ПЕРЕВОЗКА В полиэтиленовых пакетах, бидонах, каннах и безводным способом
Наиболее удобный способ транспортировки молоди и сеголетков рыб - в стандартных полиэтиленовых пакетах (рис. 3, 4). По сравнению с другими транспортными емкостями они имеют ряд преимуществ: компактность, небольшую массу загруженных пакетов (20-22 кг), высокую надежность, безопасность при транспортировании любым видом транспорта, более высокую по сравнению с неаэрируемыми емкостями плотность посадки водных организмов.
Существует два типа пакетов: стандартные и крупногабаритные. Стандартные пакеты имеют длину 65 см, вместимость 40 л. Для увеличения надежности пакеты изготовляют из нескольких слоев полиэтилена. Пакет заполняют водой примерно на 30-50 % и помещают туда рыбу. Если в хозяйстве имеются кислородные баллоны, то, освободив пакет от воздуха, заполняют его кислородом.
Рис. 3. Перевозка молоди в полиэтиленовом пакете
1 2
Рис. 4. Молодь севрюги, подготовленная для транспортировки: 1 – полиэтиленовый пакет; 2 – пакет в изотермическом ящике
Пакеты с рыбой укладывают в специальные изотермические ящики, изготовленные из пенопласта (рис. 4) и грузят в транспорт.
Крупногабаритные пакеты - это пакеты вместимостью более 40 л. Их размеры зависят от размеров перевозимых рыб. Максимальная вместимость таких пакетов достигает 300 л.
При выпуске рыбы пакеты предварительно помещают в емкость (пруд, бассейн, садок) и вскрывают только после выравнивания температуры воды в пакете с температурой воды в емкости.
Плотность посадки молоди определяется в зависимости от ее длительности, температуры воды и воздуха, видового состава перевозимых рыб и рассчитывается с помощью следующего уравнения:
В = [V(К1 - К2)] / (ТМ), где:
В - масса рыбы, кг,
V - количество воды в емкости для перевозки, л.
К1 - содержание кислорода в воде в начале перевозки, мл/л.
К2 - содержание кислорода при котором наступает угнетение рыбы, мл/л
Т - длительность перевозки, ч.
М - потребление кислорода рыбой, мл/(кг*ч).
Для определения максимальных плотностей посадки личинок и молоди используют уравнение:
N=V(V1*n),
где: N-количество организмов, экз.; V-объем воды, л; V-объем, занимаемый двигающимся организмом; n - коэффициент свободного пространства (для маленьких водных организмов массой менее 1г/л n = 8 - 10, для более крупных организмов n = 4-2).
Для транспортирования небольшого количества рыбы можно также использовать бидоны или канны. Канны изготовляют из оргстекла толщиной 6-10 мм, чаще – 8 мм. Канны из такого стекла характеризуются высокой прочностью и имеют небольшую массу. Самые распространенные размеры: длина 50 см, высота и ширина по 30 см, вместимость 40 л воды.
После транспортировки необходимо уравновесить условия внешней среды в емкостях, куда будет пересажена рыба, и условия в пакетах. Для этого пакету опускают в рыбоводные емкости на некоторое время и выравнивают температуру воды (рис. 5). Еще одним важным фактором является кислородный режим. Нельзя допускать резкого перепада уровня кислорода, это может привести к асфиксии и гибели рыбы. Пакеты аккуратно открывают и постепенно заполняют атмосферным воздухом. После этого необходимо измерить уровень содержания кислорода в пакетах и рыбоводных емкостях и постепенно довести до одинаковых параметров (рис. 6). Только после этого можно выпускать привезенную рыбу в рыбоводные емкости, наблюдая за ее поведением некоторое время.
1 2
Рис. 5. Уравновешивание температуры воды Рис. 6. Выпуск привезенного материала:
1 – измерение содержания кислорода в полиэтиленовых пакетах;
2 – выпуск молоди в бассейн
Живую рыбу можно перевозить и без воды. Успех транспортирования рыбы без воды определяется его продолжительностью. Оно ограничено 2-4 ч. Чем ниже температура в транспортной емкости, тем продолжительнее перевозка. Для транспортирования используют лотки или ящики, в которых рыбу размещают в 1—2 слоя. В лотки предварительно раскладывают марлевые салфетки в несколько слоев или траву (рис. 7). Дно лотка должно иметь отверстия для стока воды. Перед транспортированием рыбу орошают водой. Такой способ подходит, например, для транспортирования сеголетков или годовиков.
