Глава1. единая транспортная система

Ю.А. Субботин

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

СТРУКТУРЫ ТРАНСПОРТА

Новосибирск 2016

УДК 656.6

Рецензенты:

Субботин Ю.А. Организационно – производственные структуры транспорта: Учебное пособие/ Ю.А. Субботин. – Новосибирск: Сибирский государственный университет водного транспорта, 2016. – 384 с.

В учебном пособии изложены краткая история, современное состояние, перспективы и основные направления развития видов транспорта.

Даны характеристики внутреннего водного, морского, железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта, транспорта электроэнергии, а также промышленного и городского электрического транспорта, классификация их производственных структур и организационные структуры управления транспортными предприятиями видов транспорта и отрасли в целом.

Дана характеристика Единой транспортной системы России, её роль и значение в жизни общества и экономике страны.

Изложены методологические основы и принципы построения организационных структур и особенности организации управления на транспорте.

Определены задачи и функции государственного регулирования в транспортном комплексе страны, принципы построения системы государственного надзора и контроля на транспорте.

Учебное пособие предназначено для изучения организационно – производственных структур видов транспорта, а также общей характеристики транспортного комплекса России студентами специальности «Технология транспортных процессов».

Субботин Ю.А., 2016

ФГБОУВО «Сибирский государственный

университет водного транспорта», 2016

ВВЕДЕНИЕ

Транспортный комплекс России объединяет сотни тысяч транспортных предприятий всех видов собственности. Транспорт обеспечивает межрегиональные и внешнеторговые связи, сферу обращения товаров и услуг, удовлетворяет потребности населения в перемещении. Он активно влияет на развитие всех отраслей экономики страны. Устойчивое и эффективное развитие транспорта является обязательным условием подъёма и роста экономики, повышения жизненного уровня населения. Обеспечение общественных интересов требует опережающего развития транспорта по сравнению с другими отраслями экономики.

На современном этапе экономических реформ в России складываются новые производственные и управленческие структуры, в которых сочетаются методы государственного влияния на развитие транспортного комплекса с действием рыночных механизмов. Современный транспорт нашей страны перешёл от прямого государственного административного управления к государственному регулированию транспортной деятельности, изменились производственные и организационно - управленческие структуры, технология и организация транспортного процесса.

Все виды транспорта в современных условиях хозяйствования взаимодействуют и конкурируют друг с другом, предоставляя пользователям транспортные услуги различного объёма и качества, исходя из своих технико-экономических особенностей. Рыночные отношения усилили поиск каждым транспортным предприятием своей ниши на рынке транспортных услуг.

Развитие видов транспорта как составных частей Единой транспортной системы должно обеспечивать, чтобы участие каждого вида транспорта в перевозках соответствовало сфере его рационального применения. Это одно из важнейших условий повышения эффективности всей транспортной системы. Оно не противоречит наличию конкурентной борьбы на транспортном рынке, которая рассматривается как результат не только рыночных механизмов, но и государственного регулирования.

Для эффективного обеспечения потребностей страны в перевозках необходимо, чтобы транспортные предприятия были заинтересованы в систематическом повышении качественных показателей работы, в расширении номенклатуры предоставляемых клиентам услуг, снижении их стоимости. Эти условия должны быть подкреплены соответствующей организацией транспортной деятельности, законодательно - правовой и нормативной базой, оптимальными производственными и управленческими структурами, ориентированными на формирование эффективной транспортной системы.

Согласованное формирование действенной и эффективной системы управления региональным транспортным комплексом и государственного регулирования на уровне транспортного комплекса страны в целом обеспечит проведение единой государственной транспортной политики.

В настоящем учебном пособии даны характеристика Единой транспортной системы России, классификация транспортных средств видов транспорта,принципы государственного регулирования деятельности транспорта. Изложены методологические основы и принципы организации управления на транспорте, приведены действующие организационно - производственные структурытранспортных предприятий видов транспорта, структурные схемы, задачи и функции департаментов, агентств, управлений, отделов центрального аппарата Министерства транспорта РФ.

