Координация речи с движением «Первый снег»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.
За окошком первый снег, Начала зима разбег.
На карнизе льдинки, А вокруг снежинки. Во дворе они кружатся, Мягко на асфальт ложатся.
(Разводят руки в стороны.) (Делают вращательные движения рук перед грудью — «моталочку».) (Делают «выбросы» пальцами в разные стороны.) (Кружатся, разводя руки в стороны, и приседают.)
скоро всё здесь заметёт, (Встают и делают махи ру-
ками.)
нам зима уже идёт. (Делают манящие движения
руками.)
завтра мы наверняка (Рисуют руками три вооб-
сделаем снеговика. ражаемых круга.)
И в снежки мы поиграем, (Играют в снежки.)
Жаль, что первый снег растает. (Пожимают плечами и раз- водят руки в стороны.)
О. Чусовитина
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную
выразительность речи.
ВЬЮГА
— Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Где была ты ночью, ну-ка?
— Я по всем дворам крутила, Я деревьям шубы шила, Разодела их в меха. И мороз им — чепуха!
— Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Что творила утром, ну-ка?
— Вдоль по улицам бродила, Все заборы побелила.
— Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Где ты днём кружила, ну-ка?
— Шапки днём с людей срывала, Снег за воротник бросала... Чтоб вокруг красиво стало, Небо я с землёй смешала!
— Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Вечерком где будешь, ну-ка?
— Что за вечер накружу, Завтра утром расскажу!
Повторение названий зимних месяцев
Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.
Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь Месяц с именем январь.
Белой вьюги вьётся шаль, Весь в снегу пришёл февраль.
В. Степанов
Вопросы и задания:
Что происходит с природой в декабре?
Почему говорят, что январь начинает календарь?
Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?
Назови первый (второй, третий) зимний месяц.
Перечисли зимние месяцы по порядку.
Игра «Какая? Какой?»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-признаки.
Например:
Зима (какая?) — белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.
Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.
Игра «Назови ласково»
Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление ласково.
Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз, холод и т.д.
Игра «Семейка»
Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой подгруппой детей). Далее воспитатель предлагает детям придумать слова, внутри которых «спряталось» данное слово.
Например:
Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.
Игра «Кто больше?»
Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.
Игра «Волшебные снежки»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-графии.
Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки.
Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово получится, если расположить комки от самого большого к маленькому.
Например: горка.
Игра «Будь внимательным»
Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в слове (начало, середина, конец).
Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.