Техническая готовность парка и ее показатели.

Техническая готовность парка ПС к ра­боте оценивается коэффициентом технической готовности αт показывающим, какая часть подвижного состава из списоч­ного количества находится в технически исправном состоянии и может быть использована в работе.

Плановый коэффициент технической готовности парка определяют цикловым методом. Цикл рассматривают как уста­новленный нормативный пробег единицы подвижного состава с начала эксплуатации до первого капитального ремонта или пробег между двумя последующими капитальными ремонтами. Нормативы пробега установлены по типам и моделям ПС в зависимости от условий эксплуатации. Цикл включает про­беги до капитального ремонта, вто­рого и первого технического обслу­живания.

Для расчета планового коэф­фициента технической готовности парка цикловым методом пользу­ются нормативами, установленны­ми «Положением о техническом обслуживании и ремонте ПС АТ», с учетом которых коэф­фициент технической готовности парка рассчитывают по моделям подвижного состава по формуле:

αт = 1 / Lcc(1/Lcc +Дкр/ Lц + Дтт /1000),

где

Lcс – среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км; Дк,р - количество дней простоя ПС в капитальном ремонте; Lц - пробег ПС за цикл (межремонтный пробег до капитального peмонтa), км; Дтт – нормнруемое время про­стоя ПС в техническом обслуживанин и текущем ре­монте в днях на 1000км/ пробега,

Однако цикловой метод расчета коэффициента технической готовности не учитывает фактический пробег подвижного со­става с начала эксплуатации, поэтому результаты расчета не всегда соответствуют действительному техническому состоя­нию парка. В силу этого целесообразно корректировать коэф­фициент технической готовности парка на основе предвари­тельно разработанных графиков постановки подвижного со­става в ремонт и техническое обслуживание, учитывая при этом фактическую величину пробега каждой единицы ПС.

Фактическое значение коэффициента технической готов­ности парка αт.ф определяют по отчетным данным о работе и состоянии парка подвижного состава:

- за один рабочий день:

αт.ф = ∑Ax/∑Ac = ∑Ax/(∑Ax + ∑Ap);

- за период Дк:

αт.ф = ∑АДх /∑ АДк

где

АДх, АДк - количество автомобиле-дней соответственно в тех­нически исправном состоянии и нахождения в АТО.

При определении коэффициента технической готовности парка количество дней простоя в ремонтах (Др) рассчитывают с учетом простоя подвижного состава во всех видах ремонта и технического обслуживания, которые требуют снятия ПС с линии. Простой по другим причинам (отсутствие работы, водителей, эксплуатационных материалов и т. п.) на уровень коэффициента технической готовности не влияет.

Коэффициент технической готовности парка определяют по типам и моделям ПС раздельно. В целом по АТО этот показатель опреде­ляют как средневзвешенную величину αтср:

αтср = ∑Ас αт / ∑Ас,

где Ас и αт - соответственно количество автомобилей и коэффициент технической готовности по типам и моделям подвижного состава.

Коэффициент технической готовности парка во многом за­висит от организации работы технической службы АТО, условий эксплуатации, технического состояния ПС и мастерства водителей. Большое значение в повышении технического состояния парка имеют регулярно и качествен­но проводимое техническое обслуживание и ремонт ПС, позволяющие значительно увеличить межремонтный пробег и сократить время нахождения АТС в ре­монте и техническом обслуживании. Передовые АТО, приме­няющие совершенную технологию ремонта и ТО подвижного состава, добиваются высокого уров­ня коэффициента технической готовности пapка - 0,8…0,85. Однако следует отметить, что в ряде случаев некоторая часть ПС, будучи технически исправной, про­стаивает по организационно-техническим причинам (отсут­ствие груза и временное прекращение работы на линии, недо­статок водителей, отсутствие эксплуатационных материалов, плохие дорожные и климатические условия и т. п.), что явля­ется отрицательным явлением в производственной деятельно­сти АТО. Поэтому ходовой парк может состоять из ПС, находящегося в эксплуатации, и ПС, технически исправного, но простаивающего по орга­низационно-техническим причинам An. Как правило, АТО при планировании работы не предусматривают простои под­вижного состава без работы по организационно-техническим причинам, однако не учитывать их нельзя, поскольку они уменьшают возможное количество автомобиле-дней работы ПС на линии.

Наши рекомендации