Игра «Составь предложение из слов»
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.
Например:
Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.
Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. — На поляне мы нашли душистую землянику.
Игра «Подбери рифму»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова. Например:
одуванчик — диванчик — стаканчик... кочка — бочка — строчка...
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.
Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.
Например:
Сол-ныш-ко — три, тра-ва — два, ра-ду-га — три, реч-ка — два, дож-дик — два...
Игра «Поймай звук»
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Например:
Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;
Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки: мак, гром, радуга. Дети должны составить из цветных кружков звуковые схемы этих слов.
Игра «Найди все слова в цепочке»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке и раскрасить буквы в соответствии со звуковым анализом слова: гласный звук — красный кружок, мягкий согласный — зелёный, твёрдый согласный — синий.
Игра «Нарисуй-ка»
Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа — описания по картинке.
Ход игры. Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить рассказ по
своей картине. Дети вместе с воспитателем обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём — потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.
Игра «Объясни пословицу»
Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.
Что летом родится, зимой пригодится. Клади по ягодке, наберёшь кузовок. Одна пчела много мёду не наносит. Готовь летом сани, зимой — телегу.
Стихотворение для чтения и заучивания наизусть
«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»
Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло? Оттого, что это — лето На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день Всё длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче...
И. Мазнин
Тексты для пересказа
КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ
Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:
— Мама, я с тобой пойду!
Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.
Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.
Барахтается, кричит:
— Рыбку поймал! Рыбку поймал!
Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:
— Где же твоя рыбка?
Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:
— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!
Н. Калинина
Вопросы:
Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?
* * *
В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.
После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.
С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.
И. Соколов-Микитов
Вопросы:
Что появилось в лесу в начале лета?
О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают?
Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?
Литература
Быстрова Г. А., Сизова Э.А., Шуйская Т. А. Логопедия в диалогах. — СПб., 2004.
Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. — СПб., 1999.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М., 2003.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. — СПб.; 2001.
Солнышко в окошке: Пособие для родителей по развитию речи ребенка дошкольного возраста. — М., 1997.
Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий. — СПб, 2004.
Толстой Л. Н. Книга для детей. — М., 1977.
1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998.
Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. —М., 1995.