II. Виды занятий и методЫ обучения

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства»является изучение основных понятий, категорий, принципов, источников предпринимательского права.

Цель изучения дисциплины- ознакомить студентов с правовым содержанием понятийного аппарата учебной дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Особое внимание следует уделить разнообразию видов транспортных средств и договоров перевозки на современном этапе развития общества и государства.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

- иметь представление:

· о дисциплине «Транспортные и экспедиционные обязательства», ее содержании, понятии и развитии;

· о специфике правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением транспортной деятельности;

· о связи данной дисциплины с другими юридическими науками и учебными дисциплинами;

· о роли государства в регулировании общественных отношений, связанных с осуществлением транспортной деятельности;

- знать:

· особенности правового регулирования транспортной деятельности и правовой механизм ее регулирования;

· законодательство России о транспорте;

· организационно-правовые основы транспортной деятельности;

· правовые основы управления транспортной деятельностью;

· рыночную основу транспортной деятельности;

· правовые основы обеспечения нормального осуществления транспортной деятельности, охраны и защиты прав, свобод и интересов в ее сфере.

- уметь:

· логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике, связанной с осуществлением транспортной деятельности;

· свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

· анализировать и находить решение проблем, связанных с правовым регулированием общественных отношений по поводу транспортной деятельности.

Задачей изучения дисциплины является: исследование нормативной базы; изучение особенностей применения нового законодательства с учетом и анализом всех нововведений; исследование иностранного законодательства и практики его применения.

II. Виды занятий и методЫ обучения

Лекционные занятия направлены на исследование основных аспектов транспортного законодательства, акцентировать внимание студентов на противоречивые и двойственные вопросы с точки зрения юриспруденции.

Семинарские занятия проводится в форме сообщений, свободного, активного и творческого обсуждение вопросов, поставленных в плане семинара, живой дискуссии, деловых игр по соответствующей тематике.

Дисциплина рассчитана на 144 часа. Форма проведения занятий включает лекционные (28 часа) и семинарские (26 часов) занятия. В конце изучения дисциплины предусматривается экзамен.

Самостоятельная работа. Нормативный объем самостоятельной работы студентов составляет 90 часов. В пределах этого времени студенты должны осуществлять подготовку к семинарским занятиям и дополнительно освоить те разделы дисциплины, которые в виду ограниченности аудиторных часов не могут быть изучены в достаточной степени. Отчёты студентов о проделанной работе на семинарских занятиях принимают вид: докладов, решения задач и тестов. Для самостоятельной работы рекомендуется литература, которая приведена в списке литературы, указанном в учебно-методическом комплексе.

III. Формы контроля

Оперативный контроль

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Он проводится в письменной форме в виде тестовых заданий по теме лекции.

Рубежный контроль

Рубежный контроль проводится в форме курсовой работы.

Итоговый контроль

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусматривается:

- экзамен.

VI. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Транспортные и экспедиционные обязательства»

№ п/п ТЕМЫ Всего часов В том числе очно/очно-заочного Формы контроля
Аудиторная работа Самостоятельная работа (час.)
Лекции (час.) Практич. Занятия (час.)
1. Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Виды транспорта. Лицензирование транспортной деятельности     14/24 4/2     2/-     8/22     ОК
2. Общие положения договорных обязательств на транспорте. Договор перевозки грузов.   26/28 4/4   4/2   18/22   ОК
3. Договор перевозки пассажира и багажа. 24/26 4/2 4/2 16/22 ОК
4. Правовое регулирование международных перевозок. 22/24 4/2 4/- 14/22 ОК
5. Другие виды договоров на транспорте. 34/24 8/2 8/- 18/22 ОК
6. Ответственность сторон по договору перевозки. Претензии и иски.   24/18 4/2   4/-   16/16   РК
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ         курсовая работа
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ         Экзамен
ИТОГО: 28/14 26/4 90/126  


V. Программа дисциплины

Введение

Учебная дисциплина «Транспортные и экспедиционные обязательства»является фундаментальной дисциплиной. В условиях интенсивного развития рыночной экономики в Российской Федерации и глобализации отношений, возникает необходимость во всестороннем изучении основ торговых отношений, породившие появление и развитие международных внешнеэкономических отношений, в том числе перевозки грузов, пассажиров.

