II. Расчет себестоимости перевозок.
1. Среднесуточный пробег одного автобуса, км.:
где – эксплуатационная скорость, км/час;
– время на маршруте в сутки, час;
– длина маршрута, км;
– время одного рейса, час.
2. Автомобиле-дни в эксплуатации:
– количество списочных автобусов;
– количество календарных дней в году;
– коэффициент выпуска на линию.
3. Автомобиле-часы в эксплуатации:
– время в наряде, час;
n – число смен.
4. Общий пробег, км.:
5. Потребное количество водителей:
– часы, отработанные водителями на линии, Чл=АЧэ;
– часов на подготовительно-заключительные работы.
где tсм – продолжительность смены водителя, час.
Фонд рабочего времени водителя в соответствии с производственным календарем на 2012 год при 40 - часовой рабочей неделе составляет 1986 часов.
Нормативные затраты на перевозку.
1) Заработная плата водителей автобусов, руб.:
Средняя зарплата водителя междугороднего автобуса по региону в 2012-2013 г.г., согласно анализа Интренет-предложений, составляет 29 000 руб/месяц.
где - затраты на оплату труда водителей, руб;
– среднемесячная заработная плата труда водителя, руб./мес.;
12 – количество месяцев в году.
2) Отчисления на социальные нужды (30% от заработной платы водителей), руб.:
3) Затраты на автомобильное топливо, руб.:
Затраты на топливо рассчитываются для расчетного автобуса Mersedes Benz O303, работающем на дизельном топливе. В зимнее время используется отопитель на бензине. Расчет ведется в соответствии с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03. 2008 г. №АМ-23-р (далее Методические рекомендации).
Транспортная норма расхода топлива (Нs) – 28 литров/100 км.
Зимний и летний пробеги составляют:
Sзим =152345 км;
Sлет =175279 км.
Поправочные коэффициенты расхода топлива для летнего и зимнего периода составляют:
Dзим = 15%, Dлет = 5%
Расход топлива для отопителя составляет
Нот=1,5 литр/час.
а) расход топлива в зимний период:
- расход дизельного топлива, литров:
- расход бензина в отопителе, литров:
б) расход топлива в летний период, литров:
в) расход дизельного топлива за год, литров:
=
г) расход бензина за год, литров:
д) общие затраты на дизельное топливо, руб/год:
=
где Сд – средняя цена одного литра дизельного топлива по региону.
ж) общие затраты на бензин, руб.:
=
з) общие затраты на топливо за год, руб:
=
4) Затраты на смазочные материалы, руб.
В соответствии с Методическими указаниями необходимо определять расход для моторных, трансмиссионных и гидравлических, специальных масел и жидкостей, пластичных смазок.
а) затраты на смазочные материалы, руб.:
=
где Zсм – затраты на смазочные материалы;
Rт – расход топлива на маршруте за год, литров;
Смм, Стм, Ссм – стоимость одного литра моторных масел (260), трансмиссионных и гидравлических масел(380), специальных масел (350), руб;
Спс – стоимость пластичной смазки за кг (450), руб;
Rмм ,Rтм , Rсм – нормы расхода моторных масел, трансмиссионных и гидравлических масел, специальных масел, литр/100 литров топлива;
Rпс – норма расхода пластической смазки кг/100 литров топлива.
5) Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, руб.:
Трудоемкость технического обслуживания и ремонта, включающая ЕО, ТО-1, ТО-2, определяется на основании действующего «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984г., и «Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91», утвержденных протоколом №3 концерна «Росавтотранс» от 07.08.1991г.
а) расчет количества ЕО, ТО-1, ТО-2:
Нормативная периодичность Lто-1н = 5000 км; Lто-2н = 20000км
Значение корректирующих коэффициентов к1= 1 (1я категория условий эксплуатации), к3 = 0,9 (Свердловская область – умеренно-холодный климат);
Скорректированная периодичность ТО 1 и ТО 2:
Lто-1 = 5000 ·1·0,9=4500 км; Lто-2 = 20000*1*0,9=18000 км.
Количество ТО – 1 и ТО -2:
, принимаем 72.
, принимаем 18.
Количество ЕО=АДэ
б) затраты человеко-часов на проведение ЕО, ТО-1 и ТО-2:
Результирующий коэффициент корректирования нормативов определяется как произведение отдельных коэффициентов для следующих показателей:
периодичности ТО – К1´К3
ресурса пробега до КР – К1´К2´К3
трудоемкости ТО – К2´К4
трудоемкости ТР – К1´К2´К3´К4´К5
Таблица 2 – Нормы трудозатрат на автобус большого класса
Вид воздействия | Норма затрат чел.-час | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | Скорректированная трудоемкость |
ЕО | 0,25 | 0,9 | 0,225 | ||||
ТО - 1 | 0,9 | 1,55 | 12,55 | ||||
ТО – 2 | 0,9 | 1,55 | 50,22 | ||||
ТР | 4,2 | 0,9 | 1,55 | 239,4(чел.-час)/1000 км |
Таблица 3 – Годовой объем работ
Вид воздействия | Количество | Скорректированная трудоемкость | Годовой объем работ, чел.-час. |
ЕО | 0,225 | 65,7 | |
ТО - 1 | 12,55 | 903,6 | |
ТО - 2 | 50,22 | 903,96 | |
ТР | – | – | 1919,5 |
Итого | – | – | 3792,8 |
в) потребное количество ремонтных рабочих, руб.:
=1,91
– годовой объем работ по ТО и Р, час.
