Порядок организации работы грузовых автомобильных станций.
Линейные производственные предприятия автомобильной линии, размещаемые по ее трассе в пунктах значительного грузооборота или в местах, где это вызывается требованиями процесса перевозок и нормальной эксплуатации подвижного состава, предназначены для выполнения организационных, коммерческих и технических мероприятий и операций. Они называются грузовыми автомобильными станциями (ГАС).
Основные функции ГАС заключаются в следующем:
- систематическое изучение и организация в районах их деятельности грузооборота и грузовых потоков,
- непосредственная связь с обслуживаемой клиентурой,
- заключение договоров на перевозки,
- оперативное планирование перевозок в соответствии с провозными возможностями транспорта,
- выполнение транспортно-экспедиционных операций,
- организация перевозок попутных грузов, а также контейнеров, мелкопартионных и мелких отправок,
- прием нарядов на перевозки, прием и выдача грузов,
- расчеты с грузовладельцами и АТО, выполняющими по нарядам ГАС перевозки - буксировку полуприцепов по автолинии, маневровую работу и т. п.
При организации работы автолинии по системе сквозного движения наиболее распространены ГАС, размещаемые в пунктах с большим грузооборотом - преимущественно в крупных промышленных центрах, вблизи транспортных узлов, железнодорожных станций, речных и морских портов и т. п. Здесь ими выполняется весь комплекс перечисленных выше работ. Линейные же ГАС, являющиеся в большинстве случаев транзитными по отношению к основной массе потоков подвижного состава, обеспечивают главным образом хранение, техническое обеспечение и обслуживание проходящих автопоездов, бытовые нужды водителей (отдых, питание). Коммерческие функции выполняются ими в меньших объемах и заключаются в приеме и отправлении местных грузов, т. е. грузов, прибывающих в район расположения ГАС и отправляемых из него. Размещение по трассе и развитие таких ГАС зависят от установленного режима работы автопоездов, обслуживающих перевозки транзитных грузов.
При организации движения по системе тяговых плеч, как известно, автомобильная линия делится на участки, преимущественно по два плеча каждый. На стыке двух тяговых плеч одного участка обычно размещают ГАС и обслуживающее ее АТО. Однако при значительных потоках подвижного состава не исключается целесообразность размещения ГАС и на одном плече.
Объем и комплекс коммерческих функций при этой системе движения определяется местным грузооборотом. При осуществлении сквозного движения ГАС выполняет работу и транспортно-экспедиционные операции грузообороту, организует на своем участке работу сборочно-развозочных автопоездов, производит перецепку автопоездов всех видов как в месте своего расположения, так прилегающих к ней тяговых плеч.
Операцию перецепки осуществляет персонал перецепного пункта в присутствии представителей двух соседних ГАС - передающей и принимающей полуприцепы. Одновременно устанавливается техническое состояние полуприцепов. Каждая ГАС и каждый перецепочный пункт должны иметь небольшой пункт технической помощи.
Пунктами приема и сдачи грузов могут быть как специально оборудованные для этого устройства автомобильной станции, так и склады грузовладельцев. Основными устройствами и сооружениями грузовой автомобильной станции являются:
- административные и оперативные помещения,
- крытые склады и помещения для хранения и сортировки мелких отправок, площадки для хранения полуприцепов,
- площадки для перецепки и стоянки автопоездов и маневровых тягачей,
- площадки для перецепки и стоянки для хранения и перегрузки контейнеров,
- отдельно расположенные площадки для перецепки и стоянки полуприцепов с огнеопасными, легковоспламеняющимися и взрывчатыми веществами, территории и устройства для технического обслуживания и обеспечения подвижного состава эксплуатационными материалами и такелажем,
- бытовые и подсобные помещения - столовые, души, санузлы, медпункты, комнаты длительного отдыха водителей и др.
Планировка территории грузовой автомобильной станции, размещение устройств и сооружений должны удовлетворять следующим требованиям:
· обеспечивать планомерность и бесперебойность выполнения процессов,
· создавать прямоточность движения подвижного состава (т. е. без встречных и пересекающихся потоков),
· гарантировать условия пожарной безопасности,
· не угрожать загрязнением окружающей среде.
Контрольные вопросы:
- От каких факторов зависят размеры парка ПС?
- Как производится расчет парка по обороту?
- Как производится расчет парка маневровых тягачей?
- Какая методика применяется для расчета количества прицепов и полуприцепов на междугородных перевозках?
- В чем основные функции ГАС?
- Где располагаются ГАС при сквозном методе организации перевозок?
- Каковы особенности расположения ГАС при методе тяговых плеч?
- Каковы основные устройства и оборудование ГАС?
- Каковы основные требования к планировке ГАС?
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная и дополнительная литература
Основная литература
1. Афанасьев Л.Л. и др. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. - М., 1984.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки.- М., 2004.
3. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок /под ред. Александрова Л.А..- М., 1986.
4. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом.- М., 2004.
5. Житков В.А., Ким К.В. Методы оперативного планирования грузовых автомобильных перевозок. – М., 1982.
Дополнительная литература
1. «Автомобильные транспортные средства» под редакцией Д.П. Великанова – Москва: Трансорт, 1977 г.– 341 стр.
2. Дегтярев Г.Н. «Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте» - Москва: Транспорт, 1980 г. – 178 стр.
3. Пыхов Н.И., Хохлов Н.Ф. «Грузовые перевозки и тарифы» - Москва: Высшая школа, 1975 г. – 224 стр.
4. Артемьев С.П., Донской В.М. «Развитие и организация международных перевозок» -М.: Транспорт 1984г.
5. Г.И. Клинковштеин, М.Б.Афанасьев «Организация дорожного движения» - М.: транспорт, 2001г.- 246 с.