Координация речи с движением «Поиграем»
На лошадке ехали, (Высоко поднимают колени
До угла доехали, перед собой.)
Сели на машину, (Изображают, будто перели-
Налили бензину. вают бензин из канистры в
бак.)
На машине ехали, (Руки вытягивают перед гру-
До реки доехали. дью — «крутят руль».)
Трр! Стоп! Разворот. (Правой ногой «жмут на пе-
даль», затем топают ногой.)
На реке — пароход. (Руки вытягивают перед со-
Пароходом ехали, бой, кончики пальцев соеди-
няют.)
До горы доехали. (Поднимаются на носочки,
руки поднимают вверх.)
Пароход не везёт, (Встают на носочки, руки в
Надо сесть в самолёт. стороны.)
Самолёт летит, (Бегут по кругу на носочках.
В нём мотор гудит: гудят «у-у-у».)
У-у-у!
И. Токмакова
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Эта сильная машина Выезжаем на природу!
Едет на огромных шинах! Будем изучать погоду!
Сразу полгоры убрал Собираем карты, глобус
Семитонный... (самосвал). И садимся мы в... (автобус).
Н. Железова В. Косовицкх
Пьёт бензин, как молоко, Дом на рельсах тут как тут,
Может бегать далеко. Всех умчит он в пять минут.
Возит грузы и людей, Ты садись и не зевай,
Ты знаком, конечно, с ней. Отправляется... (трамвай).
Обувь носит из резины, Железова
Называется... (машина).
Н. Железова Как блестит на солнце рама!
А у нас в семье веселье - Удивляется сосед:
Отмечаем новоселье! Целый день учусь упрямо
Переехали за миг! Я водить... (велосипед).
А помог нам... (грузовик). В. Косовицкий
В. Косовицкий
Без деревьев мы ни шагу,
Под большими городами Мебель делаем, бумагу!
Всё подземными ходами И для этого привёз
Перепутано хитро — Их из леса... (лесовоз).
Возит там людей... (метро). в Косовицкий
В. Косовицкий
Игра «Сколько машин нарисовано на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, учить согласовывать числительные с существительными.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько машин нарисовано на картинке. Ребёнок считает: «Одна машина, две машины....»
Игра «Четвёртый лишний»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Например:
Самолёт, машина, поезд, машинист. —Лишнее слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные слова — названия транспорта.
Трамвай, автобус, самолёт, троллейбус. — Лишнее слове «самолёт», потому что оно называет воздушный вид транспорта, а остальные — называют наземный.
Игра «Исправь ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям исправить предложения.
Пилот ловко управляет своим теплоходом.
За штурвалом самолёта профессиональный водитель.
Машинист ведёт грузовик на погрузку.
Поезд приближался к станции, и капитан замедлил его ход.
Игра «Кто чем управляет?»
Цели: активизировать словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи (употребление творительного падежа существительных в единственном числе).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения.
Машинист управляет... Водитель управляет... Капитан управляет... Велосипедист управляет... Пилот управляет... Мотоциклист управляет...
Игра «Один — много»
Цели: активизировать словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме, ребёнок ловит мяч и возвращает его педагогу, употребив слово «много».
Например:
Один трамвай — много трамваев.
Слова: машина, автобус, троллейбус, вертолёт, самолёт, лодка, катер, пилот, машинист и т. д.
Игра «Расставь по гаражам»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Ход игры. Воспитатель предлагает детям построить из кубиков два гаража. В одном из них будут слова, в которых два слога, во втором — слова, в которых три слога. Затем дети расставляют транспорт (картинки или игрушки) по соответствующим гаражам.
Игра «Назови звуки»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах — названиях транспорта.
Слова: трамвай, автобус, машина, мотоцикл, троллейбус, такси, самолёт, катер.
Игра «Собери слово»
.
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем он задаёт вопросы на ориентировку, например: «Назовите букву, которая находится справа от буквы м (слева от с, между буквами о и м и т. д.)».
Затем воспитатель называет только цифры, а дети должны соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось. После чего дети выполняют полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).
Например:
5, 8, 1, 4, 2, 8 — машина
9, 3, 10, 6, 8— лодка
1, 4, 2, 8 — шина
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
ш | Н | О | И | М | К | С | А | Л | Д |