Транспорт на

Принципе исполь-

Зования геомаг-

Нетизма Земли

С изобретением колеса стал развиваться сухопутный транспорт. На водном транспорте долгие годы в качестве двигателя использовался парус, на суше – различные животные. Изобретение компаса , которое в конце ХVв. привело к эпохе Великих географических открытий, значительно расширило возможности общения между странами. Паровой двигатель вызвал бурный рост экономики, позволяя осваивать новые территории. Появление реактивных двигателей сократило время на транспортировку грузов и пассажиров.

Непрерывные виды транспорта, в частности трубопроводный транспорт, появились в глубокой древности (примерно 7000 лет назад) в виде водопровода, в котором вода передавалась по бамбуковым трубкам. В Древнем Египте и Китае использовались водоподъёмные устройства по типу современного ковшового элеватора, скребкового и винтового конвейера.

Первый нефтепровод был построен в США в 1865г. В России в 1878г. на нефтепромыслах Баку открыли трубопровод длиной 10 км с диаметром трубы 76 мм.

Единая энергетическая сеть России стала образовываться с 1920г.

Транспорта

Руководство автомобильным транспортом РФ осуществляет Минтранс РФ.

Структура управления:

- Заместитель министра;

- Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирскоготранспорта;

- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор);

- Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);

- ФБУ «Агентство автомобильного транспорта»;

- Территориальные органы управления;

- Автотранспортные предприятия.

4.5.1.Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства транспорта РФ.

Основными функциями департамента являются выработка государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, организация дорожного движения на автодорогах РФ, законопроектная деятельность, разработка транспортной стратегии развития автотранспорта, международное сотрудничество в сфере автоперевозок, обеспечение совершенствования нормативной базы автомобильного и городского пассажирского транспорта, участие в разработке правил, стандартов и норм, определяющих требования к автомобильному транспорту.

Структура департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспортаМинтранса РФ представлена на Рис. 4.13.:

Руководитель департамента

Заместитель руководителя Отдел технической политики

Заместитель руководителя Отдел грузового автомобильного

транспорта

Заместитель руководителя Отдел пассажирского транспорта

Заместитель руководителя Отдел организации дорожного

движения

Рис.4.13. Структура департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта

4.5.2.Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» создано Распоряжением Минтранса РФ от 2 августа 2011г.№ ИЛ-86-р.

Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ«Росавтотранс») является подведомственным учреждением Минтранса РФ, осуществляющим полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, включая реализацию образовательных программ, вытекающих из выполнения соглашений, а также в области перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Структура управления ФБУ «Росавтотранс»:

Центральный аппарат управления:

- Генеральный директор агентства;

- Первый заместитель генерального директора;

- Заместитель генерального директора;

- Заместительгенерального директора;

- Отдел реализации Европейского соглашения, касающегосяработы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), допуск сервисных центров;

- Отдел реализации соглашений о международном автомобильном

сообщении;

- Секретариат Координационной комиссии (Опасные грузы);

- Секретариат Межведомственной Аттестационной Комиссии;

- Планово-экономический отдел.

Филиалы Агентства автомобильного транспорта:

- Филиал агентства в Центральном Федеральном округе, г.Москва;

- Филиал агентства в Северо-Западном Федеральном округе, г.С.Петербург;

- Филиал агентства по Калининградской области, г.Калининград;

- Филиал агентства в Приволжском Федеральном округе, г.Дзержинск;

- Филиал агентства в Дальневосточном Федеральном округе, г.Хабаровск;

- Филиал агентства в Южном Федеральном округе, г.Краснодар;

- Филиал агентства в Северо-Кавказском Федеральном округе, г.Пятигорск;

- Филиал агентства в Сибирском Федеральном округе, г.Новосибирск;

- Филиал агентства в Уральском Федеральном округе, г.Екатеринбург;

- Филиал агентства по Псковской области, г.Псков;

- Филиал агентства по Красноярскому краю, г.Красноярск.

4.5.3. Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ (Росавтодор) – федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Минтранса РФ.

Агентство«Росавтодор» осуществляет функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте, государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учёта автомобильных дорог.

В каждом экономическом районе России созданы территориальные органы управления автотранспортной отраслью.

