БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 – МАШИНА XXI ВЕКА
Изменившаяся геополитическая обстановка, а также частые локальные военные конфликты при одновременном сокращении численности личного состава армий требуют создания высокомобильных, высокоманевренных, высокозащищенных машин с вооружением, способным высокоэффективно решать современные боевые задачи. Наиболее приспособленными для таких задач являются колесные бронированные машины. Не случайно в ряде ведущих стран ведется интенсивная разработка колесных бронетранспортеров. Следует ожидать, что в начале XXI века они составят значительную часть машинного парка сухопутных войск. Конструкторами ОАО «ГАЗ» разработан новый колесный бронетранспортер БТР-90, который по своим характеристикам существенно превосходит широко известные в мире российские 5ГР-60ПБ. БТР-70, БТР-80, а также выпускаемые в настоящее время зарубежные бронетранспортеры аналогичного класса. Преимущество БТР-90 особенно заметно по трем главным параметрам: - огневой мощи; - подвижности, проходимости, маневренности; - защищенности. Как известно, вооружение бронетранспортеров, как правило, состоит из крупнокалиберного 12,7 или 14,5-мм пулемета и спаренного с ним 7,62-мм пулемета. В последнее время вместо крупнокалиберного пулемета стали устанавливать малокалиберные пушки калибром 25 или 30 мм. Однако боевая эффективность этих установок явно недостаточна. На БТР-90 в едином боевом отделении установлено четыре типа оружия. Это 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ, 30-мм гранатомет АГ-17 и противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Конкурс». Боевое отделение имеет стабилизацию в двух плоскостях. | ||||
Это позволяет как с места, так и в движении в дневных и ночных условиях вести борьбу с различными целями, в том числе с танками, на дальностях свыше 4км, БМП, вертолетами, инженерными сооружениями на дальностях 2000 - 2500 м. живой силой противника на дальностях 4000 м расположенной открыто или на обратных скатах высот и в окопах, а также малоразмерными целями - расчетами ПТРК и противотанковой артиллерией. Боевое отделение двухместное. В нем комфортабельно. Кроме наводчика-оператора, может размещаться командир машины, который получает круговой обзор, а в случае необходимости, если наводчик не увидел опасную цель взять управление оружием на себя и поразить ее. Все это значительно повышает огневые возможности бронетранспортера. В боевом отделении размещены также: у оператора - комбинированный прицел БПКЗ-12 (дневной и ночной), у командира - дневной 1П-13 прибор наблюдения, радиостанция. По желанию заказчика боевое отделение может быть укомплектовано прицелом наводчика-оператора (типа БПК-М) с тепловизорным модулем французской фирмы «SAT». Кроме того, высокая грузоподъемность (7 т) и значительный внутренний объем(12 м3) позволяют разместить на БТР-90 и более тяжелые комплексы вооружений такие, как, например, боевое отделение БМП-3, противотанковую пушку. 120-мм артиллерийское орудие, зенитно-ракетные и противотанковые комплексы и т.д. | ||||
| ||||
К шасси БТР-90 были предъявлены более высокие требования по подвижности, проходимости, маневренности. Высокая подвижность обеспечивается мощным (510 л.с.) многотопливным дизельным двигателем с турбонадувом, автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской всех колес, их полным приводом. Новая независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и широкопрофильных боестойких шин с системой централизованного регулирования давления воздуха позволяет машине двигаться со скоростью 100 км/ч и свыше 50 км/ч - по сильнопересеченной местности. Возможно движение даже при полном повреждении четырех колес. На БТР-90 применена новая оригинальная схема трансмиссии. Поток мощности от двигателя в гидромеханической коробке передач распределяется через дифференциальный механизм на два параллельных потока по бортам машины. При этом с помощью гидрообъемной, передачи может достигаться разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту за счет 4 передних управляемых