Воздушный транспорт в Единой транспортной системе России.
В России, как самой большой по территории стране мира, использование воздушного транспорта давно уже стало насущной повседневной необходимостью. На расстояниях в 400–600 км с ним еще могут конкурировать автомобильный и железнодорожный транспорт, но на расстояниях более 1000 км в борьбе за пассажиров обычно выигрывает авиация.
В бывшем Советском Союзе авиаперевозки были в высшей степени централизованы: «Аэрофлот» ежегодно перевозил до 130 млн. пассажиров. Затем, в годы реформ, наряду с «Аэрофлотом», который остался крупнейшим перевозчиком, возникли сотни других – большей частью маломощных – компаний. Показатели перевозок пассажиров и пассажирооборота начали снижаться. Еще в 1990 г. на Россию приходилось почти 10 % мировых пассажирских перевозок, а в 1997 г. уже немногим более 2 %. По числу авиапассажиров (20–22 млн. в год) она перешла во вторую десятку стран мира.
С середины 1990-х гг. начался процесс укрупнения авиакомпаний, что позволило лучше использовать самолетный парк. В 2006 г. услугами воздушного транспорта воспользовались 40 млн. россиян, а перевозки грузов составили 900 млн. тонн.
Что же касается географии международных полетов из России, то в 1990-х гг. она изменилась очень сильно. Полеты в другие страны СНГ уменьшились почти в три раза, а рейсы в страны дальнего зарубежья и Балтии выросли почти в пять раз.
В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 4 тыс. км.
Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д.
В нашей стране создана мощная сеть авиалиний. Воздушные трассы России протянулись на все континенты, включая Антарктиду. Длина воздушных линий России составляет около 600 тыс. км., в том числе 200 тыс. км.международных воздушных трасс. Россия имеет регулярное воздушное сообщение с 87 зарубежными странами. Кроме того, крупные промышленные города и курорты страны соединены между собой линиями воздушной связи.
Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва, на долю которой приходится более 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны. Москва, имея сразу 4 аэропорта (Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово), является главным узлом воздушных линий страны и отправляет примерно 10% всех авиапассажиров России в 200 городов страны. Москва соединена более чем с 80 государствами мира, со столицами всех стран СНГ, административными центрами и крупными городами республик, краев и областей Российской Федерации.
На внутренних авиалиниях (многие из них проходят параллельно основным направлениям железных дорог) особенно крупномасштабны перевозки пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, в восточном направлении - в Сибирь и на Дальний Восток (Москва -Иркутск - Хабаровск - Владивосток) и на курорты юга (Москва - Адлер, Москва - Минеральные Воды, Москва - Симферополь).
Крупными авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Ростов – на - Дону, Минеральные Воды, Сочи, Симферополь, Тюмень, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.
Регулярную воздушную связь, как внутреннюю, так и международную, обслуживает в нашей стране государственная авиакомпания «Аэрофлот» и множество частных авиакомпаний. Крупная авиакомпания «Сибирь», базирующаяся в городе Новосибирске, осуществляет связи Сибири с Центром и с Дальним Востоком, а также с зарубежными странами. Пассажиропоток из Новосибирска собирает пассажиров со всей южной зоны Западной Сибири. Через Новосибирск проходят маршруты авиакомпаний в 52 городах России и Зарубежья. Новосибирский аэропорт «Толмачево» имеет новый международный терминал и является транзитной базой для всего восточного направления из Москвы в города Хо-ши-Мин, Ханой, Улан-Батор, Токио и др. Наряду с регулярными рейсами в настоящее время в России практикуется множество так называемых чартерных (разовых) рейсов, которые обслуживаются, в основном, частными авиакомпаниями.
Компания «Аэрофлот» в настоящее время является не только лидером пассажирских перевозок, но и выполняет значительную долю грузовых перевозок. Для всех остальных авиакомпаний грузоперевозки – непрофильная деятельность. При этом в отрасли существуют специализированные грузовые компании, такие как «Волга - Днепр», «Полет», «Атлант - Союз», располагающие парком Ан-124 «Руслан», что позволяет занимать свою нишу и почти не конкурировать с лидерами рынка пассажирских перевозок.