На примере Западно-Сибирского экономического района и Новосибирской области покажем структуру управления автомобильным транспортом и дорожным хозяйством:

- Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь»;

- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

- Государственное унитарное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр организации дорожного движения Новосибирской области»;

- Департамент транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска.

Структура подразделений федерального агентства«Росавтодора» представлена на рис.4.14:

Руководитель Федерального дорожного агенства

Управление эксплуатации автодорог Отдел организации ремонта и содержания автодорог Отдел орг. ремо-нта и содержания искусственных дорожных сооружений Отдел обеспечения сохранности автодорог и безопасности дорожного движения Отдел мониторинга состояния автодорог
Управление проектирования и строительства ав-то-мобильных до-роОтдел организации строительства автодорог и искуственных сооружений Отдел организации подготовки проектной документации Отдел организации подготовки объектов строительства Отдел специальных программ
Управление земельно-имущественных отношений Отдел управления имуществом Отдел земельных отношений Отдел развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры
Финансово-экономи-ческое управление Отдел бухгалтерского учёта и отчётности Отдел организации и подготовки проектов бюджетов    
Зам.руководителя
Зам.руководителя
Зам.руководителя
Зам.руководителя

Отдел организации исполнения бюджета Отдел мониторинга реализации проектов и программ развития автомобильных дорог регионального и местного значения
-

Управление правового обеспечения и проектов государственно-частного парт-нёрства Отдел судебно-право-вого обеспечения Отдел правовой экспертизы Отдел пр.обеспечения госзаказа Отдел проектов и междунар.отношений
Отдел экономического анализа проектов и программ развития автомобильных дорог федерального значения

Управление-на-учно-техн. иссл. и инф. обеспечения Отдел научно-технических исследований Отдел инноваций и информационного обеспечения Отдел ценообразования

Спецотдел
Управление административно- кадровой рабо- ты и информационных технологий
Отдел административно - хозяйст- венной деятельности Отдел кадров, государственной службы и организационной работы Отдел информ. технологий
Отдел делопроизводства, контроля прохождения документов и протоколов Отдел планирования текущих расходов подведомственных организаций
Управление транспортной безопасности Отдел трансп. бе-зопасности на объектах дорожного хозяйстваОтдел тр. безопасности на автотранспорте Отдел мониторинга транспортной безопасности

Рис.4.14. Структура аппарата управления агентства«Росавтодор»

4.5.4. Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» (ФКУ «Сибуправтодор») является представителем Федерального дорожного агентства Минтранса РФ в Западной Сибири и осуществляет свою деятельность на территории Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областей. В оперативном управлении ФКУ « Сибуправтодор» - федеральные автомобильные дороги М-51 и М-53 «Байкал», М-52 «Чуйский тракт», М-38, 1Р 402, которые, являясь основными транспортными артериями Западной и Восточной Сибири и обеспечивая экономические и административные связи крупных регионов Зауралья, связывают Запад и Восток России. Автотрассы М-52 и М-38 дают российским регионам выход к Казахстану и Монголии.

Для оперативного решения вопросов на территориях созданы Кемеровский и Омский филиалы ФКУ «Сибуправтодор».

Всего на балансе ФКУ «Сибуправтодор» состоит 2050 км федеральных автомобильных дорог и 103 автодорожных мостовых сооружения.

Основные задачи управления:

- организация работ по строительству , реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них в границах Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областей;

- обеспечение мер по безопасности дорожного движения совместно со службами ГИБДД и МЧС;

- обеспечение сохранности подведомственных федеральных автодорог.

Структура ФКУ «Сибуправтодор»:

Начальник управления;

Первый заместитель начальника управления;

Заместитель начальника управления;

Заместитель начальника управления.

- Отдел организации работ по содержанию, сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений и по безопасности дорожного движения;

- Отдел развития и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;

- Технический отдел;

- Юридический отдел;

- Отдел контроля качества работ;

- Отдел подготовки строительства;

- Планово-экономический отдел;

- Отдел финансирования и бухгалтерского учёта;

- Отдел имущественных отношений;

- Отдел механизации и информационного обеспечения;

- Специалист по связям с общественностью;

- Ведущий специалист по кадрам.

