Тема 2. Основы транспортного процесса
ОБЩИЙ КУРС ТРАНСПОРТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов направления 190700 Технология транспортных процессов
профиль - Организация перевозок на автомобильном транспорте
Санкт-Петербург
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет СЕРВИСА
И.И. Хлевной
ОБЩИЙ КУРС ТРАНСПОРТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов направления 190700 Технология транспортных процессов
профиль - Организация перевозок на автомобильном транспорте
Санкт-Петербург
УДК 656.13
ББК 39.38
Общий курс транспорта: Учебно-методический комплекс / И.И. Хлевной – СПб.: Смольный институт Российской академии образования, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Учебно-тематический план | |
Содержание курса | |
Планы семинаров | |
Темы рефератов | |
Вопросы для экзамена | |
Вопросы для тестирования | |
Словарь терминов | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины | |
Методические указания по оформлению реферата | |
Морские порты России | |
Литература |
Автор-составитель:
кандидат военных наук, доцент И.И. Хлевной
Рецензенты:
канд. воен. наук, доц. И.Е. Зимник (ВАТТ),
канд. воен. наук, доц. В.Г. Башкирцев (Смольный институт
Российской академии образования)
И. И. Хлевной, 2012 г
Смольный институт
Российской академии образования
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Общий курс транспорта» занимает ведущее место в подготовке специалиста по направлению Технология транспортных процессов, профиль - Организация перевозок на автомобильном транспорте. Она формирует у студента целостное представление о транспортном комплексе страны, его роли и месте в мировой транспортной системе, дает представление о нетрадиционных видах транспорта и позволяет определить роль и место конкретного вида транспорта и предприятия в транспортном комплексе страны.
Для качественного изучения материалов программы по дисциплине «Общий курс транспорта» дополнительно к чтению лекционного курса рекомендуются семинары и самостоятельная работа студентов. В данном пособии приведены задания и методические указания по подготовке к семинарским занятиям, вопросы для тестового контроля и рекомендации по самостоятельному изучению программного материала.
Учебные материалы могут использоваться для обучения студентов очной и заочной форм обучения.
Цель изучения дисциплины - дать систему теоретических знаний и практических навыков по основным положениям оценки роли различных видов транспорта в транспортной системе страны и методам их комплексного использования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия о транспорте и транспортных системах;
- технико-экономические характеристики видов транспорта;
- показатели оценки состояния и работы видов транспорта;
- современное состояние, перспективы развития и проблемы видов транспорта;
- пути повышения эффективности и конкурентоспособности различных видов транспорта;
- вопросы комплексного использования видов транспорта.
Уметь:
- оценить состояние различных видов транспорта (рассчитать показатели густоты транспортной сети, транспортную обеспеченность и доступность, уровень транспортного обслуживания);
- прогнозировать развитие видов транспорта;
- осуществлять выбор видов транспорта и транспортных средств;
- формулировать предложения по комплексному использованию видов транспорта и организации их взаимодействия.
ОБЩИЙ КУРС ТРАНСПОРТА
Учебно-тематический план
(очное обучение)
№ п/п | Наименование темы | Аудиторные занятия | Самостоя-тельные занятия | |
Лекции | Семинары | |||
Транспорт и общественное производство | ||||
Основы транспортного процесса | ||||
Транспортные системы | ||||
Показатели оценки состояния и работы видов транспорта | ||||
Состояние и перспективы развития транспорта России | ||||
Магистральные виды транспорта: железнодорожный, внутренний водный, морской, воздушный, трубопроводный | ||||
Промышленный и ведомственный транспорт | ||||
Городской и пригородный транспорт | ||||
Комплексное использование видов транспорта | ||||
Экзамен | ||||
Итого по дисциплине |
Учебно-тематический план
(заочное обучение)
№ п/п | Наименование темы | Аудиторные занятия | Самостоя-тельные занятия | |
Лекции | Семинары | |||
Транспорт и общественное производство | ||||
Основы транспортного процесса | ||||
Транспортные системы | ||||
Показатели оценки состояния и работы видов транспорта | 2 (№1,3) | |||
Состояние и перспективы развития транспорта России | ||||
Магистральные виды транспорта: железнодорожный, внутренний водный, морской, воздушный, трубопроводный | 2(№4) | |||
Промышленный и ведомственный транспорт | ||||
Городской и пригородный транспорт | ||||
Комплексное использование видов транспорта | ||||
Контрольная работа (реферат) | ||||
Экзамен | ||||
Итого по дисциплине |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Транспорт и общественное производство
Роль транспорта в современном обществе. Этапы развития транспорта. Классификация видов транспорта
Основная
1. Единая транспортная система: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001, с. 7-20.
2. Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем: Учеб. пособие для студентов. СПб.: СПбГАСУ, 2000, с. 6-18.
3. А.К.Симонов Общий курс транспорта. Учебное пособие, СПб.: ИВЭСЭП, 2004, с. 5-36.
4. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 3-45.
Дополнительная
4. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 1991, с. 3-60.
Семинар № 2 Транспортные системы
Вопросы:
1. Элементы транспортной системы.
2. Транспортные сети.
3. Средства транспорта.
4. Транспортная инфраструктура.
5. Транспортные узлы.
6. Мультимодальные системы транспортировки грузов
Литература
Основная
1. Единая транспортная система: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001, с. 10-20
2. Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем: Учеб. пособие для студентов. СПб.: СПбГАСУ, 2000, с. 18-56.
3. А.К.Симонов Общий курс транспорта. Учебное пособие, СПб.: ИВЭСЭП, 2004, с. 11-16.
4. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с.20-22.
5. Троицкая Н.А. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Троицкая Н.А., Чубуков А.Б., Шилимов М.В. – Изд. Центр «Академия», 2009.
Семинар № 3 Показатели оценки состояния и работы видов транспорта
Вопросы:
1. Транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг .
2. Показатели оценки транспортной работы.
3. Показатели оценки использования транспорта.
4. Экономические показатели работы транспорта.
5. Показатели оценки качества транспортных услуг
Литература
Основная
1. Единая транспортная система: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001, с. 27-31.
2. Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем: Учеб. пособие для студентов. СПб.: СПбГАСУ, 2000, с. 77-99.
3. А.К.Симонов Общий курс транспорта. Учебное пособие, СПб.: ИВЭСЭП, 2004, с. 37-43.
4. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 58-66.
Дополнительная
4. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 1991, с. 60-66
Семинар № 4. Магистральные виды транспорта
1. Железнодорожный транспорт: пути сообщения, объекты инфраструктуры, транспортные средства, технология и организация перевозочного процесса
2. Водные виды транспорта: морской, внутренний водный: пути сообщения, объекты инфраструктуры, транспортные средства, технология и организация перевозочного процесса.
3. Воздушный транспорт: пути сообщения, объекты инфраструктуры, транспортные средства, технология и организация перевозочного процесса.
4. Трубопроводный транспорт: пути сообщения, объекты инфраструктуры, транспортные средства, технология и организация перевозочного процесса
Литература
Основная
1. Единая транспортная система: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001, с. 70-123.
2. Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем: Учеб. пособие для студентов. СПб.: СПбГАСУ, 2000, с. 11-33
3. А.К.Симонов Общий курс транспорта. Учебное пособие, СПб.: ИВЭСЭП, 2004, с. 44-120.
4. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 67-113
Дополнительная
1. Большая энциклопедия транспорта. Том 2. Авиационный транспорт. Под ред А.Г. Братухина. М.: Машиностроение 1995.
2. Большая энциклопедия транспорта. Том 6. Речной транспорт. Под ред В.П. Калявина. С-Пб.: 1998.
3. Железнодорожный транспорт, Энциклопедия, Гл. редактор Н.С.Конарев. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995.
4. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 1991, с. 90-270.
Семинар № 5. Городской и пригородный транспорт
Основная
1. Единая транспортная система: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001, с. 133-147.
