Мировой воздушный транспорт.

Географию мирового воздушного транспорта в значительной мере определяет сеть аэропортов, играющих роль важных узловых точек мировой транспортной системы. Всего в мире около 12 тыс. аэропортов, в том числе 1100 международных.

Доля регионов мира в перевозках пассажиров воздушным транспортом:

Северная Америка – 38%, зарубежная Европа – 24%, зарубежная Азия – 19%, страны СНГ – 6%, Южная Америка – 6%, Австралия и Океания – 5%, Африка – 2% (Рис. 8.1.).

Страны – лидеры по воздушным перевозкам: США, Великобритания, Япония, Россия, Франция.

Крупнейшие аэропорты мира: Чикаго, Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Хитроу (Лондон), Франкфурт-на-Майне, Токио, Шереметьево, Домодедово, Внуково.

мировой воздушный транспорт. - student2.ru

Рис. 8.1. Воздушный транспорт мира

Пассажирооборот воздушного транспорта по регионам мира (млрд. пкм):

Таблица 8.1.

мировой воздушный транспорт. - student2.ru

В США регулярные авиаперевозки обслуживают 378 аэропортов, и только один из них аэропорт Брэнсон находится в частной собственности.

Большинством аэропортов США владеют и управляют самостоятельно либо местные органы власти, включая власти штатов, либо структурируют для этого специальные управленческие организации.

Как правило, политику и стратегию развития аэропорта формирует совет директоров такой организации, который распределяет ответственность между своими штатными работниками и привлеченным на условиях аутсорсинга персоналом. Оперативное управление аэропортом осуществляют опытные авиационные специалисты из числа штатных сотрудников. Причем мэр, президент совета, члены совета от округов и штата избираются, а остальные ответственные должностные лица нанимаются или назначаются на основе их квалификации.

Главное отличие американских аэропортов, находящихся в государственной собственности (федеральной, штатов, графств, городов), состоит в том, что их прибыль не распределяется между собственниками, а вкладывается в аэропорт и расходуется на его нужды, а в некоторых случаях и на снижение аэропортовых сборов с авиакомпаний.

Организационные структуры авиатранспорта Германии имеет свои особенности. В группу компаний Fraport AG входит 5 аэропортов (Франкфурт, Анталья, Лима, Бургас, Варна) с суммарным годовым объемом перевозок почти 100 млн. пассажиров.

Lufthansa Deutsche AG также включает в себя группу компаний (Swiss, Austrian, Germanwings, Brussels Airlines, SunExpress), а организационная структура состоит из трех функциональных блоков:

1) пассажирские авиаперевозки;

2) группа зарубежных и дочерних авиакомпаний;

3) группа компаний неавиационных услуг.

В последний блок, условно его можно назвать "диверсификационным", структурно входят юридические лица, специализирующиеся на отдельных направлениях деятельности:

- логистика - Lufthansa Cargo;

- техническое обслуживание и ремонт - Lufthansa Technik;

- информационные услуги - Lufthansa Systems;

- бортовое питание - LSG Sky Chefs;

- обслуживающие и финансовые компании.

Это позволяет головному офису, с одной стороны, эффективно контролировать и направлять деятельность подотчетных предприятий (не вмешиваясь в технологический процесс и ценообразование), а с другой стороны, нести перед ними ответственность за ошибочные централизованные решения. Минимальное число исполнительных директоров и небольшое число структурных подразделений свидетельствует о высоком профессионализме топ-менеджеров и оптимальной организационной структурированности.

Наши рекомендации