Нормативные акты автомобильного транспорта
На автомобильном транспорте РФ действуют следующие нормативные акты:
- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта ( Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007г., в редакции от 28 июля 2012 года, принятый Государственной Думой 18.10.2007г., одобренный Советом Федерации РФ 26.10.2007г.).
Настоящий Федеральный закон (Устав) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ.
Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в т.ч. с использованием прицепов и полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, фрахтовщикам, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам на объектах транспортных инфраструктур.
Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами РФ.
К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд, применяются также Положения законодательства РФ о защите прав потребителей.
На основании Федерального закона (Устава) Правительство РФ утверждает:
- Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
- Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;
- Правила дорожного движения;
- Положение о техническом обслуживании.
Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов представляют собой нормативы, правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок, а также условия перевозок пассажирови багажа, грузов,и предоставление транспортных средств для таких перевозок.
Для конкретизации отдельных положений, обусловленной спецификой перевозок различных грузов, разрабатываются инструкции, правила, приказы и т.п.
Важным документом является договор перевозки. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением грузоотправителем транспортной накладной и выдачей перевозчику.
В целях беспрепятственного осуществления перевозок грузов грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами и законодательством РФ, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения и другие документы в соответствии с законами.
Обязательным перевозочным документом является также путевой лист, без которого запрещается любая перевозка пассажиров, багажа и грузов.
Организационно - производственные структуры автомобильного
Транспорта
Руководство автомобильным транспортом РФ осуществляет Минтранс РФ.
Структура управления:
- Заместитель министра;
- Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирскоготранспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор);
- Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
- ФБУ «Агентство автомобильного транспорта»;
- Территориальные органы управления;
- Автотранспортные предприятия.
4.5.1.Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства транспорта РФ.
Основными функциями департамента являются выработка государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, организация дорожного движения на автодорогах РФ, законопроектная деятельность, разработка транспортной стратегии развития автотранспорта, международное сотрудничество в сфере автоперевозок, обеспечение совершенствования нормативной базы автомобильного и городского пассажирского транспорта, участие в разработке правил, стандартов и норм, определяющих требования к автомобильному транспорту.
Структура департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспортаМинтранса РФ представлена на Рис. 4.13.:
Руководитель департамента
Заместитель руководителя Отдел технической политики
Заместитель руководителя Отдел грузового автомобильного
транспорта
Заместитель руководителя Отдел пассажирского транспорта
Заместитель руководителя Отдел организации дорожного
движения
Рис.4.13. Структура департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта
4.5.2.Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» создано Распоряжением Минтранса РФ от 2 августа 2011г.№ ИЛ-86-р.
Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ«Росавтотранс») является подведомственным учреждением Минтранса РФ, осуществляющим полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, включая реализацию образовательных программ, вытекающих из выполнения соглашений, а также в области перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Структура управления ФБУ «Росавтотранс»:
Центральный аппарат управления:
- Генеральный директор агентства;
- Первый заместитель генерального директора;
- Заместитель генерального директора;
- Заместительгенерального директора;
- Отдел реализации Европейского соглашения, касающегосяработы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), допуск сервисных центров;
- Отдел реализации соглашений о международном автомобильном
сообщении;
- Секретариат Координационной комиссии (Опасные грузы);
- Секретариат Межведомственной Аттестационной Комиссии;
- Планово-экономический отдел.
Филиалы Агентства автомобильного транспорта:
- Филиал агентства в Центральном Федеральном округе, г.Москва;
- Филиал агентства в Северо-Западном Федеральном округе, г.С.Петербург;
- Филиал агентства по Калининградской области, г.Калининград;
- Филиал агентства в Приволжском Федеральном округе, г.Дзержинск;
- Филиал агентства в Дальневосточном Федеральном округе, г.Хабаровск;
- Филиал агентства в Южном Федеральном округе, г.Краснодар;
- Филиал агентства в Северо-Кавказском Федеральном округе, г.Пятигорск;
- Филиал агентства в Сибирском Федеральном округе, г.Новосибирск;
- Филиал агентства в Уральском Федеральном округе, г.Екатеринбург;
- Филиал агентства по Псковской области, г.Псков;
- Филиал агентства по Красноярскому краю, г.Красноярск.
4.5.3. Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ (Росавтодор) – федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минтранса РФ.
Агентство«Росавтодор» осуществляет функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учёта автомобильных дорог.
В каждом экономическом районе России созданы территориальные органы управления автотранспортной отраслью.
На примере Западно-Сибирского экономического района и Новосибирской области покажем структуру управления автомобильным транспортом и дорожным хозяйством:
- Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь»;
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
- Государственное унитарное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр организации дорожного движения Новосибирской области»;
- Департамент транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска.
