушки возбуждения и снять его, отсоединив от крышки 7;
вывернуть стяжные болты 23 (у стартера автомобиля ВАЗ- 2109 предварительно сняв кожух 22), снять крышку со щетками и вынуть щетки из щетк