Способы улучшения использования грузоподъемности и

Грузовместимости ПС.

При организации и планировании перевозок необходимо учитывать причины снижения уровня использования грузо­подъемности подвижного состава и проводить мероприятия, способствующие их устранению.

Таким образом, на уровень коэффициента использования грузоподъемности влияют род перевозимого груза, paзмep отдельных его партий, вид тары и способ укладки груза в ку­зове, применяемый тип подвижного состава и расстояние пе­ревозки.

Влияние рода груза на уровень коэффициента использова­ния грузоподъемности сказывается через его плотность, разме­ры и физические свойства груза. Так, при перевозке навалочных сыпучих грузов (песок, глина, щебень, гравий и т. п.) с плот­ностью более 1,0 т/мЗ может быть полностью использована грузоподъемность ПС всех типов и моделей. При перевозке штучных крупногабаритных грузов в таре и без нее (станки, сельскохозяйственные машины, механическое оборудование), имеющих большую плотность вещества, не­возможно полностью использовать номинальную грузо­подъемность подвижного состава, так как при этом не исполь­зуется часть площади кузова, т. е. грузовместимость.

При перевозке грузов малыми партиями (расчетная масса которых меньше номинальной грузоподъемности ПС) значительно снижаются использование грузоподъем­ности и выработка АТС в тоннах.

Для повышения коэффициента использования грузоподъ­емности производят подгруппировку и укрупнение мелких отправок грузов, наращивают борта кузова автомобиля, ра­ционально укладывают груз в кузове, используют специализированный ПС.

Из формулы γн = Fhd/q; можно определить необходимую высоту наращивания бортов кузова hH для более полного использования грузоподъемности подвижного состава (γ = 1): hн = (q γ/ Fd)- hб (hб - высота бортов кузова автомобиля, м).

Повышение коэффициента использования грузоподъемно­сти является важной задачей организации перевозок, так как уменьшает потребное количество ПС, необходимого для выполнения заданного объема перевозок, и уве­личивает его производительность.

Контрольные вопросы:

  1. Какими показателями характеризуется использование грузовместимости и грузоподъемности?
  2. Как определяется коэффициент использования грузоподъемности для навалочных грузов? Для штучных грузов?
  3. Дать характеристику и способу определения статического коэффициента использования грузоподъемности.
  4. Как определяется коэффициент динамического использования грузоподъемности?
  5. Какие факторы влияют на коэффициент использования грузоподъемности?
  6. Какие методы можно использовать для улучшения показателя использования грузоподъемности?


Тема 12

ПРОБЕГ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен

- ЗНАТЬ систему показателей, определяющих пробег АТС и использование пробега; способы определения скорости движения;

- ИМЕТЬ представление о влиянии показателей использования пробега и скорости движения на эффективность работы ПС АТ.

План лекции:

Использование пробега ПС.

Скорость движения АТС и ее показатели.

Использование пробега ПС.

За время работы на линии ПС про­ходит определенный путь, который называется пробегом, и измеряется в километрах. Путь, пройденный за время нахож­дения на линии, называется общим пробегомLобщ; путь, пройденный за сутки, - суточным пробегом Lc подвижного состава. Общий пробег Lобщ складывается из пробега с грузом Lr, пробега без груза Lбг и нулевого пробега Lo:

Lобщ = Lг + Lб.г + Lo.

Способы улучшения использования грузоподъемности и - student2.ru Путь, пройденный с грузом, явля­ется nризводительным пробегом, без груза - неnроuзводu­тельным. Нулевые пробеги вызываются необходимостью по­дачи подвижного состава от АТО к месту первой погрузки груза и возвращения его по окончании работы с последнего места разгрузки. К нулевому пробегу относятся также заезды JJОДВИЖНОГО состава, не связанные с выполнением транспорт­ного процесса (заправка топливом, техническое обслужива­ние и т. п.).

Рис. 4.1. Схема пробега по­движного состава:

АТП - автотранспортное предприятие;

В - грузоотправитель;

А­ – грузополучатель.

Непроизводительные пробеги ПС между корреспондирующими пунктами могут быть из-за неравно­мерности грузопотоков в прямом и обратном направлении или в результате плохой организации перевозок.

Степень производительного использования общего пробе­га подвижного состава определяется коэффициентом исполь­зования пробега β, рассчитываемым как отношение пробега с грузом к общему пробегу ПС за данный пе­риод:

для единицы подвижного состава: β = Lг/Lобщ,

для парка подвижного состава: β =∑Аэ Lг/ ∑АэLобщ.

При планировании перевозок, когда рассчитать коэффици­ент использования пробега по соотношению производительного и общего пробега невозможно, его определяют на осно­вании предстоящего объема перевозок и грузооборота с учетом рода груза, расстояния перевозки и неравномерности грузо­потоков.

При перевозке груза между двумя корреспондирующими пунктами коэффициент использования пробега оп­ределяют как отношение суммы планируемого объема перево­зок Qп к возможному объему Qв при полном использовании пробега подвижного состава:

β =∑ Qп / ∑Qв

Применительно к рассматриваемому случаю коэффициент использования пробега может быть рассчитан:

а) если Q1 = Q2 и γ1 = γ2, тогда

β =(Q1+Q2)/2Q1 или β =(Q1+Q2)/2Q2;

б) если Q1 ≠ Q2 и γ1 = γ2, тогда

β =(Q1+Q2)/2Qмах

в) если Q1 ≠ Q2 и γ1 ≠ γ2 , тогда

β = ( Q1γ1 + Q2γ2)/ 2(Qγ)мах,

где

Q1 и Q2 объем перевозимого груза соответственно в прямом и об­ратном направлениях; γ1иγ2- коэффициенты использования грузо­подъемности подвижного состава, соответствующие роду перевозимого груза.

При перевозке груза между тремя и более корреспондирую­щими пунктами коэффициент использования пробега опре­деляют через грузооборот в тонно-километрах как отношение планируемого грузооборота Рп к возможному Рв при пол­ном использовании пробега подвижного состава по маршруту:

β =∑ Рп / ∑Рв.

Коэффициент использования пробега зависит в основном от структуры и направления грузопотоков, организации транспортного процесса и маршрутизации перевозок, опера­тивного планирования и диспетчерского руководства, территориального расположения АТО по отношению к основным грузообразующим и грузопоглощающим пунктам. Коэффициент использования пробега в передовых АТП составляет в среднем 0,64-0,65.

Величина коэффициента использования пробега оказывает большое влияние на уровень производительности ПС. При организации движения и составлении марш­рутов перевозок грузов АТО стремятся сокращать непроизво­дительные пробеги путем загрузки его как в пря­мом, так и в обратном направлениях. С этой целью работники служ­бы эксплуатации тща­тельно изучают грузо­оборот района перево­зок, структуру грузо­потоков корреспондирующих пунктов и их объем перевозок, организуют кольцевые маршруты и работу подвижного состава с заездами.

Для изыскания попутного гру­за АТО прибегают к услугам транспортно-экспедиционных фирм и агентств, устанавливают прямые связи со сбыто­выми и снабженческими организациями и др.

Для более производительного использования пробега по­движного состава диспетчерский аппарат службы эксплуа­тации при составлении маршрутов перевозок грузов исполь­зует все имеющиеся в его распоряжении средства, включая математические методы и ЭВМ. Для руководства перевозками и координации работы разных АТО в обслуживаемом районе (городе) создаются отделы централизованного руководства пе­ревозками, межведомственные диспетчерские службы, инфор­мационно-вычислительные центры, в задачу которых входит рационально организовать перевозки грузов по заранее составленным маршрутам

Наши рекомендации