- Филиал в г.Омске;

- Филиал в г.Кемерово.

4.5.5. Министерство транспорта и дорожного хозяйстваНовосибирской области (Минтранс НСО)является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере пассажирского транспорта, дорожного хозяйства в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений НСО.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления.

Структура министерства транспорта и дорожного хозяйства НСО представлена на рис. 4.15:

Рис. 4.15. Структура Минтранса Новосибирской области

Организации, подведомственные Минтрансу НСО:

1. Государственное казённое учреждение «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ГКУ НСО ТУАД).

Основные задачи и функции управления:

- обеспечение условий безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта, сохранности автомобильных дорог, повышения их пропускной способности, благоустройства и экологической безопасности, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния в интересах пользователей автомобильных дорог;

- организация содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог за счёт эффективного использования бюджетных и иных финансовых средств, а также иных материальных ресурсов, выделяемых собственником на эти цели;

- обеспечение реализации государственной дорожной политики, межотраслевых программ совершенствования и развития автодорог и дорожной инфраструктуры.

2. Государственное унитарное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр организации дорожного движения Новосибирской области» (ГБУ НСО ЦОДД».

Основные задачи и функции ГБУ НСО ЦОДД:

- осуществление мероприятий по организации дорожного движения на территории Новосибирской области;

- разработка рекомендаций по повышению эффективности и безопасности организации дорожного движения на территории Новосибирской области;

- планирование, проектирование, внедрение безопасных и эффективных программ и схем организации дорожного движения, в том числе систем регулирования дорожного движения, оптимизации размещения светофорных объектов, информационных систем для обеспечения наибольшей эффективности использования дорог и дорожно - транспортных сооружений;

- экспертиза проектов по организации дорожного движения, маршрутов и схем движения пассажирского транспорта, проектов размещения всех видов наружной рекламы, влияющих на условия дорожного движения.

3. Департамент транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса

мэрии г.Новосибирска создан в 2007 году.

Основными задачами Департамента является организация пассажирских перевозок, развитие улично - дорожной сети города, которая должна обеспечивать необходимую скорость движения транспортных средств, а также озеленение и цветочное оформление города. Департамент транспорта принимает активное участие в формировании тарифной политики.

Структурными подразделениями департамента являются:

1. Управление пассажирских перевозок;

Основные задачи и функции управления:

- создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения г. Новосибирска;

- оптимизация и развитие муниципальной маршрутной сетирегионального сообщения;

- улучшение качества и уровня обслуживания населения;

- координация деятельности муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта.

2. Управление административно-технических инспекций мэрии г. Новосибирска;

3. Главное управление благоустройства и озеленения г.Новосибирска.

Департамент транспорта мэрии координирует работу следующих муниципальныхподведомственных предприятий г.Новосибирска:

МУП «Автосвязь», МУП«Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений», МУП «Пассажиртрансснаб», МУП«ПАТП№ 5»,

МУП "«Проектно-технологическое бюро транспорта», МУП «Новосибирский метрополитен», МКП «Комплекс транспортного обслуживания», МКП «ПАТП № 8», МКП «ПАТП-4», МКП «Горэлектротранспорт», МКУ "ЦУГАЭТ", МБУ «НГСП» , МКУ «УДС», МКУ «ДЭУ № 6», МКУ «ДЭУ № 3», МКУ «ДЭУ № 1», МКУ «Горзеленхоз», МКУ «Гормост», МКУ «Городской фонтан», МКУ «Горсвет», МКУ «ДЭУ № 4», МКУ «ДЭУ Советского района», МКУ «ДЭУ №.

Безопасность дорожного движения автомобильного транспорта по дорогам области обеспечивает Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Новосибирской области (УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области).

4.5.6. Организационная структура управления автотранспортным предприятием

В современных условиях предприятия самостоятельно определяют структуру управления с учётом местных условий. В порядке рекомендаций для предприятий автомобильного транспорта разработаны типовые структуры управления и рассчитана примерная численность служащих, занятых в следующих областях производственно - хозяйственной деятельности:

1. Общее руководство,

2. Технико - экономическое планирование,

3. Организация труда и заработной платы,

4. Бухгалтерский учёт и финансовая деятельность,

5. Материально - техническое снабжение,

6. Комплектование кадров.

