Специализированные автотранспортные средства.
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен
- ЗНАТЬ особенности грузового специализированного автотранспорта;
- ИМЕТЬ представление о преимуществах применения специализированного транспорта.
План лекции:
Основные типы СПС.
Особенности перевозки грузов специализированным ПС (СПС).
Основные типы СПС.
К специализированному подвижному составу (СПС) относятся АТС, приспособленные для перевозки одного или нескольких видов однородных грузов и оборудованные различными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими сохранность грузов и механизацию или автоматизацию выполнения ПРР.
Основные типы СПС приведены в табл. 3.1
Таблица 3.1 Основные типы специализированного подвижного состава
Тип | Вид | Основные особенности |
Фургоны | Универсальный | Для перевозки различных грузов, требующих только защиты от внешних воздействии. |
Специализированный | Для перевозки одного вида груза (мебель, хлеб и пр.) | |
Изотермический | С повышенной изоляцией от внешней среды для сохранения температурного режима перевозки груза | |
Рефрижератор | Поддерживает заданный температурный режим перевозки груза в диапазоне: FR-A: до 0ºС FR-B: от 0 до -10ºС FR-C: от 0 до -20ºС CR-A: от -10 до +12ºС CR-D: от -20 до +12ºС | |
Электроновоз | Для перевозки электронной техники с особо мягкой подвеской и усиленной внешней изоляцией | |
Самосвалы | Универсальный | Для перевозки различных навалочных грузов |
Строительный | С разгрузкой на три стороны и герметичным кузовом | |
Сельскохозяйственный | С повышенным объемом кузова и проходимостью | |
Карьерный | С усиленным кузовом | |
Цистерны | Для жидких грузов Для сыпучих грузов Для газообразных груз. | Специализированы по видам груза (топливо, молоко, вода и т.д.) То же |
Панелевозы | Хребтовые | Имеют центральную раму для вертикального крепления панелей с небольшим уклоном к центральной оси |
Кассетные | Имеют каркасную раму для перевозки вертикально расположенных панелей | |
Платформенные | Имеют специальную платформу для перевозки панелей в горизонтальном положении | |
Лесовозы | С повышенной проходимостью и прицепом-роспуском | |
Фермовозы | С усиленной рамой для исключения прогиба и повышенных боковых нагрузок на перевозимые конструкции | |
Тяжеловозы | Многоосные транспортные средства для перевозки грузов, которые не могут быть перевезены на стандартном ПС |
Автомобили- и прицепы-самосвалы имеют специальные кузова для разгрузки путем сбрасывания сыпучего или другого груза, не требующего осторожности при разгрузке.
По принципу разгрузки АТС-самосвалы делят на три группы: с опрокидывающимися кузовами (груз сбрасывается наклоном кузова), с бункерной выгрузкой (груз сбрасывается при неподвижном кузове по наклонным плоскостям, составляющим борта или дно кузова – горбатое дно, хоппер), с принудительным выталкиванием груза из кузова (конвейерный пол, шнеки).
Наиболее распространены АТС-самосвалы с опрокидывающимися кузовами. По направлению опрокидывания различают: с опрокидыванием кузова только назад, с опрокидыванием кузова на одну сторону, с опрокидыванием на любую из трех сторон, с предварительным подъемом и опрокидыванием кузова назад или на сторону.
АТС-самосвалы с принудительным выталкиванием груза из кузова делят на две группы: с конвейерным полом (шторные) и с продольным винтом (шнековые).
У шторных самосвалов кузов оборудован по всему полу бесконечной лентой или лентой, перематываемой с одного валика на другой. В шнековых самосвалах на дне кузова устанавливают один или два винта (шнека), при вращении которых происходит выбрасывание груза.
Разновидностью автомобилей-самосвалов являются самосвалы-думперы. Имея короткую базу, думперы обладают хорошей маневренностью и проходимостью, что важно при работе в карьерах и на строительных площадках. В некоторых моделях сиденье водителя вращается на 180º. Это дает возможность, не разворачивая автомобиля, двигаться задним ходом.
Предусмотрен также больший наклон кузова, способствующий ускоренной и полной разгрузке.
Автомобили с контейнерными (сменными) кузовами являются наиболее универсальным типом грузовых АТС, так как они могут быть использованы для перевозки грузов в различных условиях. При погрузке с земли сменный кузов грузят на автомобиль за 5-8 с.
Автомобили – самопогрузчики имеют приспособления для механизированной погрузки и выгрузки грузов. Наибольшее распространение среди них получили автомобили с лебедками и шпилями, крановыми установками, грузоподъемным задним бортом и другими подъемными механизмами. Однако грузоподъемность ПС уменьшается на массу этих механизмов.
АТС-фургоны имеют закрытые кузова, внутри которых могут быть устроены приспособления, необходимые для перевозки определенного вида груза. Они широко применяются для перевозки продовольственных и промышленных товаров, медикаментов и пр.
Различают фургоны универсальные для перевозки различных грузов и специальные – для перевозки одного или нескольких однородных грузов (скоропортящихся продуктов, хлебобулочных изделий, мебели и пр.). Эти АТС могут быть с изотермическим или холодильным оборудованием.
АТС-цистерны используют для перевозки жидких, наливных и сыпучих грузов. Цистерну изготавливают из листовой стали или для снижения массы – из алюминиевых сплавов. Цистерна внутри разделена перегородками для уменьшения гидравлических ударов. Наибольшее распространение получили цистерны для перевозки жидких топлив, смазочных материалов, пищевых продуктов и кислот. Цистерны для пищевых продуктов делают эмалированными изнутри, а снаружи окрашивают в светлые тона для отражения солнечных лучей. При перевозке скоропортящихся грузов стенки охлаждаются, а вязких грузов – подогреваются.