Выбор конструкции стального каната
Из практического опыта ниже приводятся некоторые варианты по применению канатов отечественного производства:
ГОСТ 2688-80 идет на стропы канатные, тали канатные, так же подходит для экскаваторов, кранов.
ГОСТ 3062-80 для устройства растяжек.
ГОСТ 3063-80 для устройства растяжек.
ГОСТ 3066-80 для устройства растяжек.
ГОСТ 3067-88 расчалочные и грозозащитные.
ГОСТ 3069-88 для крюковых подвесок, талей, тяговых установок, для стоячего такелажа.
ГОСТ 3070-88 для стоячего такелажа.
ГОСТ 3077-80 для лифтов, судовых подъемных устройств, металлургических кранов.
ГОСТ 7665-80 для талей, металлургических кранов, кранов.
ГОСТ 7667-80 для кранов шахтных установок.
ГОСТ 7668-80 для канатных строп, экскаваторов, кранов, судовых подъемных устройств, металлургических кранов.
ГОСТ 7669-80 для экскаваторов.
ГОСТ 16853-88 для буровых установок эксплутационного и глубокого разведочного бурения.
ГОСТ 13840-88 пряди арматурные для армирования предварительно напряженных ЖБК.
Размеры некоторых типов канатов приведены в ссылке "размеры канатов".
По выбранному диаметру каната рассчитывают диаметры блоков и барабана.
Определение размеров барабана
Размеры барабана зависят от диаметра каната, высоты подъема и количества слоев каната, укладываемых на барабан. Многослойную укладку каната применяют при жестких требованиях к габаритам (длине) барабана.
Диаметры подвижных блоков и канатного барабана по дну ручья [2]
Dбл = Dбар = (е - 1)dк, (4.8)
где е – коэффициент, принимаемый по режиму работы механизма. Для легкого режима работы е = 20, для среднего – 25, для тяжелого – 30 [2].
Полученные диаметры округляют до стандартных или числа кратного 10. Примеры канатных барабанов приведены на рис. 4.5.
![]() |
Рис. 4.5 – Примеры барабанов для однослой-
ной навивки каната
Рабочая длина барабана Lб при многослойной навивке определяется по
формуле [1]:
, ( 4.9)
где Lк – длина каната [м]
Lк = (m + 1)H + (1,5 + 2)pDб, (4.10)
где t – шаг витков каната, принимаемый по приложению 3 ( при навивке на гладкий барабан t = dк); с – число слоев навивки каната на барабан; с = 3 … 4, m – кратность полиспаста; 1.5 – минимальное число витков каната, которое должно остаться на барабане при крайнем нижнем положении крюковой подвески; 2 – минимальное число витков для закрепления каната на барабане.
Выбор электродвигателя
Электродвигатели выбираются по статической мощности с учетом питающего напряжения, режима работы и состояния окружающей среды.
Статическая мощность электродвигателя определяется по зависимости
[кВт] (4.11)
где vнб – скорость набегания каната на барабан, м/с, vнб = vгрm; – к.п.д. механизма подъема,
= 0,85 … 0,8.
По каталогу выбирают электродвигатель ближайшей большей мощности. При работе механизма в повторно-кратковременном режиме предпочтительно выбирать электродвигатели с фазным ротором (с контактными кольцами).
Подбор редуктора
Редуктор согласует параметры электродвигателя с параметрами канатного барабана (исполнительного механизма), обеспечивая получение необходимых частоты вращения барабана и вращающего момента на барабане. Основными характеристиками редуктора являются [2] момент на тихоходном валу, передаточное отношение (см. зависимость 3.2), частота вращения быстроходного вала и мощность на быстроходном валу) мощность электродвигателя), сумарное межосевое расстояние.
Момент на тихоходном валу редуктора равен вращающему моменту на валу барабана 9 (без учета КПД муфты и опор вала барабана)
Мб =0,5Fнб(Dб + dк). (4.15)
Частота вращения барабана nб находится из зависимости для окружной скорости [1]
v=[(pDб+dк)nб]/1000, [м/мин] (4.16)
По приложению 5 или по адресам: подбирают редуктор необходимого типоразмера.
В связи с тем, что фактические параметры передачи при выборе типового редуктора несколько отличаются от расчетных, необходимо определить, фактическую частоту вращения барабана
nбфакт = nдв/uред . (4.17)
Тогда скорость навивки каната на барабан
Vкфакт = p(Dб + dк)nфакт/1000, [м/мин] (4.18)
Скорость подъема груза составит
vфакт = Vкфакт /m. (4.19)
Погрешность скорости подъема груза в процентах составит
dv = (v- vфакт)100%/v. (4.20)
Компоновка механизма подъема
После выбора узлов лебедки составляют ее компоновочную схему на формате А4. Масштаб 1:10.
На рис. 4.6, а, б показаны варианты компоновки механизмов подъема с индивидуальным приводом и одинарным и сдвоенным силовым полиспастом.
