Провозные качества грузового ПС.
Провозные качествагрузового ПС определяются степенью использования его грузоподъемности и грузовместимости при соблюдении требований, предъявляемых данным видом перевозки, и меняются от условий перевозки и главным образом от рода, характера груза и категории дороги.
Грузоподъемность измеряется установленной для каждого типа подвижного состава максимальной массой груза (в тоннах), помещаемого в кузове. Грузовместимость определяется габаритными размерами кузова при условии использования предельной высоты погрузки в зависимости от рода и характера груза, его упаковки или тары.
Провозные качества подвижного состава зависят от использования его габаритов. Степень использования габаритов автомобилей, прицепов и полуприцепов оценивается коэффициентом, представляющим собой отношение площади кузова ко всей площади, занимаемой ими.
Площадь кузова грузового подвижного состава увеличивается не пропорционально повышению грузоподъемности его, а значительно меньше. Чем больше площадь кузова, тем большее количество груза можно на ней поместить. Площадь кузова, определяющая при данной высоте бортов его вместимость, имеет большое значение для использования грузоподъемности подвижного состава, особенно при перевозке легковесных грузов, которые характеризуются малым объемным весом.
Кроме использования грузоподъемности и грузовместимости провозные качества грузового подвижного состава характеризуются соответствием его кузова роду и характеру перевозимого груза. Например, провозная способность автомобилей с кузовом-цистерной будет равна нулю, если к перевозке предъявлены щебень, грунт и другие грузы, которые не могут перевозиться в цистернах.
На провозные качества подвижного состава влияет и приспособленность его к погрузочно-разгрузочным операциям. Так, автомобиль-самосвал за определенный период на коротком расстоянии может перевезти больше груза, чем его базовый автомобиль с универсальным кузовом.
Эффективность организации перевозок грузов в заданных объемах и номенклатуре, в данный период и заданные сроки оценивается величиной затрат денежных и материальных средств, требующихся для их осуществления. Минимального значения величины этих затрат могут достигнуть только в случае, когда эксплуатационные качества подвижного состава будут соответствовать требованиям, предъявляемым данными условиями его эксплуатации.
Улучшение эксплуатационных качеств подвижного состава намечается по нескольким направлениям:
- создание автомобилей с широким диапазоном грузоподъемности; увеличение выпуска автомобилей малой и большой грузоподъемности, которых в настоящее время не хватает для удовлетворения потребностей народного хозяйства;
- увеличение производства автомобилей большой и малой грузоподъемности, необходимых для перевозки различных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- совершенствование общей конструкции подвижного состава (уменьшение собственного веса за счет использования современных материалов, повышение надежности конструкции, комфортабельности работы водителя, безопасности подвижного состава, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и др.);
- увеличение выпуска различных типов специализированного подвижного состава, прицепов и полуприцепов; создание более мощных и экономичных двигателей, работающих на жидком топливе, природном и искусственном газе, на электрической и атомной энергии.
Контрольные вопросы:
- На какие группы можно разделить основные условия эксплуатации? Охарактеризовать их.
- Перечислить основные эксплуатационные качества АТС.
- При помощи каких показателей определяется проходимость ПС?
- Как определить тяговые качества ПС?
- В чем выражается экономичность ПС?
- Какие качества снижают вредное воздействие АТС на природу?
- Как определяются провозные качества ПС?
Тема 9
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПС.
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен
- ЗНАТЬ систему показателей работы ПС на линии;
- ИМЕТЬ представление о влиянии показателей на эффективность работы АТ.
План лекции: