Определение основных размеров сборочной единицы «Установка барабана»
На рисунке 1.5 [1] представлен один из возможных вариантов установки барабана, предназначенного для сдвоенного полиспаста, и показаны основные размеры.
Диаметр барабана по средней линии навиваемого каната принимается на 15 % меньше чем диаметры обычных блоков:
мм.
Принимаем Dб = 400 мм в соответствии со стандартным рядом размеров барабана (160; 200; 250; 320; 400; 450; 500; 560; 630; 710; 800; 900 и 1000 мм).
Определяется диаметр барабана по дну канавок:
мм.
Максимальный диаметр окружности, описываемой крайней точкой установки барабана предварительно принимается по соотношению
мм.
Рабочая длина каната:
Lк.р= H∙uп = 15∙3 = 45 м,
где Н – высота подъема груза, м; uп – кратность полиспаста.
Число рабочих витков определяют по соотношению
.
Шаг нарезки определяем по формуле:
мм.
Длина одного нарезного участка барабана равна:
мм,
где t – шаг нарезки, мм; zр – число рабочих витков для навивки половины полной рабочей длины каната; zнепр=1,5 – число неприкосновенных витков каната, необходимых для разгрузки деталей крепления каната на барабане; zкр = 3…4 – число витков для крепления конца каната.
Минимально допускаемое расстояние между осью блоков крюковой подвески и осью барабана:
мм.
Длина гладкого среднего участка может быть определена по формуле:
,
где Внар – расстояние между осями наружных блоков выбранной крюковой подвески (Внар=2В3=2∙62=124 мм, рисунок А.1.1, в); [γ] = 6º – максимально принимаемое при предварительных расчетах значение угла отклонения каната от оси ручья блока.
мм.
Принимаем длину гладкого среднего участка l0 = 200 мм.
Длину одного гладкого концевого участка определим как
=(4…5)∙16,5 = 66…82,5 мм; принимаем lк = 70 мм.
Определим длину барабана:
Lб = 2∙(lн + lк)+ l0 + Вз.в = 2∙(446,5 + 70) + 200 + 0 = 1233 мм.
Длина барабана превышает его диаметр в 3,08 раза (1233/400), что вполне приемлемо (до 3…4).
Используя соотношения подобия, полученные путем анализа существующих конструкций тележек мостовых кранов, определяем следующие размеры, показанные на рисунке 1.5 [1]: ширину опоры Воп, зазор между барабаном и опорой δ, ширину основания опоры Восн.оп, длину основания опоры Lосн.оп.
δ ≈ 0,05∙Dб = 0,05∙400 = 20 мм; δ1= δ – (6…12) = 19 – 7 = 12 мм;
Воп ≈ 0,2∙Dб = 0,2∙400 = 80 мм; Восн.оп = (1…1,2)∙Воп = (1…1,2)∙80 = 80…96 = 85 мм.
При компоновке механизма требуется определить длину установки барабана Lуст.б и длину основания опоры Lосн.оп, мм.
мм,
мм.
Высота оси барабана относительно основания внешней опоры может быть принята по соотношению:
мм.
Расстояния между присоединительными отверстиями вычисляются по формулам:
мм,
мм.
После определения основных размеров установки барабана вычерчивается ее габаритная схема (рисунок 1.5 [1]).
Выбор двигателя
Максимальная статическая мощность, которую должен иметь механизм во время установившегося движения, при подъеме номинального груза
кВт,
где ηмех = 0,80…0,85 – предварительное значение КПД механизма.
Выбираем серию двигателя МТВ, отличающуюся высоким классом нагревостойкости изоляции. С учетом коэффициента использования мощности
кВт.
Выбираем двигатель типа МТВ 411-6 ГОСТ 185-70 (рисунок А.4.1, таблицы А.4.1 – А.4.4), имеющий параметры: Nдв = 22 кВт; ПВдв = 25 %; nдв= 965 мин-1; длина L = 877 мм, высота H = 524 мм, ширина B1 = 440 мм, d = 65 мм; d2 = М42×2; l = lхв = 140 мм (l1 = 105 мм – конус); расстояние между отверстиями крепления 2С1 = 335 мм и 2С = 330 мм; mдв = 280 кг; КПД = 0,85; момент инерции ротора Jр.дв = 2 кг∙м2; максимальный момент Тдв.max = 620 Н∙м (62 кгс∙м).
Выбор передачи
Выбор типоразмера редуктора производится по значению расчетного эквивалентного момента на тихоходном валу Тр.э, Н∙м, требуемому передаточному числу механизма uр.тр и частоте вращения ротора электродвигателя nдв.
