Структурный и логический контроль входных сообщений.

Различают структурный (форматный) и логический контроль поступающих сообщений.

При форматном контроле:

- определяется число знаков в каждом введенном показателе и сравнивается с необходимым их количеством,

- проверяется наличие допустимого количества показателей во введенном сообщении,

- проверяется наличие алфавитного символа там, где должен стоять цифровой символ и наоборот.

При логическом контроле:

- проверяется значение каждого показателя сообщения области допустимых значений, которая содержится в НСИ,

- делается проверка на взаимное логическое соответствие отдельных показателей друг другу внутри каждой фразы введенного сообщения (внутрифразовый) и между различными фразами (межфразовый контроль),

- выявляется наличие ошибок в наиболее важных показателях сообщения (коды станций, номера вагонов и т.д.) с помощью расчета контрольных знаков.

Форматный и логический контроли выполняются для служебной и информационных фраз сообщения.

Основные типы ошибок, наиболее часто встречающихся при подготовке информационных сообщений приведены в табл.4.1.

Таблица 4.1.

Типы ошибок при подготовке информационных сообщений

Код ошибки Тип ошибки Пояснения
1. Ошибки форматного характера
1.1. Контроль правильности оформления сообщения 02 в целом
Несуществующий код сообщения Искажен код номера сообщения
Сообщение без признака начала или/и конца Нет признака начала (: или/и конца :) сообщения
1.2. Форматный контроль служебной фразы
Недопустимое количество показателей во фразе Количество показателей в служебном блоке (фразе) должно находиться в пределах 11-17
Ошибка формата показателя Неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ
1.3. Форматный контроль информационной фразы
Недопустимое количество показателей во фразе Количество показателей в информационной фразе должно находиться в пределах 3-15
Ошибка формата показателя Неверное количество знаков в показателе или недопустимый символ
2. Ошибки логического характера
2.1. Логический контроль служебной фразы
Номер поезда должен соответствовать заданным в НСИ пределам Номер сквозного грузового поезда должен находиться в пределах 2001-2998
Код станции формирования должен соответствовать заданным в НСИ пределам Код станции формирования должен находиться в пределах 01002-99992
Признак списывания состава должен соответствовать заданным в НСИ пределам Признак списывания состава должен быть 1 или 2
Дата и время должны соответствовать заданным в НСИ пределам Число должно находиться в пределах 01-31, месяц – 01-12, минуты – 00-59
Код отметки о маршруте должен соответствовать заданным в НСИ пределам Код должен находиться в пределах 0-4

Продолжение табл. 4.1.



2.2. Логический контроль информационной фразы
При ненулевом весе груза должны быть сведения о станции назначения вагона Анализируются показатели 4 и 5 информационного блока
При ненулевом весе груза должны быть сведения о коде грузополучателя Анализируются показатели 4 и 6 информационного блока
Вес груза должен быть не более грузоподъемности вагона Значение показателя 4 сравнивается с данными НСИ
Недопустимое значение контрольного знака в номере вагона Контрольный 8-й знак должен быть равен знаку, рассчитанному по модулю 10 на основе первых семи знаков номера вагона
Недопустимое значение контрольного знака в коде станции Контрольный 5-й знак в коде ЕСР должен быть равен знаку, рассчи-танному по модулю 11 на основе первых четырех знаков кода
2.3. Логический межфразовый контроль
Неверно оформлена группа вагонов, следующих по одной накладной или сцеп Отметка о группе вагонов, следующих по одной накладной, СЦЕПе должна присутствовать не менее, чем у двух вагонов
Неверно оформлена группа вагонов, следующих по одной накладной или сцеп В группе вагонов, оформленной по одной накладной, ненулевой вес груза должен быть проставлен у каждого вагона
Нарушена порядковая нумерация информационных фраз Пояснения не требуется
Значения показателей в служебной фразе не соответствуют значениям показателей информационных фраз Значения «Особых отметок» в служебной фразе не соответствуют значениям аналогичных «Особых отметок» в информационных фразах
Одинаковые инвентарные номера вагонов Пояснения не требуются


Пример выявления ошибок в служебной и информационной фразах сообщения 02

При обнаружении ошибок абоненту, пославшему сообщение, выдается диагностическое сообщение 497, содержащее наименование показателей, где обнаружены ошибки и коды ошибок.

Пример сообщения 497:

(: 0497 ВЦМСК 0700008 25 07 14 30 001:

Ю1 0000 0002 59 00 0700+051+0707 :)

0497 – код сообщения

ВЦМСК – код пункта передачи сообщения;

0700008 – код абонента

25 07 14 30 – дата, месяц, час, минуты формирования сообщения;

001 – количество сообщений в пакете;

Ю1 – название информационного блока;

0000 – сообщение принято без ошибок;

0002 – код проконтролированного сообщения;

59 – количество записей в информационном блоке;

00 – количество непринятых записей;

0700+051+0707 – идентификатор сообщения (индекс поезда).

