БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА

БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА - student2.ru

  Изменившаяся геополитическая об­становка, а также частые локальные военные конфликты при одновремен­ном сокращении численности личного состава армий требуют создания высокомобильных, высокоманевренных, высокозащищенных машин с вооруже­нием, способным высокоэффективно решать современные боевые задачи. Наиболее приспособленными для таких задач являются колесные брони­рованные машины. Не случайно в ряде ведущих стран ведется интенсивная разработка колесных бронетранспортеров. Следует ожидать, что в начале XXI века они составят значительную часть машинного парка сухопутных войск. Конструкторами ОАО «ГАЗ» разработан новый колесный бронетранспортер БТР-90, который по своим характеристикам существенно превосходит широко известные в мире российские 5ГР-60ПБ. БТР-70, БТР-80, а также выпускаемые в настоящее время зарубежные бронетранспортеры аналогичного класса. Преимущество БТР-90 особенно заметно по трем главным па­раметрам: - огневой мощи; - подвижности, проходимости, манев­ренности; - защищенности. Как известно, вооружение броне­транспортеров, как правило, состоит из крупнокалиберного 12,7 или 14,5-мм пу­лемета и спаренного с ним 7,62-мм пу­лемета. В последнее время вместо круп­нокалиберного пулемета стали устанавливать малокалиберные пушки калиб­ром 25 или 30 мм. Однако боевая эффе­ктивность этих установок явно недоста­точна. На БТР-90 в едином боевом отделе­нии установлено четыре типа оружия. Это 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ, 30-мм гранатомет АГ-17 и противотанковый ракетный ком­плекс (ПТРК) «Конкурс». Боевое отделение имеет стабилизацию в двух плоскостях.  
Это позволяет как с места, так и в движении в днев­ных и ночных условиях вести борьбу с различными целями, в том числе с танками, на дальностях свыше 4км, БМП, вертолетами, инженерными сооружениями на дальностях 2000 - 2500 м. живой силой противника на дальностях 4000 м расположенной открыто или на обратных скатах высот и в окопах, а также малоразмерными целями - расчетами ПТРК и противотанковой артиллерией. Боевое отделение двухместное. В нем комфортабельно. Кроме наводчика-оператора, может размещаться командир машины, который получает круговой обзор, а в случае необходимости, если наводчик не увидел опасную цель взять управление оружием на себя и поразить ее. Все это значительно повышает огневые возможности бронетранспортера. В боевом отделении размещены также: у оператора - комбинированный прицел БПКЗ-12 (дневной и ночной), у командира - дневной 1П-13 прибор наблюдения, радиостанция. По желанию заказчика боевое отделение может быть укомплектовано прицелом наводчика-оператора (типа БПК-М) с тепловизорным модулем французской фирмы «SAT». Кроме того, высокая грузоподъемность (7 т) и значительный внутренний объем(12 м3) позволяют разместить на БТР-90 и более тяжелые комплексы вооружений такие, как, например, боевое отделение БМП-3, противотанковую пушку. 120-мм артиллерийское орудие, зенитно-ракетные и противотанковые комплексы и т.д.  
Тактико-технические характеристики БТР-90
Колесная формула Полная масса, кг Боевой расчет, чел. Двигатель   Мощность двигателя, кВт (л.с.) Радиус поворота, м: - за счет управляемых колес - с бортовым поворотом Клиренс, мм Максимальная скорость, км/час: - по шоссе - наплаву Запас хода по топливу по шоссе, км Вооружение, калибр, мм: - пушка 2П42 1 - пулемет ПКТ - гранатомет АГ-17 ПТРК   8x8 многотопливный дизель жидкостного охлаждения с турбонадувом 368 (510)         7,62    


 
Углы наведения, град.: - по вертикали - по горизонтали Боекомплект, выстр., шт.: - пушки - пулемета - гранатомета ПТУР   от -5 до +75  

К шасси БТР-90 были предъявлены более высокие требования по подвиж­ности, проходимости, маневренности. Высокая подвижность обеспечивается мощным (510 л.с.) многотопливным ди­зельным двигателем с турбонадувом, автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, неза­висимой подвеской всех колес, их пол­ным приводом.

Новая независимая торсионная под­веска всех колес на поперечных рыча­гах за счет большого хода, энергоем­ких телескопических гидроамортизато­ров и широкопрофильных боестойких шин с системой централизованного регулирования давления воздуха поз­воляет машине двигаться со скоро­стью 100 км/ч и свыше 50 км/ч - по сильнопересеченной местности. Воз­можно движение даже при полном по­вреждении четырех колес.

