Организация страхования грузов
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
Мероприятия, проводимые страховыми компаниями в области управления рисками:
- проведение организационно-технических мероприятий по предупреждению наступления грозящих опасностей;
- поощрение клиентов к принятию адекватных мер предосторожности путем установления более низких страховых премий;
- инициирование введения в практику бизнеса эффективных мер безопасности для повышения уровня собственной прибыльности.
Виды рисков:
- объективные (принципиальные) — риски, причины которых неподконтрольны человеку и обезличены. Последствия данных рисков могут быть значительными. К объективным рискам относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, извержения вулканов и другие проявления стихийных сил природы). Войны, социальные потрясения и политическое вмешательство также входят в этот тип рисков;
- субъективные (конкретные) — риски, причины которых могут быть персонифицированы, т. е. могут быть привязаны к конкретной личности. К данным рискам относят кражи, пожары, дорожно-транспортные происшествия и другие проявления, основанные на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности.
Способы управления рисками приведены на рисунке:
Классификация рисков по воздействию на объект страхования:
- внутренние риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном транспортном средстве (пожары, взрывы, повреждение груза при погрузке, укладке, выгрузке, заправке топливом, халатность персонала, в частности водителя);
- риски, воздействующие на груз извне (угроза распространения пожара, стихийного бедствия, угроза столкновения с другим транспортным средством, различные криминальные действия, а также запрещающие распоряжения властных структур);
- риски, воздействующие на другие объекты из-за происшествий с грузом (распространение пожара, взрывы, повреждение другого груза, нанесение вреда людям).
Факторы, влияющие на наступление риска:
- характер груза и степень его подверженности рискам;
- качество упаковки и ее соответствие характеру груза;
- технические характеристики транспортного средства;
- время года и климат;
- протяженность и направление маршрута перевозки.
Методика обеспечения безопасности:
- идентифицируются и устанавливаются ресурсы и виды логистической деятельности, которые приносят добавленную ценность потребителю и потенциально подвержены риску;
- оценивается вероятность появления этих рисков;
- разрабатывается и внедряется система, позволяющая управлять выявленными рисками.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ЭКСПЕДИРОВАНИЯ ГРУЗОВ
Экспедитор:
- физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по транспортировке грузов как внутри страны, так и за ее пределами по поручению других физических или юридических лиц либо от своего имени и выполняет все необходимые вспомогательные операции;
- оператор смешанной перевозки, который выдает накладную ФИАТА и принимает на себя ответственность за выполнение договора смешанной перевозки в роли перевозчика.
Экспедиторское обслуживание:
- услуги по перевозке, консолидации, хранению, обработке, упаковке или распределению грузов;
- вспомогательные и консультационные услуги, связанные с выполнением вышеуказанных услуг, включая таможенные и финансовые вопросы, декларирование грузов для целей таможенного оформления, обеспечение страхования грузов, сбор документов, относящихся к грузам, обеспечение оплаты.
Перевозчик — физическое или юридическое лицо, реально выполняющее перевозки грузов собственным транспортом (фактический перевозчик), или любое лицо, принимающее на себя такую же ответственность, что и перевозчик, в результате четко выраженного или подразумеваемого обязательства взять на себя эту ответственность (договорный перевозчик).
Транспортное предприятие — юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность перевозчика грузов по автомобильным дорогам и имеющее лицензию для выполнения транспортных операций, выданную компетентными органами в стране регистрации.
Международная перевозка — поездка груженого или незагруженного транспортного средства, пункты отправления и пункты назначения которого находятся в двух различных странах. Международная перевозка может осуществляться транзитом через одну или несколько стран.
Транзит — поездка через территорию страны, в которой не производится ни загрузка, ни разгрузка груза.
Интермодальная (прямая смешанная) перевозка — перевозка, осуществляемая различными видами транспорта по одному договору перевозки и одному перевозочному документу. Признаки интермодальной перевозки:
- один договор перевозки независимо от числа видов транспорта и числа перевалок;
- единый документ, подтверждающий наличие такого договора — накладная ФИАТА;
- одно лицо, которое несет ответственность по договору, — оператор смешанной перевозки;
- единый сквозной тариф.
Функции экспедирования:
- выбор перевозчика;
- работа с документацией по поставкам;
- отслеживание поставок;
- аудит и визирование оплаты тарифов на перевозку;
- оценка деятельности перевозчика;
- анализ транспортировки (оценка общей стоимости транспортировки, включая погрузку и выгрузку; способы упаковки; время перевозки; случаи воровства и другие потери; разработка методов снижения общих транспортных расходов).
