История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках.

История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

Скрещение поездов на станции Зоопарк. Слева поезд из трёх 20-тонных вагонов, ведомый паровозом ПТ-01.

Фото Александра Бернштейна. 1952 год.

Малая Октябрьская железная дорога открыта 27 августа 1948 года. Первоначально включала 8,1 км пути и три станции: Кировская, Зоопарк и Озёрная. Оба перегона (Кировская — Зоопарк, длиной около 4,7 км и Зоопарк — Озёрная, длиной около 2,8 км) были оборудованы электрожезловой системой с семафорами в качестве сигнальных устройств. Первоначальный подвижной состав: паровоз В.32, два паровоза ПТ4 (№ 088 и 089), получившие на МОЖД обозначения ПТ-01 и ПТ-02 соответственно; 8 пассажирских вагонов.

В начале сезона 1949 года дорога получила в своё распоряжение ещё один паровоз — ВП1-170 и несколько вагонов.

В 1958 году с целью улучшения условий обучения юных железнодорожников детской дороге был выделен новый тепловоз ТУ2-167.

В 1960 году дорога получила десять пассажирских вагонов PAFAWAG, которые сразу же были объединены в два состава по пять вагонов — «Пионер» и «Сказка». В обращении одновременно были оба поезда. Их скрещение происходило по станции Зоопарк.

В таком виде МОЖД работала до дня закрытия сезона 1964 года, когда произошла страшная трагедия. После завершения работы дежурная смена станции Озёрная вместе с инструктором возвращалась на Кировскую на мотодрезине. Шлагбаумы на переездах уже не функционировали. Сразу за станцией Зоопарк, где дорогу пересекает 2-я Никитинская улица, дрезина попала под колёса самосвала. Погибло четверо юных железнодорожников и инструктор. После этого ЧП дорогу собирались закрыть совсем. Был списан весь подвижной состав за исключением тепловоза ТУ2-167. Позже было принято компромиссное решение: дорогу укоротить до 3,1 км, закрыв наиболее опасный перегон Кировская — Зоопарк (тем более что уже́ планировалось начать застройку территории Комендантского аэродрома, где этот перегон и находился).

На оставшемся перегоне — от Зоопарка до Озёрной — построен разъезд Юный. Оба перегона — Зоопарк — Юный (длиной около 1 км) и Юный — Озёрная (длиной около 1,5 км) были оборудованы полуавтоматической блокировкой. На перегонах и станциях установлены светофоры. Станции оборудованы ключевой зависимостью стрелок и сигналов.

. История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

ТУ3-001и ТУ3-002

Реконструированная дорога получила из Паневежиса тепловозы ТУ3, обозначенные ТУ3-001 и ТУ3-002 соответственно. Теперь оба поезда водили именно они, а ТУ2-167 использовался лишь как подменный, на случай поломки одного из ТУ3.

В самом конце 1960-х годов управление МОЖД переехало из старого здания, рядом с несуществующей станцией Кировская, в освободившуюся, более или менее просторную квартиру в знаменитом Перцовом доме на Лиговском проспекте, 42/44. Примерно тогда же юным машинистам после окончания практики и сдачи квалификационного экзамена стали выдавать «Удостоверение на право управления тепловозом», ничем не отличающееся от «взрослого».

В 1969 году станция Зоопарк была переименована в Пионерскую, ведь зоопарк за двадцать с лишним лет так и не был построен — старое название было просто бессмысленным.

На дороге было три переезда со шлагбаумами и постами дежурных. Два находились вплотную к разъезду Юный (с обеих сторон): «косой» (пересечение с автодорогой под углом 45°) — в створе Новосельковской улицы и прямой — в створе Главной улицы. Третий, посредине перегона Пионерская — Юный на Поклонногорской улице, просуществовал очень недолго и был закрыт.

История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

ТУ2-060 на перегоне.

В 1982 году в дополнение к трём работавшим ранее тепловозам получила ещё два — ТУ2-060 и ТУ2-191. Теперь основными тепловозами стали ТУ2, а изношенные ТУ3 использовались всё реже. В 1985 году был отставлен от работы тепловоз ТУ3-002, а в 1989 году совершил свой последний рейс и ТУ3-001. В мае 1990 года ТУ3-002 был выкуплен узкоколейным железнодорожным музеем в Лавассааре и вывезен в Эстонию. В мае 1996 года ТУ3-001 был перевезён на ширококолейную базу запаса в Зеленогорске, где и находился до конца 2004 года в качестве потенциального музейного экспоната. Зимой 2005 года началось восстановление тепловоза силами локомотивного депо ТЧ-7 (Санкт-Петербург-Московский-Сортировочный).

В 1987 году пассажирские вагоны PAFAWAG к неудовольствию сотрудников ДЖД были списаны. Начиная с сезона 1988 года дорога пользовалась одиннадцатью вагонами ПВ51.

В начале 1990-х развернулось строительство жилого массива в Коломягах и МОЖД снова была укорочена. Закрыт перегон Пионерская — Юный. С 1991 года полная эксплуатационная длина МОЖД составляла всего 2 км вместо прежних 3,1 км. При этом длина единственного оставшегося перегона Озёрная — Юный — всего 1,6 км. К этому времени на МОЖД имелось два состава из вагонов ПВ51 — «Юбилейный» и «Россия». Но из-за отсутствия промежуточного разъезда пропала возможность обращения двух поездов, и один из составов встал на прикол.

