Страхование в морском судоходстве
Международный рынок морского страхования представлен, прежде всего, страхо- I вой корпорацией Ллойд и Институтом лондонских страховщиков. Синдикат — это форма объединения членов страховой корпорации Ллойд для вместного ведения дел по страхованию н перестрахованию (вторичное размещение рй®* I ков) Деятельность синдикатов строится по отраслевому принципу Имеется ряд синДИ*8* I тов, которые занимаются вопросами, например, морского страхования, другие из них с15е_ I циализируются на авиационном страховании, личном страховании и т д.
В профессиональном плане за деятельность синдиката отвечает андеррайтер (underwriter), который внес под залог крупный денежный депозит в страховую корпорацию
Ллойд Синдикаты, специализирующиеся на операциях морского страхования, равно как и все остальные синдикаты корпорации Ллойд, не имеют прямой и непосредственной связи со своими клиентами в лнце судовладельцев, фрахтователей и иных страхователей, обладающих конкретным страховым интересом. Это общение по поводу морского страхования осуществляется через посредников - страховых брокеров, имеющих специальную аккредитацию при страховой корпорации Ллойд. Отсюда название ~ брокер Ллойда. Наличие аккредитации (сопровождающейся крупным денежным взносом в корпорацию) служит определенным доказательством высокой деловой репутации данного страхового брокера Таким образом, размещение риска в страховую корпорацию Ллойд возможно только через аккредитованного брокера, который выступает посредником между страхователем и синдикатом в лице его андеррайтера
Современное морское страхование (marine insurance) является системой экономических отношений, связанных с созданием н использованием средств страхового фонда в денежной форме в целях возмещения ущерба от морских опасностей и оказания фннансо-
вой помощи участникам морского предприятия от различных непредвиденных I
стей, а также иным хозяйствующим субъектам, связанным с торговым мореплавание* й I использованием природных ресурсов континентального шельфа.
формах*
1. Акционерного (договорного, коммерческого) страхования.
2 Взаимного страхования-
Акционерное страхование заключается в том, что страховщик (акционерная ховая компания) за определенную плату принимает обязательство возмещать суД°вй*’ дельцу в течение года его случайные потери, если они произойдут- Уплатив взносы
ховщику по заранее фиксированной ставке, судовладелец вновь вступает во взаимоотношения с ним только в случае возникновения права на возмещение Поскольку последующего перерасчета взносов не делается, то для функционирования акционерного страхования необходимо, чтобы общая сумма взносов всех судовладельцев покрывала возможные убытки страховщика.
Взаимное страхование осуществляется специально созданными для этой цели клубами и ассоциациями, которые существуют в крупных морских государствах мира. Входящие в клуб судовладельцы одновременно являются страхователями и страховщиками Клуб действует как центр по перераспределению убытков между его членами пропорционально вероятности убытка для каждого из них. Например, если клуб состоит из пяти судовладельцев, располагающих десятью идентичными во всех отношениях судами, причем судовладельцу А принадлежит два судна, судовладельцу Б - пять, а владельцам В, Г и Д - по одному судну, то первый судовладелец принимает на себя 20% любого убытка, второй В 50%, а остальные - по 10%
В настоящее время деятельность в клубах взаимного страхования выходит за рамщ I чисто страховых операций. Они оказывают судовладельцам услуги по широкому кру^ I вопросов, связанных с эксплуатацией транспортных средств и морской перевозкой Клубу I располагают представителями в основных портах мира, которые оказывают эффективную I помощь капитанам судов н агентам. С точки зрения многих судовладельцев, важнейшей I услугой со стороны клубов является выдача гарантий для избежания ареста судиа или ос-1 вобождения его из под ареста в связи с требованием к судну или судовладельцу.
В настоящее время в мире действует 16 клубов взаимного страхования cydoeiа-1 делъцев (Protecting and Indemnity Club, P&I).
