Показатели использования грузоподъемности и грузовместимости.

Подвижной состав характеризуется не только грузоподъемностью, но и гру­зовместимостью. Грузоподъемность q является постоянной величиной для данного типа и модели и измеряется в тоннах. Грузовместимость подвижного состава определяется разме­рами грузонесущей части (кузова, фургона, цистерны) и может быть при одной и той же грузоподъемности подвижного состава различной.

Показатель удельной грузовместимости ω характеризуется величиной площади кузова F, приходящейся на 1 т грузо­подъемности подвижного состава:

ω = F/q.

При организации перевозок стремятся к более полному использованию грузоподъемности подвижного состава, так как повышение использования номинальной грузоподъемности способствует увеличению массы перевозимого груза и сниже­нию затрат на перевозку .

Грузы, перевозимые автомобильным транспортом, имеют различную плотность: от 0,1 до 4 т/м3 b более, - поэтому мак­симальное количество груза, которое может быть погружено в кузов подвижного состава с соблюдением допустимых габа­ритов, зависит в первую очередь от плотности груза, его формы и размещения в кузове. При перевозке грузов с различной плотностью по-разному будет использоваться номинальная грузоподъемность подвижного состава. Грузы, имеющие боль­шую плотность (при рациональном размещении в кузове), обеспечивают полное использование грузоподъемности, а грузы с малой плотностью - только частичное. В зависимости от степени использования грузоподъемности ПС и в связи с разной плотностью груза вся номенклатура грузов, перевозимых автомобильным транспортом, распре­делена на четыре класса.

Использование номинальной грузоподъемности единицы подвижного состава характеризуется коэффициентом исполь­зования грузоподъемности γ, который при перевозке различ­ных грузов может быть определен по формуле:

- навалочные грузы γн = Fhd/q;

- штучные грузы γш= bшN/q,

где

F - площадь платформы кузова автомобиля, м2, h - допустимая погрузочная высота груза в кузове, м; d - плотность груза, т/мЗ; q - номинальная гру­зоподъемность единицы под­вижного состава, т; bш - ­масса единицы груза, т; N - количество единиц груза в кузове подвижного состава.

Использование грузоподъемности ПС при перевозке грузов оценивают коэффициентами статического и динамического использования грузоподъемности.

Коэффициент статического использования грузоподъемности γс определяют отношением фактического количества перевезенного груза в тоннах Qф к возможному количеству груза при полном использовании номинальной грузоподъемности ПС без учета расстояния перевозки:

- за одну ездку единицы ПС: γс = Qф/q ;

- за z ездок единицы подвижного состава; γс = ∑Qф/qz;

- в общем виде за zездок Аэ единиц подвижного состава:

γс = ∑АэQф/ ∑Аэqz;

При планировании работы подвижного состава коэффициент статического использования грузоподъемности можно опре­делить через заданную структуру грузопотоков отношением фактического количества перевезенного груза Qф к расчетно­му Qн:

γс = ∑ Qф /∑ Qн ,

где Qн = Qф/γ.

Отношение Qф/γ представляет собой расчетный вес груза, т. е. условный вес, исчисленный для случая полного исполь­зования грузоподъемности подвижного состава.

Подставив значение Qн в формулу для случая п-го количества ездок получим

γс = (Q1+ Q2+... +Qn) / (Q11+Q22+ ... +Qn/ γп),

где γ1, γ2,...,γп - коэффициенты использования грузоподъемности единицы подвижного состава. соответствующие роду перевозимого гру­за.

При определении коэффициента статического использова­ния грузоподъемности не учитывается расстояние перевозки груза, хотя этот фактор существенно влияет на результаты работы ПС. Поэтому на АТ рассчитывают еще и коэффициент динамического исполь­зования грузоподъемности γд который определяют отношением количества фактически выполненных тонно-километров Рф к количеству возможных тонно-километров Рн при условии полного использования грузоподъемности подвижного соста­ва:

- за одну ездку единицы подвижного состава

γд = РФн = Qф le.r/q1e.r = Qф/q.

где lе.г - пробег с грузом за ездку, км;

- за z ездок Аэ количества подвижного состава

γд =∑Аэ Qф le.r/ ∑Аэq1e.r z.

При планировании среднее значение коэффициента дина­мического использования грузоподъемности по заданной структуре и маршруту перевозок грузов можно определить отно­шением

γд = ∑РФ/ ∑Рн ,

где Рнф/γ.

Подставив значение Рн в уравнение, получим

γд = (Q1lег1 + Q2 lег2 + …+Qп lегп)/ (Q1lег11 + Q2 lег22+ …+Qп lегпп).

При работе автомобиля с прицепом коэффициент исполь­зования грузоподъемности определяют в зависимости от ко­личества и рода перевозимого груза раздельно для автомо­биля и прицепа (в случае перевозки грузов различной плот­ности), а затем определяют среднее значение коэффициента как средневзвешенную величину по суммарной грузоподъем­ности автопоезда qап:

γап= (qa γа + qп γп)/∑qап,

где γа и γп - соответственно коэффициенты использования грузоподъем­ности автомобиля и прицепа.

Коэффициент динамического использования грузоподъем­ности может быть равным или отличаться от статического. Разница обусловливается различным расстоянием перевозки груза и степенью использования грузоподъемности автомобилей различных моделей

Величина коэффициента использования грузоподъемности может и не зависеть от плотности перевозимых грузов. В прак­тике нередко встречаются случаи, когда из-за малых партий грузов или плохой организации перевозок не полностью ис­пользуется номинальная грузоподъемность подвижного соста­ва. В этих случаях степень использования грузоподъемности подвижного состава будет зависеть только от фактического количества груза в кузове подвижного состава, а не от пока­зателя его плотности.

Наши рекомендации