Показатели использования грузоподъемности и грузовместимости.
Подвижной состав характеризуется не только грузоподъемностью, но и грузовместимостью. Грузоподъемность q является постоянной величиной для данного типа и модели и измеряется в тоннах. Грузовместимость подвижного состава определяется размерами грузонесущей части (кузова, фургона, цистерны) и может быть при одной и той же грузоподъемности подвижного состава различной.
Показатель удельной грузовместимости ω характеризуется величиной площади кузова F, приходящейся на 1 т грузоподъемности подвижного состава:
ω = F/q.
При организации перевозок стремятся к более полному использованию грузоподъемности подвижного состава, так как повышение использования номинальной грузоподъемности способствует увеличению массы перевозимого груза и снижению затрат на перевозку .
Грузы, перевозимые автомобильным транспортом, имеют различную плотность: от 0,1 до 4 т/м3 b более, - поэтому максимальное количество груза, которое может быть погружено в кузов подвижного состава с соблюдением допустимых габаритов, зависит в первую очередь от плотности груза, его формы и размещения в кузове. При перевозке грузов с различной плотностью по-разному будет использоваться номинальная грузоподъемность подвижного состава. Грузы, имеющие большую плотность (при рациональном размещении в кузове), обеспечивают полное использование грузоподъемности, а грузы с малой плотностью - только частичное. В зависимости от степени использования грузоподъемности ПС и в связи с разной плотностью груза вся номенклатура грузов, перевозимых автомобильным транспортом, распределена на четыре класса.
Использование номинальной грузоподъемности единицы подвижного состава характеризуется коэффициентом использования грузоподъемности γ, который при перевозке различных грузов может быть определен по формуле:
- навалочные грузы γн = Fhd/q;
- штучные грузы γш= bшN/q,
где
F - площадь платформы кузова автомобиля, м2, h - допустимая погрузочная высота груза в кузове, м; d - плотность груза, т/мЗ; q - номинальная грузоподъемность единицы подвижного состава, т; bш - масса единицы груза, т; N - количество единиц груза в кузове подвижного состава.
Использование грузоподъемности ПС при перевозке грузов оценивают коэффициентами статического и динамического использования грузоподъемности.
Коэффициент статического использования грузоподъемности γс определяют отношением фактического количества перевезенного груза в тоннах Qф к возможному количеству груза при полном использовании номинальной грузоподъемности ПС без учета расстояния перевозки:
- за одну ездку единицы ПС: γс = Qф/q ;
- за z ездок единицы подвижного состава; γс = ∑Qф/qz;
- в общем виде за zездок Аэ единиц подвижного состава:
γс = ∑АэQф/ ∑Аэqz;
При планировании работы подвижного состава коэффициент статического использования грузоподъемности можно определить через заданную структуру грузопотоков отношением фактического количества перевезенного груза Qф к расчетному Qн:
γс = ∑ Qф /∑ Qн ,
где Qн = Qф/γ.
Отношение Qф/γ представляет собой расчетный вес груза, т. е. условный вес, исчисленный для случая полного использования грузоподъемности подвижного состава.
Подставив значение Qн в формулу для случая п-го количества ездок получим
γс = (Q1+ Q2+... +Qn) / (Q1/γ1+Q2/γ2+ ... +Qn/ γп),
где γ1, γ2,...,γп - коэффициенты использования грузоподъемности единицы подвижного состава. соответствующие роду перевозимого груза.
При определении коэффициента статического использования грузоподъемности не учитывается расстояние перевозки груза, хотя этот фактор существенно влияет на результаты работы ПС. Поэтому на АТ рассчитывают еще и коэффициент динамического использования грузоподъемности γд который определяют отношением количества фактически выполненных тонно-километров Рф к количеству возможных тонно-километров Рн при условии полного использования грузоподъемности подвижного состава:
- за одну ездку единицы подвижного состава
γд = РФ/Рн = Qф le.r/q1e.r = Qф/q.
где lе.г - пробег с грузом за ездку, км;
- за z ездок Аэ количества подвижного состава
γд =∑Аэ Qф le.r/ ∑Аэq1e.r z.
При планировании среднее значение коэффициента динамического использования грузоподъемности по заданной структуре и маршруту перевозок грузов можно определить отношением
γд = ∑РФ/ ∑Рн ,
где Рн =Рф/γ.
Подставив значение Рн в уравнение, получим
γд = (Q1lег1 + Q2 lег2 + …+Qп lегп)/ (Q1lег1 /γ1 + Q2 lег2/γ2+ …+Qп lегп/γп).
При работе автомобиля с прицепом коэффициент использования грузоподъемности определяют в зависимости от количества и рода перевозимого груза раздельно для автомобиля и прицепа (в случае перевозки грузов различной плотности), а затем определяют среднее значение коэффициента как средневзвешенную величину по суммарной грузоподъемности автопоезда qап:
γап= (qa γа + qп γп)/∑qап,
где γа и γп - соответственно коэффициенты использования грузоподъемности автомобиля и прицепа.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности может быть равным или отличаться от статического. Разница обусловливается различным расстоянием перевозки груза и степенью использования грузоподъемности автомобилей различных моделей
Величина коэффициента использования грузоподъемности может и не зависеть от плотности перевозимых грузов. В практике нередко встречаются случаи, когда из-за малых партий грузов или плохой организации перевозок не полностью используется номинальная грузоподъемность подвижного состава. В этих случаях степень использования грузоподъемности подвижного состава будет зависеть только от фактического количества груза в кузове подвижного состава, а не от показателя его плотности.