Особенность данной учебной дисциплины состоит в сочетании правоотношений, регулируемых комплексом норм различных отраслей права. Нормы законодательства о транспорте, регулируют отношения между транспортными предприятиями и клиентом, которые отличаются многообразием и сложностью, что объективно потребовало выделения в единую систему всех норм права и соответственно, в самостоятельный курс.

Тема 1. Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Виды транспорта. Лицензирование транспортной деятельности

Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Транспортное законодательство. Место международного права в регулировании отношений на транспорте. Источники транспортного права. Гражданский кодекс РФ. Транспортные уставы и кодексы. Другие законодательные и подзаконные нормативные акты. Система транспортного законодательства.

Правовые основы управления транспортным комплексом. Министерство транспорта РФ. Основные задачи федеральных органов управления на транспорте.

Правовое регулирование лицензирования транспортной деятельности. Виды деятельности, подлежащие лицензированию. Порядок осуществления лицензирования и выдачи лицензии. Основания прекращения и приостановления действия лицензии. Органы, выдающие лицензию на деятельность в области транспортного обслуживания. Особенности лицензирования перевозок грузов, пассажиров и багажа.

Основные понятия: предмет правового регулирования, источник права, метод (юридический режим) правового регулирования, транспортное право, лицензирование, лицензия.

Контрольные вопросы

1. Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Место дисциплины в системе права.

2. Система транспортного законодательства. Понятие дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства» как учебной дисциплины.

3. Источники дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства».

4. Правовые основы управления транспортным комплексом. Министерство транспорта РФ.

5. Основные задачи федеральных органов управления на транспорте. Лицензирование на транспорте.

Тема 2. Общие положения договорных обязательств на транспорте.

Договор перевозки грузов.

Понятие и правовое регулирование договора перевозки, виды договоров перевозки, участники договорных отношений, связанных с перевозками, основания заключения договора перевозки, основания расторжения договора перевозки.

Понятие и виды договоров перевозки грузов. Элементы обязательства по перевозке грузов, права и обязанности сторон. Основания возникновения обязательств по перевозке грузов.

Особенности перевозки грузов различными видами транспорта. Определение видов транспортных средств в соответствии с действующим законодательством.

Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте. Заявки на перевозку грузов. Осуществление приема и выдачи груза. Транспортная железнодорожная накладная. Порядок расчетов за перевозку. Переадресовка груза. Обращение взыскания на грузы, багаж и грузобагаж.

Договор морской перевозки грузов. Чартер. Коносамент. Обязанности участников морской перевозки. Ответственность перевозчика за несохранность груза. Основания освобождения перевозчика от ответственности. Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности.

Договор перевозки грузов на внутреннем водном транспорте: особенности, содержание.

Договор автомобильной перевозки грузов. Обязанности участников договора автомобильной перевозки грузов. Содержание договора.

Договор воздушной перевозки груза. Воздушные перевозки опасных грузов. Договор воздушной перевозки почты. Договор фрахтования воздушных судов (воздушный чартер).

Перевозка груза в прямом смешанном сообщении: особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Субъекты перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Накладная, сопровождающая груз.

Основные понятия:договор перевозки грузов, базисные условия, грузоотправитель, грузополучатель, коносамент, консолидированный груз, накладная, негабаритный груз, перевозчик, чартер, фрахт.

Контрольные вопросы

1. Понятие и правовое регулирование договора перевозки: виды, участники, содержание.

2. Договоров перевозки грузов.

3. Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте.

4. Договор морской перевозки грузов. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер). Бербоут-чартер.