Структура подразделений федерального агентства«Росавтодора» представлена на рис.4.14:
Руководитель Федерального дорожного агенства |
Управление эксплуатации автодорог Отдел организации ремонта и содержания автодорог Отдел орг. ремо-нта и содержания искусственных дорожных сооружений Отдел обеспечения сохранности автодорог и безопасности дорожного движения Отдел мониторинга состояния автодорог |
Управление проектирования и строительства ав-то-мобильных до-роОтдел организации строительства автодорог и искуственных сооружений Отдел организации подготовки проектной документации Отдел организации подготовки объектов строительства Отдел специальных программ |
Управление земельно-имущественных отношений Отдел управления имуществом Отдел земельных отношений Отдел развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры |
Финансово-экономи-ческое управление Отдел бухгалтерского учёта и отчётности Отдел организации и подготовки проектов бюджетов |
Зам.руководителя |
Зам.руководителя |
Зам.руководителя |
Зам.руководителя |
Отдел организации исполнения бюджета Отдел мониторинга реализации проектов и программ развития автомобильных дорог регионального и местного значения |
Управление правового обеспечения и проектов государственно-частного парт-нёрства Отдел судебно-право-вого обеспечения Отдел правовой экспертизы Отдел пр.обеспечения госзаказа Отдел проектов и междунар.отношений |
Отдел экономического анализа проектов и программ развития автомобильных дорог федерального значения |
Управление-на-учно-техн. иссл. и инф. обеспечения Отдел научно-технических исследований Отдел инноваций и информационного обеспечения Отдел ценообразования |
Спецотдел |
Управление административно- кадровой рабо- ты и информационных технологий |
Отдел административно - хозяйст- венной деятельности Отдел кадров, государственной службы и организационной работы Отдел информ. технологий |
Отдел делопроизводства, контроля прохождения документов и протоколов Отдел планирования текущих расходов подведомственных организаций |
Управление транспортной безопасности Отдел трансп. бе-зопасности на объектах дорожного хозяйстваОтдел тр. безопасности на автотранспорте Отдел мониторинга транспортной безопасности |
Рис.4.14. Структура аппарата управления агентства«Росавтодор»
4.5.4. Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» (ФКУ «Сибуправтодор») является представителем Федерального дорожного агентства Минтранса РФ в Западной Сибири и осуществляет свою деятельность на территории Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областей. В оперативном управлении ФКУ « Сибуправтодор» - федеральные автомобильные дороги М-51 и М-53 «Байкал», М-52 «Чуйский тракт», М-38, 1Р 402, которые, являясь основными транспортными артериями Западной и Восточной Сибири и обеспечивая экономические и административные связи крупных регионов Зауралья, связывают Запад и Восток России. Автотрассы М-52 и М-38 дают российским регионам выход к Казахстану и Монголии.
Для оперативного решения вопросов на территориях созданы Кемеровский и Омский филиалы ФКУ «Сибуправтодор».
Всего на балансе ФКУ «Сибуправтодор» состоит 2050 км федеральных автомобильных дорог и 103 автодорожных мостовых сооружения.
Основные задачи управления:
- организация работ по строительству , реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них в границах Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областей;
- обеспечение мер по безопасности дорожного движения совместно со службами ГИБДД и МЧС;
- обеспечение сохранности подведомственных федеральных автодорог.
Структура ФКУ «Сибуправтодор»:
Начальник управления;
Первый заместитель начальника управления;
Заместитель начальника управления;
Заместитель начальника управления.
- Отдел организации работ по содержанию, сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений и по безопасности дорожного движения;
- Отдел развития и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;
- Технический отдел;
- Юридический отдел;
- Отдел контроля качества работ;
- Отдел подготовки строительства;
- Планово-экономический отдел;
- Отдел финансирования и бухгалтерского учёта;
- Отдел имущественных отношений;
- Отдел механизации и информационного обеспечения;
- Специалист по связям с общественностью;
- Ведущий специалист по кадрам.
- Филиал в г.Омске;
- Филиал в г.Кемерово.
4.5.5. Министерство транспорта и дорожного хозяйстваНовосибирской области (Минтранс НСО)является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере пассажирского транспорта, дорожного хозяйства в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений НСО.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления.
Структура министерства транспорта и дорожного хозяйства НСО представлена на рис. 4.15:
Рис. 4.15. Структура Минтранса Новосибирской области
Организации, подведомственные Минтрансу НСО:
1. Государственное казённое учреждение «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ НСО ТУАД).
Основные задачи и функции управления:
- обеспечение условий безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта, сохранности автомобильных дорог, повышения их пропускной способности, благоустройства и экологической безопасности, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния в интересах пользователей автомобильных дорог;
- организация содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог за счёт эффективного использования бюджетных и иных финансовых средств, а также иных материальных ресурсов, выделяемых собственником на эти цели;
- обеспечение реализации государственной дорожной политики, межотраслевых программ совершенствования и развития автодорог и дорожной инфраструктуры.
2. Государственное унитарное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр организации дорожного движения Новосибирской области» (ГБУ НСО ЦОДД».
