Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей
Тариф является ценой на транспортную продукцию. Тариф -это система ставок, по которым взимается плата за пользование чем-нибудь, в том числе за оказание транспортных услуг.
Цена в любой экономической системе выполняет измерительную, регулирующую, стимулирующую и ориентирующую функции.
Сущность ценовой тарифной политики состоит в обеспечении возмещения транспортному предприятию необходимых затрат и укреплении транспортного потенциала экономики, а также в сокращении транспортных затрат в конечной цене производимого продукта (в этом проявляется социальное значение транспорта). Ценовое решение — основная проблема любого предприятия, так как от цены зависит объем продаж, конкурентоспособность фирмы, ее доход, положение на рынке, финансовая и деловая устойчивость.
Опыт формирования и применения транспортных тарифов в развитых странах показывает, что тарифная политика рассматривается как единая ценовая политика экономики страны, как важнейший фактор стабильного развития всей социальной и экономической сферы в связи с особой ролью транспорта, заключающейся в том, что увеличение транспортной составляющей может привести к неконкурентности продукта обслуживаемой отрасли на рынке. Сегодня это проявляется, например, на внешнем рынке России, которая перевозит много сырья и полуфабрикатов, не имея перерабатывающих предприятий на местах производства, что увеличивает затраты на транспорт в 2 — 3 раза, отражаясь негативно на конечной стоимости товара. Кроме того, продавая сырье, мы завозим из-за рубежа готовую продукцию из этого же сырья, дополнительно увеличивая наши оптовые и розничные цены.
Транспортные тарифы формируют доходы транспорта, но при этом являются транспортными издержками потребителя, который платит за оказываемые ему услуги. Получается парадоксальная ситуация: грузовладельцы хотят получить услуги по более низким ценам, что даст им возможность не увеличивать резко цену на производимый продукт, а транспортные работники желают продать свою продукцию по большей цене для получения не только вложенных на транспортировку затрат, но и прибылей для дальнейшего развития предприятия. Поэтому предприятия договариваются о конкретной цене с учетом, в том числе, дополнительных требований потребителя, т. е. правильнее говорить о тарифном (ценовом) соглашении.
При назначении цен на транспортные услуги рассчитывается, прежде всего, их себестоимость (затраты на производство единицы продукции), которая должна рассматриваться как нижняя граница цены, а также средние цены на рынке подобных услуг и предельная платежеспособность потребителя, которые определяют верхнюю границу цены. Тарифное соглашение будет заключено внутри этих рамок.
Абсолютная величина тарифной ставки, основу которой составляет себестоимость перевозки, зависит от конъюнктуры транспортного рынка, спроса и предложения на транспортные услуги. Тариф обладает регулирующей и социальной функцией, влияющей на размещение и использование производства, цену готовой продукции, а следовательно, и на положение отдельных отраслей, поэтому государство любой страны осуществляет определенный контроль за ценами и устанавливает транспортные тарифы, на отдельных территориях, видах транспорта или видах перевозок (в нашей стране это, прежде всего, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и приравненные к ним, а также повсеместно область пассажирских перевозок).
Основу тарифной платы составляет расстояние перевозки, размер единовременной отправки, транспортная характеристика груза (класс груза), специализация подвижного состава, территориальные условия выполнения перевозок. Каждый из этих факторов обладает объективным характером и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.
Тарифы подразделяются по виду перевозок на грузовые и пассажирские; общие (для основной номенклатуры грузов), исключительные (для отдельных грузов или условий перевозки), специальные (для специфических услуг), повременные (по времени занятости транспортного средства) и др.
Грузовые и пассажирские тарифы различаются по виду сообщения (городские, междугородные, международные и т.д.); скорости движения (обычная, скорая, пассажирская, экспресс); виду отправки (мелкая, повагонная, судовая и др.); типу подвижного состава и другим признакам.
Транспортные тарифы могут быть:
-государственными — регулируются на федеральном уровне;
- региональными или местными — согласовываются с региональными или местными властями;
-отраслевыми — устанавливаются отраслевыми транспортными организациями;
-свободными — устанавливаются предприятиями;
-договорными — устанавливаются по договору с потребителями;
-контрактными — заключаются на единичную или долговременную перевозку. Как правило, они являются конфиденциальными.
На рынке цены могут колебаться в значительных пределах, что связано не только с возможностью предприятий, но и в значительной степени с колебаниями спроса и предложений, видом транспорта и т.д.
Широко используется ценовая дискриминация, т.е. ограничение или уменьшение цены в зависимости от условий продаж и, прежде всего, от объема потребления или доходов покупателей с учетом преференций. Примером могут служить пассажирские перевозки, при которых широко применяется система преференций: сезонные скидки с транспортных тарифов (в зимний период для поездок в пригородную зону); льготы пенсионерам (в отдельных городах разных стран пенсионеры могут ездить бесплатно или за невысокий процент от полной стоимости билета); студентам; постоянным клиентам; «семейный тариф» (при поездке семьи дети перевозятся бесплатно или за небольшой процент в зависимости от возраста); продажа заказанных, но невостребованных билетов со значительной скидкой и др.
Ценовая политика требует от предприятия знания модели рынка, ценовой политики конкурентов, возможностей своего производства, наличия информации о будущем состоянии рынка. Большую роль играет так называемый бизнес-план, т.е. детальный расчет указанных выше факторов с учетом возможностей развития предприятия в будущем.
Рост рыночных цен может привести к экономической и социальной опасности для государства, поэтому одна из обязанностей государства состоит в регулировании цен.
Специфика отдельных видов транспорта, имеющих разные сферы деятельности и оказывающих различные услуги потребителям, отражается на себестоимости и объемах перевозок, поэтому транспортные издержки по разным видам транспорта различны.
Наиболее дорогим видом транспорта для экономики страны является автомобильный, но его преимущества при рыночных условиях, требующих перевозки «точно в срок», позволяют сократить время доставки, что приводит к широкому его применению.