5. Договор перевозки грузов на внутреннем водном транспорте.

6. Договор автомобильной перевозки грузов.

7. Договор воздушной перевозки груза.

8. Перевозка груза в прямом смешанном сообщении.

VII. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема семинарского занятия Кол-во часов
Семинар 1. Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Виды транспорта. Лицензирование транспортной деятельности
Семинар 2. Общие положения договорных обязательств на транспорте. Договор перевозки грузов.
Семинар 3. Договор перевозки пассажира и багажа.
Семинар 4. Правовое регулирование международных перевозок.
Семинар 5. Другие виды договоров на транспорте.
Семинар 6. Ответственность сторон по договору перевозки.Претензии и иски.

Семинар 1. Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Виды транспорта. Лицензирование транспортной деятельности.

Основные вопросы

1. Понятие, предмет и источники дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Транспортное законодательство, смежные отрасли права.

2. Виды, сущность и значение правоотношений в сфере транспорта

3. Понятие и виды транспорта. Система федеральных органов управления на транспорте.

4. Лицензирование транспортной деятельности: понятие лицензирования, правовое регулирование лицензирования транспортной деятельности. Виды деятельности, подлежащие лицензированию: порядок осуществления лицензирования и выдачи лицензии. Основания прекращения и приостановления действия лицензии.

Список литературы:

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ.

3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ.

4. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

5. Федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Основная литература

1. Брагинский, М. И. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. – С.247-287.

2. Егиазаров, В. А. Транспортное право. - С. 51 - 130.

3. Морозов, С. Ю. Транспортное право. С. 53 – 132.

Дополнительная литература

1. Джобава Н.А. Коносамент: основные функции и понятие.

2. Душина И. Н. Понятие и правовая природа договора железнодорожной перевозки грузов.

3. Кокин, А. С. Международная морская перевозка: право и практика.

4. Кулаков В. Грузополучатель в обязательстве перевозки.

5. Михеева В. Перевозка грузов железнодорожным транспортом.

6. Михеева Н. Транспортные компании как участники грузовой перевозки на железнодорожном транспорте.

7. Молчанов В.В. Договор воздушной перевозки грузов.

8. Резго Г.Я. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности.

9. Спирин, И. В. Транспортное право.

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты

Претензии и иски.

Основные вопросы

1. Особенности предъявления претензий и исков по договору перевозки.

2. Ответственность сторон, претензии и иски по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом.

3. Ответственность сторон, претензии и иски по договору перевозки грузов автомобильным транспортом.

4. Ответственность сторон, претензии и иски по договору перевозки грузов морским транспортом.

5. Ответственность сторон, претензии и иски по договору перевозки грузов воздушным транспортом.

6. Ответственность сторон, претензии и иски, предъявляемые экспедитору. Исковая давность.

7. Претензии и иски по договору перевозки пассажиров и багажа.

8. Ограничение ответственности сторон договора перевозки.

Список литературы:

Нормативно-правовые акты

IX.ТЕМЫ ДЛЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Общие положения договора перевозки.

2. Правовое регулирование договора перевозки, его особенности.

3. Перевозчик и иные транспортные организации.

4. Морское право, его место в системе российского права.

5. Договор морской перевозки грузов.

6. Договор воздушной перевозки грузов.

7. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом.

8. Договоры об организации перевозок грузов.

9. Перевозка грузов железнодорожным транспортом.

10. Договор перевозки пассажиров и багажа морским транспортом.

11. Договор перевозки пассажира и багажа автомобильным транспортом.

12. Договор аренды транспортного средства.

13. Договор транспортной экспедиции.

14. Договор фрахтования.

15. Договор буксировки.

16. Договор страхования на транспорте.

17. Особенности ответственности по договору перевозки грузов различными видами транспорта в прямом и прямом смешанном сообщении.

18. Особенности ответственности перевозчика и пассажира по договору перевозки.

19. Претензии и иски по договору перевозки грузов различными видами транспорта.

