Общие сведения о составе выхлопов автомобилей
Общие сведения о составе выхлопов автомобилей
На долю автомобильного транспорта в Украине приходится около трети всех выбросов отравляющих веществ в атмосферу. Эта доля с каждым годом увеличивается по мере расширения масштабов автомобилизации. В крупных городах автотранспорт дает более 50% загрязнения атмосферного воздуха. Установлено, что в местах наиболее высокой интенсивности (1000 авт/час) автотранспорта на главных магистралях города, проходящих через жилую зону концентрация вредных веществ, содержащихся в отработанных газах (S02, N0х, СО, сажа, соединения свинца, пыль) превышает установленные для них нормативы в 1,7 - 4,9 раза. При этом, процент проб выше ПДК составляет около 80 %. Наибольший процент отклонения характерен для СО - 40 %, свинца - 32 %, N0х, - 36 %.
Топливо для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) - бензин или дизельное топливо состоит в основном из углеводородов. При полном его сгорании образуется СО2, вода и выделяется тепло.
ДВС представляет собой пульсирующий химический реактор, предназначенный для преобразования тепловой энергии химических реакций в механическую. Максимальное количество тепла выделяется при полном сгорании топлива.
Бензин, состоящий из смеси углеводородов С4 - С14, смешивается с воздухом в карбюраторе. Соотношение топливо-воздух близко к стехиометрическому, необходимому для полного его сгорания. Обычно допускаются пределы содержания топлива в смеси с воздухом от 10 (обедненная смесь) до 40 % (обогащенная).
Стехиометрическое соотношение бензина и воздуха для обеспечении полного сгорания бензина " 1:15 (в об. долях). Эта пропорция обеспечивает наибольшую экономию топлива.
Однако в связи с тем, что процесс горения в цилиндре двигателя протекает не в идеальных
условиях, максимальная энергия достигается только при избытке топлива (при соотношении бензин-воздух около 1:12,5). Из-за недостатка воздуха некоторые углеводороды неизбежно останутся несгоревшими, что приводит к образованию оксида углерода и углеводородов, а также сажи в которой содержаться канцерогенные вещества.
Оксид углерода (СО) - опасный яд. Токсическое действие оксида углерода заключается в способности его вытеснять кислород из оксигемоглобина крови, образуя карбоксигемоглобин. Вследствие этого нарушается обмен кислорода в организме и наступает удушье.
Оксид углерода - наиболее распространенный компонент выхлопных газов, имеющий сравнительно продолжительный период существования в атмосфере (до 3 лет). Оксид углерода в 200 раз активнее, чем кислород, взаимодействует с гемоглобином, поэтому даже при низкой концентрации он оказывает вредное воздействие на здоровье. Такая концентрация выше обычной встречающейся на практике. По сравнению с другими ниже приведенными вредными компонентами выхлопных газов оксид углерода имеет наименьшую токсичность.
Соединения свинца, присутствующие в выхлопных газах, образуются только при использовании этилированного бензина, содержащего антидетонационную добавку-тетраэтилсвинец.
Оксиды азота (N0х) образуются при высокой температуре в цилиндре двигателя из азота и кислорода воздуха.
Диоксид серы (S02 ) в основном образуется при использовании дизельного топлива при сгорании серы, содержащей в топливе.
Дизельные двигатели в отличии от бензиновых работают при избытке воздуха. Поэтому
в их выхлопах содержится меньше (около 5 раз) оксида углерода и углеводородов. Но они
выбрасывают в атмосферу сажу в которой содержаться канцерогенные вещества.
Общие сведения о составе выхлопов автомобилей
На долю автомобильного транспорта в Украине приходится около трети всех выбросов отравляющих веществ в атмосферу. Эта доля с каждым годом увеличивается по мере расширения масштабов автомобилизации. В крупных городах автотранспорт дает более 50% загрязнения атмосферного воздуха. Установлено, что в местах наиболее высокой интенсивности (1000 авт/час) автотранспорта на главных магистралях города, проходящих через жилую зону концентрация вредных веществ, содержащихся в отработанных газах (S02, N0х, СО, сажа, соединения свинца, пыль) превышает установленные для них нормативы в 1,7 - 4,9 раза. При этом, процент проб выше ПДК составляет около 80 %. Наибольший процент отклонения характерен для СО - 40 %, свинца - 32 %, N0х, - 36 %.
Топливо для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) - бензин или дизельное топливо состоит в основном из углеводородов. При полном его сгорании образуется СО2, вода и выделяется тепло.
ДВС представляет собой пульсирующий химический реактор, предназначенный для преобразования тепловой энергии химических реакций в механическую. Максимальное количество тепла выделяется при полном сгорании топлива.
Бензин, состоящий из смеси углеводородов С4 - С14, смешивается с воздухом в карбюраторе. Соотношение топливо-воздух близко к стехиометрическому, необходимому для полного его сгорания. Обычно допускаются пределы содержания топлива в смеси с воздухом от 10 (обедненная смесь) до 40 % (обогащенная).
Стехиометрическое соотношение бензина и воздуха для обеспечении полного сгорания бензина " 1:15 (в об. долях). Эта пропорция обеспечивает наибольшую экономию топлива.