2. А.К.Симонов Общий курс транспорта. Учебное пособие, СПб.: ИВЭСЭП, 2004, с.128-134.
3. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с.115-141.
Дополнительная
4. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 1991, с. 277-292.
Семинар № 6.Виды сообщений
1. Прямое и смешанное сообщение.
2. Бесперегрузочные сообщения.
3. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии.
Литература
Основная
1. Единая транспортная система: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001, с. 210-224.
2. А.К.Симонов Общий курс транспорта. Учебное пособие, СПб.: ИВЭСЭП, 2004.
3. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 142-162.
4. Троицкая Н.А. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Троицкая Н.А., Чубуков А.Б., Шилимов М.В. – Изд. Центр «Академия», 2009, с. 24-28, 97-112, 130-173.
5. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 1991, с. 343-361.
Семинар № 7. Транспортные коридоры
Основная
1. Единая транспортная система: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001, с. 287-295.
2. Котиков Ю.Г. Основы теории транспортных систем: Учеб. пособие для студентов. СПб.: СПбГАСУ, 2000, с. 204-214.
3. Троицкая Н.А. Единая транспортная система: Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2003, с. 154-162.
4. Троицкая Н.А. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Троицкая Н.А., Чубуков А.Б., Шилимов М.В. – Изд. Центр «Академия», 2009, с. 221-256.
Дополнительная
5. Троицкая Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. – М.: АСМАП, 2000. – 176 с.
Семинар № 8. Координация работы видов транспорта
Основная
1. Единая транспортная система: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В.Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001, с. 245-271
5. Троицкая Н.А. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Троицкая Н.А., Чубуков А.Б., Шилимов М.В. – Изд. Центр «Академия», 2009, с. 97-173.
Дополнительная
4. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 1991, с. 337-338, 341-347, 363-364.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Северный морской путь. Освоение, нынешнее состояние, перспективы развития.
2. Единая глубоководная система Европейской части России. История создания, нынешнее состояние, перспективы развития.
3. Арктическая водная система, состояние, перспективы развития.
4. Транссибирская магистраль, история создания, нынешнее состояние, перспективы развития.
5. Байкало-Амурская магистраль, история создания, нынешнее состояние, перспективы развития.
6. Транспортный коридор № 9, состояние, перспективы развития.
7. Транспортный коридор № 2, состояние, перспективы развития.
8. Транспортная система Северо-Западного федерального округа, транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг в регионе. Показатели оценки работы транспорта в регионе.
9. Транспортная система Центрального федерального округа, транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг в регионе. Показатели оценки работы транспорта в регионе.
10. Транспортная система Приволжского федерального округа, транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг в регионе. Показатели оценки работы транспорта в регионе.
11. Транспортная система Уральского федерального округа, транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг в регионе. Показатели оценки работы транспорта в регионе.
12. Транспортная система Сибирского федерального округа, транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг в регионе. Показатели оценки работы транспорта в регионе.
13. Транспортная система Дальневосточного федерального округа, транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг в регионе. Показатели оценки работы транспорта в регионе.
14. Транспортная система Южного федерального округа, транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг в регионе. Показатели оценки работы транспорта в регионе.
15. Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области, транспортная обеспеченность и доступность транспортных услуг в регионе. Показатели оценки работы транспорта в регионе.
С5: ввоз
Тест 30. Соответствие показателя оценки транспортной работы и расчетной формулы:
А1: объем перевозок груза отдельными подразделениями
А2: грузооборот
А3: приведенный грузооборот
С1: ,
С2: ,
С3: ,
С4: ,
Тест 31. Соответствие показателя оценки транспортной работы и расчетной формулы:
С1: маршрутная
С2: техническая
С3: крейсерская
С4: эксплуатационная
Тест 33. Формула для определения времени оборота транспортной единицы имеет вид:
1) , 2) , 3)
Тест 34. Соответствие экономического показателя работы транспорта и формулы для его расчета
А1: Себестоимость перевозок
А2: Себестоимость перевозок в приведенных тонно-километрах
А3: Производительность труда
С1:
С2:
С3: ; .