Рис. 7. Перевозка живой рыбы без воды
а – сетка-каркас; б – карманы; 1 – ящик для транспортирования; 2 – укладка посадочного материала; 3 – стопка ящик
ПЕРЕВОЗКА АВТОТРАНСПОРТОМ
На автомашинах перевозят крупный посадочный материал (сеголетков и двухлетков) на расстояния от 10 до 1000 км. Для перевозки рыбы применяются живорыбные цистерны и установки различных модификаций (АЦЖР 3, АЦПГ- 2,8/53А, ИКА, ИКА- 4, ИКФ - 4, ИКФ - 5 и другие), смонтированные на базе автомобилей ЗИЛ — 164, ЗИЛ-130 . Загрузка живой рыбы в автоцистерну осуществляется различными средствами, наиболее современным из них является ленточный транспортер. Разгрузка производится через шланг, который присоединяется к выгрузному отверстию диаметром 250 мм, предусмотренному в нижней части задней стенки. В верхней части автоцистерны имеются две изотермические герметические крышки, при закрытом положении которых производится заполнение ее водой за счет вакуума, создаваемого во впускном трубопроводе двигателя "ЗИЛ-164". Обогащение воды кислородом осуществляется продуванием воздуха, поступающего от компрессора основного двигатели автомашины. При необходимости в цистерну можно подавать теплый воздух. Для этого в конструкции предусмотрен теплообменник. Для определения объема загруженной рыбы на задней стенке цистерны имеется водомерное стекло.
Автоцистерна АЦТП-2,8 смонтирована на шасси автомобиля "ГАЗ-53А6" (рис. 8) и по своей конструкции лишь незначительно отличается от автоцистерны АЦЖР-3. В зависимости от расстояния перевозки, температуры воды и окружающего воздуха в автоцистерне перевозится до 800 кг живой рыбы (карпа). Обе автоцистерны имеют емкости объемом до 3000 л., в которых поддерживаются необходимые температурный и газовый режимы.
Рис. 8. Автоцистерна для перевозки живой рыбы на шасси ГАЗ
Для перевозки живой рыбы также применяется установка ИКА. Установка состоит из автомобиля "ЗИЛ-130", гидронасоса с трубопроводами, воздухопровода, резервуара, монтажной рамы и выгрузных люков. Резервуар разделен на 6 равных, изолированных друг от друга отсеков, что позволяет перевозить одновременно разновозрастную рыбу определенными порциями. Каждый отсек имеет индивидуальные люки для загрузки и выгрузки живой рыбы. Внутри отсеков проложены перфорированные шланги, по которым воздух из воздухопровода распределяется по дну емкостей. Вода в резервуар подается гидронасосом.
При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение ее массы к массе воды должно находиться в пределах 1:2, при более длительной перевозке соответственно 1:4. Норма загрузки устанавливается в зависимости от массы, вида рыбы и длительности транспортировки (табл. 7-10).
Таблица 7
Пороговое содержание растворенного в воде кислорода для пресноводных рыб
Вид рыбы | Содержание кислорода, мг/л (при 10°С и ниже) |
Карп разновозрастной молодь | 0,7-1,0 |
1,7-2,7 | |
Карась разновозрастной | 0,07-0,09 |
Лещ разновозрастной | 0,4-1,1 |
Пелядь разновозрастная | 0,7-1,1 |
Сиг чудской личинки разновозрастной | 1,3-1,8 |
0,8-0,8 | |
Форель разновозрастная при 6°С при 10 °С | 0,8 |
1,3-1,8 | |
Лосось годовики молодь личинки | 0,7-0,8 |
0,8-1,3 | |
0,8-2,1 | |
Окунь разновозрастной годовики сеголетки личинки | 0,1-0,3 |
0,5-1,0 | |
0,5-1,3 | |
1,4-1,8 | |
Судак разновозрастной годовики сеголетки личинки | 0,4-0,6 |
0,4 | |
1,5 | |
1,8-2,0 |
Таблица 8
Плотность посадки карповых рыб (кг) в живорыбную автомашину
Средняя масса особи, г | Температура воды, °С | ||||||||||||||||||||||
в течение, ч | |||||||||||||||||||||||
При 6 мг О2/л | При 7 мг О2/л | При 8 мг О2/л | |||||||||||||||||||||
0,5 | - | ||||||||||||||||||||||
- | |||||||||||||||||||||||
- | |||||||||||||||||||||||
- | |||||||||||||||||||||||
Таблица 9
Плотность посадки лососевых рыб (кг) в живорыбную автомашину
Средняя масса особи, г | Температура воды, °С | ||||||||||||
в течение, ч | |||||||||||||
При 6 мг О2/л | При 7 мг О2/л | При 8 мг О2/л | При 9 мг О2/л | ||||||||||
0,5 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
- | - | - | - | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | - | - | - | |||||||
- | - | - | - | ||||||||||
- | - | - | |||||||||||
- | - | ||||||||||||
- | - | ||||||||||||
- | - | ||||||||||||
- | |||||||||||||
Кроме цистерн при перевозке автотранспортом используют пластиковые емкости различных конструкций (рис. 9).
1 2
Рис. 9. Перевозка рыбы в пластиковых емкостях:
1 - Транспортировка и выгрузка производителя русского осетра; 2 - емкости для перевозки молоди различных видов рыб
Также для перевозки рыбы на небольшие расстояния и в магазины розничной торговли используют термоизоляционные контейнеры (рис. 10).
1 2
Рис. 10. Контейнеры для перевозки живой рыбы:
1 – внешний вид контейнеров; 2 – схема установки контейнеров в автомашину
Контейнеры изготовлены из прочного композитного полимера с двойными стенками, комплектованы аэраторами. Ёмкость контейнера 0,75 м3, загрузка – до 0,5 т рыбы. Обеспечивает сохранность живой рыбы при температуре 20-350С.