Конструкция и принцип действия вагонных и товарных весов

Конструкция весов в соответствии ГОСТ Р 53228-2008 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» включает в себя следующие основные устройства:

- грузоприемное – для принятия нагрузки;

- грузопередающее (промежуточный механизм) – для передачи силы от грузоприемного устройства весоизмерительному устройству;

- весоизмерительное (указательный прибор) – для измерения массы с помощью устройства уравновешивания силы действующей со стороны грузопередающего устройства;

- показывающее или печатающее устройство.

Механические весы состоят из смонтированной на фундаменте грузоприемной платформы, рычажного уравновешивающего механизма и указательного циферблатного (шкального) прибора.

Принцип действия механических весов основан на уравновешивании силы тяжести взвешиваемого тела посредством весового рычага или системы весовых рычагов.

3.1 Принцип действия вагонных весов на примере РС-150 Ц13В1

Вагонные рычажные весы РС-150Ц13В1 предназначены для взвешивания на железнодорожных станциях различных вагонов в статическом состоянии в условиях умеренного и холодного климата. Вагоны взвешиваются на весах с остановкой и расцепкой. Указательный прибор должен находиться в отапливаемом помещении.

Вагонные весы грузоподъемностью 150 т состоят их трех основных частей: платформы, на которой уложен рельсовый путь; рычажного механизма, помещенного в котловане; циферблатного указателя, размещенного в весовой будке. Нагрузку от взвешиваемого вагона весовая платформа через поперечные опорные балки и вертикальные стойки передает на грузоподъемные рычаги второго рода, подвешенные на опорных колоннах, а через них на продольные рычаги второго рода. Последние воздействуют на продольные рычаги первого рода. С помощью соединительной тяги поперечных рычагов первого рода и вертикальной тяги усилие передается механизму указателя, стрелка которого фиксирует массу груза. Опорные колонны рычажного механизма монтируются на массивных фундаментных подушках. Общее передаточное число рычажного механизма составляет 2000. На весах с наибольшим пределом взвешивания (НПВ, то есть максимальная нагрузка) 150 т подлежат взвешиванию четырехосные и шестиосные вагоны, на весах с НПВ 200 т — четырехосные, шести и восьмиосные вагоны. Эти весы имеют две платформы — большую длиной 15,5 м и малую длиной 3,7 м. При взвешивании четырехосных или шестиосных вагонов малую платформу отключают; восьмиосные вагоны взвешивают на обеих платформах.

Конструкция и принцип действия вагонных и товарных весов - student2.ru

Рисунок 5 ­– Вагонные весы с циферблатным указательным прибором:

а –весовая будка; б – механизм весов; в – указательный прибор

Все вагонные весы оборудованы полуавтоматическим или автоматическим уравновешиванием.

3.2 Принцип действия товарных весов на примере РП-1Ц24

Товарные весы РП-1Ц24предназначены для взвешивания различных грузов от 50 до 1000 кг. По конструкции они являются цельнометаллическими, платформенными, циферблатными.

Указательное устройство имеет направляющую рамку, находящуюся в герметичном корпусе, к которой прикрепляются стальные ленты, служащие опорами для квадрантов (уравновешивающая часть циферблатных весов), соединённых горизонтальным мостиком, на котором находится вертикальная зубчатая рейка в зацеплении с шестерней, сидящей на одной оси с указательной стрелкой. К квадрантам прикрепляются грузоприёмные ленты, которые с помощью траверсы и тяги соединены с грузоприёмной рычажной системой.

При нагружении весов усилие через тягу и траверсу передаётся на грузоприемные ленты, которые опускаются вниз и поворачивают квадранты. При повороте квадранты перемещаются вертикально вверх, перекатываясь по опорным лентам. Вместе с квадрантами перемещается мостик с рейкой. При этом рейка заставляет вращаться шестерню вместе с указательной стрелкой, перемещение которой пропорционально нагрузке Р.

Конструкция и принцип действия вагонных и товарных весов - student2.ru

Рисунок 6 ­– Схема товарных весов РП-1Ц24

Конструкция и принцип действия вагонных и товарных весов - student2.ru

Рисунок 6 ­– Схема товарных весов

Порядок взвешивания грузов

Порядок и технология взвешивания, содержания и технического обслуживания весов должны соответствовать Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов на железных дорогах.