Тест 35. Группы показателей качества пассажирских перевозок:
1) показатели информационного обслуживания
2) показатели комфортности
3) показатели скорости
4) показатели своевременности
5) показатели сохранности перевозимых грузов
Тест 36. Показатели качества грузовых перевозок:
1) показатели комфортности
2) показатели сохранности перевозимых грузов
3) экономические показатели
4) показатели сохранности багажа
5) показатели своевременности выполнения перевозок
А2: Аэродром
А3: Грузовой комплекс аэропорта
С1: – комплекс инженерно-технических сооружений, обеспечивающих отправление на линии и прием с линий пассажиров и грузов, а также подготовку и экипировку летательных аппаратов
С2: грузовой перрон (место для кратковременной стоянки воздушных судов при погрузке и разгрузке грузов), грузовые склады, отделения перевозок почты и другие сооружения для грузовой работы
С3: инфраструктура для быстрого и безопасного обслуживания вылетающих, прилетающих и транзитных пассажиров, встречающих и провожающих
С4: летное поле, на котором располагаются одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов, взлетно-посадочные полосы
Тест 50. К основным преимуществам трубопроводного транспорта относят:
1) низкую себестоимость транспортировки грузов
2) отсутствие отрицательного воздействия функционирования трубопровода на окружающую среду (за исключением чрезвычайных ситуаций)
3) узкая специализация по видам грузов
4) независимость качества и количества перемещаемых грузов от климатических условий
5) полную автоматизацию операций по погрузке, выгрузке и перемещению груза
Тест 51. Промышленный транспорт включает:
1) Магистральный трубопроводный
2) промышленный железнодорожный транспорт
3) Городской транспорт
4) автомобильный транспорт предприятий и организаций,
5) специальные виды транспорта (конвейерный, подвесной канатный и монорельсовый, трубопроводный и др.)
Тест 52. Себестоимость транспортировки массовых навалочных грузов специальными видами транспорта общего пользования по сравнению с промышленным транспортом:
1) в 1,5-2 раза выше
2) примерно одинакова
3) в 2-3 раза ниже
Тест 53. В городской зоне в зависимости от количества жителей в городе и величины пассажиропотока применяются в качестве основного один из нижеприведенных видов транспорта. Соответствие вида транспорта, количества жителей и пассажиропотока
А1: метро
А2: трамвай
А3: троллейбус
Методом наката
3) своим ходом
4) крановым оборудованием судна
5) с использованием автопогрузчиков
Тест 59. Лихтеровоз – судно для перевозки:
1) речных барж (лихтеров)
2) контейнеров
3) негабаритных грузов
Тест 60. Соответствие способа перевозки и транспортного средства:
А1: трейлерные перевозки
А2: контрейлерные перевозки
А3: роудрейлерные перевозки
С1: автопоезд с тяжеловесным прицепом
С2: полувагоны
С3: железнодорожный подвижной состав для перевозки автоприцепов
С4: вагоны-полуприцепы с комбинированной ходовой частью
Тест 61. Эффективность контейнерных и пакетных перевозок достигается за счет:
1) сокращения времени на перегрузочные операции и снижения их стоимости
2) сокращения потребности в таре и упаковке и возможности использования в качестве временного склада
3) необходимости использования специализированного подвижного состава на всех видах транспорта – контейнеровозов
4) повышения сохранности грузов благодаря герметичности контейнера
Тест 62. Недостатками контейнерных перевозок считают:
1) необходимость использования специализированного подвижного состава на всех видах транспорта – контейнеровозов
2) сокращение потребности в таре и упаковке и возможность использования в качестве временного склада
3) необходимость возврата порожних контейнеров владельцу при передаче перевозимого контейнера с одного вида транспорта на другой
4) необходимость создания специального высокопроизводительного перегрузочного комплекса увеличивает стоимость терминалов
Тест 63. Совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством различных видов транспорта, согласованно функционирующих в определенном направлении и отвечающих стандартам международного уровня, - это определение:
1) транспортных коридоров
