Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов.
Рациональная организация перевозок сельскохозяйственных грузов является одной из важнейших составных частей развития экономики РК.
В свете поставленной задачи по вхождению Казахстана в пятерку крупнейших экспортеров зерна необходимо обеспечить своевременный вывоз на заготовительные пункты продуктов сельскохозяйственного производства, снабжение производителей сельхозпродукции материалами и продукцией промышленности, необходимыми для их производственно-хозяйственной деятельности.
Сельскохозяйственные грузы относятся к виду массовых грузов. Это продукция сельскохозяйственного производства: зерно, овощи, фрукты, хлопок, лен, продукты животноводства, растениеводства, а также посевные и посадочные материалы, удобрение, топливо для сельскохозяйственных машин и другие хозяйственные грузы.
Процесс производства продукции сельского хозяйства имеет много специфических особенностей, связанных с климатическими условиями, сроками созревания, уборки культур и потребления продукции, размещением сельскохозяйственных предприятий в различных почвенных зонах и пр. Поэтому характер сельскохозяйственного производства, значение его продукции для нужд народного хозяйства определяют особенности грузопотоков и перевозок сельскохозяйственных грузов автомобильным транспортом. Грузопотоки сельскохозяйственных грузов отличаются неравномерностью в разных направлениях, резко выраженными сезонными колебаниями в объеме и структуре, преобладанием в структуре грузопотока какого-либо груза, зависящего от специализации сельскохозяйственных предприятий района перевозок и сезона заготовок какой-либо продукции.
Наибольшей мощности грузопотоки достигают в период уборки урожая. В это время в их структуре преобладает продукция основных массовых культур (зерно, картофель, овощи, фрукты, хлопок и т.п.). В зимний период мощность грузопотоков минимальна, в их структуре большая доля приходится на удобрения, посевные материалы, различные хозяйственные грузы.
К особенностям организации перевозок сельскохозяйственных грузов относятся:
· резкие сезонные колебания объема работ и, как следствие, большие колебания по различным периодам года в потребном парке подвижного состава;
· привлечение на период уборки урожая подвижного состава и обслуживающего персонала различных АТО;
· различные дорожные условия и разные расстояния перевозки, зависящие от схемы перевозок;
· в связи со срочностью перевозок режим работы подвижного состава на период уборки урожая устанавливается, как правило, круглосуточный;
· наличие мелких разбросанных на большой территории погрузочных точек при относительно небольшом количестве приемных, разгрузочных пунктов;
· необходимость создания на линии на период уборки урожая временных заправочных пунктов, пунктов технического обслуживания и ремонта подвижного состава, питания и отдыха водителей;
· организация надежной диспетчерской связи между всеми пунктами, организациями и подвижным составом, занятыми перевозками урожая.
Выбор той или иной схемы работы подвижного состава определяется загрязненностью продукции, ее влажностью, необходимостью предварительной очистки, просушки перед сдачей на приемные пункты, обеспеченностью уборочной техникой и подвижным составом, состоянием дорог, пропускной способностью погрузочно-разгрузочных пунктов и другими факторами.
Наибольшее количество продукции, как правило, перевозится от поля на зерноток, когда подвижной состав работает на относительно небольшом плече (10-15 км) и в плохих дорожных условиях (большей частью по грунтовым дорогам). При перевозке с зернотока на элеватор работа подвижного состава характеризуется, значительным расстоянием перевозки, достигающим 100-150 км, и относительно хорошими дорожными условиями. (дороги с твердым покрытием, улучшенные грунтовые дороги).
Основными задачами организации перевозок сельскохозяйственных продуктов являются: обеспечение своевременной доставки продуктов и их сохранности, создание условий для эффективного использования уборочной техники, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин.
Единый комплексный план организации уборочно-транспортных работ включает определение потребности в транспортных средствах, распределение общего объема перевозок сельскохозяйственных продуктов между бригадами водителей. Он же предусматривает заключение договоров на перевозку массовых сельскохозяйственных продуктов, формирование комплексных бригад для перевозки продукции с полей на тока и в хранилища сельхозпроизводителей, перевозки грузов хозяйств на приемные пункты и на предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. План намечает распределение всего автомобильного парка по участкам перевозок каждого вида сельскохозяйственных продуктов, организацию оперативного руководства и контроля за ходом перевозок. Планируются меры по обеспечению бесперебойной работы бригад и отрядов с применением передовых методов перевозки и рациональных типов транспортных средств, а также четкой приемки, сдачи и механизированной погрузки и выгрузки, проведение мероприятий по повышению технической готовности подвижного состава, оборудованию его для перевозки сельскохозяйственных продуктов, обеспечению проведения технического обслуживания, ремонта, заправки и оказання технической помощи на линии. Кроме того, планом предусматриваются создание условий безопасной работы водителей на линии, обеспечение их отдыха, питания и другие мероприятия.
Каждому виду сельскохозяйственной продукции присущи определенные способы уборки, переработки и перевозки.