Средний размер оплаты труда ремонтных рабочих в регионе составляет
30 000руб/месяц.
г) затраты на оплату труда ремонтных рабочих составят, руб.:
где – затраты на оплату труда ремонтных рабочих, руб.;
– среднемесячная зарплата ремонтных рабочих, руб.;
12 – количество месяцев в году.
д) отчисления на социальные нужды ремонтных рабочих, руб:
ж) затраты на запасные части, руб.
Определяются согласно «Методическим рекомендациям по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования», введенных в действие Распоряжением Минтранса России № НА-37-р. от 18.04.2013 г.:
норматив затрат на запасные части (3,1 руб/км).
з) общие затраты на обслуживание и ремонт, руб.:
8) Износ и ремонт шин.
а) норма эксплуатационного пробега шины:
Величина нормы эксплуатационного пробега шин Hi рассчитывается в соответствии с «Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств», утвержденными Министерством транспорта РФ от 04.04.2002 г.
Hi = H · K1 · K2 = 100 · 1 · 0,9 = 90 тыс. км,
где H – среднестатистический пробег шины, тыс. км;
K1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий
эксплуатации автотранспортного средства;
K2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы
автотранспортного средства.
б) расходы на износ и ремонт шин, руб.:
,00,
где Ск – стоимость комплекта шин, руб.;
Н1000 – норма затрат на восстановление износа и ремонт на 1000 км пробега, % ;
9) Амортизация подвижного состава, руб.:
Za = = 3500000·0,1 = 350000,00
где Наi – норма амортизации транспортных средств данной модели, %;
– величина первоначальной балансовой или восстановительной стоимости транспортного средства данной (i-той) модели, руб.;
n – количество транспортных средств (i-той) модели, работающих на маршруте.
Величину Наi рассчитывают по формуле:
=10%
где Тпи i – срок полезного использования транспортных средств данной моде-
ли, лет.
Для автобусов большого класса Тпи i = 10 лет;
10) Общехозяйственные расходы, руб.:
На основании исследований, проведенных авторами издания [12], доля общехозяйственных расходов в себестоимости автотранспортных пассажирских перевозок в среднем составляет 107% от фонда оплаты труда водителя и кондукторов.
Zобх = 1,07 127811,00 =1367580,00 руб.
11) Общая себестоимость перевозок на маршруте, руб.:
III. Расчет выручки.
1. Средняя цена на перевозку одного пассажира на основе эпюры пассажиропотока, руб.:
Рисунок 1 – Эпюра расчетного значения суточного пассажиропотока Северного направления
где Цi – цена билета на i-том участке, руб;
Qi – количество перевезенных пассажиров на i-том участке за сутки;
Q – общее количество перевезенных за сутки пассажиров.
Из средней цены вычитается 20% на услуги автовокзала, тогда средняя цена билета с учетом услуг автовокзала .
2. Выручка, руб.:
,
где – средний коэффициент использования вместимости;
nа – количество автобусов;
np – количество рейсов;
QH – суммарная нормативная вместимость автобусов за год;
- нормативная вместимость одного автобуса, чел.
IV. Расчетное значение коэффициента использования вместимости автобуса:
= принимаем 0,6
Аналогично проведем расчет и по другим маршрутам данного направления
Таким образом, для эффективного и рентабельного использования подвижного состава в заданном направлении рекомендуем минимальный коэффициент использования вместимости равный 0,6.
Результаты расчетов по методике для остальных маршрутов по направлению приведены в таблице 4
Таблица 4 – Значение минимального коэффициента использования вместимости для маршрутов Северного направления
Новая Ляля | Лобва | Серов | Краснотурьинск | Карпинск | Волчанск | Североуральск | Ивдель |
0,86 | 0,66 | 0,67 | 0,69 | 0,48 | 0,5 | 0,52 | 0,61 |
Среднее значение минимального коэффициента использования вместимости для Северного направления равно 0,62
Список использованной литературы
1. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта. Утв. Минтрансом РФ 29.08.1995.
2. Приказ Минтранса РФ от 24.06.2003г. № 153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.06.2003г., рег. № 4916.
3. Методические рекомендации по формированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении на территории Свердловской области. Утв. Постановлением РЭК Свердловской области № 79-ПК от 10.07.2009г.
4. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112.
5. Методические указания по расчету размера затрат перевозчиков на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства. Утв. приказом № 405/61 от 04.12. 2012 г. РЭК Омской области.
6. Порядок расчета нормативных затрат на перевозку пассажиров транспортом общего пользования. Утв. Постановлением Дмитровского муниципального района Московской области № 6950-П от 18.11.2008 г.
7. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г.
8. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
9. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Утв. распоряжением Минтранса России от 14.03. 2008 г. № АМ-23-р.
10. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств. (РД 3112199-1085-02). Утв. Минтрансом РФ 04.04. 2002 г.
11. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Утв. постановлением Правительства РФ от 1.01. 2002 г. №1.
12. Экономика пассажирского транспорта: учебное пособие / коллектив авторов: под общей ред. В.А. Персианова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400с.
13. Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования. Введены в действие распоряжением Минтранса России №НА-37-р от 18.04.2013.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ
Задание