Типичные ошибки и упущения экспедитора при выполнении поручений клиента:
- неверное описание груза (в результате чего груз перевозят, например, не охлажденным до требуемой температуры);
- неверная или неполная информация о предполагаемом месте назначения (например, порт Галифакс — в Великобритании или в Канаде?);
- ошибочный выбор маршрута для данного груза (в результате чего он может стать субъектом применения эмбарго);
- выбор перевозчика, находящегося в сложном финансовом положении;
- неверное или неполное информирование перевозчика об особенностях перевозки опасного груза;
- страхование груза без учета полученных от клиента инструкций.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Автотранспортное средство — механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров или оборудования, установленного на нем.
Грузовые автотранспортные средства в зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей делятся на автотранспортные средства:
- общего назначения — автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудованный в ряде случаев дугами с тентом. Используются для перевозки различных видов грузов;
- специализированные — автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие различные типы кузовов, предназначенные для перевозки грузов определенных видов (например, самосвалы, цистерны, автомобили со специальными платформами и др.);
- специальные — автомобильные лавки, автомобили с компрессорными установками, автомобильные краны, уборочные автомобили.
Тяжеловесное и (или) крупногабаритное автотранспортное средство — автотранспортное средство с грузом или без груза, у которого хотя бы один из весовых или габаритных параметров превышает допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам.
Тягач — автотранспортное средство с двигателем, предназначенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа.
Прицеп — автотранспортное средство без механического привода, предназначенное для перевозки грузов.
Полуприцеп — автотранспортное средство без механического привода, предназначенное для перевозки грузов и соединяемое с тягачом таким образом, чтобы часть его располагалась непосредственно на тягаче.
Автопоезд — комбинация автотранспортных средств, состоящая из грузового автомобиля и прицепа (прицепной автопоезд), тягача и прицепа или полуприцепа (седельный автопоезд).
Одиночная ось — ось автотранспортного средства, расположенная на расстоянии более 2,5 м от ближайшей другой оси этого автотранспортного средства.
Смежные оси — две (или более) оси автотранспортного средства, расположенные на расстоянии менее 2,5 м друг от друга.
ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ
Группы требований к подвижному составу автомобильного транспорта:
- обязательные — требования экологического характера, технические требования и требования безопасности дорожного движения;
- необязательные — требования, которые можно выполнять или не выполнять (например, тип подвески — рессорная или пневматическая);
- связанные с особыми условиями перевозок (например, перевозка скоропортящихся и опасных грузов в соответствии с правилами, перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов в соответствии с имеющимися рекомендациями).
Требования к грузовым отделениям автотранспортных средств:
- невозможность извлечения груза из опечатанной части транспортного средства и размещения грузов внутри его без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;
- возможность наложения печатей и пломб;
- отсутствие потайных мест для сокрытия грузов;
- доступность для таможенного досмотра.
Основные технические требования к автомобильным транспортным средствам:
- глубина протектора шин для всех автомобилей не менее 1,6 мм;
- наличие заднего защитного бампера, для полуприцепов — бокового защитного приспособления, наличие аварийной сигнализации, тахографа, задних опознавательных знаков;
- наличие устройства ограничения скорости для «зеленых» автомобилей, совершающих двустороннюю перевозку (вне рамок разрешений (квот) ЕКМТ), и для «очень зеленых и безопасных» автомобилей;
- наличие АБС (антиблокировочной системы) для «очень зеленых и безопасных» автомобилей.
Тахографы обеспечивают автоматическую регистрацию:
- времени управления водителями транспортным средством;
- времени отдыха;
- скорости движения;
- пройденного расстояния и других параметров.
Виды маршрутов движения.
Маятниковый — маршрут, на котором путь следования транспортного средства в прямом и обратном направлениях лежит на одной и той же трассе. Прямое (обратное) направление — направление, по которому следует больший (меньший) грузопоток;
Кольцевой — путь следования транспортного средства по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт является конечным;
Комбинированный — сочетание нескольких маршрутов движения транспортного средства, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок.
Маятниковые маршруты:
- с обратным порожним пробегом — на маршруте имеется один погрузочный и один разгрузочный пункт (простой маятниковый маршрут);
- с полным использованием пробега — на каждом грузовом пункте маршрута транспортные средства после разгрузки перемещаются на этом же пункте под погрузку другим грузом;
- с неполным использованием пробега (в прямом, обратном или обоих направлениях) — на маршруте имеется по одному пункту погрузки и разгрузки, а также один совмещенный пункт, где осуществляется погрузка (разгрузка).
