В главе 3 законопроекта «Обязанности и права муниципальной полиции»
разъяснены права сотрудников муниципальной полиции и возложенные на них обязанности.
Законопроект возлагает на муниципальную полицию обязанности по приему, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях на территории муниципального образования, оперативному реагированию на эти сигналы в пределах компетенции муниципальной полиции. При этом обязанности по регистрации, разрешению и принятию процессуальных решений по этим сообщениям на муниципальную полицию не возлагаются, эта обязанность остается за полицией МВД России и другими уполномоченными органами внутренних дел.
Также законопроект возлагает на муниципальную полицию обязанности по обеспечению общественного порядка на улицах и других общественных местах, профилактике, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений когда их состав или намерения лиц планирующих их совершение очевидны.
Оказанию помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
Совместно с органами местного самоуправления, представителями государственных органов исполнительной власти и другими правоохранительными органами, обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность при проведении мероприятий (общественных, политических, спортивных, культурных и т.п.) с массовым пребыванием граждан, а также в период проведения выборов и избирательных компаний.
Помимо этого в обязанности муниципальной полиции вменяется оказание помощи подразделениям МВД России и другим правоохранительным органам в осуществлении их обязанностей.
При определении прав муниципальной полиции авторы законопроекта исходили из возложенных на муниципальную полицию задач и обязанностей для выполнения, которых сотрудники муниципальной полиции должны быть наделены соответствующими правами и полномочиями.
Статья 13 законопроекта устанавливает для сотрудников муниципальной полиции следующие основные права:
- оперативное реагирование на сообщения граждан о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и иных происшествиях;
- пресечение, в том числе с использованием мер принуждения, преступлений и административных правонарушений;
- предъявление к гражданам требований о прекращении противоправных действий и надлежащем поведении;
- проверка документов удостоверяющих личность, и иных документов в случаях, определенных законом, при выявлении в ходе таких проверок лиц находящихся в розыске доставление их в органы внутренних дел или иные учреждения;
- контроль за соблюдением общественного порядка на улицах и в других общественных местах, в том числе при проведении мероприятий с массовым пребыванием граждан;
- доставление граждан, в том числе принудительное в предусмотренных законом случаях в помещения органов внутренних дел для разбирательства и принятия процессуального решения;
- фиксирование и документирование выявленных фактов административных правонарушений для последующей передачи в органы внутренних дел или иные уполномоченные государственные органы;
- оказание содействия органам внутренних дел и иным уполномоченным государственным органам исполнительной власти в осуществлении задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, поддержанию режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции на территории обслуживания.
Также муниципальной полиции предоставляются права на проведение профилактических мероприятий в пределах её компетенции, разработку и внесение в органы местного самоуправления предложений по улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания и усилению защиты граждан и организаций от преступных посягательств.
Вместе с тем у муниципальной полиции отсутствуют полномочия по осуществлению дознания и следствия, проведению части оперативно-розыскных мероприятий, проверок предпринимательской деятельности, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности. Помимо этого муниципальная полиция не обладает правом принятия процессуальных решений и решений по делам об административных правонарушениях, задерживать и содержать под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административных правонарушений.
Более подробно права муниципальной полиции в сравнении с правами полиции МВД России изложены в приложении № 1 к настоящей Пояснительной записке (Сравнительная таблица прав и полномочий муниципальной полиции и полиции МВД России).