2) транспортной сети
3) путей сообщения
Тест 64. В транспортных коридорах унифицируют: требования к транспортной инфраструктуре и параметрам транспортных средств, т.е. вырабатываются общие требования к:
1) таре и упаковке грузов
2) к транспортным путям и средствам
3) искусственным сооружениям
4) правилам расчета за перевозки
5) информационным коммуникациям и сервисному комплексу
Тест 65. По территории Российской Федерации проходят транспортные коридоры:
1) № 1 2) № 2 3) № 3 4) № 5 5) № 9
Тест 66. Железнодорожная магистральСанкт-Петербург – Москва – Воронеж – Ростов – Краснодар – Новороссийск включена в состав транспортного коридора:
1) № 9 № 2 № 1
Приложение 1
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
1. Авиационный транспорт 1). Транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий перевозки пассажиров, грузов и почты с применением летательных аппаратов тяжелее воздуха. 2). Отрасль материального производства осуществляющая перевозку пассажиров, грузов, багажа и почты воздушными судами.
2. Аэродром - специально подготовленный земляной участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающий взлет, посадку, хранение и обслуживание самолетов, вертолетов и планеров.
3. Баржа - несамоходное грузовое судно, перемещаемое буксирным или толкающим судном. Различают наливные и сухогрузные, для морского, прибрежного и внутреннего плавания.
4. Вагон - единица подвижного состава железнодорожного транспорта.
5. Вертолет - пилотируемый летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой. Подъемную силу и тягу для обеспечения горизонтального движения создают один или несколько несущих винтов.
6. Внутренние водные пути - водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Подразделяются на естественные (внутренние моря, озера и реки) и искусственные (шлюзовые реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища).
7. Водный транспорт - транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий перевозку пассажиров, грузов, почты и багажа с помощью судов речного и морского флота.
8. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет силового взаимодействия с воздухом.
9. Воздушная трасса - объем воздушного пространства в виде коридора, ограниченный по ширине и высота и соединяющий ограниченные воздушные пространства районов аэродромов.
10. Вокзал - здание (комплекс зданий), сооружения и устройства для обслуживания пассажиров, управления движением транспорта и размещения служебного персонала. Различают автовокзалы, аэровокзалы, железнодорожные, морские, речные, а так же объединенные или комплексные (например железнодорожно-автобусные) вокзалы.
11. Городской общественный транспорт - комплекс рельсовых и безрельсовых транспортных средств, путей сообщения и сооружений обеспечивающий население транспортными услугами на территории города и пригородной зоны. К видам такого транспорта относятся: трамвай, троллейбус, автобус, метро, маршрутное такси, речные трамваи, паромы, пригородный железнодорожный транспорт.
12. Городской электрический транспорт - пассажирский транспорт общего пользования, в котором в качестве силовой установки применяется электрический двигатель. Подразделяется на уличный (трамвай, троллейбус) и внеуличный (метрополитен, подземный трамвай, монорельсовый транспорт). По характеру путевых устройств различают: рельсовый (метрополитен, трамвай в том числе скоростной и подземный) и безрельсовый троллейбус
13. Грузоподъемность транспортного средства 1). Максимальное количество груза которое может быть загружено в транспортное средство исходя из условий прочности его конструкции и отдельных деталей. 2). Максимальная масса груза, которую способно в определенных условиях в один прием поднять, переместить или перевезти транспортное средство.
14. Дальность перевозки грузов - расстояние перемещения грузов между пунктами их отправления и назначения. Как один из показателей перевозочной работы используется средняя дальность перевозки грузов, выражаемая в км.
15. Дедвейт - полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которое может принять судно (полезный груз, судовые запасы и пр.)