20. Претензии и иски по договору перевозки пассажиров и багажа.

21. Ответственность перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру.

22. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу, повреждение багажа.

23. Перевозка пассажиров в прямом смешанном сообщении.

24. Порядок предъявления претензии и срок ее рассмотрения

25. Последствия несоблюдения претензионного порядка. Исковая давность.

26. Понятие и виды договора на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов. Стороны договора.

27. Условия договора на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов.

28. Порядок подачи вагонов, контейнеров, иных транспортных средств под погрузку и выгрузку и их уборки с подъездных путей. Время их нахождение на подъездных путях.

29. Понятие, предмет, форма и стороны договора транспортной экспедиции.

30. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Х. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и предмет курса «Транспортные и экспедиционные обязательства».

2. Источники курса «Транспортные и экспедиционные обязательства».

3. Транспортное законодательство, его система.

4. Система федеральных органов управления на транспорте.

5. Понятие и правовое регулирование договора перевозки.

6. Система договоров перевозки, виды договоров перевозки.

7. Участники договорных отношений, связанных с перевозками.

8. Правовое положение иных транспортных организаций, участвующих в процессе перевозок.

9. Основания заключения и расторжения договора перевозки.

10. Понятие лицензирования, правовое регулирование лицензирования транспортной деятельности.

11. Виды деятельности, подлежащие лицензированию.

12. Порядок осуществления лицензирования и выдачи лицензии.

13. Основания прекращения и приостановления действия лицензии.

14. Лицензирование транспортной деятельности, особенности лицензирования перевозок грузов.

15. Договоры об организации перевозок грузов и сфера их применения.

16. Виды договоров перевозки грузов.

17. Сопутствующие договоры договору перевозки грузов.

18. Элементы обязательства по перевозке грузов, права и обязанности сторон.

19. Основания возникновения обязательств по перевозке грузов.

20. Ответственность по договору перевозки грузов.

21. Понятие и виды договоров перевозки пассажиров и багажа.

22. Содержание и элементы обязательства по перевозке пассажиров и багажа.

23. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира и багажа.

24. Ответственность по договору перевозки пассажира и багажа ( в том числе - за несохранность багажа, причинение вреда жизни и здоровью пассажира).

25. Особенности договора перевозки на различных видах транспорта.

26. Особенности предъявления претензий и исков по договору перевозки;

27. Претензии и иски по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом (и другими видами транспорта).

28. Претензии и иски по договору перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом (и другими видами транспорта).

29. Ограничение ответственности сторон договора перевозки.

30. Административная ответственность в транспортном праве. ЕЕ особенности.

31. Правовое регулирование административной ответственности на транспорте. Виды административных правонарушений на транспорте.

32. Виды договоров сопутствующих перевозке грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта и их значение.

33. Договор транспортной экспедиции (понятие, особенности, стороны, участвующие в договоре, сфера применения).

34. Договор буксировки (понятие, особенности, стороны, участвующие в договоре, сфера применения).

35. Разновидности договора фрахтования судна.

36. Договор страхования на транспорте.

37. Договор хранения на транспорте.

38. Договор аренды транспортных средств.

39. Понятие и сущность договора международной перевозки. Предмет и особенности договора международной перевозки.

40. Правовое регулирование морских перевозок грузов. Виды и содержание договоров морской перевозки.

ХI. ТЕСТЫ

Тема 1: «Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Виды транспорта. Лицензирование транспортной деятельности»

1. К источникам дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства» не относится:
а) Правовые обычаи.
б) Конституция РФ.
в) Федеральный закон «О рынке ценных бумаг в РФ».
г) Транспортные кодексы и уставы.
д) Нормативно-правовые договоры.

2. Дисциплина «Транспортные и экспедиционные обязательства»:

а) Является самостоятельной отраслью права.
б) Не является самостоятельной отраслью права.
в) Является подотраслью гражданского права.
г) Является комплексной отраслью законодательства.

