Компоновка подъемной лебедки
Компонуя лебедку на виде сбоку, устанавливают все предварительно выбранное оборудование – двигатель, редуктор, тормоз, барабан так, чтобы их оси вращения лежали в одной горизонтальной плоскости (рисунок 3.1). При этом всегда оказывается, что расстояние по высоте от оси до опорных площадок сборочных единиц разное. При назначении высоты расположения осей вращения над настилом тележки Н руководствуются стремлением расположить лебедку как можно ниже. Как правило, определяющим (самым большим) размером положения лебедки является высота вала редуктора h.
Так как оборудование нельзя ставить непосредственно на верхний лист рамы из-за его неровности, то под сборочные единицы устанавливают рамы в виде приваренных и обработанных платиков, прокатных профилей или сварных подставок.
1 – внешняя опора барабана; 2 – барабан; 3 – редуктор; 4 – тормоз; 5 – электродвигатель
Рисунок 3.1 – Схема компоновки лебедки при расположении осей их вращения в одной
горизонтальной плоскости
Таким образом, устанавливая редуктор на платики минимальной высоты 20...40 мм, получают высоту всех остальных рам h1, h2, h3. Если редуктор имеет поддон, выступающий за опорные площадки, то в верхнем листе рамы под него делают вырез. Устанавливая оборудование на платики, обеспечивается возможность установки крепежных болтов с верхнего листа рамы тележки при сборке и ремонте оборудования.
На компоновочной схеме относительное положение отдельных сборочных единиц фиксируют размерами (рисунок 3.2), одни (отмечены звездочками) берут из предварительных расчетов и по справочникам на стандартные изделия, другие (например, l1, l2, l3) – рассчитывают.Расчет размеров, определяющих относительное положение стандартных узлов, рассмотрим на примере непосредственного соединения двигателя с редуктором при помощи упругой втулочно-пальцевой муфты (рисунок 3.3).
1 – электродвигатель; 2 – муфта; 3 – промежуточный вал; 4 – редуктор; 5 – быстроходный вал редуктора; 6 – тихоходный вал редуктора; 7 – зубчатая муфта (внутренняя опора барабана); 8 – двухколодочный тормоз; 9 – барабан; 10 – ось барабана; 11 – внешняя опора
Рисунок 3.2 – Вид сверху схемы компоновки лебедки
Рисунок 3.3 – Компоновка втулочно-пальцевой муфты
Положение полумуфты с тормозным шкивом на валу редуктора (размер l1) определяется диаметром расточки d1 втулки полумуфты. Если при конусности вала 1:10 задать диаметр расточки d1 с точностью ±0,1 мм, то будет гарантироваться установка полумуфты в осевом направлении с точностью порядка ±1 мм.
При необходимости более точное положение полумуфты относительно вала в зависимости от диаметров конусных поверхностей и их допусков можно рассчитать по методике, приведенной в справочном приложении 4 (ГОСТ 25307–82 (СТ СЭВ 1780-79)) «Система допусков и посадок для конических соединений».
На практике для расчета диаметра расточки d1 в зависимости от диаметра цилиндрической части вала редуктора d и для контроля установки полумуфты удобнее задавать размер К между торцом полумуфты и началом конической части вала (рисунок 3.3).
Расстояние между осями редуктора и тормоза определяется по формуле, мм
.
Расстояние между осями редуктора и двигателя, мм
,
при этом зазор между торцами полумуфт (обычно g=2…5 мм) является компенсатором смещений валов двигателя и редуктора. Заметим здесь, что если длина h ступицы полумуфты, устанавливаемой на вал двигателя, несколько меньше, чем посадочная длина вала f, то между торцом и упорным буртиком вала устанавливается дистанционная шайба (позиция 1, рисунок 3.3).