Для определения эквивалентного момента определим следующие параметры:
– коэффициент переменности нагрузки kQ по формуле:
,
где k – коэффициент нагружения, зависящий от класса нагружения (таблица 1.4 [1]);
– частота вращения барабана определяется :
мин-1;
– число циклов нагружения на тихоходном валу редуктора zт:
,
где tмаш – машинное время работы механизма (таблица 1.5 [1] согласно заданию), ч;
– суммарное число циклов контактных напряжений зуба шестерни тихоходной ступени редуктора zр :
,
где uт=5 – среднее значение передаточного числа тихоходной ступени редуктора;
– коэффициент срока службы kt:
,
где z0 = 125∙106 – базовое число циклов контактных напряжений типажных редукторов;
– коэффициент долговечности составляет:
;
– расчетный крутящий момент на тихоходном валу редуктора при подъеме номинального груза в период установившегося движения, Н∙м:
Н·м,
где ηб = 0,99 – КПД опор барабана;
– эквивалентный момент равен:
Н·м.
Требуемое передаточное число редуктора находится по соотношению:
,
где nдв – действительная частота вращения вала электродвигателя, мин-1.
Предварительно выбираем редуктор Ц2У-315Н (рисунок А.5.1, таблицы А.5.1 – А.5.3), имеющий передаточное отношение uр = 40 и допускаемый крутящий момент на тихоходном валу Тр.н = 8,6 кН∙м.
При выборе редуктора должно соблюдаться условие
Тр.э ≤ Тр.н ,
4639 < 8600Н∙м,
где Тр.н – номинальный крутящий момент на тихоходном валу редуктора по паспорту, Н∙м.
Тихоходный вал данного редуктора выполнен в виде части зубчатой муфты.
Передаточное число выбранного редуктора uр отличается от требуемого передаточного числа uр.тр на
что значительно меньше 15 %. Поэтому оставляем предварительно выбранный редуктор Ц2У-315Н, имеющий следующие технические характеристики: передаточное отношение uр = 40; допускаемый крутящий момент на тихоходном валу Тр.н = 8,6 кН∙м; суммарное межосевое расстояние аw.с=315+200=515 мм; диаметры концов тихоходного dв.тих = 110 мм и быстроходного dв.быстр = 50 мм валов; габаритные размеры (L×H×B), 1040×685×395 мм; масса редуктора mp = 510 кг.
Фактическая скорость подъема груза:
м/c.
Фактический КПД механизма подъема:
,
где ηр – максимально возможное значение КПД для выбранного цилиндрического редуктора (для двухступенчатого Ц2У-315Н – ηр=0,96…0,97).
Выбор муфты
Для соединения валов двигателя и редуктора выбираем тип муфты – зубчатая, с промежуточным валом (рисунки А.6.1 и А.6.2). Такая муфта хорошо компенсирует возможные неточности монтажа и может передавать большие крутящие моменты.
Типоразмер муфт выбирают по диаметрам концов валов, соединяемых данной муфтой.
Диаметр концов валов: dв.быстр = 50 мм (редуктор), d2 = 65 мм – конусный вал (электродвигатель).
По таблице А.6.1. выбираем зубчатую муфту с тормозным шкивом. Данная муфта имеет следующие параметры: диаметр тормозного шкива должен соответствовать допустимому диаметру расточки, большему или равному по значению, чем диаметр вала электродвигателя (принимаем шкив диаметром D1 = 150 мм с диаметром расточки до 65 мм). В полумуфтах допускается выполнять максимальные диаметры расточек во втулках под концы валов dлев.max = dправ.max = 65 мм; номинальный крутящий момент Тм.н = 4000 Н∙м; масса mм = 15,2 кг; момент инерции Jм = 0,015 кг∙м2 (динамический момент Jм = 0,15 Н∙м2).
При этом расчетный момент муфты Тр.м должен удовлетворять условию:
,
620 < 4000 Н·м,
где Н·м.
Далее рекомендуется также начертить «габаритку» муфты.
Выбор тормоза
Определим максимальное значение КПД механизма на участке кинематической цепи от крюка до тормоза:
.
Статический крутящий момент при торможении, создаваемый весом номинального груза на валу, на котором устанавливается тормоз,
Н·м,
где G – вес груза и крюковой подвески (G=149338 Н).
Расчетный тормозной момент определяем по формуле:
Н·м,
где kт – коэффициент запаса торможения, назначаемый правилами Госгортехнадзора (для режима работы 4М kт = 1,75).
По расчетному тормозному моменту выбирается автоматический нормально замкнутый тормоз. При этом должно выполняться условие:
,
где Тт.н – номинальный тормозной момент тормоза, Н∙м.
Значению, большему чем Тт.р = 400 Н∙м, соответствует тормоз ТКТ-300 конструкции «ВНИИПМАШ» (рисунок А.7.1) со следующими параметрами (таблицы А.7.1, А.7.2): номинальный тормозной момент Тт.н = 500 Н∙м (50 кгс·м); относительная продолжительность включения катушки электромагнита ПВк.эл = 25 %; максимальный ход штока толкателя hшт.max = 3 мм; требуемый диаметр тормозного шкива Dт.ш = 300 мм; ширина колодок Вк = 140 мм; масса тормоза mтор = 93 кг, габариты A×H×E = = 783×650×243 мм. Рекомендуется начертить «габаритку» тормоза.