Мировой воздушный транспорт.
Географию мирового воздушного транспорта в значительной мере определяет сеть аэропортов, играющих роль важных узловых точек мировой транспортной системы. Всего в мире около 12 тыс. аэропортов, в том числе 1100 международных.
Доля регионов мира в перевозках пассажиров воздушным транспортом:
Северная Америка – 38%, зарубежная Европа – 24%, зарубежная Азия – 19%, страны СНГ – 6%, Южная Америка – 6%, Австралия и Океания – 5%, Африка – 2% (Рис. 8.1.).
Страны – лидеры по воздушным перевозкам: США, Великобритания, Япония, Россия, Франция.
Крупнейшие аэропорты мира: Чикаго, Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Хитроу (Лондон), Франкфурт-на-Майне, Токио, Шереметьево, Домодедово, Внуково.
Рис. 8.1. Воздушный транспорт мира
Пассажирооборот воздушного транспорта по регионам мира (млрд. пкм):
Таблица 8.1.
В США регулярные авиаперевозки обслуживают 378 аэропортов, и только один из них аэропорт Брэнсон находится в частной собственности.
Большинством аэропортов США владеют и управляют самостоятельно либо местные органы власти, включая власти штатов, либо структурируют для этого специальные управленческие организации.
Как правило, политику и стратегию развития аэропорта формирует совет директоров такой организации, который распределяет ответственность между своими штатными работниками и привлеченным на условиях аутсорсинга персоналом. Оперативное управление аэропортом осуществляют опытные авиационные специалисты из числа штатных сотрудников. Причем мэр, президент совета, члены совета от округов и штата избираются, а остальные ответственные должностные лица нанимаются или назначаются на основе их квалификации.
Главное отличие американских аэропортов, находящихся в государственной собственности (федеральной, штатов, графств, городов), состоит в том, что их прибыль не распределяется между собственниками, а вкладывается в аэропорт и расходуется на его нужды, а в некоторых случаях и на снижение аэропортовых сборов с авиакомпаний.
Организационные структуры авиатранспорта Германии имеет свои особенности. В группу компаний Fraport AG входит 5 аэропортов (Франкфурт, Анталья, Лима, Бургас, Варна) с суммарным годовым объемом перевозок почти 100 млн. пассажиров.
Lufthansa Deutsche AG также включает в себя группу компаний (Swiss, Austrian, Germanwings, Brussels Airlines, SunExpress), а организационная структура состоит из трех функциональных блоков:
1) пассажирские авиаперевозки;
2) группа зарубежных и дочерних авиакомпаний;
3) группа компаний неавиационных услуг.
В последний блок, условно его можно назвать "диверсификационным", структурно входят юридические лица, специализирующиеся на отдельных направлениях деятельности:
- логистика - Lufthansa Cargo;
- техническое обслуживание и ремонт - Lufthansa Technik;
- информационные услуги - Lufthansa Systems;
- бортовое питание - LSG Sky Chefs;
- обслуживающие и финансовые компании.
Это позволяет головному офису, с одной стороны, эффективно контролировать и направлять деятельность подотчетных предприятий (не вмешиваясь в технологический процесс и ценообразование), а с другой стороны, нести перед ними ответственность за ошибочные централизованные решения. Минимальное число исполнительных директоров и небольшое число структурных подразделений свидетельствует о высоком профессионализме топ-менеджеров и оптимальной организационной структурированности.