Среди перевозимых грузов на воздушном транспорте преобладают малогабаритные, но дорогостоящие грузы: приборы, аппараты, специнструмент, драгоценные металлы, алмазы, пушнина.
В настоящее время у авиатранспорта появляются новые функции. Например, авиакомпания «Авиалинии Антонова» - это вторая в мире частная авиакомпания, которая специализируется на уникальных сверхтяжелых перевозках (более 100 т) грузов. Перевозки осуществляются с помощью самолета АН-124- «Руслан», который специально спроектирован и изготовлен для этих целей. Специалисты считают, что на современных самолетах грузоподъемностью до 200 т можно возить практически все, в том числе и контейнеры. Конечно, основное богатство России - нефть, газ, уголь, лес - это как раз те виды ресурсов, которые не подлежат авиаперевозкам. Но организация современного высокотехнологичного процесса их добычи и переработки сопряжена с интенсивным международным пассажирообменом, в т.ч. с использованием воздушного транспорта. Кроме того, часть оборудования доставляется авиатранспортом. В Сибириразработан метод транспортировки стволов спиленных деревьев без их валки, в вертикальном положении с помощью вертолетов. И это тоже увеличивает возможности воздушного транспорта.
Воздушный транспорт России в 2014 году перевёз 1,3 млн. тонн грузов (0,02% от общего объёма перевозок всеми видами транспорта), с продукцией 5,2 млрд. ткм (0,001% от общих ткм), 95 млн. пассажиров (0,005% от общего пассажиропотока), с продукцией 241 млрд. пкм (44% от общих пкм). Средняя дальность перевозок пассажиров составила 4 тыс. км.
В отрасли работает 86 тыс. человек.
В 2015 году 35 основных пассажирских авиакомпаний России выполнили более 99% всех авиаперевозок.
Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2016 год сократилась более чем в 5 раз.
Динамика уменьшения количества аэропортов в России (ед.):
Год: 1991 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2015
Ед.: 1450 876 533 393 332 332 315 282
Государственный реестр аэропортов Российской Федерации (по состоянию на 01 июня 2015 г.)включает 282 аэропорта. В реестре указывается наименование и класс аэродрома, сертификат (свидетельство) с датой выдачи и сроком действия, лицо, эксплуатирующее аэродром.
Из 20 российских аэропортов, обработавших в 2015 году наибольший объем грузов и почты, в первую тройку аэропортов вошли: аэропорт «Шереметьево», который обслужил 198,9 тыс. т груза и почты, аэропорт «Домодедово» (152,4 т.т.), и аэропорт «Внуково» (42,0 т.т.).
Объем перевезенных грузов и почты в аэропорту Симферополя увеличился на 190,9%, достигнув 7,6 тыс. т. Кроме того, прирост, хотя и символический, был зафиксирован в замыкающем двадцатку авиаузле Кемерово: по итогам 2015 г. он обслужил 5,8 тыс. т грузов и почты против 5,7 тыс. т годом ранее (рост на 0,29%).
Итоги работы 20 крупнейших российских аэропортов в 2015 г.:
Таблица 8.2.