Кольцевые маршруты:
- развозочный — маршрут, на котором загруженное транспортное средство развозит груз по нескольким пунктам назначения и постепенно разгружается;
- сборный — маршрут, на котором транспортное средство последовательно проходит несколько погрузочных пунктов, постепенно загружается и завозит груз в один пункт разгрузки;
- сборно-развозочный — маршрут, на котором одновременно развозится один груз и собирается другой.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
Мероприятия, проводимые страховыми компаниями в области управления рисками:
- проведение организационно-технических мероприятий по предупреждению наступления грозящих опасностей;
- поощрение клиентов к принятию адекватных мер предосторожности путем установления более низких страховых премий;
- инициирование введения в практику бизнеса эффективных мер безопасности для повышения уровня собственной прибыльности.
Виды рисков:
- объективные (принципиальные) — риски, причины которых неподконтрольны человеку и обезличены. Последствия данных рисков могут быть значительными. К объективным рискам относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, извержения вулканов и другие проявления стихийных сил природы). Войны, социальные потрясения и политическое вмешательство также входят в этот тип рисков;
- субъективные (конкретные) — риски, причины которых могут быть персонифицированы, т. е. могут быть привязаны к конкретной личности. К данным рискам относят кражи, пожары, дорожно-транспортные происшествия и другие проявления, основанные на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности.
Способы управления рисками приведены на рисунке:
Классификация рисков по воздействию на объект страхования:
- внутренние риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном транспортном средстве (пожары, взрывы, повреждение груза при погрузке, укладке, выгрузке, заправке топливом, халатность персонала, в частности водителя);
- риски, воздействующие на груз извне (угроза распространения пожара, стихийного бедствия, угроза столкновения с другим транспортным средством, различные криминальные действия, а также запрещающие распоряжения властных структур);
- риски, воздействующие на другие объекты из-за происшествий с грузом (распространение пожара, взрывы, повреждение другого груза, нанесение вреда людям).
Факторы, влияющие на наступление риска:
- характер груза и степень его подверженности рискам;
- качество упаковки и ее соответствие характеру груза;
- технические характеристики транспортного средства;
- время года и климат;
- протяженность и направление маршрута перевозки.
Методика обеспечения безопасности:
- идентифицируются и устанавливаются ресурсы и виды логистической деятельности, которые приносят добавленную ценность потребителю и потенциально подвержены риску;
- оценивается вероятность появления этих рисков;
- разрабатывается и внедряется система, позволяющая управлять выявленными рисками.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ
Страхование — механизм, посредством которого страхователь (лицо, страхующее риск) отводит от себя финансовые последствия риска путем перевода их на страховую компанию (страховщика), заплатив за это страховую премию.
Виды страхования на транспорте:
- страхование груза на случай его физической утраты или повреждения;
- страхование ответственности перевозчика (экспедитора). Объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор страхования. Имущественные интересы связаны с владением, пользованием и распоряжением грузом.
Договор страхования — это письменное соглашение между страхователем и страховщиком. Согласно договору страховщик берет на себя обязательство при наступлении страхового случая выплатить страховую сумму или возместить причиненный убыток в пределах страховой суммы страхователю или другому лицу, определенному страхователем, в пользу которого заключен договор страхования. Страхователь обязуется оплачивать страховые платежи (страховую премию) и выполнять условия договора. Субъекты страхования:
- страхователь — физическое или юридическое лицо (собственник имущества или ответственный за имущество), страхующее свой интерес в имуществе от определенных рисков (опасностей) и заинтересованное в его сохранности;
- страховщик — страховая компания, осуществляющая страхование на основе лицензии, полученной в установленном порядке.
Выгодоприобретатель (бенефициар) — физическое или юридическое лицо, получающее страховое возмещение.
Агент — физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика.
Брокер — физическое или юридическое лицо, осуществляющее страхование от своего имени по поручению страховщика.
Страховая премия — плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, предусмотренные договором страхования. Страховая защита начинается с момента уплаты страховой премии, если в договоре страхования не оговорены иные условия.
Страховая стоимость — фактическая стоимость страхуемого интереса. Для имущества — его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования.
Страховая сумма — сумма, на которую застрахован интерес. Страховая сумма, как правило, соответствует страховой стоимости. На практике страховая сумма равняется стоимости груза в пункте отправления (с учетом расходов на доставку и страхование) и ожидаемой прибыли в размере 5% и более.
Страховой полис — документ, выдаваемый страховщиком или от имени страховщика и свидетельствующий о принятии риска страховщиком. Страховой полис содержит данные, характеризующие объект страхования, условия ответственности страховщика и страховую сумму.
Франшиза — доля убытка, не подлежащая оплате страховщиком. Франшиза исчисляется от страховой суммы всего груза или отдельной его части.
