Основные мировые морские пути
1. Наиболее оживлённый северо-атлантический маршрут связывает порты Атлантического побережья Америки с портами Западной Европы.
2. Второй по загруженности маршрут проходит через Суэцкий канал. Это самый короткий путь из Европы в Австралию, Китай и Японию. Однако маршруты в эту часть земного шара с Восточного побережья США и из стран Карибского бассейна короче через Панамский канал. До сих пор многие грузовые маршруты между Западной Европой и Австралией проходят вокруг мыса Доброй Надежды. Путь через Суэцкий канал на 1600 км короче, но из-за высокой платы за проход по каналу более длинный путь обходится дешевле. Кроме того , крупные суда не могут пройти по Суэцкому каналу.
3. Третье место по загруженности занимает маршрут через Панамский канал. Этот маршрут заметно укорачивает путь из портов Восточного побережья США и стран Западной Европы на Западное побережье Северной и Южной Америки. Из Нью-Йорка в Сан-Франциско через Магелланов пролив расстояние составляет 21134 км, а через Панамский канал всего 8467 км.
4. Западноафриканские маршруты связывают атлантические порты Европы , Северной и Южной Америки через мыс Доброй Надежды с Западным и Юго-Восточным побережьем Африки. По этому же маршруту следуют и супертанкеры с нефтью из стран Среднего Востока в Европу.
5. Южноамериканские маршруты через Магелланов пролив связывают Европу и Атлантическое побережье с Бразилией, Уругваем и Аргентиной.
6. Маршруты по северной части Тихого океана связывают Тихоокеанское побережье США и Канады с Японией и Китаем.
7. Маршруты через Гонолулу, Самоа и острова Фиджи, и через Таити и острова Общества. Оба маршрута связывают Тихоокеанское побережье США с Новой Зеландией и Австралией.
Рис. 6.30. Основные судоходные маршруты мира
Рис. 6.31. Крупнейшие зарубежные порты мира
8. Перспективным является Северный морской путь, который в будущем со-ставит достойную конкуренцию существующим маршрутам.
На российском арктическом шельфе сосредоточена пятая часть углеводородного сырья всей планеты. Кроме того, в Арктике возможна добыча биоресурсов в промышленных масштабах. А при должном экономическом взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы Северный морской путь может стать главным судоходным маршрутом между Европой и Азией.
Северный морской путь - уникальная транспортная артерия, кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией. Общая длина собственно Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения - 5600 километров, а расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока - немного более четырнадцати тысяч километров.
Российская Арктика все более притягивает к себе интересы мирового сообщества. Кроме традиционных арктических государств большой интерес к развитию и осуществлению проектов в Арктике испытывают азиатские партнеры, в частности, Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур.
Рис. 6.32. Схема Северного морского пути и Южного маршрута
Классификация морских судов
Судном называется плавающее сооружение, способное нести на себе определенную нагрузку и предназначенное для транспортировки пассажиров, грузов и других специальных целей.
Как плавающее сооружение судно должно обладать рядом особых качеств, называемых мореходными качествами. Оно должно быть прочным, водонепроницаемым и иметь минимальный вес.
Чтобы судно могло успешно выполнять функции в соответствии с его назначением, оно должно удовлетворять ряду эксплуатационных и экономических требований: иметь достаточную грузоподъемность и грузовместимость, быть простым и дешевым в постройке, ремонте и эксплуатации, обладать долговечностью, представлять удобства для размещения экипажа, и т.д.
Технико-эксплуатационные характеристики судна:
- размерные, весовые и объемные характеристики;
- мощность главной силовой установки;
- скорость хода и расход топлива;
- конструктивные особенности и архитектурный тип;
- степень эксплуатационно-технического совершенства судна.
Мореходные качества судна:
- плавучесть (способность судна находиться в равновесии на водной поверхности при определенном углублении);
- остойчивость (поперечная - способность судна возвращаться в свое первоначальное положение равновесия при поперечных наклонениях, определяемых углом крена, продольная - при продольных наклонениях, определяемых углом дифферента);
- непотопляемость (способность судна сохранять свои качества после затопления);
- ходкость;
- управляемость (способность судна сохранять заданное направление движение);
- качка (колебательные движения судна, вызванные волнением на поверхности воды).
Линейные характеристики судна:
- длина судна (конструктивная, наибольшая, габаритная), ширина судна;
- высота надворного борта;
- осадка судна.