7. Эксплуатационная служба,

8. Техническая служба,

9. Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание.

РуководительАТП организует и контролирует деятельность подразделений, распоряжается всеми средствами предприятия, осуществляет подбор и расстановку кадров, несёт ответственность за выполнение поставленных задач и соблюдение финансовой дисциплины.

Главный инженер АТП возглавляет техническую службу и несёт ответственность за техническое состояние подвижного состава, состояние и развитие технической базы, материально - техническое снабжение. В его подчинении находится начальник мастерских, в которых имеются зоны технического обслуживания и ремонта и выполняется соответствующий комплекс работ. В большинстве случаев в зоне технического обслуживания проводится ежедневное обслуживание (ЕО) и первое техническое обслуживание (ТО-1) на специально оборудованных линиях. В зоне ремонта располагается разборочно - сборочный цех, в котором осуществляется второе техническое обслуживание (ТО-2) и текущие ремонты, и производственно - вспомогатель-ные цехи, в которых ремонтируются агрегаты, узлы или отдельные детали.

Главному инженеру подчинены также подразделения и службы, занимающиеся технической подготовкой производства, эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений и технических средств, материально - техническим снабжением.

На рис.4.16. показана организационная структура управления для предприятия со списочным количеством автомобилей 200-300 единиц:

глава1. единая транспортная система - student2.ru

Рис.4.16. Структурная схема организации управления АТП

Схема территории пассажирского автотранспортного предприятия – рис. 4.17.:

глава1. единая транспортная система - student2.ru

Рис. 4.17. Схема территории пассажирского автотранспортного предприятия

Контрольные вопросы:

1. Какое подразделение Минтранса РФ организует работу автотранспортной отрасли?

2. Какое подразделение Минтранса РФ координирует строительство и эксплуатацию автомобильных дорог?

3. Назвать виды предприятий автомобильного транспорта, осуществляющие грузовые перевозки, пассажирские перевозки;

4. Какая структура контролирует организацию пассажирских перевозок автомобильным транспортом города?

5. Какая структура контролирует безопасность движения автотранспортных средств на дорогах России?

6. Функции диспетчерской службы автокомбината.

России

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям с помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов).

Железнодорожный транспорт – наиболее развитый и технически оснащённый вид транспорта в нашей стране. По железной дороге перевозят массовые грузы на средние и дальние расстояния, пассажиров насредние расстояния и в пригородной зоне (доля без промышленного ж.д. транспортав тоннах около 17%, в тонно-километрах около 45%всего объёма перевозок грузов, в количестве пассажиров - более 5%, в пассажирообороте (пкм) около 23%).

От качества железнодорожного сообщения зависит плотность расселения граждан по территории Российской Федерации и мобильность трудовых ресурсов.

Железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ:

- универсальность, сего помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров;

- относительно свободное размещение;

- надёжность;

- регулярность;

- независимость от погодных условий, времени года, суток;

- большая провозная способность железных дорог;

- относительно высокие скорости транспортировки;

- относительно низкие удельные затраты при крупных масштабах перевозок на дальние расстояния.

К недостаткам железнодорожного транспорта относятся:

- высокая капиталоёмкость при строительстве железных дорог;

- высокая потребность в металле (200 тонн на 1 км пути);

- ограниченная маневренность из-за привязки к колее.

Железнодорожный транспорт современной России имеет парк локомотивов в количестве 22 тыс.единиц, парк грузовых вагонов – 890 тыс. единиц, в т.ч. крытые вагоны – 10,2%, платформы – 10,8%, цистерны – 11,9%, полувагоны – 41,7%, прочие вагоны – 25,4%, 26 тыс. пассажирских вагонов, 15 тыс. вагонов электро- и дизельпоездов.

Первая железная дорога общего пользования в России протяжённостью 26 км Санкт – Петербург – Царское село – Павловск была введена в эксплуатацию в 1837 году. За 3 года до этого начала функционировать заводская железная дорога в Нижнем Тагиле.