Виды франшизы:
- условная — если размер ущерба не достигает величины франшизы, то претензия не предъявляется;
- безусловная — из страхового возмещения в любом случае вычитается франшиза;
- процентная — например, 1% на автомобиль;
- натуральная — например, $200 на автомобиль. Покрываются убытки сверх $200.
Форс-мажорные обстоятельства — различные виды стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, извержения вулканов, тайфуны и др.), пожары, решения государственных и правительственных органов, военные действия, гражданские волнения, забастовки, бандитские и пиратские действия.
Упущения — то, что отправитель или получатель груза должны были сделать, но не осуществили, например: отсутствие в транспортных документах указаний на перегрузку грузов в другие транспортные средства, на сортировку грузов и вагонов, а также недостаточность сведений в накладных и других сопроводительных документах.
Преимущества страхования:
- создание стабильного климата бизнеса;
- перевод на страховщика таких рисков, как потеря и повреждение продукции, т. е. рисков, которые страхователь не может контролировать при транспортировке продукции. За счет этого страхователь может сконцентрировать свои силы на основной деятельности для получения максимальных результатов;
- высвобождение у страхователя денежных средств, созданных и содержащихся в ликвидном целевом страховом резерве, для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий от различных чрезвычайных ситуаций. Их можно направить для инвестирования в производственные мощности своего бизнеса.
Информация об экспедиторе, интересующая страховщика:
- объем его деятельности в стоимостном выражении;
- страны, где экспедитор осуществляет свою деятельность;
- юрисдикция экспедитора;
- тип грузов, принимаемых к обслуживанию;
- услуги, предлагаемые клиентам (например, консолидация грузов);
- территория обслуживания;
- тип используемых документов.
Принцип предельной честности — факты, имеющие значение при определении возможного риска для страховщика, излагаются страховщику до того, как он примет решение о заключении договора страхования.
Страхование «авто-каско» — защита имущественных интересов владельцев транспортных средств в случае наступления следующих событий:
- похищение транспортного средства;
- повреждение или уничтожение транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия и стихийных бедствий.
Меры обеспечения безопасности перевозки грузов на транспортных средствах:
- самозащелкивающиеся замки повышенного уровня надежности на кабине (грузовом отсеке и дверях откатного типа);
- цилиндровые замки и ключи высокой надежности;
- висячие замки с закрывающимся отверстием для ключа или болтовые печати на дверях контейнерного типа;
- гидравлические замки, препятствующие подъему кабины;
- съемные зеркала заднего и бокового вида;
- дополнительный каркас жесткости в грузовом отсеке кузова транспортного средства;
- охранная сигнализация типа «сирена»;
- системы отсечения подачи горючего и воздуха;
- стопорные устройства на рычаг переключения передач и на ручной тормоз;
- специальные запорные устройства, блокировки, устанавливаемые при парковке.
Исковое заявление — документ, содержащий требование к компетентному органу о защите нарушенного права физического или юридического лица. Исковое заявление подлежит оплате государственной пошлиной. Направляется в арбитражный суд области, края, республики по месту нахождения ответчика. Заявление отправляют заказной корреспонденцией или передают непосредственно в канцелярию суда.
Процедура доказывания:
1. Истец в целях обоснования иска доказывает:
- что он является владельцем груза и (или) лицом, имеющим право предъявить иск;
- что основанием для предъявления иска служит нарушение договора или закона;
- что лицо, которому предъявляется иск, является лицом, ответственным за причиненный ущерб;
- что утрата или повреждение груза имели место во время его нахождения в распоряжении перевозчика;
- размер утраты или повреждения в физическом и денежном выражении.
2. Перевозчик (ответчик) доказывает:
- причину ущерба;
- проявление им должной заботы о приведении транспортного средства в технически исправное состояние в отношении исключения потенциального ущерба;
- проявление им заботы о грузе в интересах грузовладельца в части уменьшения размера ущерба;
- причину, освобождающую его от ответственности.
3. Доказываются различные обстоятельства, известные истцу:
- небрежность (перевозчика) при погрузке;
- небрежность при укладке груза;
- отсутствие заботы о грузе;
- небрежность при выгрузке.
4. Доказываются другие, имеющиеся в распоряжении сторон, дополнительные обстоятельства, относящиеся к делу, например такие, как:
- сложившаяся репутация перевозчика;
- страхование транспортного средства, погибшего вместе с грузом, на большую сумму.
Всем участникам исковых и претензионных дел рекомендуется строго придерживаться сложившихся в практике обычаев в целях избежания ошибок и оплошностей в процедурных вопросах.