Здания управления и информации

Вопрос №40

Промышленные зоны – это территории сосредоточения промышленных объектов.

При размещении промышленных зон (районов) необходимо обеспечивать их рациональную взаимосвязь с жилыми районами при минимальных затратах времени на трудовые передвижения.

Промышленные предприятия, как правило, следует размещать на территории промышленных зон (районов) в составе групп предприятий (промышленных узлов) с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры, а в сельских поселениях в составе производственных зон.

Функционально-планировочную организацию промышленных зон следует, как правило, предусматривать в виде панелей и блоков основных и вспомогательных производств с учетом отраслевых характеристик предприятий, санитарно-гигиенических и противопожарных требований к их размещению, грузооборота и видов транспорта, а также очередности строительства.

При этом необходимо формировать взаимосвязанную систему обслуживания работающих на предприятиях и населения прилегающих к промышленной зоне жилых районов.

Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60 % всей территории промышленной зоны (района).

В пределах селитебной территории городских и сельских поселений допускается размещать промышленные предприятия, не выделяющие вредные вещества, с не пожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, превышающего установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей. При этом расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м.

При определении взаимного расположения промышленной и селитебной территории учитывается и уровень шума, издаваемый отдельными видами предприятий.

Вопрос №41

Непроизводственная сфера

К непроизводственной сфере относят отрасли народного хозяйства, непосредственно не участвующие в производстве материальных ценностей- жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, просве­щение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, управление и др. В районной планировке достаточно полно прорабатываются те отрасли и виды непроизводственной сферы, которые в наибольшей мере влияют на развитие и размещение народнохозяйственного комплекса района, расселение, планировочную организацию территории, т.е. наука и научное обслуживание, культурно-бытовое обслуживание, курортное хозяйство и туризм и др.

НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА - совокупность отраслей, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.). Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах. В нее входят отрасли: образование, здравоохранение, культура, искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт, социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление и т. д.

Вопрос №42

Система учреждений обслуживания и общественные центры

Функциональное многообразие видов об­служивания укрупненное сводится к следующим группам: административно-общественные; культурно-просветительные; зрелищные; лечебно-оздоровительные; физкультурно-спортивные; торгово-бытовые и массового отдыха. Соответствующие этим группам культурно-бытовые учреждения формируются в сети и центры, состав и структура которых определяются особенностями вида обслуживания, величиной и спецификой планировочной организации города. Чем чаще посещаются учреждения, тем ближе к месту жительства целесообразно их располагать.

-Учреждения повседневного пользования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, продовольственные и промтоварные магазины повседневного спроса, приемные пункты предприятий бытового обслуживания, клубные помещения и т.п.) размещают в микрорайонах с радиусом доступности до 500 м.

- Учреждения периодического пользования (кинотеатры, универсамы, клубы, библиотеки, спортивные сооружения и т.п.) размещают в жилых районах в пределах пешеходной доступности до 1200 м или затрат времени на проезд на общественном транспорте (включая подход к остановке) не более 15 мин.

- Учреждения эпизодического пользования (театры, выставочные залы, административные учреждения, крупные универсамы, специализированные магазины и т.п.) размещают в центрах городов, а в крупных городах и в центрах их планировочных районов, входящих в систему общегородского центра.

Система общественных центров города включает также специализированные центры - медицинские, спортивные, учебные, торговые, музейно-выставочные, отдыха, искусств и др. Такие центры формируются преимущественно из учреждений одного вида обслуживания. Специализированные центры, расположенные в крупных и крупнейших городах, обслуживают население городов и поселений тяготеющих к ним зон и агломераций.

Учреждения обслуживания в промышленных районах делят на размещаемые при предприятиях (радиус обслуживания 0,3-0,5 км) и культурно-просветительные, учебные, научные, размещаемые, как правило, на пред заводских площадях.

При разработке генерального плана города система общественных центров города, объединенная магистралями, улицами, площадями, бульварами, парками, становится важнейшей составляющей формирования его архитектурных ансамблей и доминант.

Вопрос №43

Основные типы жилых домов

Жилые дома делятся на усадебные (1-2х этажные) и блокированные (1-4 этажные), на секционные, коридорные галерейные и смешанной структуры с разной этажностью (3-5,5-9,9-16 и выше).

Усадебный дом выше двух этажей неудобен в функциональном отношении, а его конструктивная основа отличается от другого типа. Если число этажей в доме превышает пять, то необходимы лифты: до девяти -один, с десяти до шестнадцати - две.

Для секционного дома характерно объединение на каждом этаже нескольких квартир вокруг лестницы (3-5 этажей) или лестнично-лифтового узла с распределительным холлом (выше 5-и этажей). Объемно -планировочный элемент, возникающий на основе такого узла, называют секцией.

Соединение нескольких секций дает многосекционный дом. Жилые дома секционного типа самые распространенные в городской застройке благодаря разнообразию планировочных структур, хорошим технико-экономическим показателям и градостроительной маневренностей.

В коридорных домах доступ в квартиры обеспечивается коридорами, ведущими к лестнице и лифтам. Число квартир вдоль коридора может быть практически любым, важно соблюдать нормативные расстояния между лестницами. Этажность таких домов может быть любой (от З-х и выше). При поэтажном размещении коридора все квартира имеют одностороннюю ориентацию, становится невозможным сквозное проветривание.