Сдвоенный полиспаст применяется, например, в механизмах подъема мостовых кранов. Электродвигатель 1 валом-вставкой 3 через муфты 2 и 4 соединен с редуктором 6. На полумуфте, расположенной на входном валу редуктора, установлен нормально замкнутый тормоз 5.
| Рис. 4.6 – Примеры компоновок механизмов подъема с полиспастом |
Такое расположение обеспечивает минимальные габариты тормоза, так как на входном валу редуктора наименьший тормозной момент, по которому подбирается тормоз. В расточке конца выходного вала редуктора установлена опора для оси 9 барабана 8. Крутящий момент от редуктора на барабан передается через встроенную зубчатую муфту 7, что обеспечивает уменьшение габаритов механизма подъема по длине. Второй конец вращающейся оси 9 через сферические самоустанавливающиеся шарикоподшипники опирается на внешнюю подставку.
2. Задание
2.1. Определить максимальное натяжение каната Fmax и подобрать канат.
2.2. Определить размеры барабана.
2.3. Подобрать электродвигатель.
2.4. Подобрать редуктор.
2.5. На формате А4 в масштабе 1:10 изобразить механизм подъема.
Литература
1. Добронравов С.С., Дронов В.Г.Строительные машины и основы автоматизации: Учеб. строит. вузов. – М.: Высш. шк. 2001, – 575 с. ; ил.
2.Парницкий А. Б., Шабашов А. П.. Мостовые краны общего назначения конструкция, расчет, эксплуатация. Изд. 4-е, исп. и доп. – М.: Машиностроение, 1971., 352 с.
3. Павлов Примеры расчетов кранов
4. http://krankruk.ru/index-4.html#.
5. http://www.energodrive.ru/electromotor.asp?id=8.
6. http://74red.ru/catalog/?item=8,
7. http://www.zarem.ru/content/view/19/63/, 8. 8. 8.http://www.promdetalizh.ru/product/catalogue1/Reduktory_tipa_RM/product52.html
Варианты заданий
Приложение 1
Варианты заданий
№ вари-анта | Масса груза, кг | Скорость подъема груза, м/мин | Высота подъема, м | Характеристика окружающей среды | Относительная продолжительность включения, ПВ% |
чистая | |||||
горячие грузы | |||||
пыльная | |||||
чистая | |||||
горячие грузы | |||||
пыльная | |||||
10,5 | пыльная | ||||
чистая | |||||
горячие грузы | |||||
пыльная | |||||
чистая | |||||
горячие грузы | |||||
чистая | |||||
1,5 | горячие грузы | ||||
0,5 | чистая | ||||
0,8 | горячие грузы | ||||
1,4 | чистая | ||||
горячие грузы | |||||
пыльная | |||||
пыльная |
Работа N 5
ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЯГОВЫХ УСИЛИЙ АВТОМОБИЛЯ
Цель работы: изучение методики тягового расчета автотранспортного средства.
Задачи:
1. Ознакомиться с работой механической трансмиссии.
2. Изучить силовых и кинематических характеристик трансмиссии и их взаимосвязи.
3. Выполнить тяговый расчет автомобиля. (задания в приложении1).
Основные сведения
Трансмиссией называют систему механизмов для передачи энергии от двигателя к исполнительным органам машины с изменением скоростей, крутящих моментов, направления и вида движения. Трансмиссия расположена между силовым агрегатом (двигателем) и исполнительными органами машины (ведущие колеса автомобиля, механизм вращения и т.п. В строительных машинах применяют трансмиссии: механические, электрические, гидравлические, пневматические и комбинированные (электромеханические, электрогидравлические.
Упрощенная кинематическая схема механической трансмиссии автомобиля изображена на рис.5. 1.
![]() | Рис. 5.1 – Схема трансмиссии автомобиля: 1– двигатель, 2 – фрикционная муфта (сцепление), 3 – коробка передач, 4, 5 – теле - скопический карданный вал, 6 – главная передача, 7 – дифференциал, 8 – ведущие полуоси, 9 – ведущие задние колеса-колесный движитель, 10 – ведомые передние колеса |
Двигатель 1 через фрикционную муфту 2 (сцепление) соединён с первичным валом коробки передач 1. Вторичный вал коробки передач соединён с механизмом ведущего 6,7 (заднего) моста посредством телескопического карданного вала 4, 5.
Дисковая фрикционная муфта 2 обеспечивает плавное соединение и кратковременное разъединение двигателя с механизмом ведущего моста при переключении передач и запуске двигателя. Четырехступенчатая коробка передач 3 предназначена для ступенчатого изменения передаточного отношения (частоты вращения движителей), реверсирования (изменения направления вращения движителей) и отсоединения двигателя от привода ведущих колес при остановке автомобиля.
Телескопический карданный вал 4, 5 состоит из двух валов, соединенных с помощью шлицев и шарнирных муфт Кардана. Муфты Кардана обеспечивают передачу крутящего момента от коробки передач к заднему мосту под некоторым углом, образующемся при перемещении моста в вертикальной плоскости. Это происходит при движении автомобиля по неровной дороге. Вертикальное перемещение ведущего моста изменяет расстояние от вторичного вала коробки скоростей до вала ведущей шестерни 1 (см. рис. 2). Шлицевое соединение валов обеспечивает передачу крутящего момента при смещении ведущего моста.