Страхование в клубах P&I покрывает такие риски:
• Уа ответственности за столкновение;
• недостачи, порчи или потери груза;
• травм, болезней или смертей членов экипажа, пассажиров;
• репатриации экипажа;
• загрязнения моря;
• повреждения имущества;
• снятия с мели;
• ответственности по контракту,
торговым мореплаванием. За объект морского страхования может быть при- нято судно, вт ч- строящееся судно, груз, фрахт. В качестве объекта морского страхе®8* иия могут быть признаны заработная плата и иные причитающиеся капитану судна су* мы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца перед третьим* •данами Объект морского страхования должен быть указан в договоре морского страхова» югя
Правовую основу морского страхования составляет договор морского страхования, а также правила клубов взаимного страхования судовладельцев
Договор морского страхования представляет собой двустороннее письменное соглашение. по которому одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового случая возместить убытки другой стороне (страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор), происшедшие в следствие предусмотренных в договоре опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования, а страхователь обязуется уплачивать страховщику обусловленные страховые платежы (страховые премии)
Под страховыми случаями (insured accident) понимаются морские опасности и другие случайности, которые угрожают торговому мореплаванию
Страхование судов
Застраховать судно можно с помошыо страхования судов (страхования каско)* являющегося важнейшим покрытием для судна Данное страховое покрытие охватывает само судно и все находящиеся на борту устройства, которые принадлежат либо самой судоходной компании, либо взяты ею в аренду, а также все находящиеся на борту запасные части к самому судну илн его механизмам Часто его называют страхованием «корпуса и машины» (Hull and Machinery, Н&М), Страхование каско не охватывает провиант, бункер, оборудование машинного отделения и палубное вместе с другими устройствами, предназначенными для использования на судне, например, крепежный материал для обеспечения безопасности и защиты груза. Также каско страхование не покрывает увечье, смерть людей и причинение ущерба личному имуществу
Страхование каско очень разнообразно. В целях стандартизации договоров страхования, предоставления выбора страхователю в страховом покрытии при страховании судов применяют различные условия, объединяющие определенную группу рисков;
• «С ответственностью за гибель и повреждение»^ условия так называемого «полного покрытия», когда страховщик возмещает судовладельцу убытки от гибели или повреждения судна. Причинами такой гибели может быть пожар, взрыв на судне, бурн, землетрясения, посадка на мель, столкновение с различными предметами, любые другие опасности, связанные с мореплаванием Страхование на данных условиях покрывает также гибель и повреждение застрахованного имущества в результате ряда причин, которые не являются морскими опасностями В их число входят- несчастные случаи в процессе грузовых работ и бункеровки, нз-за поломки валов и взрыва котлов, скрытых дефектов корпуса судна или оборудования, небрежности экипажа или лоцмана
• «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» - освобождают страховщика от ответственности за все повреждения, включая I те, которые причинены намеренно н разумно в целях спасения Доля судовла. I дельца в обшей аварии подлежит возмещению, но за вычетом расходов ка ре. I монт судна
• «Без ответственности за частную аварию» — предполагают, что страховик I
несет свои обязательства в том же объеме, что и на полных условиях страхова- I
ния, но за исключением ответственности за частную аварию Под аварией по- I нимается ущерб н убытки, а также чрезвычайные расходы, понесенные судном, I грузом и фрахтом в процессе морской перевозки. Под понятием аварии морское I право подразумевает не сам случай аварии, а связанные с ним убытки участии* I ков перевозки. В соответствии с природой этих убытков и принципами их рас* I пределения между участниками перевозки они подразделяются на общую ава- I рию и частную аварию. Общая авария подлежит распределению между судном, I фрахтом и грузом, в то время как частную аварию несет тот, кто ее потерпел I или тот, на кого возлагается ответственность за нее.
К общей аварии метут быть отнесены лишь такие расходы и no- | жертвования, при которых выполняются четыре следующих условия:
1 Общая опасность Если опасность, явившаяся непосредственной причи- I ной понесенных убытков, угрожала только судну или только грузу, такие I убытки не являются общей аварией.
2 Преднамеренность Этот признак общей аварии подразумевает, что убы- I ток понесен намеренно, а не является следствием случайных причин.
3. Разумность Имеется в виду, что предпринятые преднамеренные дейст- I вия и размер пожертвований оправдывались сложившейся обстановкой.
4 Чрезвычайность К общей аварии могут быть отнесены лишь те расходы* J которые превышают обычные затраты судовладельца при выполнении их ■ своих обязанностей.
• «С ответственностью только за полную гибель судна» — самые узкие услоу I словия страхования. В соответствии с ними финансовая ответственность стр*' ховщика перед судовладельцем возникает лишь в случае гибели судна