16. Единая транспортная сеть - совокупность обустроенных для перемещения транспортных средств, автомобильных и железных дорог, морских и речных путей, воздушных трасс обеспечивающая перевозки пассажиров и грузов по заданному маршруту, различными видами транспорта.
17. Единая транспортная система - технологически и экономически сбалансированная совокупность видов транспорта, выполняющих внегородские перевозки. В нее входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
18. Ездка - транспортный цикл, состоящий из погрузки груза, движения транспортного средства с грузом, разгрузки и подачи транспортного средства под очередную погрузку.
19. Железная дорога - 1). Проложенный на местности рельсовый путь, предназначенный для движения специального подвижного состава. 2). Хозяйственное подразделение в системе управления железнодорожным транспортом, имеющие в своем составе службы: перевозок, грузовой и коммерческой работы, пассажирскую, локомотивного и вагонного хозяйства, пути, сигнализации и связи, электрификации, финансовую и др.
20. Железнодорожная станция - производственно-хозяйственная единица на железнодорожном транспорте, обеспечивающая связь железной дороги с клиентурой и осуществляющая операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, по обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов, маневровую работу по формированию и расформированию железнодорожных составов и технические операции с поездами.
21. Канатная дорога - сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток, вагонов и кресел служит канат, натянутый между опорами.
22. Коэффициент использования грузоподъемности - отношение фактически перевезенной массы груза за один рейс к номинальной грузоподъемности транспортного средства.
23. Монорельсовый транспорт - вид транспорта, в котором пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке-монорельсу, установленному на опорах или эстакаде. Классифицируют: по компоновке -навесной или подвесной транспорт; по конструкции опорно-ходовой части подвижного состава - с колесной, пневматической, магнитной подвеской или на скользящих опорах; с электрическим приводом, с двигателем внутреннего сгорания или воздушно-реактивным двигателем.
24. Морская миля - единица длины, принятая 1852 метра.
25. Морское пароходство - хозяйственная и организационная структура морского транспорта, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов, экспедиционное обслуживание грузоотправителей, маркетинговую и посредническую деятельность, комплексное обслуживание и снабжение российских и иностранных судов.
26. Морской вокзал - здание или комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенное для обслуживания пассажиров (для билетных, багажных операций, отдыха и ожидания).
27. Морской порт - предприятие морского транспорта, предназначенное для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, накопления и хранения грузов, для посадки на судно и высадки пассажиров. Обслуживают транспортные средства, осуществляют транспортно-экспедиционные мероприятия и складские операции с грузами.
28. Судно - плавучее транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, проведения научных исследований, спортивных состязаний и пр. Различают суда самоходные (пароходы, теплоходы, дизель электроходы и пр.) и несамоходные (буксируемые, парусные, гребные), глиссирующие, на воздушной подушке.
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
для студентов заочной формы обучения
Дисциплина Общий курс транспорта изучается на 1-м курсе и включает:
- лекции;
- семинарские занятия (семинары №№ 2, 3, 7 и 8);
- самостоятельная работа студентов при подготовке к семинарам и в период между сессиями.
В результате изучения дисциплины студент для допуска к экзамену должен:
иметь 2-3 оценки за выступления в ходе семинаров;
предъявить преподавателю конспект материалов по темам курса (см. выше Содержание курса)
сдать реферат на заданную тему, оформленный в соответствии с требованиями ЕСКД, основные положения которой приведены в приложении 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по разработке и оформлению реферата
Реферат по дисциплине Общий курс транспорта должен содержать пояснительную записку и графическую часть.
Тему задания определяет преподаватель.
Пояснительная записка объемом 12-20 листов машинописного текста содержит информацию в соответствии с заданием (см. темы рефератов). Графическая часть содержит схемы, рисунки, карты и т.п., необходимые для пояснения приводимых в пояснительной записке сведений.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
1. Текст пояснительной записки
Пояснительная записка должна включать: титульный лист; заглавный лист с оглавлением и перечнем графического материала; введение; основная часть - разделы пояснительной записки; заключение; список использованной литературы; приложения (при необходимости).