Весовые характеристики судна:
- весовое водоизмещение (вес вытесненной судном воды, равный весу всего судна - объем подводной части, умноженный на удельный вес воды);
- дедвейт (разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу и порожнем);
- чистая грузоподъемность судна (максимальное количество груза, которое судно может взять /без топлива, воды и снабжения/);
- грузовая марка (состоит из шкалы осадок и соответствующих ей шкал водоизмещения, полной грузоподъемности, высоты надводного борта и числа тонн на 1 см осадки, рассчитанных для морской и пресной воды).
Объемные характеристики:
- грузовместимость судна (объем всех грузовых помещений судна);
- вместимость бункеров, цистерн для топлива, масла и воды;
- план вместимости судна (чертеж судна в разрезе по диаметральной плоскости);
- регистровая вместимость судна (валовая - помещения под верхней палубой и постоянных крытых надстроек и рубок над ней, чистая-условный объем помещения судна, которые служат для перевозки грузов).
Регистровый тоннаж используется для начисления сборов в портах. Регистровая тонна-2,83м3.
По архитектурно-конструктивным особенностям суда подразделяются по способам погрузки-выгрузки:
- вертикальный способ «Ло-Ло»;
- горизонтальный способ «Ро-Ро»;
- способ с притоплением судна «Ро-флоу».
Сухогрузные и наливные суда подразделяются:
- по высоте надводного борта ;
- по количеству палуб;
- по раскрытию трюмов;
- по типу судовой энергетической установки.
Классификация морского транспортного флота по назначению (рис.6.33):
Морские транспортные суда |
Грузовые суда |
Пассажирские и грузопассажирские суда суда |
Комбинированные суда |
Сухогрузные суда |
Наливные суда |
Лайнеры |
Нефтерудовозы |
Универсаль- ные суда |
Суда для навалочных грузов (балкеры) |
Специализированные суда |
Круизные |
Пассажирские паромы |
Суда для массовых перевозок и местного сообщения |
Танкеры |
Химовозы |
Газовозы |
Многоцелевые |
Суда-снабженцы |
Контейнеровозы |
Лихтеровозы |
Типа «Ро-Ро» |
Рефрижераторы |
Паромы |
Ролкеры |
Суда для перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов |
Рис. 6.33. Классификация морского транспортного флота по назначению
Россия обладает самым мощным ледокольным флотом, в т.ч. четырьмя действующими атомными ледоколами: «Ямал», «50 лет победы», « Таймыр», «Вайгач». В Концепции развития Северного морского пути, разработанной Центральным научно-исследовательским институтом морского флота, предполагается:
- строительство четырёх атомных ледоколов нового поколения мощностью по 80000 л.с. каждый, атомного ледокола-лидера мощностью 150000 л.с., пяти дизельных ледоколов по 34000 л.с. и трёх портовых ледоколов мощностью по 9000 л.с.;
- пополнение транспортных средств ледового класса в количестве 80-90 единиц, каждое мощностью по 5000 л.с..
Состав морского транспортного флота России представлен на Рис.6.34.:
Рис. 6.34. Состав морского транспорта России
Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз - это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках и т.п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т.п.).
Универсальные суда не приспособлены для перевозки какого-либо определенного типа груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна. По этой причине строятся и широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.
Специализированные суда подразделяются на: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда, танкеры и др.
Провозная способность судна - это объем работы в тонно-милях или тоннах перевозимого груза, которую судно может выполнить за определенный период времени и в определенных условиях. Она зависит от грузоподъёмности судна и её использования, скорости хода судна, продолжительности эксплуатационного периода, протяженности пути плавания, времени нахождения судна под грузовыми и вспомогательными операциями.
Морской грузовой транспортный флот России имеет около 1300 грузовых судов общим дедвейтом около 15,4 млн. тонн. Провозная способность этого флота оценивается в 130 млн. тонн в год.
Типы морских судов представлены на рисунках:
Рис. 6.35. Балкер – судно для перевозок навалочных грузов
Рис.6.36. Ледокол
Рис. 6.37.Грузовой сухогрузный теплоход « река-море»
Рис. 6.38. Танкер для перевозки наливных грузов
Рис. 6.39. Круизный пассажирский лайнер
Рис. 6.40.Ролкер-судно с горизонтальной погрузкой-выгрузкой(типаРо-Ро)
Рис. 6.41. Экраноплан
Рис. 6.42. Универсальное сухогрузное судно
Рис. 6.43. Контейнеровоз
Рис. 6.44. Рефрижераторное судно
Рис. 6.45. Лихтеровоз
Рис. 6.46. Рыболовное судно
Рис.6.47. Судно- лесовоз
Рис. 6.48. Парусное судно
Рис.6.49. Служебно-вспомогательное судно
Рис.6.50. Танкер-газовоз
Рис.6.51. Танкер-химовоз
Рис. 6.52. Атомный ледокол «Россия»