Влияние технико-эксплуатационных показателей на работу ПС.

Для определения методов повышения производительности ПС необходимо знать характер и степень влияния отдельных эксплуатационных показателей на производительность АТС. При этом необходимо учитывать, что показатели, которые можно использовать для характеристики эффективности использования ПС, делятся на три группы:

· экстенсивные обеспечивают повышение количества ПС на линии и продолжительность его работы (коэффициент выпуска, среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде);

· интенсивные способны повысить производительность ПС за счет совершенствования планирования и организации перевозочного процесса (средний суточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, эксплуатационная и техническая скорости движения);

· обобщающие показатели характеризуют эффективность использования ПС в целом (производительность в тонно-километрах на 1 т грузоподъемности ПС, часовая производительность и т.п.).

При этом производительность ПС не может изменяться монотонно. Она получает скачкообразное приращение только тогда, когда ПС выполняет дополнительную ездку, и в транспортном цикле завершится доставка груза. Таким образом, прирост производительности будет наблюдаться только в тот момент, когда улучшение значения отдельного или совокупности эксплуатационных факторов позволит ПС выполнить еще одну ездку. До наступления этого момента изменение значения эксплуатационных факторов не приведет к изменению значения производительности.

(Подробнее влияние технико-эксплуатационных показателей на производительность будет рассмотрена ниже).

Контрольные вопросы:

  1. Перечислить основные технико-эксплуатационные показатели работы ПС.
  2. Какой показатель оценивает законченный цикл перевозочного процесса?
  3. От чего зависит уровень ТЭПа?
  4. Какие из эксплуатационных показателей можно отнести к экстенсивным?
  5. Какие из ТЭП относят к интенсивным?
  6. Какие из показателей работы ПС являются обобщающими?
  7. Как объяснить скачкообразный характер зависимости производительности ПС от изменения ТЭП?

Тема 10

АВТОПАРК ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен

- ЗНАТЬ систему показателей, определяющих количественное и качественное использование парка ПС;

- ИМЕТЬ представление о влиянии показателей парка на эффективность работы АТ.

План лекции:

Парк подвижного состава.

Техническая готовность парка и ее показатели.

Показатели использования парка ПС.

Парк подвижного состава.

Парком подвижного состава или списочным парком называется об­щее количество автомобилей, тягачей, полуприцепов, прице­пов, находящихся в распоряжении АТО и числящих­ся на его балансе.

Списочный парк Ас подвижного состава состоит из ходо­вого парка Ах, т. е. технически исправных единиц подвижного состава, годных для выполнения перевозок, и единиц подвиж­ного состава, находящихся в ремонте, техническом обслужи­вании и ожидании ремонта Ар:

Ас= Ах + Ар ,

Ходовой парк Ах подвижного состава может полностью на­ходиться в эксплуатации Аэ или часть его может простаивать по различным организационно-техническим причинам Ап (из-за отсутствия водителей, работы, эксплуатационных материалов, бездорожья и т.п.):

Ах = Aэ+ Ап.

В связи с этим списочный парк следует рассматривать как сумму автомобилей, находящихся в эксплуатации, техничес­ком обслуживании и ремонте и простаивающих по различным причинам:

Ас = Aэ + Ап+ Ар,

Списочное количество подвижного состава определяют на начало и конец планируемого и отчетного периодов и в сред­нем за планируемый и отчетный периоды.

Списочный парк подвижного состава АТО не остается постоянным по количеству и соста­ву в течение планируемого периода (месяца, квартала, года) вследствие списания, пополнения или частичной передачи его другим предприятиям. Поэтому рассчитывается среднесписоч­ный парк ПС, определяемый по типам и мо­делям на основании данных об изменении (увеличение, сокра­щение) парка за данный период. При этом учитываются не только количественное изменение парка, но и сроки поступ­ления или выбытия ПС из АТО. В соответствии с этим рассчитывают количество автомобиле-дней (прицепо­-дней) нахождения на предприятии списочного парка, а также вновь поступивших и выбывших единиц подвижного состава. Автомобиле-дни (АД) определяются произведением количества автомобилей на соответствующее количество дней нахождения их в АТО.

Среднесписочное количество подвижного состава опреде­ляют:

Асс = [АсДк + АвДп – Авп(Дк – Дв)]/Дк,

где

Ас - количество АТС ( автомобилей, тягачей, прице­пов и т. д.), числящихся на балансе АТО на начало периода; Дк - календарное количество дней в данном периоде; Ав - количе­ство вновь поступивших единиц ПС за данный период; Дп - количество дней пребывания на предприятии вновь поступивше­го ПС; Авп - количество выбывших (списанных или переданных) единиц за данный период; Дв ­- количество дней пребывания на АТО выбывших (списанных или переданных) единиц ПС.

Парк ПС характеризуется не только количеством списочных единиц, но и общей грузоподъемностью парка ∑q, представляющей со­бой суммарную грузоподъемность всех единиц.

Номинальная (паспортная) грузоподъемность единицы ПС - это максимально допустимое количе­ство груза, которое может быть погружено при полном исполь­зовании вместимости кузова. Номинальная грузоподъемность устанавливается заводом-изготовителем АТС, а в процессе эксплуатации - допустимыми нагрузками на ось подвижного состава с учетом дорожных условий.

Структура парка подвижного состава неоднородна и состо­ит из автомобилей, полуприцепов, прицепов различной гру­зоподъемности. Поэтому для оценки провозной способности парка подвижного состава по грузоподъемности пользуются показателем средней грузоподъемности q единицы ПС, которую определяют как средневзвешенную величи­ну путем деления суммарной грузоподъемности на общее ко­личество подвижного состава.

Среднюю грузоподъемность единицы подвижного состава списочного парка рассчитывают:

- по автомобилям Ас: qcp = ∑ Acq/ ∑Ac ,



- по прицепам Пс: qncp = ∑Пс qп ∑Пс .

Среднюю грузоподъемность единицы ПС парка, находящегося в эксплуатации qэ, определяют с учетом количества автомобиле-дней нахождения в работе:

qэср = ∑АэДэq / ∑АэДэ ,

где

Аэ - количество единиц подвижного состава, находящихся в экс­плуатации; Дэ - количество дней работы на линии; q - грузоподъем­ность единицы подвижного состава, т.

При определении средней грузоподъемности единицы по­движного состава следует иметь в виду, что часть списочного парка составляют автомобили, предназначенные для внутри­хозяйственных нужд (автомобили технической помощи, специальные и др.), провозная способность которых учитыва­ется отдельно.

Наши рекомендации