Способы улучшения использования грузоподъемности и
Грузовместимости ПС.
При организации и планировании перевозок необходимо учитывать причины снижения уровня использования грузоподъемности подвижного состава и проводить мероприятия, способствующие их устранению.
Таким образом, на уровень коэффициента использования грузоподъемности влияют род перевозимого груза, paзмep отдельных его партий, вид тары и способ укладки груза в кузове, применяемый тип подвижного состава и расстояние перевозки.
Влияние рода груза на уровень коэффициента использования грузоподъемности сказывается через его плотность, размеры и физические свойства груза. Так, при перевозке навалочных сыпучих грузов (песок, глина, щебень, гравий и т. п.) с плотностью более 1,0 т/мЗ может быть полностью использована грузоподъемность ПС всех типов и моделей. При перевозке штучных крупногабаритных грузов в таре и без нее (станки, сельскохозяйственные машины, механическое оборудование), имеющих большую плотность вещества, невозможно полностью использовать номинальную грузоподъемность подвижного состава, так как при этом не используется часть площади кузова, т. е. грузовместимость.
При перевозке грузов малыми партиями (расчетная масса которых меньше номинальной грузоподъемности ПС) значительно снижаются использование грузоподъемности и выработка АТС в тоннах.
Для повышения коэффициента использования грузоподъемности производят подгруппировку и укрупнение мелких отправок грузов, наращивают борта кузова автомобиля, рационально укладывают груз в кузове, используют специализированный ПС.
Из формулы γн = Fhd/q; можно определить необходимую высоту наращивания бортов кузова hH для более полного использования грузоподъемности подвижного состава (γ = 1): hн = (q γ/ Fd)- hб (hб - высота бортов кузова автомобиля, м).
Повышение коэффициента использования грузоподъемности является важной задачей организации перевозок, так как уменьшает потребное количество ПС, необходимого для выполнения заданного объема перевозок, и увеличивает его производительность.
Контрольные вопросы:
- Какими показателями характеризуется использование грузовместимости и грузоподъемности?
- Как определяется коэффициент использования грузоподъемности для навалочных грузов? Для штучных грузов?
- Дать характеристику и способу определения статического коэффициента использования грузоподъемности.
- Как определяется коэффициент динамического использования грузоподъемности?
- Какие факторы влияют на коэффициент использования грузоподъемности?
- Какие методы можно использовать для улучшения показателя использования грузоподъемности?
Тема 12
ПРОБЕГ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен
- ЗНАТЬ систему показателей, определяющих пробег АТС и использование пробега; способы определения скорости движения;
- ИМЕТЬ представление о влиянии показателей использования пробега и скорости движения на эффективность работы ПС АТ.
План лекции:
Использование пробега ПС.
Скорость движения АТС и ее показатели.
Использование пробега ПС.
За время работы на линии ПС проходит определенный путь, который называется пробегом, и измеряется в километрах. Путь, пройденный за время нахождения на линии, называется общим пробегомLобщ; путь, пройденный за сутки, - суточным пробегом Lc подвижного состава. Общий пробег Lобщ складывается из пробега с грузом Lr, пробега без груза Lбг и нулевого пробега Lo:
Lобщ = Lг + Lб.г + Lo.
Путь, пройденный с грузом, является nризводительным пробегом, без груза - неnроuзводuтельным. Нулевые пробеги вызываются необходимостью подачи подвижного состава от АТО к месту первой погрузки груза и возвращения его по окончании работы с последнего места разгрузки. К нулевому пробегу относятся также заезды JJОДВИЖНОГО состава, не связанные с выполнением транспортного процесса (заправка топливом, техническое обслуживание и т. п.).
Рис. 4.1. Схема пробега подвижного состава:
АТП - автотранспортное предприятие;
В - грузоотправитель;
А – грузополучатель.
Непроизводительные пробеги ПС между корреспондирующими пунктами могут быть из-за неравномерности грузопотоков в прямом и обратном направлении или в результате плохой организации перевозок.
Степень производительного использования общего пробега подвижного состава определяется коэффициентом использования пробега β, рассчитываемым как отношение пробега с грузом к общему пробегу ПС за данный период:
для единицы подвижного состава: β = Lг/Lобщ,
для парка подвижного состава: β =∑Аэ Lг/ ∑АэLобщ.
При планировании перевозок, когда рассчитать коэффициент использования пробега по соотношению производительного и общего пробега невозможно, его определяют на основании предстоящего объема перевозок и грузооборота с учетом рода груза, расстояния перевозки и неравномерности грузопотоков.
При перевозке груза между двумя корреспондирующими пунктами коэффициент использования пробега определяют как отношение суммы планируемого объема перевозок Qп к возможному объему Qв при полном использовании пробега подвижного состава:
β =∑ Qп / ∑Qв
Применительно к рассматриваемому случаю коэффициент использования пробега может быть рассчитан:
а) если Q1 = Q2 и γ1 = γ2, тогда
β =(Q1+Q2)/2Q1 или β =(Q1+Q2)/2Q2;
б) если Q1 ≠ Q2 и γ1 = γ2, тогда
β =(Q1+Q2)/2Qмах
в) если Q1 ≠ Q2 и γ1 ≠ γ2 , тогда
β = ( Q1γ1 + Q2γ2)/ 2(Qγ)мах,
где
Q1 и Q2 объем перевозимого груза соответственно в прямом и обратном направлениях; γ1иγ2- коэффициенты использования грузоподъемности подвижного состава, соответствующие роду перевозимого груза.
При перевозке груза между тремя и более корреспондирующими пунктами коэффициент использования пробега определяют через грузооборот в тонно-километрах как отношение планируемого грузооборота Рп к возможному Рв при полном использовании пробега подвижного состава по маршруту:
β =∑ Рп / ∑Рв.
Коэффициент использования пробега зависит в основном от структуры и направления грузопотоков, организации транспортного процесса и маршрутизации перевозок, оперативного планирования и диспетчерского руководства, территориального расположения АТО по отношению к основным грузообразующим и грузопоглощающим пунктам. Коэффициент использования пробега в передовых АТП составляет в среднем 0,64-0,65.
Величина коэффициента использования пробега оказывает большое влияние на уровень производительности ПС. При организации движения и составлении маршрутов перевозок грузов АТО стремятся сокращать непроизводительные пробеги путем загрузки его как в прямом, так и в обратном направлениях. С этой целью работники службы эксплуатации тщательно изучают грузооборот района перевозок, структуру грузопотоков корреспондирующих пунктов и их объем перевозок, организуют кольцевые маршруты и работу подвижного состава с заездами.
Для изыскания попутного груза АТО прибегают к услугам транспортно-экспедиционных фирм и агентств, устанавливают прямые связи со сбытовыми и снабженческими организациями и др.
Для более производительного использования пробега подвижного состава диспетчерский аппарат службы эксплуатации при составлении маршрутов перевозок грузов использует все имеющиеся в его распоряжении средства, включая математические методы и ЭВМ. Для руководства перевозками и координации работы разных АТО в обслуживаемом районе (городе) создаются отделы централизованного руководства перевозками, межведомственные диспетчерские службы, информационно-вычислительные центры, в задачу которых входит рационально организовать перевозки грузов по заранее составленным маршрутам