Аэропорт | Рейтинг | 2015 г., т | 2014 г., т | % |
Москва (Шереметьево) | 198 901 | 217 829 | –8,69 | |
Москва (Домодедово) | 152 379 | 187 093 | –18,55 | |
Москва (Внуково) | 42 013 | 46 252 | –9,17 | |
Санкт-Петербург (Пулково) | 26 828 | 30 111 | –10,90 | |
Хабаровск (Новый) | 24 744 | 31 341 | –21,05 | |
Владивосток (Кневичи) | 23 108 | 30 689 | –24,70 | |
Новосибирск (Толмачево) | 21 982 | 28 058 | –21,65 | |
Екатеринбург (Кольцово) | 20 802 | 25 818 | –19,43 | |
Норильск | 15 363 | 15 753 | –2,48 | |
Красноярск (Емельяново) | 14 395 | 18 017 | –20,10 | |
Якутск | 13 039 | 15 061 | –13,43 | |
Южно-Сахалинск (Хомутово) | 11 751 | 12 235 | –3,96 | |
Петропавловск-Камчатский (Елизово) | 11 181 | 12 134 | –7,85 | |
Мирный | 10 714 | 11 837 | –9,49 | |
Иркутск | 9 325 | 10 910 | –14,53 | |
Магадан | 8 350 | 8 916 | –6,35 | |
Симферополь (Интернешнл) | 7 643 | 2 627 | +190,90 | |
Ярославль (Туношна) | 7 341 | 8 211 | –10,59 | |
Краснодар (Пашковский) | 7 258 | 8 996 | –19,32 | |
Кемерово | 5 764 | 5 747 | +0,29 |
В 2015 г. в России действовало пять программ господдержки авиаперевозок - на Дальний Восток, в Калининград, Крым, Поволжье и Сибирь. На каждом рейсе этих направлений должно быть не меньше 30% льготных мест. В общем пассажиропотоке в 93 млн. человек было 1,7 млн. льготников.Участниками программы, в частности, являются «Аэрофлот», авиакомпания «Алроса», S7 «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Ютэйр» и «Якутия».
Рис.8.2. Пассажиропоток аэропортов России в 2012-2015г.г.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, темпы роста перевозок грузов воздушным транспортом России на международных и внутренних линиях в 2011-2014 годах выглядит следующим образом(таблица 8.3.):
Таблица 8.3.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
5,6%1,0% 1,3% 3,5% 2,7%
682,0т.тонн 673,7 т.тонн 684,6т.тонн 735,9 т.тонн 806,3т.тонн(МВЛ)
296,8т.тонн 314,7т.тонн 316,8т.тонн 300,6т.тонн 257,9т.тонн(ВВЛ)
Схема международных аэропортов России представлена на Рис.8.3.:
Рис.8.3. Схема международных аэропортов России
Рис.8.4. Показатели перевозок пассажиров авиатранспортом в 2015г.
В Государственном Реестре Российской Федерации в 2011году всего зарегистрированы 7442 воздушных судна различного назначения, из них: 1442 — зарегистрированы для использования в авиации общего назначения, 2578 — в коммерческой авиации. Кроме того, российскими коммерческими авиаперевозчиками эксплуатировались 504 самолёта, зарегистрированных в реестрах иностранных государств.
В действующем парке российских коммерческих авиаперевозчиков продолжает расти численность самолетов зарубежного производства, которая в сентябре 2011 года превысила 500 самолётов (в 2000 году их было 46). При этом в магистральном пассажирском парке доля иностранных самолётов составляет 69 %. В региональном пассажирском парке их доля составляет 23 %, но также ежегодно увеличивается. В грузовом парке доля зарубежных типов самолётов — 11 %.
Рис. 8.5. Парк пассажирских и грузовых самолётов России
Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах страны, особенно на востоке.
Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, маневренность в организации пассажирских перевозок, большая беспосадочная дальность полета и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта (на отдельных направлениях они на 25% короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50% — чем на морском и речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2—3 раза).
Воздушный транспорт выполняет также некоторые работы в народном хозяйстве, например, авиахимические на площади почти 5 млн. га посевных площадей, лесоохранные и др.
Распад СССР привел и к распаду единственной (холдинговой) компании «Аэрофлот», состоявшей из региональных управлений гражданской авиации, расположенных в крупных аэропортах страны.
На начало 1999 г. функционировало 330 авиакомпаний, 845 аэропортов. Из них 63 аэропорта федерального значения, 52 выполняли международные полеты.
Крупным мероприятием явилось разделение авиаотрядов с отделением собственности и оперативной деятельности аэропортов от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний и их приватизация. При этом обеспечен равный доступ любых перевозчиков к инфраструктурным терминальным объектам, свободный выбор пассажирами авиакомпании и в итоге — создание условий для развития конкуренции.