Полномасштабное начало формирования отечественной железнодорожной сети относится к 1851году, когда была сдана в эксплуатацию железнодорожная магистраль С.- Петербург – Москва, с дальнейшим строительством дороги на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов, а также из зерновых районов к морским портам Балтийского и Чёрного морей. Железнодорожное строительство в России приобрело особенно большие масштабы в конце XIX, начале XX столетия.

В предреволюционный период сложился основной костяк современной железнодорожной сети страны. К этому времени на всём протяжении функционировали Транссибирская магистраль (Москва – Владивосток) и железные дороги , соединяющие Москву с Кавказом и Средней Азией.

Новые железные дороги сооружались главным образом в районах Сибири, Дальнего Востока и европейского Севера.

К концу 80-х годов XX века железнодорожные магистрали Советского Союза были самыми грузонапряжёнными во всём мире. На них приходилось около половины мирового грузооборота железнодорожного транспорта. Самая загруженная магистраль мира была в то время – Транссиб, а максимальный грузопоток на ней приходился на участок Новосибирск – Омск, где в обоих направлениях в 1990 году перевезли более 130 млн. тонн грузов.

Для разгрузки Транссиба были построены его «дублёры» - Южно - Сибирская магистраль (Абакан – Новокузнецк – Барнаул – Павлодар – Целиноград – Магнитогорск) и Среднесибирская магистраль (Камень-на-Оби – Кокчетав – Кустанай – Челябинск). Были построены железные дороги для освоения топливно – энергетических ресурсов европейского (Воркута – Коноша) и западно-сибирского Севера (Тюмень – Сургут – Уренгой). Наиболее значительной новой дорогой является северный«дублёр» Транссиба – Байкало – Амурская магистраль (Тайшет – Усть – Кут – Северобайкальск – Тында – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань). Построен Малый БАМ – трасса БАМ – Тында –Беркакит, давший выход Южно – Якутскому ТПК на Транссиб. В перспективе Малый БАМ продлится на Якутск с мостовым переходом через р. Лена и далее на Магадан, обеспечивая третий железнодорожный выходРоссии к Тихому океану. Существуют проекты соединения железной дороги Дудинка – Норильск – Талнах с основной сетью железных дорог путём продления магистрали Тюмень – Сургут – Уренгой до Дудинки с мостовым переходом через р.Енисей.

На начало XXIвека в России эксплуатируется 86 тыс.кмжелезнодорожных путей общего пользования и 95 тыс. км промышленных железнодорожных подъездных путей предприятий, в том числе 83,5 тыс.км бесстыковой колеи, 25% дорог (45 тыс.км) электрифицировано. По общей протяжённости магистральных дорог Россия занимает третье место в мире, уступая США (195 тыс.км) и Китаю (100 тыс.км).. Однако по густоте сети – одно из последних. И сегодня по общему грузообороту железнодорожного транспорта Россия удерживает лидерство, однако и железнодорожная сеть, и транспортные средствав значительной мере физически изношены и требуют незамедлительного обновления.

России с её огромными пространствами и крупными объёмами перевозок массовых грузов на большие расстояния остро необходим хорошо развитый железнодорожный транспорт, скоростные трассы с большой пропускной способностью и современный подвижной состав.

В соответствии с принятой "Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года" предполагается:

- ввести более 20 тыс. км новых железнодорожных линий и электрифицировать около 7,5 тыс. км путей;

- организовать транспортное обеспечение 18 перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон;

- протяженность линий, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью до 350 км/ч, к 2030 г. составит 1528 км.;

- будет обновлен подвижной состав, планируется закупить более 23 тыс. локомотивов, более 900 тыс. грузовых вагонов и около 29,5 тыс. пассажирских вагонов;

- железнодорожным транспортом общего пользования будут обслуживаться 83 из 85 субъектов Российской Федерации;

- плотность железнодорожной сети к 2030 году будет увеличена на 23,8% при полной ликвидации ограничений пропускной и провозной способности;

- объём инвестиций в развитие железнодорожного транспорта РФ до 2030 года составит более 13 трлн. рублей (в ценах 2007 года).

Для реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" планируется активно использовать механизм государственно-частного партнерства.

