Мото-звёзды, звёзды привода.
Вот как этот узел трансмиссии определяет Википедия.
Звёздочка — это профилированное колесо с зубьями, которые входят в зацепление с цепью, гусеницей или с другими материалами с выемками или зазубринами. Звёздочки отличаются от зубчатых колёс тем, что никогда на входят в зацепление друг с другом непосредственно, и отличаются от шкивов тем, что у звёздочек есть зубья, в то время как шкивы имеют гладкие обода.
Звёздочки применяются в велосипедах, мотоциклах, автомобилях, гусеничных транспортных средствах, и в других машинах, в которых применение зубчатых передач является неподходящим. Они выполняют функцию передачи вращательного движения между двумя валами посредством цепной передачи или функцию сообщения линейного движения звеньям гусениц.
В данной статье речь пойдёт о звёздах используемых на мотоциклах. На мотоцикле, как правило, используется две звезды и цепь связывающая их. Не будем брать варианты с полным приводом. Да да есть и такие.
Одна звезда расположена на моторе, другая на заднем колесе. Цепь передаёт усилие от мотора заднему колесу. Цепь история отдельная, можно ознакомиться ТУТ. А вот что касается звёзд для мотоцикла, обсудим ниже.
Из чего это сделано
Изготавливают звёзды, как правило из стали и алюминия, с последующей термообработкой. Наиболее используемая марка стали при производстве звёзд не ниже (С45). Данная марка стали используется также в производстве: вал -шестерни, коленчатые и распределительные валы, шестерни, шпиндели, бандажи, цилиндры, кулачки и другие нормализованные, улучшаемые и подвергаемые поверхностной термообработке детали, от которых требуется повышенная прочность.
Марка алюминия, при производстве звёзд привода используется (7075) что соответствует Российской марке (В-95).
Краткое описание.
Сплав В95 - один из наиболее прочных сплавов и поэтому весьма широко применяется при изготовлении профилей, удельная прочность которых является решающим фактором. Сплав относится к четырехкомпонентной системе Al - Zn - Mg - Cu и весьма интенсивно упрочняется термической обработкой. Полуфабрикаты из сплава В95 поставляются только в закаленном и искусственно состаренном состоянии. Это объясняется тем, что в естественно состаренном состоянии сплав В95 имеет пониженную коррозионную стойкость. Сплав В95 хорошо сваривается точечной сваркой, но не сваривается аргоно-дуговой и газовой . Поэтому для сочленения полуфабрикатов (толстых листов, профилей и панелей) наиболее часто применяют заклепочные соединения.
Какая лучше
Как видим материалы из которых производят звёзды разные. А потому и требования к ним разные.
Алюминиевые звёзды обладают небольшим весом, что позволяет существенно снизить вес изделий и как следствие облегчить ваш мотоцикл. Алюминиевые звёзды как правило, используются на спортивных мотоциклах, где результат превыше практичности повседневной жизни. Алюминиевые звёзды недолговечны и быстро стираются. Чтобы хоть ненамного продлить звёздам жизнь необходимо трепетно относится к смазыванию цепи и звёзд.
Стальные звёзды намного практичней. Срок службы гораздо больше, относительно алюминиевых, относительно лучше переносят тяжёлые условия повседневной жизни: песок, грязь, несвоевременное смазывание.
Что касается песка и грязи. Большинство производителей звёзд предлагают звёзды с использованием технологии «Self-cleaning sprocket», что переводится как «само очищающиеся звёздочки».
Нана-технологии тут не причём, как всегда всё гениальное просто. Весь секрет заключается в канавках, которые расположены между зубьями звезды. Работает это просто: при попадании грязи межу зубом и цепью, цепь выдавливает грязь по канавкам.
Передаточное отношение
При правильном использовании звёзд, так же возможно менять мощность и максимальную скорость мотоцикла.
Как пример возьмём два абсолютно одинаковых мотоцикла. Но на одном, изменим число зубов, допустим на заднем колесе, в большую сторону. Теперь сравним, что изменилось у нас в динамике. А получится то, что тот мотоцикл у которого мы на задней звезде увеличили число зубов, стал разгонятся гораздо быстрее, но потерял свою максимальную скорость, относительно стока. Правильней назвать эту манипуляцию, заменой передаточных отношений.
По словарю.
Передаточное отношение это... отношение числа оборотов ведомого вала к числу оборотов ведущего вала.
Высчитать передаточное отношение очень просто. Считаем сколько зубов на каждой звезде, затем большую делим на меньшую, получается передаточное число. Чем больше передаточное число, тем сильнее тяга и меньше скорость, и наоборот. А оптимальное число это стандартные звезды на мотоцикле, их инженеры высчитывали.
Также приведу таблицу передаточных отношений для мотоциклов.
На мотоциклах больших и средних кубатур «играть звёздами» особого смысла нет. Однако замена звёзд на малокубатурных мотоциклах очень сильно помогает в некоторых случаях. Допустим, райдеру предстоит дальняя дорога по асфальтовой дороге, тут поможет уменьшение задней звезды или увеличение передней (смотря что проще ставить) ,однако, при уменьшении передней звезды отрицательно сказывается на долговечности цепи, из-за большего излома звеньев, нежели на задней. Таким образом мы поднимем максимальную скорость мотоцикла . Далее нашему райдеру предстоит пробираться по грунтовой дороге с лужами, грязью, песком и прочими прелестями бездорожья. На такой дороге скорость не нужна, тут больше пригодилась бы тяга. И опять поможет изменение передаточных отношений.
Оптимальное сочетание, как и было уже сказано, это отношение звёзд стоящих с завода. Однако если всё так решили поменять передаточные отношения, нужно помнить что один зуб на передней звезде эквивалентен трём зубам на задней. Т.е. уменьшив переднюю звезду на зуб, вы как бы увеличиваете заднюю на три, и наоборот. Также не забываем что увеличение задней звезды на 2 -3 зуба потребует замену или удлинение цепи.
Износ звёзд
Рано или поздно звёзды придётся менять. Этого изменить нельзя, поэтому нужно просто смериться с фактом, что звезда привода мотоцикла, это очередной расходник. Но как определить, что пора менять звезду?
Для этого достаточно посмотреть на зубья звезды. Зубья звезды, не должны иметь саблеобразной формы.
Также сигналом к срочной замене (передней звезды) станет звук. При критичном износе передней звезды, она начинает просто проскальзывать, между звеньями цепи, издавая треск. Износ задней звезды определяется визуально. Звуковых сигналов там нету, однако если вовремя не сменить звезду то в один прекрасный момент, цепь сорвёт ослабшие от износа зубья и цепь соскочит (может ляжет на маятник, а может в колесо набьётся). Потому настоятельно рекомендую; Не относитесь легкомысленно к звёздам привода.