Техническая готовность парка и ее показатели.
Техническая готовность парка ПС к работе оценивается коэффициентом технической готовности αт показывающим, какая часть подвижного состава из списочного количества находится в технически исправном состоянии и может быть использована в работе.
Плановый коэффициент технической готовности парка определяют цикловым методом. Цикл рассматривают как установленный нормативный пробег единицы подвижного состава с начала эксплуатации до первого капитального ремонта или пробег между двумя последующими капитальными ремонтами. Нормативы пробега установлены по типам и моделям ПС в зависимости от условий эксплуатации. Цикл включает пробеги до капитального ремонта, второго и первого технического обслуживания.
Для расчета планового коэффициента технической готовности парка цикловым методом пользуются нормативами, установленными «Положением о техническом обслуживании и ремонте ПС АТ», с учетом которых коэффициент технической готовности парка рассчитывают по моделям подвижного состава по формуле:
αт = 1 / Lcc(1/Lcc +Дкр/ Lц + Дтт /1000),
где
Lcс – среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км; Дк,р - количество дней простоя ПС в капитальном ремонте; Lц - пробег ПС за цикл (межремонтный пробег до капитального peмонтa), км; Дтт – нормнруемое время простоя ПС в техническом обслуживанин и текущем ремонте в днях на 1000км/ пробега,
Однако цикловой метод расчета коэффициента технической готовности не учитывает фактический пробег подвижного состава с начала эксплуатации, поэтому результаты расчета не всегда соответствуют действительному техническому состоянию парка. В силу этого целесообразно корректировать коэффициент технической готовности парка на основе предварительно разработанных графиков постановки подвижного состава в ремонт и техническое обслуживание, учитывая при этом фактическую величину пробега каждой единицы ПС.
Фактическое значение коэффициента технической готовности парка αт.ф определяют по отчетным данным о работе и состоянии парка подвижного состава:
- за один рабочий день:
αт.ф = ∑Ax/∑Ac = ∑Ax/(∑Ax + ∑Ap);
- за период Дк:
αт.ф = ∑АДх /∑ АДк
где
АДх, АДк - количество автомобиле-дней соответственно в технически исправном состоянии и нахождения в АТО.
При определении коэффициента технической готовности парка количество дней простоя в ремонтах (Др) рассчитывают с учетом простоя подвижного состава во всех видах ремонта и технического обслуживания, которые требуют снятия ПС с линии. Простой по другим причинам (отсутствие работы, водителей, эксплуатационных материалов и т. п.) на уровень коэффициента технической готовности не влияет.
Коэффициент технической готовности парка определяют по типам и моделям ПС раздельно. В целом по АТО этот показатель определяют как средневзвешенную величину αтср:
αтср = ∑Ас αт / ∑Ас,
где Ас и αт - соответственно количество автомобилей и коэффициент технической готовности по типам и моделям подвижного состава.
Коэффициент технической готовности парка во многом зависит от организации работы технической службы АТО, условий эксплуатации, технического состояния ПС и мастерства водителей. Большое значение в повышении технического состояния парка имеют регулярно и качественно проводимое техническое обслуживание и ремонт ПС, позволяющие значительно увеличить межремонтный пробег и сократить время нахождения АТС в ремонте и техническом обслуживании. Передовые АТО, применяющие совершенную технологию ремонта и ТО подвижного состава, добиваются высокого уровня коэффициента технической готовности пapка - 0,8…0,85. Однако следует отметить, что в ряде случаев некоторая часть ПС, будучи технически исправной, простаивает по организационно-техническим причинам (отсутствие груза и временное прекращение работы на линии, недостаток водителей, отсутствие эксплуатационных материалов, плохие дорожные и климатические условия и т. п.), что является отрицательным явлением в производственной деятельности АТО. Поэтому ходовой парк может состоять из ПС, находящегося в эксплуатации, и ПС, технически исправного, но простаивающего по организационно-техническим причинам An. Как правило, АТО при планировании работы не предусматривают простои подвижного состава без работы по организационно-техническим причинам, однако не учитывать их нельзя, поскольку они уменьшают возможное количество автомобиле-дней работы ПС на линии.