Развитие системы управления отечественным транспортом
Систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась при Петре I. В 1718 г. была создана Коммерц-коллегия, которая наряду с торговлей занималась водными путями и грунтовыми дорогами. Первый самостоятельный орган государственного управления транспортом России – Департамент водяных коммуникаций при Сенате – был учреждён в 1798 г.
Централизация в области руководства транспортом страны была окончательно закреплена в 1829 г. указом о преобразовании Управления водяными и сухопутными сообщениями в Главное управление путей сообщения.
После многократных изменений структур управления транспортом в 1921 г. было принято важное правительственное постановление об объединении всех железнодорожных, внутренних водных и морских путей сообщения на территории РСФСР в общую всероссийскую сеть путей сообщения и создании единого Народного комиссариата путей сообщения РСФСР. В состав НКПС вошли четыре центральных управления: 1) центральное управление железнодорожного транспорта; 2) центральное управление речного транспорта; 3) центральное управление морского транспорта; 4) Центральное управление местного транспорта, ведающее автомобильным, гужевым и трамвайным транспортом, а также всеми погрузочно-разгрузочными работами и экспедиционным обслуживанием клиентуры.
В 1931 году реорганизация была продолжена, из НКПС был выделен морской и речной транспорт и все портовые хозяйства. Образовался самостоятельный общесоюзный Народный комиссариат водного транспорта.
С началом Великой Отечественной войны система управления транспортом страны была перестроена в соответствии с нуждами военного времени. Руководящую роль в использовании транспортных мощностей стал играть Государственный комитет обороны, в составе которого в феврале 1942 г. был создан специальный орган – Транспортный комитет во главе со И.В.Сталиным. Железные дороги были переведены на военное положение.
В 1956 г. союзное Министерство речного флота было реорганизовано в Министерство речного флота РСФСР, а в других союзных республиках –в управления при Совете министров СССР.
Реструктуризация экономики в период 1990 – 2000 гг. сопровождалась серьёзными изменениями в организации управления транспортной системой. Государственное управление транспортом оказалось в ведении двух органов – Министерства транспорта и Министерства путей сообщения СССР.
Очередная реорганизация Минтранса России была проведена в 1996 г. Из структуры Минтранса был выведен воздушный транспорт с образованием Федеральной авиационной службы, и дорожное хозяйство с образованием Федеральной дорожной службы. Была образована также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. В составе центрального аппарата министерства были образованы Служба автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Служба речного транспорта и Служба морского транспорта.
В 2001 г. Правительством РФ была одобрена Концепция развития структурной реформы железнодорожного транспорта.
В 2004 году принципиально изменилась система государственного управления на всех видах транспорта и в целом по всей стране. С выходом Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» страна вступила в полосу реформирования и формирования новых структур управления. В соответствии с Указом образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которой переданы функции по контролю и надзору упразднённых Министерства путей сообщения РФ и Министерства транспорта РФ.
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №746 утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. Министерство транспорта Российской Федерации, в которое вошли:
- Федеральная аэронавигационная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральное дорожное агентство;
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
- Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта образованы территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 20.04.2016г. № 112 утверждена новая структура центрального аппарата Министерства транспорта РФ.
Контрольные вопросы:
1. Сущность основных подходов к управлению;
2. Основное содержание процесса управления;
3. Методы управления на транспорте;
4. Основные разновидности структур управления;
5. Принципы построения организационных структур;
6. Задачи проектирования организационных структур;
7. Когда в России появился самостоятельный орган государственного управления транспортом?
8. В каком году утверждена современная структура управления транспортом России?