Если проконтролированное сообщение содержало ошибки то, в сообщении 497 будет указан номер ошибочной записи, идентификатор записи, код ошибки, номер ошибочного поля.

В таблице 4.2 приведены примеры ошибок, выявляемых в процессе форматного и логического контроля.

Таблица 4.2.

Приложение Б (информационное)  
Перечень ошибок структурного и логического контроля входных сообщений
Номер ошибки Номер исходящего сообщения Текст ошибки Характер ошибки Краткая аннотация ошибки
.01 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 249, 555 Ю2 000.01 Несуществующий номер исходящего сообщения Исправить номер сообщения и ввести его заново в ЭВМ
.02 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .02 NC Количество показателей в фразе больше или меньше допустимого Для сообщения 02: служебная фраза может содержать минимум 11 показателей ("дата и время" включительно) и максимум 15 показателей ("Маршрут" включительно). Информационная фраза - минимум 3 показателя ("Ролик" включительно), максимум 15 показателей ("Примечание" включительно)
        Для сообщения 09: а) служебная фраза - min 11 показателей ("Минуты" включительно) и max 12 показателей ("Номер парка / номер пути" включительно). Информационная фраза - min 2 показателя ("Номер вагона" включительно), max 15 показателей ("Примечание" включительно); б) по операции прицепки (код 14): после информационной фразы с кодом корректировки 14 должна следовать информационная фраза с кодом корректировки 00, которая включает номер вагона и необходимые сведения о нем.
           

Продолжение табл. 4.2.

.02 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .02 NC Количество показателей в фразе больше или меньше допустимого Для сообщения 241: служебная фраза должна содержать 8 показателей ("Код операции" включительно). Информационная фраза - минимум 4 показателя ("Масса груза" включительно), максимум 13 показателей ("Примечание" включительно).
        Для сообщения 242: служебная фраза должна содержать 8 показателей ("Код операции" включительно). Информационная фраза - минимум 2 показателя ("Номер вагона" включительно), для первой фразы - минимум 4 показателя ("Код грузополучателя" включительно) и максимум 7 показателей ("Примечание" включительно).
        Для сообщения 200, 201, 204: служебная фраза может содержать минимум 11 показателей ("Дата и время" включительно) и максимум 13 показателей (для номера 200 "Номер пути перегона"; 201, 204 "Признак работы с локомотивом" включительно).
        Для сообщения 202, 203, 05: может содержать минимум 11 показателей ("Минута" включительно) и максимум 15 показателей ("Номер парка / номер пути" включительно).
.02 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .02 NC Количество показателей в фразе больше или меньше допустимого Для сообщения 200, 201: информационная фраза может содержать минимум 7 показателей ("Табельный номер машиниста" включительно) и максимум 8 показателей ("Фамилия машиниста" включительно).

Продолжение табл. 4.2.

.03 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .03 Отсутствуют информационные фразы или все информационные фразы ошибочны
.04 02, 09, 241, 555 .04 Неверно оформлен маршрут, группа вагонов, следующих по одной накладной, сцеп, рефрижераторные секции и поезда Маршрут, группа вагонов, следующих по одной накладной, сцеп, рефрижераторные секции и поезда оформляются согласно инструкции по ДУ-1
.05 02, 09, 241, 242, 248, 249, 555 .05 Не возрастают номера информационных фраз исходного сообщения Для сообщений 02, 241, 242: если в сообщении нет других ошибок, то сообщение принимается к расчету, при этом ЭВМ нумерует информационные фразы в порядке возрастания фраз (ошибка является предупреждающей)
.05 02, 09, 241, 242, 248, 249, 555 .05 Не возрастают номера информационных фраз исходного сообщения Для сообщения 09, 248, 249: а) после информационной фразы с кодом корректировки 02, 04, 14, 33, 81, 83, 86, 88, 91 должна следовать информационная фраза с кодом корректировки 00, содержащая номер вагона и необходимые сведения о нем; б) в первой информационной фразе код корректировки не может быть равен 00.

Продолжение табл. 4.2.

.07 02, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .07 NC Отсутствует значение требуемого показателя исходного сообщения необходимо дополнить фразу требуемыми показателями (NC - номер показателя)
.08 02, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .08 NC1 - NC2 Значение показателей во фразе не соответствует друг другу К фразе исходного сообщения NC1 должен соответствовать показателю NC2.
.09 .02 .09 18 Неверно оформлен маршрут Если в служебной фразе сообщения 02 признак маршрута проставлен от 1 до 4, то в информационной фразе принадлежность вагона к маршруту указывается цифрой 2. Общая масса маршрута против первого вагона разрешается проставлять только при перевозке грузов прямыми и кольцевыми маршрутами. При формировании маршрутной групповой отправки с признаком от 3 до 6 масса груза должна быть указана против каждого вагона.
.09 200-205, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .09 NC1 - NC2 Значение показателей служебной и информационной фраз не соответствуют друг другу Показатель NC1 служебной фразы должен соответствовать показателю NC2 информационной фразы

Продолжение табл. 4.2.