В 1992 году «косой» переезд около разъезда Юный, последний из действовавших, был закрыт.

28 августа 1999 году торжественно открылся новый участок, длиной 4,2 км на север от станции Озёрная, включающий платформу Шувалово, станции Лесная и Береговая. На всём новом участке уложен трёхниточный путь совмещённой колеи 1520/750 мм по существующему подъездному пути от станции Шувалово Октябрьской дороги. Платформа Шувалово Малой Октябрьской совмещена со станцией Шувалово «большой» Октябрьской — это уникальный случай, когда пути детской железной дороги проходят по действующей станции «большой» железной дороги.

Для обеспечения безопасности движения по детской железной дороге, при строительстве нового участка МОЖД, на путях колеи 1520 мм были установлены сбрасывающие стрелки в начале и конце трёхниточного пути (на Озёрной и Береговой) и несколько изменена СЦБ станции Шувалово Октябрьской дороги. Это позволило полностью изолировать трёхниточный участок от широкой колеи в то время, когда осуществляется движение по МОЖД.

Однако проработал новый участок недолго. Службу движения не устраивало то, что отведённый для совместного использования с МОЖД путь станции Шувалово уже нельзя было использовать для долговременного отстоя порожняка. Из-за уложенного в путь третьего рельса служба пути уже не могла вести механизированную подбивку и рихтовку пути на этом участке, все работы приходилось выполнять вручную. Недовольна была и служба сигнализации и связи. Ежедневно для открытия и закрытия движения по Малой Октябрьской дежурный электромеханик СЦБ станции Шувалово должен был приехать на МОЖД Озёрная, отпереть сбрасывающие стрелки на станциях Озёрная и Береговая и только после этого можно было открыть движение по северному участку детской дороги. В результате выполненные за весь сезон 2000 года рейсы по новому участку можно было сосчитать по пальцам. В 2001 году движение по новому участку было временно закрыто и не восстановлено до сих пор. На МОЖД опять остался единственный действующий перегон Озёрная—Юный. К середине сезона 2002 года никем не используемый средний рельс на новом участке путейцы стали в некоторых местах демонтировать. Малая Октябрьская дорога лишилась возможности пользоваться новым участком.

В 2001 году тепловоз ТУ2-191 был отправлен в плановый ремонт.

В ночь на 30 мая 2002 года, накануне открытия летнего сезона, неизвестные вандалы подожгли тепловоз ТУ2-060. Пожаром он был полностью выведен из строя.

Осенью 2004 года управление Малой Октябрьской железной дороги перенесено с Лиговского проспекта на Тамбовскую улицу, в Дом культуры железнодорожников.

В 2004 году после долгих пререканий из Латвии был возвращён ТУ2-191, но, как выяснилось, за два года с тепловозом так ничего и не успели сделать. Тепловоз было решено отремонтировать силами Службы специального самоходного подвижного состава и автомобильного транспорта «большой» дороги. Это было сделано к открытию сезона 2006 года.

История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

ТУ2 191 на манёврах на Разъезде Юный.

В начале октября 2006 года неизвестные вандалы подожгли помещение станции Юный. Расследование этого преступления в данный момент продолжается.

В апреле 2007 года подвижной состав был увезён в Металлострой для ремонта.

По завершении сезона 2007 года железная дорога в Озерках должна была быть окончательно закрыта для движения и демонтирована, чтобы освободить место под элитное жильё, но в итоге было принято решение, что железная дорога в 2008 году всё-таки ещё будет функционировать. 1 июня 2008 года было проведено торжественное открытие 60-ого юбилейного сезона . На церемонии присутствовали глава РЖД Владимир Якунин и спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов .

В 2008 году началось строительство новой трассы Малой Октябрьской железной дороги от Купчино до Детского Села, которая частично пройдёт по трассе Императорской ветки Царскосельской железной дороги.

В начале июля 2008 года два вагона детского поезда «Сказка» пострадали от граффитистов: они были полностью разрисованы. Этот состав полностью принадлежит детям, они о нём заботятся и ухаживают, самостоятельно управляют и ремонтируют. Покраска одного вагона стоит порядка 200 тысяч рублей. Сейчас граффити практически полностью отмыты.

История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

Тепловоз ТУ2-060 с поездом на перегоне Шувалово–Лесная. Август 1999 года.

Уважаемый читатель. Все фотографии для данной статьи были взяты с сайта www. dzd-ussr.ru

История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

Номерной на Адмиралтейской. Фото С. Сидорчука

История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

Трамвай ЛВС86 №8167 на трамвайном кругу на пл. Тургеньева. Фото С. Сидорчука

История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

Тепловоз ТЭП70-0335 на Варшавском вокзале. Фото С. Сидорчука.

История Малой Октябрьской Железной Дороги в Озерках. - student2.ru

Тепловоз 2М62У-0017 на перегоне Кутузово – Канатчиково. Москва.

Фото Рябинина Виталия.

Наши рекомендации