3. Лицензирование транспортной деятельности осуществляется на основании:

а) ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

б) ГК РФ.

в) КТМ РФ.

г) УЖТ РФ.

4. Имущество железнодорожного транспорта может находиться в собственности:
а) Частной индивидуальной.
б) Государственной.
в) Частной коллективной.
г) Муниципальной.
д) Все перечисленное.

5. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении:
а) Субъектов федерации.
б) Совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
в) Органов местного самоуправления.
г) Международных организаций.
д) Российской Федерации.

6. Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта, осуществляется:
а) Соответствующим Федеральным законом.
б) Уставом железнодорожного транспорта РФ.
в) Международными конвенциями и соглашениями.
г) Гражданским кодексом РФ.
д) Конституцией РФ.

7.Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта регулируются
а) ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»
б) Всеми перечисленными документами.
в) Трудовым законодательством.
г) Отраслевым тарифным соглашением.
д) Коллективными договорами.

8. Правила Кодекса торгового мореплавания применяются к морскому судну с момента:
а) Его государственной регистрации.
б) Его сооружения.
в) Окончания первого рейса.
г) Его спуска на воду.
д) Принятия решения и его сооружении.

9. Основным правовым источником правового регулирования международных автомобильных перевозок являются
а) Конвенции.
б) Национальное законодательство.
в) Двусторонние договоры между соседними государствами.
г) Конституции государств.
д) Нормативный договор.

10. Имущественный комплекс, включающий в себя взлетное поле, навигационное оборудование, здание аэровокзала и другие объекты называется:
а) Аэродром.
б) Аэровокзал.
в) Авиационное предприятие.
г) Авиатранспортный узел.
д) Аэропорт.

11. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии:
а) Аттестата.
б) Лицензии.
в) Сертификата летной годности.
г) Договора на обслуживание.
д) Страхового полиса.

12. Гражданское воздушное судно может быть в собственности:
а) Только юридических лиц.
б) Только физических лиц.
в) Только государства.
г) Муниципальных образований.
д) Всех перечисленных

13. В чьей собственности могут находятся суда с ядерными энергетическими установками?:

а) граждан и юридических лиц;

б) Российской Федерации;

в) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

г) всех вышеперечисленных субъектов.

Тема 2. «Общие положения договорных обязательств на транспорте. Договор перевозки грузов».

1. Доставка за обусловленную плату груза и выдача управоморченному на получение груза лицу, является:

а) Перевозкой.

б) Транспортировкой.

в) Перемещением материальных объектов в пространстве

2. Договор перевозки груза считается заключенным с момента:

а) подачи грузоотправителем заявки на перевозку груза;

б) сдачи груза для перевозки транспортной организации;

в) согласования поданной заявки на перевозку груза;

г) достижения соглашения по всем существенным условиям.

3. По прибытии судна в порт для погрузки или разгрузки подается
а) Морской протест.
б) Заявление.
в) Рапорт.
г) Нотис.
д) Сигнал.

4. Субъектами договора морской перевозки груза являются:
а) Фрахтовщик и получатель груза.
б) Фрахтователь и перевозчик груза.
в) Фрахтовщик, фрахтователь и получатель груза.
г) Только отправитель груза.
д) Фрахтовщик и фрахтователь.

5. Пригородные автомобильные перевозки осуществляются
а) В пределах границ субъекта федерации.
б) За черту города, но не далее 100 км.
в) В пределах одного населенного пункта.
г) За пределы субъекта федерации, но не далее, чем на 50 км.
д) За пределы городской черты, но не более 50 км.

6. В автомобильных перевозках в качестве товарораспорядительного документа чаще всего используется:
а) Коносамент.
б) Накладная.
в) Варрант.
г) Чартер.
д) Путевой лист

7. К какому договору относится данное определение: «Одна сторона обязуется предоставить другой стороне за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа»?:

а) договор транспортной экспедиции;

б) договор аренды;

в) договор безвозмездного пользования имуществом;

г) договор фрахтования.