На БТР-90 применена новая ориги­нальная схема трансмиссии. Поток мощности от двигателя в гидромехани­ческой коробке передач распределяет­ся через дифференциальный механизм на два параллельных потока по бортам машины. При этом с помощью гидро­объемной, передачи может достигаться разность скоростей вращения по бор­там, что позволяет в дополнение к пово­роту за счет 4 передних управляемых колес вдвое уменьшить радиус поворо­та машины. Малый радиус поворота в сочетании с возможностью движения вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП значительно повышает маневренность машины.

Несмотря на относительно большой вес (около 21 т), машина может без предварительной подготовки преодоле­вать водные преграды благодаря уста­новке двух водометных движителей. Как показали испытания в морских услови­ях, при волнении до трех баллов маши­на способна плавать, а также уверенно с воды входить на десантный корабль и выходить из него.

Машина также приспособлена для перевозки ее железнодорожным, воз­душным, автомобильным и водным транспортом.

БТР-ЭО - первый из бронетранспорте­ров, который может оснащаться борто­вой информационно-управляющей сис­темой (БИУС). позволяющей осуществ­лять эффективное автоматизированное управление трансмиссией и двигателем, контроль и диагностику жизненно важ­ных систем машины.

На БТР установлены устройства кол­лективной защиты боевого расчета (10 чел.) от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрывах ядерных боеприпасов, от радиоактив­ной пыли, бактериальных средств, отра­вляющих веществ при эксплуатации ма­шины на зараженной местности. Кроме того, боевой расчет надежно защищен от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Для повышения за­щитных свойств могут быть установле­ны дополнительное бронирование, а также системы пассивной (динамиче­ской) и активной защиты.

БТР-90 может оснащаться кондици­онером.

Высокая подвижность и маневрен­ность в сочетании с большими огневы­ми возможностями, комфортабельным расположением экипажа и десанта де­лают БТР-90 незаменимым при выполне­нии боевых задач любой армии мира.