Основным способом приватизации предприятий воздушного транспорта стало их акционирование, т. е. продажа акций создаваемых на их основе акционерных обществ с участием в них государства.
В западных странах аэропорты, особенно наиболее важные для страны, находятся практически в полной зависимости от государственных или местных (муниципальных) органов управления. Что касается авиакомпаний, то это, как правило, традиционная сфера преобладания частного бизнеса. Хотя государство участвует в деятельности таких ведущих авиакомпаний мира, как Эр Франс (Франция), Люфтганза (Германия), SAS (Швеция) и т. д.
Основными проблемами развития воздушного транспорта являются:
- наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии наземной инфраструктуры - сеть воздушных линий, аэропортов (аэродромов);
- недостаточное качество транспортных услуг и недостаточное использование транзитного потенциала страны;
- резкое отставание инфраструктуры и оборудования аэропортов от уровня развития международной гражданской авиации, отставание во внедрении современных средств и технологий, рекомендованных ИКАО в сферах организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических аэродромных систем;
- недостаточный уровень ценовой доступности транспортных услуг для населения, основные слои населения выпали из состава клиентской базы авиакомпаний;
- неудовлетворительный уровень безопасности полетов и авиационной безопасности;
- воздушный транспорт остро нуждается в качественном обновлении парка воздушных судов, внедрении современных технологий и дооснащении наземной инфраструктуры;
- низка инфраструктурная (территориальная) доступность воздушного транспорта, социально значимые перевозки не обеспечены в необходимом объеме;
- негативное влияние воздушного транспорта на экологию;
- дефицит летных, инженерно-технических и управленческих кадров;
- неудовлетворительный технический уровень аэродромной техники и оборудования;
- не полностью завершены структурные преобразования;
- требует совершенствования система государственного регулирования воздушного транспорта.
Коммерческая авиация - это самый сложный вид предпринимательства, требующий мгновенной оценки обстановки и оперативного принятия решений, в котором даже для учета влияния 2-3 изменившихся рыночных параметров необходим анализ более 800 показателей и использование около 50 различных рыночных моделей, тогда как в реальной практике хозяйствования в течение 1 часа могут изменяться до 200 показателей одновременно.
Даже в образовании сегодня появилась проблема - знания устаревают уже с момента передачи их в аудитории, и чтобы специалисту быть конкурентоспособным на рынке труда, нужно обладать территориальной мобильностью, профессиональной универсальностью, на протяжении трудовой деятельности не только получать разностороннее образование и дополнительные знания, но применять и распространять их на практике (не ограничиваясь основной специализацией или только должностной инструкцией, но охватывая и смежные сферы деятельности ).
Перспективы развития воздушного транспорта России в соответствии с транспортной стратегией, разработанной до 2030 г.:
- увеличение количества действующих аэропортов. К 2020 году их число вырастет до 357, к 2030 году аэродромная сеть должна включать более 500 аэропортов, в основном, в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры;
- модернизация и развитие наземной инфраструктуры воздушного транспорта, национальная опорная сеть аэродромов, состоящая из аэродромов международных и внутрироссийских узловых аэропортов и неузловых аэропортов, обеспечивающих связность сети, стратегическое единство и безопасность авиационных связей (Рис. 8.6);
- формирование трехуровневой сети аэродромов по видам обслуживаемых линий, включающей аэродромы федерального, регионального и местного значения;
- развитие социально-значимых аэродромов (аэропортов), значительная часть которых находится на Дальнем Востоке Российской Федерации.
В период до 2030г. предусматривается развитие инфраструктуры аэропортов, не вошедших в состав опорной сети и поддержание в эксплуатационной годности аэропортов опорной сети. Важной задачей является обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта - наземной авиатранспортной инфраструктуры, системы топливообеспечения полетов гражданской авиации, инфраструктуры технического обслуживания и ремонта воздушных судов, аэронавигационного и метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов, инфраструктуры приготовления бортового питания и неавиационного бизнеса в аэропортах.
Рис. 8.6. Схема формирования национальной опорной аэропортовой сети