8. Укажите, какой из перечисленных признаков характеризует перевозки в прямом смешанном сообщении:

а) перевозку осуществляет одна транспортная организация;

б) перевозка осуществляется одним видом транспорта;

в) перевозка осуществляется разными видами транспорта;

г) перевозка по территории нескольких субъектов РФ.

9. Автомобильные перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров, относятся:

а) к городским перевозкам;

б) к пригородным перевозкам;

в) к междугородным перевозкам;

г) к международным перевозкам.

10. Укажите основание возникновения обязательства железной дороги подать для перевозки транспортные средства, а грузоотправителя – использовать их под заявленный к перевозке груз:

а) предоставленная железной дороге заполненная железнодорожная транспортная накладная;

б) оформленная надлежащим образом грузобагажная квитанция;

в) поданная грузоотправителем и принятая железной дорогой заявка на перевозку груза;

г) составленный сторонами коммерческий акт.

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

Тема 1: Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Виды транспорта. Лицензирование транспортной деятельности.

1. в)

2. г)

3. а)

4. д)

5. д)

6. а)

7. в)

8. а)

9. а)

10. д)

11. в)

12. д)

13. б)

Тема 2. Общие положения договорных обязательств на транспорте. Договор перевозки грузов.

1. а)

2. б)

3. г)

4. б)

5. д)

6. б)

7. г)

8. в)

9. в)

ХII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ТРАНСПОРТНЫЕ И ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»

Учебно-методический комплекс предназначен для того, чтобы студент мог самостоятельно заниматься изучением вопросов, входящих в содержание данной дисциплины.

Изучение дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства» из-за специфики предмета подразумевает достаточно большой объем самостоятельной работы студента, включающий в себя:

• работу над лекционным материалом;

• изучение и конспектирование учебных пособий, специальной литературы, научной периодики, нормативного материала;

• написание рефератов, контрольных работ;

• ответы на тесты;

• подготовка к экзамену.

В ходе самостоятельной работы над материалами студент должен стремиться к максимальному достижению следующих целей: ознакомление с учебным и специальным методическим и нормативным материалом, конспектирование полученной в результате изучения информации, ее анализ и осмысление, определение круга проблемных вопросов и их разрешение по мере возможности.

Конспектирование материала предполагает под собой определение основных положений источника, их сопоставление с остальным правовым полем, регулирующим правоотношения, возникающие в сфере транспорта, внесение в конспект наиболее важных положений и выводов. Кроме того, специфика предмета «Транспортные и экспедиционные обязательства» требует ознакомления студентов со специальной литературой, большую часть из которой составляют нормативные правовые акты и судебная практика. Сами по себе нормативные правовые акты и судебная практика по вопросам перевозок грузов, пассажиров и багажа, представляют определенную трудность из-за изучения большого количества норм и специальных терминов. Студент в обязательном порядке должен выяснить значение всех незнакомых терминов, во избежание невозможности уяснения материала из-за пробела в терминологии. Также, в изучение дисциплины входит международное частное и публичное право, в части норм, регулирующих договор перевозки. Конспектирование нормативных правовых актов может вызвать сложности, в связи с чем, конспектировать следует только наиболее важные моменты с использованием схем и таблиц, а также сравнительного анализа норм. Форма конспекта может быть различной, но она должна выполнять главное назначение - дать возможность студенту при ответе на семинарском занятии полно раскрыть материал, воспользовавшись полученными при изучении материала знаниями, творчески изложить изученный материал при написании реферата и подготовиться к сдаче экзамена в объеме, задаваемых по предмету вопросов.

Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. Тема реферата согласовывается с преподавателем. При этом содержание реферата, форма написания и оформление должны соответствовать предъявляемым к такого рода работам требованиям. Объем работы должен обеспечивать раскрытие темы и рассмотрение наиболее проблемных вопросов темы. При использовании литературы в реферате должны в обязательном порядке присутствовать сноски с указанием источника, автора, наименования работы, страницы с которой взяты цитата или материал. Отсутствие сносок, ошибки и описки в тексте, научно-справочном материале недопустимы.