Основные задачи и функции ГБУ НСО ЦОДД:
- осуществление мероприятий по организации дорожного движения на территории Новосибирской области;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности и безопасности организации дорожного движения на территории Новосибирской области;
- планирование, проектирование, внедрение безопасных и эффективных программ и схем организации дорожного движения, в том числе систем регулирования дорожного движения, оптимизации размещения светофорных объектов, информационных систем для обеспечения наибольшей эффективности использования дорог и дорожно - транспортных сооружений;
- экспертиза проектов по организации дорожного движения, маршрутов и схем движения пассажирского транспорта, проектов размещения всех видов наружной рекламы, влияющих на условия дорожного движения.
3. Департамент транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса
мэрии г.Новосибирска создан в 2007 году.
Основными задачами Департамента является организация пассажирских перевозок, развитие улично - дорожной сети города, которая должна обеспечивать необходимую скорость движения транспортных средств, а также озеленение и цветочное оформление города. Департамент транспорта принимает активное участие в формировании тарифной политики.
Структурными подразделениями департамента являются:
1. Управление пассажирских перевозок;
Основные задачи и функции управления:
- создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения г. Новосибирска;
- оптимизация и развитие муниципальной маршрутной сетирегионального сообщения;
- улучшение качества и уровня обслуживания населения;
- координация деятельности муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта.
2. Управление административно-технических инспекций мэрии г. Новосибирска;
3. Главное управление благоустройства и озеленения г.Новосибирска.
Департамент транспорта мэрии координирует работу следующих муниципальныхподведомственных предприятий г.Новосибирска:
МУП «Автосвязь», МУП«Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений», МУП «Пассажиртрансснаб», МУП«ПАТП№ 5»,
МУП "«Проектно-технологическое бюро транспорта», МУП «Новосибирский метрополитен», МКП «Комплекс транспортного обслуживания», МКП «ПАТП № 8», МКП «ПАТП-4», МКП «Горэлектротранспорт», МКУ "ЦУГАЭТ", МБУ «НГСП» , МКУ «УДС», МКУ «ДЭУ № 6», МКУ «ДЭУ № 3», МКУ «ДЭУ № 1», МКУ «Горзеленхоз», МКУ «Гормост», МКУ «Городской фонтан», МКУ «Горсвет», МКУ «ДЭУ № 4», МКУ «ДЭУ Советского района», МКУ «ДЭУ №.
Безопасность дорожного движения автомобильного транспорта по дорогам области обеспечивает Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Новосибирской области (УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области).
4.5.6. Организационная структура управления автотранспортным предприятием
В современных условиях предприятия самостоятельно определяют структуру управления с учётом местных условий. В порядке рекомендаций для предприятий автомобильного транспорта разработаны типовые структуры управления и рассчитана примерная численность служащих, занятых в следующих областях производственно - хозяйственной деятельности:
1. Общее руководство,
2. Технико - экономическое планирование,
3. Организация труда и заработной платы,
4. Бухгалтерский учёт и финансовая деятельность,
5. Материально - техническое снабжение,
6. Комплектование кадров.
7. Эксплуатационная служба,
8. Техническая служба,
9. Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание.
РуководительАТП организует и контролирует деятельность подразделений, распоряжается всеми средствами предприятия, осуществляет подбор и расстановку кадров, несёт ответственность за выполнение поставленных задач и соблюдение финансовой дисциплины.
Главный инженер АТП возглавляет техническую службу и несёт ответственность за техническое состояние подвижного состава, состояние и развитие технической базы, материально - техническое снабжение. В его подчинении находится начальник мастерских, в которых имеются зоны технического обслуживания и ремонта и выполняется соответствующий комплекс работ. В большинстве случаев в зоне технического обслуживания проводится ежедневное обслуживание (ЕО) и первое техническое обслуживание (ТО-1) на специально оборудованных линиях. В зоне ремонта располагается разборочно - сборочный цех, в котором осуществляется второе техническое обслуживание (ТО-2) и текущие ремонты, и производственно - вспомогатель-ные цехи, в которых ремонтируются агрегаты, узлы или отдельные детали.
Главному инженеру подчинены также подразделения и службы, занимающиеся технической подготовкой производства, эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений и технических средств, материально - техническим снабжением.
На рис.4.16. показана организационная структура управления для предприятия со списочным количеством автомобилей 200-300 единиц:
Рис.4.16. Структурная схема организации управления АТП
Схема территории пассажирского автотранспортного предприятия – рис. 4.17.:
Рис. 4.17. Схема территории пассажирского автотранспортного предприятия
Контрольные вопросы:
1. Какое подразделение Минтранса РФ организует работу автотранспортной отрасли?
2. Какое подразделение Минтранса РФ координирует строительство и эксплуатацию автомобильных дорог?
3. Назвать виды предприятий автомобильного транспорта, осуществляющие грузовые перевозки, пассажирские перевозки;
4. Какая структура контролирует организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом города?
5. Какая структура контролирует безопасность движения автотранспортных средств на дорогах России?
6. Функции диспетчерской службы автокомбината.