Влияние технико-эксплуатационных показателей на работу ПС.
Для определения методов повышения производительности ПС необходимо знать характер и степень влияния отдельных эксплуатационных показателей на производительность АТС. При этом необходимо учитывать, что показатели, которые можно использовать для характеристики эффективности использования ПС, делятся на три группы:
· экстенсивные обеспечивают повышение количества ПС на линии и продолжительность его работы (коэффициент выпуска, среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде);
· интенсивные способны повысить производительность ПС за счет совершенствования планирования и организации перевозочного процесса (средний суточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, эксплуатационная и техническая скорости движения);
· обобщающие показатели характеризуют эффективность использования ПС в целом (производительность в тонно-километрах на 1 т грузоподъемности ПС, часовая производительность и т.п.).
При этом производительность ПС не может изменяться монотонно. Она получает скачкообразное приращение только тогда, когда ПС выполняет дополнительную ездку, и в транспортном цикле завершится доставка груза. Таким образом, прирост производительности будет наблюдаться только в тот момент, когда улучшение значения отдельного или совокупности эксплуатационных факторов позволит ПС выполнить еще одну ездку. До наступления этого момента изменение значения эксплуатационных факторов не приведет к изменению значения производительности.
(Подробнее влияние технико-эксплуатационных показателей на производительность будет рассмотрена ниже).
Контрольные вопросы:
- Перечислить основные технико-эксплуатационные показатели работы ПС.
- Какой показатель оценивает законченный цикл перевозочного процесса?
- От чего зависит уровень ТЭПа?
- Какие из эксплуатационных показателей можно отнести к экстенсивным?
- Какие из ТЭП относят к интенсивным?
- Какие из показателей работы ПС являются обобщающими?
- Как объяснить скачкообразный характер зависимости производительности ПС от изменения ТЭП?
Тема 10
АВТОПАРК ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен
- ЗНАТЬ систему показателей, определяющих количественное и качественное использование парка ПС;
- ИМЕТЬ представление о влиянии показателей парка на эффективность работы АТ.
План лекции:
Парк подвижного состава.
Техническая готовность парка и ее показатели.
Показатели использования парка ПС.
Парк подвижного состава.
Парком подвижного состава или списочным парком называется общее количество автомобилей, тягачей, полуприцепов, прицепов, находящихся в распоряжении АТО и числящихся на его балансе.
Списочный парк Ас подвижного состава состоит из ходового парка Ах, т. е. технически исправных единиц подвижного состава, годных для выполнения перевозок, и единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта Ар:
Ас= Ах + Ар ,
Ходовой парк Ах подвижного состава может полностью находиться в эксплуатации Аэ или часть его может простаивать по различным организационно-техническим причинам Ап (из-за отсутствия водителей, работы, эксплуатационных материалов, бездорожья и т.п.):
Ах = Aэ+ Ап.
В связи с этим списочный парк следует рассматривать как сумму автомобилей, находящихся в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте и простаивающих по различным причинам:
Ас = Aэ + Ап+ Ар,
Списочное количество подвижного состава определяют на начало и конец планируемого и отчетного периодов и в среднем за планируемый и отчетный периоды.
Списочный парк подвижного состава АТО не остается постоянным по количеству и составу в течение планируемого периода (месяца, квартала, года) вследствие списания, пополнения или частичной передачи его другим предприятиям. Поэтому рассчитывается среднесписочный парк ПС, определяемый по типам и моделям на основании данных об изменении (увеличение, сокращение) парка за данный период. При этом учитываются не только количественное изменение парка, но и сроки поступления или выбытия ПС из АТО. В соответствии с этим рассчитывают количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахождения на предприятии списочного парка, а также вновь поступивших и выбывших единиц подвижного состава. Автомобиле-дни (АД) определяются произведением количества автомобилей на соответствующее количество дней нахождения их в АТО.
Среднесписочное количество подвижного состава определяют:
Асс = [АсДк + АвДп – Авп(Дк – Дв)]/Дк,
где
Ас - количество АТС ( автомобилей, тягачей, прицепов и т. д.), числящихся на балансе АТО на начало периода; Дк - календарное количество дней в данном периоде; Ав - количество вновь поступивших единиц ПС за данный период; Дп - количество дней пребывания на предприятии вновь поступившего ПС; Авп - количество выбывших (списанных или переданных) единиц за данный период; Дв - количество дней пребывания на АТО выбывших (списанных или переданных) единиц ПС.
Парк ПС характеризуется не только количеством списочных единиц, но и общей грузоподъемностью парка ∑q, представляющей собой суммарную грузоподъемность всех единиц.
Номинальная (паспортная) грузоподъемность единицы ПС - это максимально допустимое количество груза, которое может быть погружено при полном использовании вместимости кузова. Номинальная грузоподъемность устанавливается заводом-изготовителем АТС, а в процессе эксплуатации - допустимыми нагрузками на ось подвижного состава с учетом дорожных условий.
Структура парка подвижного состава неоднородна и состоит из автомобилей, полуприцепов, прицепов различной грузоподъемности. Поэтому для оценки провозной способности парка подвижного состава по грузоподъемности пользуются показателем средней грузоподъемности q единицы ПС, которую определяют как средневзвешенную величину путем деления суммарной грузоподъемности на общее количество подвижного состава.
Среднюю грузоподъемность единицы подвижного состава списочного парка рассчитывают:
- по автомобилям Ас: qcp = ∑ Acq/ ∑Ac ,
- по прицепам Пс: qncp = ∑Пс qп ∑Пс .
Среднюю грузоподъемность единицы ПС парка, находящегося в эксплуатации qэ, определяют с учетом количества автомобиле-дней нахождения в работе:
qэср = ∑АэДэq / ∑АэДэ ,
где
Аэ - количество единиц подвижного состава, находящихся в эксплуатации; Дэ - количество дней работы на линии; q - грузоподъемность единицы подвижного состава, т.
При определении средней грузоподъемности единицы подвижного состава следует иметь в виду, что часть списочного парка составляют автомобили, предназначенные для внутрихозяйственных нужд (автомобили технической помощи, специальные и др.), провозная способность которых учитывается отдельно.