 
Общее устройство и размещение агрегатов и узлов БТР-80   1. Броневой корпус; 2. Вооружение; 3. Приборы наведения; 4. Силовая установка; 5. Средства связи; 6. Трансмиссия; 7. Устройства защиты от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрывах ядерных боеприпасов, для защит от радиоактивной пыли; 8. Система пуска дымовых гранат; 9. Пожарное оборудование; 10. Водооткачивающий насос и лебёдка.   По расположению и назначению механизмов и оборудования машина условна разделена на 3 отделения: - отделение управления; - боевое отделение; - отделение силовой установки.   БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА - student2.ru Рисунок 8 – Отделение управления. 1-бочок омывателя; 2-фонарь освещения шкалы; 3-щиток приборов; 4-сидение механика-водителя; 5-розетка переносного светильника; 6-рукоятка крышки смотрового люка механика-водителя; 7-рукоятка крышки смотрового люка командира; 8-рычаг ручного привода стеклоочистителя; 9-сумка нагрудного переключателя шлемофона командира; 10-выключатель стеклоочистителя; 11-индикатор мощности доз; 12-прибор БВ34 переговорного устройства; 13-амбразура для стрельбы из автомата; 14-фонарь освещения рабочего места командира; 15-сиденье командира; 16-сумка ЗИП изделия 9К34М; 17-радиостанция; 18-щиток предохранителей; 19 и 33-хомутыкрепления автоматов; 20и 32-клипсы крепления автоматов; 21-радиоприёмник; 22-сумка укладки сигнальных ракет; 23-выносной блок индикатора мощности доз; 24-ЗИП башенной установки; 25машинка Ракова; 26 и 29-одноместные сиденья мотострелков; 27-сумка для шлемофонов; 28-сумка для эксплуатационных документов и переносного светильника; 30-ЗИП электрооборудования; 31-запасной ствол КПВТ в чехле; 34-передний отопитель. БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА - student2.ru Рисунок 9 - Органы управления: 1-гидрораспределительный аппарат; 2-блок шинных кранов; 3-кнопка звукового сигнала; 4-рулевое колесо; 5-рычаг переключения передач КП; 6- рукоятка ручной подачи топлива; 7- рычаг переключения передач РК; 8-рычаг включения передних мостов и блокировки дифференциала; 9-рычаг включения лебедки; 10-рукоятка противооткатного устройства; 11-рычаг стояночной тормозной системы; 12-педаль подачи топлива; 13-педаль рабочей тормозной системы; 14-педаль сцепления; 15-насос омывателя; 16-воздушный редуктор.     БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА - student2.ru   Рисунок 10 - Боевое отделение (вид в сторону перегородки отделения силовой установки): 1 и 11-крючки фиксации сидений в приподнятом положении; 2-блок антенных филь­тров (БАФ); 3 и 12-крышки верхних посадочных люков; 4-антенное устройство; 5 и 8-конечные выключатели крышек верхних посадочных люков; 6-бачки для питье­вой воды; 7-патронная коробка ПКТ; 9-вещевые мешки (показаны частично); 10-ап­течка; 13-ручка клапана нагнетателя; 14 и 37-приборы наблюдения; 15-патронная коробка КПВТ; 16и 35-стеллажи для сумок с гранатами; 17-прибор ВПХР; 18-ре­гулятор температуры РТС-27-ЗМ; 19-рукоятка клапана коробки ФВУ; 20-заглушка отверстия подачи воздуха от ФВУ мимо ФПТ; 21-осветитель ОУ-ЗГА2М; 22-малая патронная коробка ПК; 23-огнетушитель ОУ-2; 24- заглушка отверстия подачи воздуха от ФВУ через ФПТ; 25-ящик ЗИП машины; 26 и 30-многоместные сиденья; 27-ме­шок со спасательными жилетами; 28-укладка рационов питания; 29-аптечка РБШ-9; 31-подставка домкрата; 32-рукоятка краника подачи топлива; 33-огнетушитель ОП-10А; 34-рукоятка краника слива топлива; 36-рукоятка клапана отсоса пыли из воздушного фильтра; 38-крючок для крепления сумок с выстрелами РПГ-7; 39-крышка лючка. БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА - student2.ru   Рисунок 11 - Отделение силовой установки: 1-ФВУ; 2-щиток предпускового подогревателя; 3-пульт управления предпусковым подогревателем; 4-розетка переносного светильника; 5-перегородка отделения силовой установки; 6-топливные фильтры тонкой очистки; 7-крышка люка перегородки отделения силовой установки; 8-крышки воздухопритока; 9-крышка надмоторного люка; 10-краны переключения топливных баков; 11-указатель засоренности воздушного фильтра; 12-крышка газоотвода предпускового подогревателя; 13-воздушный фильтр; 14-рычаги подъема крышек воздухопритока; 15-воздушный баллон; 16-ведро; 17-пробка заливной горловины радиатора системы охлаждения; 18-масляный радиатор; 19 и 28-генераоры; 20-натяжной ролик; 21-бачок гидросистемы; 22-муфта привода вентилятора; 23-компрессор; 24-электромагнит механизма остановки двигателя; 25-фильтр центробежной очистки масла; 26-крышка маслозаправочной горловины; 27-предпусковой подогреватель; 29 и 32-воздухозаборные трубы (в укладке); 30-электромагнит механизма привода крышек воздухопритока и воздухоотвода; 31-механизм привода крышек воздухопритока и воздухоотвода; 33 и 41-топливные баки; 34-крышки воздухоотвода; 35-кожух вентилятора; 36-крышки над агрегатом охлаждения; 37-радиатор системы охлаждения; 38-пробка заливной горловины расширительного бачка; 39-расширительный бачок; 40-упор крышки над агрегатом охлаждения.   БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА - student2.ru Рисунок 12 - Корпус машины (вид сверху): 1-пластинки для маркировки машины; 2-крышка люка лебедки; 3-крышка смотрового люка командира; 4, 6, 11, 13, 35 и 38-ам­бразуры для стрельбы из автоматов; 5-крышка люка командира; 7-копир обвода прибора ТКН-3; 8 и 40-амбразуры для стрельбы из пулеметов; 9-копир обвода кормы; 10 и 39-гнезда приборов ТНП-165А; 12 и 34-верхние створки дверей боковых люков; 14 и 33-крышки лючков для стрельбы из автоматов; 15 и 37-гнезда приборов ТИПО-Н5; 16 и 31-крышки верхних люков боевого отделения; 17-гнездо антенного ввода; 18-крышка ниши для аккумуляторных батарей; 19-колпак воздухозаборника двигателя при работе на плаву; 20-крышка надмоторного люка; 21-крышки воздухопритоков; 22 и 27-крышки люков над агрегатом охлаждения; 23 и 26-крышки заправочных горловин топливных баков; 24-пластинка для маркировки корпуса; 25-крышки воздухоотвода; 28-замки крышек; 29-крышка люка ФВУ; 30-колпак воздухозаборника ФВУ; 32-опора для крепления канистр; 36-крышка люка доступа чалочными сред­ствами к раздаточной коробке; 41 и 42-поручни; 43-крышка люка механика-водителя; 44-крышка смотрового люка механика-водите­ля; 45-крышка люка главного цилиндра гидропривода сцепления; 46-крышка люка главных цилиндров гидропривода рабочей тормозной системы     Боевой расчёт 10 человек: 1. Командир отделения; 2. Механик-водитель; 3. Наводчик; 4. 7мотострелков   Система 902В
  III Заключительная часть   1. Подвести итог занятия.   2. Задание для самостоятельной работы.   3. Объяснить тему очередного занятия.       Напомнить тему и цель занятия и сделать вывод о её достижении   Повторить по учебникам материал сегодняшнего занятия   Согласно расписания занятий см. на ВТФ.

Старший преподаватель:

подполковник В.А.Тарасевич

Наши рекомендации