4. 1 Порядок взвешивания грузов на вагонных весах

Взвешивание груза на вагонных весах производится с остановкой и расцепкой вагонов или с остановкой без расцепки вагонов. Взвешивание на ходу разрешается только на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания. Потележечное или поосное взвешивание в движении цистерн с жидкими грузами не допускается. С остановкой и расцепкой вагонов взвешивают перевозимые насыпью зерновые грузы, семена бобовых культур, комбикорма и отруби, пищевые грузы и грузы, перевозимые наливом (кроме спирта, вина и виноматериалов), перевозимые навалом картофель, овощи, бахчевые культуры, непакетированные цветные металлы и лом цветных металлов. Взвешивание на вагонных весах других грузов производится с остановкой вагонов без их расцепки или на ходу на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания. Масса тары вагона, контейнера принимается согласно трафарету на вагоне, контейнере.

Перед взвешиванием вагонов на вагонных весах необходимо открыть опрокидывающиеся фартуки и проверить зазоры между обвязочной рамой и платформой весов, которые должны быть не менее 10 и не более 15 мм; проверить установку нуля и при необходимости отрегулировать; осмотреть вагоны, предназначенные для взвешивания. В зимнее время вагоны должны быть очищены от снега и льда. Приемосдатчик обязан следить за тем, чтобы вагоны подавались на весы и убирались с весов без толчков и ударов со скоростью не более установленной в техническо-распределительном акте (ТРА) станции. При установке вагонов на весах необходимо следить за тем, чтобы крайние колесные пары находились не ближе 300 мм от края весовой платформы, зазор между рельсами грузоприемной платформы и подходным путем не должен превышать 6 мм. Запрещается остановка вагона на весах с помощью каких-либо предметов, подкладываемых под колеса вагона. Арретир весов при накатывании вагона должен быть закрыт до окончательной остановки вагона. Запись результатов взвешивания производится при открытом арретире. После окончания взвешивания приемосдатчик обязан проверить установку нуля и закрыть арретир и опрокидывающиеся фартуки и запереть на замок дверь весового помещения. Необходимо проследить за тем, чтобы вагоны были убраны с весов, а стрелочнные переводы весового пути были установлены в направлении обходного пути (при наличии последнего) и заперты на замок. Отстой вагонов на весах и производство маневровой работы через них категорически запрещается.

4.2 Порядок взвешивания грузов на товарных весах

На товарных весах разрешается взвешивать грузы, значение массы которых не выходят за наименьший и наибольший пределы взвешивания, установленных для конкретных весов. Грузы следует помещать на середину платформы товарных весов без толчков и ударов при закрытом арретире. При взвешивании громоздких и длинномерных грузов необходимо наблюдать за тем, чтобы свешивающиеся концы грузов не касались неподвижных частей весов (станины, колонки и т.п.) или обвязочной рамы. Порядок проверки равновесия ненагруженных циферблатных весов следующий. Открыв арретир, убеждаются в том, что после нескольких затухающих колебаний стрелка циферблатного указателя останавливается на нулевом делении шкалы. Если стрелка циферблатного указателя не останавливается на нулевом делении шкалы, то необходимо отрегулировать ее регулятором тары, имеющимся в шкафу промежуточного механизма.

Шкальные весы проверяют следующим образом. Передвижные гири на большой и малой шкалах устанавливают в нулевые положения. После открытия арретира в весах, имеющих правильную тару, коромысло весов в результате нескольких плавных колебаний должно занять равновесное горизонтальное положение, т.е. заостренная часть коромысла должна установиться против указателя равновесия. Если коромысло весов не установилось против указателя, необходимо отрегулировать его с помощью регулятора тары на большой шкале. В случае невозможности приведения весов в равновесие регулятором тары приемосдатчик груза обязан прекратить взвешивание и сообщить о неисправности своему непосредственному руководителю.

По окончании взвешивания приемосдатчик обязан закрыть арретир и проследить, чтобы взвешенный груз был убран с весов, обеспечить очистку платформы от мусора, передвижные гири шкальных весов установить в нулевое положение, проверить установку нуля и при необходимости отрегулировать ее, запереть шкаф врезных весов, установленных на открытой платформе, а в случае его отсутствия закрыть циферблатный указатель или коромысло чехлом. Порядок взвешивания на элеваторных, бункерных, элеваторных автоматических и автомобильных весах изложен в Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов на железных дорогах. Требования к содержанию средств измерения массы (СИМ) определены в Должностной инструкции приемосдатчика груза.

Наши рекомендации