В ходе самостоятельной работы студент должен подробно изучить и дать ответ на ряд дополнительных вопросов; пользуясь полученными в процессе обучения и в ходе самостоятельной работы знаниями, студент должен уметь дать правовой анализ конфликтным ситуациям и разрешить их с применением нормативных правовых актов.

Семинар, являясь одним из основных видов учебных занятий, подводит итог самостоятельной работе студентов по определённой теме. Семинарские занятия дают положительные результаты только в том случае, если ему будет предшествовать достаточно эффективная и плодотворная работа по самостоятельному изучению рекомендованной литературы и нормативных актов по проблеме, выносимой на обсуждение.

Подготовку к семинару рекомендуется начинать заблаговременно и проводить в следующей последовательности: уяснение темы, учебных вопросов, рассматриваемых на семинаре; определение порядка подготовки к семинару (когда и какую литературу изучить, на какие вопросы обратить особое внимание при изучении нормативных актов); ознакомление с литературой, и её изучение. При изучении литературы необходимо переработать информацию, глубоко осмыслив прочитанное.

При подготовке к выступлению (докладу, сообщению) студент должен обратить внимание на следующие требования: свободное изложение материала выступления (доклада, сообщения) независимо от наличия письменного теиста; аргументированность своей точки зрения; культуру речи; эмоциональность и убедительность выступления. Выступающий должен быть готов отстаивать свои мысли, выводы. Полемика в обсуждения вопросов, выносимых на семинар, обогащает обучаемых и всегда преподавателем. Студенты должны быть готовы к выступлению добровольно или по вызову преподавателя по всем вопросам плана семинара.

В ходе семинарского занятия студентам рекомендуется внимательно слушать выступления товарищей, делать при необходимости записи, а также замечать допущенные в выступлениях студентов неточности, ошибки, не полноту ну и исправлять их путем дополнительных выступлений. В конце семинара преподаватель подводит итоги изучения темы, объявляет оценки, полученные студентами в ходе занятий, дает в случаи необходимости рекомендации по дополнительной работе над отдельными вопросами темы.

Студенты, активно выступающие на семинарах, имеющие высокие оценки в период изучения дисциплины, успешно выполнившие курсовую работу, могут быть освобождены от сдачи экзамена.

XIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ТРАНСПОРТНЫЕ И ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА» ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Лекции являются одним из основных методов обучения по данной дисциплине, которые должны решать следующие задачи: изложить важнейший материал программы курса, освещающий основные моменты, и развить у студентов потребность к самостоятельной работе над учебной и научной литературой.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать и исчерпывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Задачей семинарских занятий должно стать закрепление материала путем ответа на контрольные вопросы и решения конкретных казусов. Семинарские занятия предназначены для углубления и закрепления знаний студентов, полученных ими в ходе лекций, а также в процессе самостоятельной работы по изучению рекомендованной литературы, что позволяют разобраться в сложных проблемах связанных с транспортным правом и сформировать определённые навыки и умения применения основных положений. Указанная форма проведения занятий развивает ораторские способности, умение совершенствовать навыки устного выступления; свободно, грамотно, теоретически обоснованно связывать материал в тесной связи с практикой совершенствования законодательства в области транспортного права.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства»является изучение основных понятий, категорий, принципов, источников предпринимательского права.

Цель изучения дисциплины- ознакомить студентов с правовым содержанием понятийного аппарата учебной дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Особое внимание следует уделить разнообразию видов транспортных средств и договоров перевозки на современном этапе развития общества и государства.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

- иметь представление:

· о дисциплине «Транспортные и экспедиционные обязательства», ее содержании, понятии и развитии;

· о специфике правового регулирован

Наши рекомендации