Пояснительная записка составляется как правило в безличной форме и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ на листах писчей бумаги формата А4, в том числе схемы, рисунки, графики и таблицы. На заглавном листе выполняют основную надпись в соответствии с ГОСТ 2.104-68 - по форме 2, на последующих листах надпись по форме 2а. Рамки отстоят от внешней стороны листов слева на 20 мм, от других сторон - на 5 мм. Расстояние от рамки до границ текста рекомендуется оставлять: в начале строки - не менее 5 мм, в конце - не менее 3 мм, от верхней или нижней строки до верхней или нижней линии рамки - не менее 10 мм. Текст пояснительной записки распечатывают на принтере, соблюдая при оформлении следующие требования: шрифт Times New Roman размер 14, выравнивание текста – по ширине, абзационный отступ – 1,25 мм, интервал – полуторный.
Нумерация страниц пояснительной записки начинается со страницы, содержащей оглавление (заглавный лист) и производится арабскими цифрами в правом нижнем углу листа. Титульный лист и заглавный листы, список литературы и приложения, а также исполненные на отдельных листах рисунки, таблицы и распечатки с ЭВМ включаются в общую нумерацию.
Текст основной части пояснительной записка делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Порядковые номера всех частей обозначают арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей записки, подразделы - в пределах раздела и т.д. Разделы “Введение”, “Заключение”, “Список литературы” и “Приложение” не нумеруют. Наименования заголовков разделов располагают симметрично тексту (выравнивание по центру) и печатают прописными буквами Times New Roman 16 без точки в конце, не подчеркивая. Заголовок, состоящий из двух предложений, разделяют точкой. Каждый раздел начинают с новой страницы.
Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой и т.д. (например: 1.2. Анализ финансового состояния предприятия), располагают в середине строки (выравнивание по центру), печатают строчным шрифтом Times New Roman 14 без точки в конце, не подчеркивая.
Наименование заголовков пунктов и подпунктов начинают с абзаца. Расстояние между заголовками разделов, подразделов и последующим текстом должно составлять 2 интервала. Заголовки пунктов от текста не отделяют. Для подразделов (пунктов), текст которых размещают на одном листе с текстом предыдущего подраздела (пункта), расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком должно составлять 2 интервала.
2. Оформление рисунков и таблиц
Рисунки и таблицы размещают сразу после ссылки на них в тексте, например: на рис. 3 (рис. 3), при повторных ссылках – (см. табл. 3). Все иллюстрации и таблицы должны иметь последовательную нумерацию арабскими цифрами в пределах всей записки.
Каждую иллюстрацию необходимо сопровождать подрисуночной подписью, которая содержит номер иллюстрации и тематический заголовок иллюстрации, например «Рис. 3. Схема железных дорог Северо-Западного региона». В конце подписи не ставят никаких знаков, если после нее не следует никакого текста, или ставят двоеточие, если далее приводят расшифровку позиций (см. Форма последующего листа ниже).
Рисунки и таблицы размещают так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота пояснительной записки или с поворотом по часовой стрелке.
Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. Таблицу необходимо располагать сразу после текста, где она упоминается впервые. Слово “Таблица” помещают над ее правым верхним углом выше тематического заголовка. Если таблиц несколько, то их нумеруют арабскими цифрами в пределах всей записки (знак “№” перед цифрой и точку после цифры не ставят). Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают симметрично полосе над таблицами. Точку в конце заголовков не ставят.
3. Графические материалы
Графические материалы служат иллюстративным материалом для доклада при защите реферата. Они должны отображать суть выполненной работы. Графическая часть реферата может включать: карту или схему региона, на которой подняты (или обозначены) пути сообщения, транспортные узлы, схемы грузопотоков, основные характеристики транспорта региона (доступность, обеспеченность, пропускная способность направлений, показатели оценки транспортной работы, показатели оценки использования транспорта и проч. показатели), необходимые для качественной защиты реферата.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СМОЛЬНЫЙ ИНС