Механизм ведущего моста состоит из главной передачи (колеса 1 и 2) и симметричного конического дифференциала (рис. 5.2) [5].
| Рис. 5.2 – Схема дифференциала: 1 – ведущая шестерня, 2 – коническое колесо, 3 – корпус дифференциала, 4 – ведущие полуоси, 5 – сателлиты, 6 – полуосевые шестерни |
Главная передача (конические колеса 1 и 2) представляет собой конический зубчатый редуктор, она также увеличивает кутящий момент и через дифференциал передает его на ведущие полуоси. Устройство дифференциала допускает вращение ведущих колес автомобиля с разными угловыми скоростями при движении по криволинейному пути или буксовании одного из ведущих колес.
Коробка передач
Коробка передач состоит из набора цилиндрических зубчатых колес z1 … z10 и четырех валов 1, 2, 3 и 4, связанных через зубчатые колеса
см. рис. 5 3. Валы: ведущий (первичный) 1, ведомый (вторичный) 2, промежуточный 3 и дополнительный валик 4 для установки блока шестерен реверса z6–z7.
Введение в зацепление двух колес обеспечивает определенное передаточное число и соответственное изменение частоты вращения и увеличение крутящего момента на вторичном валу.
Колеса имеют следующее количество зубьев: z1 = 18 , z2 = 23, z3 = 29, z4 = 52, z5 = 12, z6 = 14, z7 = 12, z8 = 14, z9 = 20, z10 = 27.
Колесо z1 жестко закреплено на валу 1, в ступице колеса имеется
гнездо для подшипника, служащего опорой для ведомого вала 2.
На ведомом валу 2 расположены колеса z2, z3, и z4 и зубчатая муфта 5,
которые могут перемещаться в осевом направлении по шлицам. На промежуточном валу 3 установлен блок шестерен z10, z9, z8 и z5.
Зубчатые колеса z1 и z10 находятся в постоянном зацеплении, поэтому при подключении ведущего вала 1 к двигателю с помощью сцепления будет вращаться и весь блок шестерен z10 – z9 – z8 – z5. Также в постоянном зацеплении находятся колеса z5 и z6, поэтому при включенной коробке передач вращается и блок шестерен z6 – z7.
а) б)
Рис. 5.3 – Схема коробки скоростей: а – развертка по осям, 1 – первичный (ведущий) вал, 2 – ведомый (вторичный) вал, 3 – промежуточный вал, 4 – дополнительный валик, б – свертка
Вычисление передаточных отношений передач трансмиссии
Передаточное отношение пары колес [3, 4], например z1 – z10 (см. рис. 5.3) определяется по формуле
i1-10 = -w1/ w 3=- z10/z1, (5.1),
где w 1 – угловая скорость ведущего вала (1),
w 3 – угловая скорость ведомого (3) вала для данной передачи.
Знак (минус) показывает, что вращение ведомого вала имеет противоположное направление по отношению в ведущему валу.
Для включения первой передачи колесо z4 вводят в зацепление с колесом z5 . Передача вращения будет происходить по кинематической цепи z1 – z10 – z5 – z4.
Поэтому передаточное отношение кинематической цепи [3] первой передачи
, (5.2)
где i1-10 – передаточное отношение первой пары колес z1 – z10,
i5-4 – передаточное отношение второй пары колес z5 – z4.
Для включения второй передачи колесо z3 вводят в зацепление с колесом z8. Передача вращения будет происходить по кинематической цепи z1 – z10 – z3 – z8. и тогда передаточное отношение второй передачи по аналогии с (3)
(5.3)
По аналогии запишем передаточное отношение для третьей передачи – кинематическая цепь z1 – z10 – z9 – z2
(5.4)
Четвертая передача включается введением муфты 5 в зацепление с зубчатой полумуфтой колеса z1 – происходит прямое соединение ведущего (1) и ведомого (2) валов. Включается прямая передача момента от ведущего вала к ведомому.
iIV = 1. (5.5)
Для движения автомобиля задним ходом реверсируют, т.е. изменяют направление вращения ведомого вала и остальных звеньев кинематической цепи, включая ведущие колеса.
У двигателей внутреннего сгорания (ДВС) направление вращения не изменяется. Поэтому в трансмиссии с двигателем внутреннего сгорания реверсирование осуществляется перемещением колеса z4 (на схеме коробки передач влево) и введением его в зацепление с колесом z7. Конструктивно блок шестерен z6 – z7 располагается вне плоскости рисунка, что и поясняет свертка коробки скоростей (рис. 5.3, б).
Тогда
(5.6)
Передаточное отношение трансмиссии определяют как произведение передаточных отношений передач коробки скоростей и передаточного отношения главной передачи
(5.7)
где iкс – передаточное отношение одной из четырех передач коробки скоростей – см. выше зависимости 2 … 6;
iгп – передаточное отношение главной передачи, в данном расчете можно принять iгп =6,8.