колес вдвое уменьшить радиус поворота машины. Малый радиус поворота в сочетании с возможностью движения вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП значительно повышает маневренность машины. Несмотря на относительно большой вес (около 21 т), машина может без предварительной подготовки преодолевать водные преграды благодаря установке двух водометных движителей. Как показали испытания в морских условиях, при волнении до трех баллов машина способна плавать, а также уверенно с воды входить на десантный корабль и выходить из него. Машина также приспособлена для перевозки ее железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом. БТР-ЭО - первый из бронетранспортеров, который может оснащаться бортовой информационно-управляющей системой (БИУС). позволяющей осуществлять эффективное автоматизированное управление трансмиссией и двигателем, контроль и диагностику жизненно важных систем машины. На БТР установлены устройства коллективной защиты боевого расчета (10 чел.) от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрывах ядерных боеприпасов, от радиоактивной пыли, бактериальных средств, отравляющих веществ при эксплуатации машины на зараженной местности. Кроме того, боевой расчет надежно защищен от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Для повышения защитных свойств могут быть установлены дополнительное бронирование, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты. БТР-90 может оснащаться кондиционером. Высокая подвижность и маневренность в сочетании с большими огневыми возможностями, комфортабельным расположением экипажа и десанта делают БТР-90 незаменимым при выполнении боевых задач любой армии мира. |
Общее устройство и размещение агрегатов и узлов БТР-80 1. Броневой корпус; 2. Вооружение; 3. Приборы наведения; 4. Силовая установка; 5. Средства связи; 6. Трансмиссия; 7. Устройства защиты от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрывах ядерных боеприпасов, для защит от радиоактивной пыли; 8. Система пуска дымовых гранат; 9. Пожарное оборудование; 10. Водооткачивающий насос и лебёдка. По расположению и назначению механизмов и оборудования машина условна разделена на 3 отделения: - отделение управления; - боевое отделение; - отделение силовой установки. Рисунок 8 – Отделение управления. 1-бочок омывателя; 2-фонарь освещения шкалы; 3-щиток приборов; 4-сидение механика-водителя; 5-розетка переносного светильника; 6-рукоятка крышки смотрового люка механика-водителя; 7-рукоятка крышки смотрового люка командира; 8-рычаг ручного привода стеклоочистителя; 9-сумка нагрудного переключателя шлемофона командира; 10-выключатель стеклоочистителя; 11-индикатор мощности доз; 12-прибор БВ34 переговорного устройства; 13-амбразура для стрельбы из автомата; 14-фонарь освещения рабочего места командира; 15-сиденье командира; 16-сумка ЗИП изделия 9К34М; 17-радиостанция; 18-щиток предохранителей; 19 и 33-хомутыкрепления автоматов; 20и 32-клипсы крепления автоматов; 21-радиоприёмник; 22-сумка укладки сигнальных ракет; 23-выносной блок индикатора мощности доз; 24-ЗИП башенной установки; 25машинка Ракова; 26 и 29-одноместные сиденья мотострелков; 27-сумка для шлемофонов; 28-сумка для эксплуатационных документов и переносного светильника; 30-ЗИП электрооборудования; 31-запасной ствол КПВТ в чехле; 34-передний отопитель. Рисунок 9 - Органы управления: 1-гидрораспределительный аппарат; 2-блок шинных кранов; 3-кнопка звукового сигнала; 4-рулевое колесо; 5-рычаг переключения передач КП; 6- рукоятка ручной подачи топлива; 7- рычаг переключения передач РК; 8-рычаг включения передних мостов и блокировки дифференциала; 9-рычаг включения лебедки; 10-рукоятка противооткатного устройства; 11-рычаг стояночной тормозной системы; 12-педаль подачи топлива; 13-педаль рабочей тормозной системы; 14-педаль сцепления; 15-насос омывателя; 16-воздушный редуктор. Рисунок 10 - Боевое отделение (вид в сторону перегородки отделения силовой установки): 1 и 11-крючки фиксации сидений в приподнятом положении; 2-блок антенных фильтров (БАФ); 3 и 12-крышки верхних посадочных