Технология производства подготовительных работ
Подготовка к строительству каждого дорожного объекта должна предусматривать:
7. изучение инженерно-техническим персоналом проектной документации и детальное ознакомление с условиями дорожного строительства, реконструкции или ремонта;
8. разработку проектов производства работ;
9. получение разрешения на производство работ;
10. выполнение работ подготовительного периода (с соблюдением природоохранных требований, требований охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности).
При проведении подготовительных работ должен прорабатываться комплекс вопросов по организации работ и согласованию объемов и сроков их выполнения.
Подготовительные работы при строительстве дорог включают:
11. проведение геодезических разбивочных работ;
12. расчистку полосы отвода;
13. закрепление на местности границ отвода земельных участков под элементы дороги, карьеры и резервы;
14. переустройство коммуникаций и устройство поверхностного водоотвода;
15. устройство временных дорог и объездов;
16. проведение работ по сносу или переносу строений и сооружений;
17. снятие и складирование плодородного слоя грунта.
Состав и объем геодезической разбивочной основы при выполнении работ в процессе строительства должны отвечать требованиям ТКП 45-1.03-26.
Отходы от расчистки полосы отвода необходимо полностью вывезти в специально отведенные места до начала земляных работ.
В случаях, когда строящаяся автомобильная дорога пересекает подземные коммуникации, следует по согласованию с заинтересованными организациями предусмотреть предварительную укладку кожухов или других устройств с последующей прокладкой (переустройством) коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.
7. Строительство земляного полотна. Классификация грунтов. Основные требования к грунтам для строительства земляного полотна.
Сооружение земляного полотна представляет собой совокупность технологических процессов, параллельно выполняемых на захватках, Сооружение земляного полотна во вновь осваиваемых районах сложнее, чем в местах со сложившейся застройкой. Здесь прокладывают дороги при наличии естественного сложения верхней почвенно-грунтовой толщи. В освоенных районах верхняя грунтовая толща обычно представлена культурным слоем с установившимся водно-тепловым режимом. И, за некоторым исключением, земляное полотно в насыпях возводят из привозных песчаных грунтов. В состав земляных работ входят:
— устройство временных дорог;
— очистка полосы в пределах крайних линий;
— удаление растительного слоя и его складирование в штабеля с последующим использованием для газонов;
— устройство водостоков и подземных инженерных сооружений, дренажей;
— разбивка и сооружение земляного полотна;
— устройство площадок для остановки общественного транспорта, разделительных полос, газонов, автостоянок;
— устройство корыта при нулевом профиле и выемках;
— планировочные, отделочные и укрепительные работы.
Линейные земляные работы обычно выполняют экскаваторами (с объемом ковша до 1мЗ) во взаимодействии с бульдозерами и транспортными средствами. Самоходные скреперы, гидроустановки и земснаряды применяют лишь при сосредоточенных работах. В городских условиях, как правило, объем насыпей не сбалансирован с объемом выемок, поэтому используют привозной грунт из близлежащих карьеров. В соответствии с проектом производства работ (ППР) назначают длину захваток и их количество. На каждой захватке последовательно выполняют работы, предусмотренные технологическим процессом с учетом группы трудности разработки грунтов:
1. растительный грунт, в том числе чернозем, лёссы, солончаки, торф;
2. пески, глины, супеси, твердый чернозем;
3. очень плотные глины с включением гравия, мерзлые грунты;
4. сланцевые глины, мерзлые глины и суглинистые грунты, мягкий мел, слабый трепел.
Очистку полосы, укладку подземных коммуникаций стремятся выполнить до таяния, т.к. грунтовые воды в это время находятся глубоко. Для удлинения продолжительности периода земляных работ за несколько дней до наступления положительных температур снег удаляют между красными линиями, в этом случае на 15-20 дней быстрее стабилизируется водно-тепловой режим.
8. Устойчивость земляного полотна обуславливается прежде всего свойствами грунтов и степенью их уплотнения.
Песчаные грунты водопроницаемы, во влажном состоянии несущая способность почти не меняется, хорошо уплотняются. Их можно применять в любых условиях. Недостаток: опасность размыва и разрушения откосов, особенно при высоких насыпях. Укрепление откосов.
Песчаные пылевые грунты содержат пылевые частицы (< 0,14 мм). При насыщении водой устойчивость снижается. Нельзя применять для устройства насыпей во влажных условиях.
Супесчаные грунты наиболее благоприятны для устройства земляного полотна. При увлажнении несущая способность изменяется мало. Грунты водопроницаемы, хорошо уплотняются. Используются в любых условиях. Супесчаные пылевые грунты при насыщении водой могут приобретать свойства плывуна.
Пылевые грунты – наименее благоприятны для возведения земляного полотна. Способствуют пучинообразованию на дорогах. Наблюдается весной взбугривание дорожной одежды, проломы, просадки. Ограничивается применение во влажных условиях, в местах с высоким уровнем грунтовых вод.
Суглинистые и тяжелосуглинистые грунты в сухом состоянии – плотные. Чем больше глинистых частиц, тем больше потеря несущей способности во влажных условиях. Обладают способностью к капиллярному подъему воды: H до 1-1,5 м для суглинка, до 1,5 – 2 м для тяжелого суглинка, в то время как у песчаных грунтов Н< 0,3-0,5 м. При неглубоком залегании грунтовых вод насыщаются слои грунта под дорожной одеждой, что отрицательно сказывается на её устойчивости.
Суглинистые пылевые грунты склонны к пучинообразованию. Высота подъема воды по капиллярам до 2 м, низкая водопроницаемость. Во влажном состоянии теряют несущую способность. Неблагоприятны для устройства земляного полотна. Можно применять в нижней части насыпи в сухих местах.
Глинистые грунты почти водонепроницаемы, способны к капиллярному подъему воды, впитывают много влаги, становятся пластичными и резко теряют несущую способность, медленно сохнут. В сухом состоянии плотные. Для устройства насыпей не рекомендуются.
Большое значение играет расположение разнородных грунтов в насыпи. Беспорядочная отсыпка может привести к сползанию откосов, образованию «карманов» (скопление воды в теле насыпи). Все это уменьшает устойчивость насыпи. Если насыпь возводится из разнородных грунтов, то из одного грунта должен создаваться сплошной горизонтальный слой.