Согласно "Стратегии", инвестиции планируется распределить следующим образом: 40% - строительство новых железнодорожных линий, 31% - развитие существующих объектов инфраструктуры и 29% - обновление подвижного состава.

Морские порты России

Морской порт-это комплекс инженерных и гидротехнических устройств и сооружений, расположенный на специально отведённых территории и акватории и предназначенный для осуществления операций с грузами, обслуживания пассажиров, транспортных средств флота и других видов транспорта.

Морские порты управляются портовыми властями в части обеспечения безопасности мореплавания, порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров, за правильностью использования мощностей, ремонт, развитие и строительство портовых сооружений.

Под портовыми властями понимаются администрации морских портов, осуществляющие административно – властные и другие возложенные на них Правительством РФ полномочия.

Морские порты делятся на две большие группы:

- объявленные для захода иностранных судов;

- не объявленные для захода иностранных судов.

Решения об объявлении открытия порта для захода иностранных судов принимается Правительством РФ. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в Извещениях мореплавателям.

Порты классифицируются по следующим признакам:

- географическое положение (устьевые, речные, береговые, островные);

- конструкция причальной стенки (пирсовые, фронтального типа);

- период навигации (порты круглогодичного и некруглогодичного ис-пользования);

- отношение к уровню воды (открытые и закрытые, расположенные в бас-сейнах, отделённых от моря шлюзами);

- специализация (торговые, пасссажирские, рыбные специальные, военные порты (гавани).

К морским портам, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, относятся виды портов, указанные в таблице 6.1:

Таблица 6.1.

Виды портов Определения
  Морской торговый порт Комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, для обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
  Морской рыбный порт Комплекс сооружений, расположенных на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности комплексного обслуживания рыбного флота.
    Морской специализированный порт Комплекс сооружений, расположенный на специально отведённых территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определённых типов груза. К морским специализированным портам относятся также порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.

Суммарныйгрузооборот морских портов России в 2011-2015 годах:

2015 год-676,7 млн. т. (+5,7% к 2014г.), в т. ч. наливных 364,5 млн. т. (+6,0% к 2014г.), сухогрузов 312,2 млн. т. (+5,3% к 2014г.);

2014 год-623,4 млн. т. (+5,7%), в т. ч. наливных 331,0 млн. т. (-0,8%), сухогрузов 292,4 млн. т. (+14,1%);

2013 год-589,0 млн. т. (+3,9%), в т. ч. наливных 333,3 млн. т. (+5,7%), сухогрузов 255,7 млн. т. (+1,6%);

2012 год-565,5 млн. т. (+5,6%), в т. ч. наливных 313,8 млн. т. (+4,3%), сухогрузов 251,7 млн. т. (+7,3%);

2011 год-535,4 млн. т. (+1,8%), в т. ч. наливных 301,0 млн. т. (-4,3%), сухогрузов 234,4 млн. т. (+10,8%);

в том числе:перевалка экспортных грузов (млн. тонн):

2011г.- 408,5, 2012г.- 442,6 (+8,9% к 2011г.), 2013г. -460,1 (+ 2,8%), 2014г. -491,6 (+6,7%), 2015г. -539,1 (+7,7%);

перевалка импортных грузов:

2011г.-44,6, 2012г.-47,4 (+6,2% к 2011г.), 2013г.-48,4 (+7,3%), 2014г.-43,4 (-5,7%), 2015г.-33,3 (-23,3%).

Пятнадцать морских портов России, имеющих наибольший грузооборот по итогам 2015 года (млн. тонн):

1. Новороссийский морской торговый порт (Рис. 6.15.):

2011г.- 116,1, 2012 г.-117,4 (+1,1%), 2013г.-112,6 (-4,1%), 2014г.-121,5 (+8,0%), 2015г.-127,1 (+4,5%);

глава1. единая транспортная система - student2.ru

Рис. 6. 15. Новороссийский морской торговыйпорт

глава1. единая транспортная система - student2.ru

Рис. 6.16. Порт Усть-Луга

глава1. единая транспортная система - student2.ru

Рис.6.17. Порт Восточный