02, 09, 241, 242, 248, 249, 555 .10 Одинаковые инвентарные номера вагонов
02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .11 Код пункта передачи из автоответа не соответствует станции совершения операций из сообщения
02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .12 Сбой ЭВМ  
02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .13 Нет начала "(:" или конца ":)" исходного сообщения

Продолжение табл. 4.2.

.02 .14 В ЭВМ для сообщения 02 есть информация о поезде с подробным индексом Если при поступлении сообщения 02 установлено, что в ЭВМ есть сведения о поезде с таким же индексом (на который не передавались другие сообщения) и совпадают инвентарные номера хотя бы у трех вагонов, то сообщение принимается к расчету, заменяя предыдущее; в противном случае сообщение принимается к обработке, присваивая третий знак порядковому номеру этого состава (слева относительно двух основных) и информирует от этом абонента
09, 200-205, 244, 333, 555 .14 Информация о данном поезде нет в ЭВМ или в ней имеются ошибки. В ЭВМ нет информации о вагонах, на которые пришло информационное сообщение
02, 09, 241, 555 .15 NC Недопустимое значение служебных символов Щ1, Щ2, апостроф NC - номер показателя, который принимает недопустимое значение. Символ Щ1 используется для пропуска нулевых показателей с 4 по 8 включительно; Щ2 - для пропуска нулевых показателей с 9 по 14 включительно; ' (апостроф) - для разделения (начиная с 4-го показателя включительно) буквенного и буквенно-цифрового примечания от остальной информации в случае, когда нужно опустить незначащие реквизиты строки до графы "Примечание"
           

Продолжение табл. 4.2.

02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .16 NC Недопустимое значение показателя исходного сообщения NC - номер показателя, который принимает недопустимое значение. Для сообщений 09: а) код корректировки может принимать только значение 01, 02, 03, 04, 06, 08, 11, 14, 33, 81, 83, 86; б) нельзя удалять группу вагонов из маршрута с одной массой в голове, если масса груза после удаления группы больше, чем суммарная масса вагонов в маршруте
02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .17 NC Количество знаков в показателе больше или меньше допустимого или недопустимый (нецифровой) символ
09, 248, 249, 555 .19 Корректируемых фраз нет в исходном сообщении Для сообщения 09 ошибка возникает, когда в составе поезда нет отцепляемого или перецепляемого вагона, вагона, у которого корректируются данные, или вагона, за которым (перед которым) вставляются или прицепляются вагоны. Для сообщений 248, 249 ошибка возникает, когда в ЭВМ нет удаляемого вагона или вагона, за которым должны вставляться вагон или группа вагонов
241, 242, 244, 248, 249 .20 Нарушена порядковая нумерация сообщений

Продолжение табл. 4.2.

200, 201, 202 .21 Локомотив отсутствует в числе контролируемых
02, 09, 248, 249 .22 Недопустимый интервал времени между текущей и предыдущими операциями
200-205 .23 Нарушена логическая операция с поездом Текущая операция, указанная в сообщении, не может следовать непосредственно за предыдущей операцией с поездом
02, 09, 200-205 .25 Время совершения операций дольше текущего Для сообщений 02, 09 время, указанное в служебной фразе, не должно превышать времени ЭВМ больше чем на 10 минут. Для сообщений 200-205 время, указанное в служебной фразе, не должно превышать времени ЭВМ
09, 200-205 .26 Дата и время совершения операций меньше времени предыдущего сообщения Дата и время совершения операций меньше или равны дате и времени предыдущего сообщения

Продолжение табл. 4.2.

02, 09, 200, 201, 202, 241, 242, 248, 249, 555 .33 02 Неверно указан контрольный знак в инвентарном номере вагона (локомотива)
.02 .34 Количество фраз в сообщении больше допустимого предела
02, 09 .90 Нарушение плана формирования поездов или вагонов
02, 09 .92 XXX Поезд недогружен (указывается масса недогруза в тоннах - XXX) Ошибка является предупреждающей и исправлений не требует
02, 09 .93 ХХ Поезд следует с нарушением нормы длины (указывается количество недогруженных вагонов) Ошибка является предупреждающей и исправлений не требует
Р1 200-205 .Р1 Повторный ввод В ЭВМ вводится сообщение, которое уже принято

Наши рекомендации