люков; 4-антенное устройство; 5 и 8-конечные выключатели крышек верхних посадочных люков; 6-бачки для питьевой воды; 7-патронная коробка ПКТ; 9-вещевые мешки (показаны частично); 10-аптечка; 13-ручка клапана нагнетателя; 14 и 37-приборы наблюдения; 15-патронная коробка КПВТ; 16и 35-стеллажи для сумок с гранатами; 17-прибор ВПХР; 18-регулятор температуры РТС-27-ЗМ; 19-рукоятка клапана коробки ФВУ; 20-заглушка отверстия подачи воздуха от ФВУ мимо ФПТ; 21-осветитель ОУ-ЗГА2М; 22-малая патронная коробка ПК; 23-огнетушитель ОУ-2; 24- заглушка отверстия подачи воздуха от ФВУ через ФПТ; 25-ящик ЗИП машины; 26 и 30-многоместные сиденья; 27-мешок со спасательными жилетами; 28-укладка рационов питания; 29-аптечка РБШ-9; 31-подставка домкрата; 32-рукоятка краника подачи топлива; 33-огнетушитель ОП-10А; 34-рукоятка краника слива топлива; 36-рукоятка клапана отсоса пыли из воздушного фильтра; 38-крючок для крепления сумок с выстрелами РПГ-7; 39-крышка лючка. Рисунок 11 - Отделение силовой установки: 1-ФВУ; 2-щиток предпускового подогревателя; 3-пульт управления предпусковым подогревателем; 4-розетка переносного светильника; 5-перегородка отделения силовой установки; 6-топливные фильтры тонкой очистки; 7-крышка люка перегородки отделения силовой установки; 8-крышки воздухопритока; 9-крышка надмоторного люка; 10-краны переключения топливных баков; 11-указатель засоренности воздушного фильтра; 12-крышка газоотвода предпускового подогревателя; 13-воздушный фильтр; 14-рычаги подъема крышек воздухопритока; 15-воздушный баллон; 16-ведро; 17-пробка заливной горловины радиатора системы охлаждения; 18-масляный радиатор; 19 и 28-генераоры; 20-натяжной ролик; 21-бачок гидросистемы; 22-муфта привода вентилятора; 23-компрессор; 24-электромагнит механизма остановки двигателя; 25-фильтр центробежной очистки масла; 26-крышка маслозаправочной горловины; 27-предпусковой подогреватель; 29 и 32-воздухозаборные трубы (в укладке); 30-электромагнит механизма привода крышек воздухопритока и воздухоотвода; 31-механизм привода крышек воздухопритока и воздухоотвода; 33 и 41-топливные баки; 34-крышки воздухоотвода; 35-кожух вентилятора; 36-крышки над агрегатом охлаждения; 37-радиатор системы охлаждения; 38-пробка заливной горловины расширительного бачка; 39-расширительный бачок; 40-упор крышки над агрегатом охлаждения. Рисунок 12 - Корпус машины (вид сверху): 1-пластинки для маркировки машины; 2-крышка люка лебедки; 3-крышка смотрового люка командира; 4, 6, 11, 13, 35 и 38-амбразуры для стрельбы из автоматов; 5-крышка люка командира; 7-копир обвода прибора ТКН-3; 8 и 40-амбразуры для стрельбы из пулеметов; 9-копир обвода кормы; 10 и 39-гнезда приборов ТНП-165А; 12 и 34-верхние створки дверей боковых люков; 14 и 33-крышки лючков для стрельбы из автоматов; 15 и 37-гнезда приборов ТИПО-Н5; 16 и 31-крышки верхних люков боевого отделения; 17-гнездо антенного ввода; 18-крышка ниши для аккумуляторных батарей; 19-колпак воздухозаборника двигателя при работе на плаву; 20-крышка надмоторного люка; 21-крышки воздухопритоков; 22 и 27-крышки люков над агрегатом охлаждения; 23 и 26-крышки заправочных горловин топливных баков; 24-пластинка для маркировки корпуса; 25-крышки воздухоотвода; 28-замки крышек; 29-крышка люка ФВУ; 30-колпак воздухозаборника ФВУ; 32-опора для крепления канистр; 36-крышка люка доступа чалочными средствами к раздаточной коробке; 41 и 42-поручни; 43-крышка люка механика-водителя; 44-крышка смотрового люка механика-водителя; 45-крышка люка главного цилиндра гидропривода сцепления; 46-крышка люка главных цилиндров гидропривода рабочей тормозной системы | Боевой расчёт 10 человек: 1. Командир отделения; 2. Механик-водитель; 3. Наводчик; 4. 7мотострелков Система 902В |
III Заключительная часть 1. Подвести итог занятия. 2. Задание для самостоятельной работы. 3. Объяснить тему очередного занятия. | Напомнить тему и цель занятия и сделать вывод о её достижении Повторить по учебникам материал сегодняшнего занятия Согласно расписания занятий см. на ВТФ. |
Старший преподаватель:
подполковник В.А.Тарасевич