Состояние внутреннего водного транспорта России
Внутренний водный транспорт является старейшим видом транспорта. На протяжении многих веков он играл огромную роль в формировании и развитии государств. С его помощью налаживались отношения, развивалась торговля, перебрасывались войска.
В России также осваивались реки, строились каналы, совершенствовалась судоходная обстановка.
За период с 1933г. по 1964г. были построены и введены эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь и многие другие гидротехнические сооружения.
К 1965г. была создана не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система европейской части России (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км и глубиной до 400 см.
Внутренние водные пути-это мощный инфраструктурный комплекс, обеспечивающий транспортные связи в 60 регионах России. Протяженность внутренних водных путей составляет более 100 тыс. км., в т.ч. с гарантированными габаритами судовых ходов 49,0 тыс.км., с освещаемой и светоотражающей обстановкой 37,0 тыс.км. На внутренних водных путях эксплуатируется 741 судоходное гидротехническое сооружение, из них только 14% используется для пропуска судов(110 шлюзов, один судоподъемник).
С развитием внутренних водных путей развивался и речной транспорт. Ежегодно строились и вводились в эксплуатацию более 700 различных судов, включая теплоходы типа «Волго-Дон» и «Волго-нефть» грузоподъемностью 5000 тонн, а также современные туристические суда пассажировместимостью до 400 человек. В результате к 1995 году на учете в Российском речном регистре состояло около 42 тысяч различных судов, в том числе около 1 тысячи судов «река-море».
Ежегодно росли и перевозки. Так, если в 1913году речным транспортом перевозилось примерно 35 миллионов тонн груза, то в 1961г. перевозки составляли уже 223 млн. тонн грузов, а в 1988 г. – 582 млн. тонн. Перевозилось около 100 млн. пассажиров.
Грузопотоки росли, флот строился, а относительное влияние водного транспорта на экономику все более и более уменьшалось.В 1913 г. речным транспортом России перевозилось 29 % всех перевезенных грузов, в 1928г. перевозилось уже 27,1 % грузов, в 1990г. только 4,5 %, в 2015 году около 1%.
После распада СССР за несколько лет произошло обвальное падение речных перевозок. Речной транспорт оказался неконкурентоспособным, что привело к его массовому выводу из эксплуатации.
К 2007г. произошло некоторое оживление речных перевозок, которые достигли 153.4 млн. тонн. В 2009г. ситуация на речном транспорте снова ухуд-шилась. Общий объем перевозок упал ниже 100 млн. тонн, что составляет уже менее 1% от общего объема.
Количество судов, находящихся на учете в Российском Речном Регистре, уменьшилось более чем в два раза, а остающиеся по состоянию на 2016 год 11 тыс. судов имеют средний возраст 36 лет. Речных судов строится мало, флот быстро стареет, а его конкурентоспособность все более и более падает.
В 2015 году объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте составил 120,7 млн. тонн с продукцией 63,6 млрд.ткм, в том числе внутреннее сообщение 93,5 млн. тонн, 29,3 млрд.ткм, заграничное сообщение 27,2 млн. тонн, 34,3 млрд. ткм. , перевезено 13,6 млн. пассажиров.
В настоящее времярынок перевозок внутренним водным транспортом испытывает ряд серьезных проблем, включая снижение доступности заёмных средств ввиду закредитованности перевозчиков и действия экономических санкций, маловодность на внутренних маршрутах, увеличение издержек на обслуживание и обновление флота из-за девальвации рубля и сокращение объемов строительства (стройматериалы составляют около 70% от общего объема грузов). Указанные факторы существенно ухудшают финансовое состояние судоходных компаний, которые к тому же ограничены в возможности повышать тарифы на перевозку из-за чувствительности спроса.
Портовые сооружения и причалы не соответствуют современным техническим требованиям, в том числе правилам безопасности перевозок пассажиров. Как правило, причалы стоят на государственном балансе и не вовлечены в хозяйственный оборот. Денег на их ремонт и реконструкцию в бюджетах всегда не хватает. Всё это тормозит развитие пассажирских и туристических перевозок. Необходимо вводить эти объекты в хозяйственный оборот, привлекать к их обустройству частные деньги, частный капитал, частный бизнес.
Для решения накопившихся проблем речного транспорта необходимы кардинальные меры:
-разработка и системное продвижение четко продуманной государственной политики в области речного транспорта и внутренних водных путей;
-совершенствование системы управления речным транспортом;
-повышение конкурентоспособности речного флота и строительство судов нового поколения;
-оптимизация структуры флота, учитывающей мировой опыт и реальные условия судоходства по водным путям России;
-разработка и совершенствование законодательного, нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения;
-восстановление отраслевой науки и осуществление поисковых и перспективных научно-исследовательских проработок, устранение проблем в сфере подготовки кадров.
Основные достоинства речного транспорта:
- высокая провозная способность глубоководных путей;
- сравнительно низкая себестоимость;
- сравнительно низкий удельный расход топлива;
- высокая производительность;
- меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт.
Относительные недостатки:
- сезонность работы;
- ограниченная география перевозок;
- низкая скорость доставки;
- зависимость от навигационных и гидрометеорологических условий;
- необходимость длительного накопления крупной партии груза.