Определение фактического числа автобусов и распределения их по сменности
В периоде движения наблюдается резкая неравномерность перевозок по часам суток, позволяющая выделить часы "пик" и часы спада пассажиропотоков. Определение фактического числа автобусов и распределение их по сменности производят графоаналитическим методом. В зависимости от продолжительности работы на линии и времени выхода автобусы подразделяются по сменности на:
— трехсменные , работающие от начала до конца движения без заходов в автотранспортное предприятие (АТП). Водители второй и третьей смен принимают автобус на линии;
— двухсменные утреннего выхода и двухсменные вечернего выхода, работающие без захода в АТП две смены;
Зная расчетные величины Арасч. автобусов по всем часам периода движения строим расчетную диаграмму потребностей автобусов по всем часам периода движения (графической части рисунка 3)
Площадь диаграммы определяет объем работ на линии, требующихся для освоения данных перевозок в автомобиле-часах. При равномерном распределении пассажиров по часам периода движения достаточно на линии иметь Аэ = 360/20 = 18 автобусов. В действительности же из-за неравномерности пассажиропотоков потребность в утренний час «пик» составляет 32 автобусов и является максимальной. При организации движения автобусов на городских маршрутах необходимо иметь резерв .от общей потребности и не всегда предприятия и объединения могут направлять на маршрут то количество автобусов, которое соответствует максимальной расчетной потребности в час «пик». В связи с этим в часы максимального спроса может появиться дефицит автобусов, а фактическое их число определяется из условия
= 24*0,96 = 23 автобусов
где — максималъное расчетное число автобусов;
Кдеф — коэффициент дефицита.
Количество автобусов, которое нужно иметь на маршруте для обеспечения максимальных интервалов движения в заданных пределах фиксируется линией «min». Транспортная работа составит 360 автомобиле-часов.
Смотреть графическую часть рисунка 3
Для выбора рационального режима работы автобусов на линии применяется графический метод, сущность которого состоит в следующем. Пустые и занятые клетки на диаграмме (автобусо-часы) можно перемещать по вертикали, не изменяя временного интервала. Нужно подобрать такое их расположение по вертикали, не добавляя лишних автомобиле-часов, по котором у число занятых клеток в каждой из строк соответствовало бы желаемой продолжительности рабочих смен водителей. Одновременно выбирают для них обеденные перерывы и смены водителей.
Смотреть графическую часть рисунка 4
Вопросы перерывов решаются так, чтобы в часы обеденных перерывов автобусы подменялись другими из расчета один автобус на два, стоящих на обеденном перерыве по 0,5 часа; один автобус на один, стоящий на перерыве один час. Автомобиле-часы работы автобусов, подменяющих находящихся на обеденном перерыве, отмечаются знаком "К", находящиеся на обеденном перерыве - буквой «П», пересменки автобусных бригад знаком « ».
Окочательное (фактическое) распределение автобусов по пасам периода движения и по сменности представлено на рис. 5. Фактическое количество автобусов А факт. заносят в таблицу. Фактический интервал движения определяется по формуле и также заносится в таблицу показателей.
Смотреть графическую часть рисунка 5