Вопрос №44

Театры (функция - зрелищные здания)

Театральное здание по структуре делится на две части: сценическую и зрительную.

К первой относят все помещения и сооружения, связанные с обслуживанием сцены. Ко второй – зрительный зал, фойе, кулуары, распределительный и кассовые вестибюли и помещения для обслуживания зрителей. Главная цель функционально - планировочного решения театра- создание удобств для восприятия спектакля зрителями и для его подготовки и проведения.

Вместимость зрительного зала зависит от назначения театра: в драм театре 500-800 мест; в музыкально- драматическом 500-1000; в театре музыкальных комедий 800-1200 мест; в театре оперы и балета 1200-1500 мест.

Площадь зрительного зала принимается из расчета 0,7 м2 на одно место. Площадь зрительного зала( включая балконы, ложи и яруса) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьеры оркестровой ямы. Существуют 2 основные системы организации театрального действия: открытая и глубинная.

Открытая – объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зала, зрители при этом располагаются с трех сторон существующей площадки.

Глубинная – отделяет действия на глубинной сцене от зрительного зала рамой портала. Габариты и формы портальной сцены и зрительного зала определяет размер игровой площадки. В драматическом театре ширина площадки от 8 до 14 м, глубина от 5 до 10 м, ширина портала 10-14м.

Вопрос №45

Детские дошкольные учреждения

Детские дошкольные учрежденияявляются государственными воспитательными и оздоровительными учреждениями для детей в возрасте до 6-7лет. Главными задачами являются - всестороннее развитие ребенка, обеспечение охраны его здоровья, правильное физ. и умственное развитие. Основной тип детских дошкольных учреждений - являются учреждения общего типа с нормальным физическим и умственным развитием.

Особым типом дошкольных учреждений являются: дома ребенка(для детей лишившихся родителей),санитарно- оздоровительные.

По возрасту обслуживания детей подразделяются: детские ясли- для детей в возрасте от нескольких месяцев до 3 лет; детские сады- для детей от 3 до 7 лет.

По характеру или времени эксплуатации делятся на: дневное - пребывание детей от 1 до 12ч., круглосуточное или недельное, смешанные - одни группы в дневное время другие круглосуточно.

Существуют специализированные дошкольные учреждения.- для физически и умственно отсталых; санитарно- оздоровительные и летние дачи.

По вместимости детские дошкольные учреждения подразделяются на учреждения малой вместимости- 4 гр.; средней- от 5 до 8гр;большой вместимости- от 9 до 14гр.

Детские учреждения больше 14 гр образуют комплексы.

Средняя вместимость яслей-садов сост. приблизительно 70-90мест на тыс жителей.

При численности жителей менее 4 тыс. целесообразно здание на 140-190мест.

Вопрос №46

Цирки

Зрительный зал цирка состоит из манежа с диаметром 13 м. амфитеатров, купола, эстрады, помещение для оркестров, осветительных лож, мостиков.

В центре купола на манеже на высоте 20 м. устраивается кольцо, в которой монтируется колосниковая решетка для подвески и крепления гимнастической аппаратуры.

Амфитеатры рядами мест для зрителей сплошным кольцом окружает манеж.

Уклон амфитеатра определяется с условием видимости всего манежа с каждого места и является одним из наиболее крупных среди зрелищных сооружений.

Архитектурная композиция цирка имеет 2 ярко выраженных типа построения двух - частного решения с четким членением на основной объем зрелищной части и примыкающей к нему противоположной стороны от главного входа блокированных производственных помещений, решением единым компактным объемом.

Вопрос №47

Учреждения здравоохранения, отдыха и туризма

Здания и сооружения здравоохранения и отдыха делятся на:
- здания лечебно-профилактических учреждений;
- здания санитарно-профилактических учреждений;
- здания учреждений судебно-медицинской экспертизы;
- здания аптечных учреждений;
- здания санаториев и санаториев-профилакториев;
- здания и сооружения учреждений отдыха и туризма.

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся больницы и поликлиники.
Генеральный план больницы должен предусматривать функциональное зонирование территории с размещением корпусов, организацию проездов и входов, а также уровень озеленения и благоустройства участка. Главная задача - создание наиболее благоприятных условий для больных. Этажность больницы определяется на основе общих градостроительных соображений, вместимости и др. В настоящее время предел этажности больницы установлен в 9 этажей (по уровню развития противопожарной техники).

Для профилактического лечения и отдыха населения сооружаются санатории, дома отдыха, курортные гостиницы и другие оздоровительные учреждения.
Санатории строятся на курортах и в зонах, расположенных в наиболее благоприятных по природно-климатическим условиям районах. Территории санаторных комплексов имеют следующие функциональные зоны: спальных корпусов и столовых; лечебную; культурно-зрелищную; администр-приемную; торгово-бытовых учреждений; спортивных устр.
Культурно-зрелищная зона размещается, как правило, на значительном удалении от зоны спальных корпусов.
В связи с развитием различных видов массового туризма строятся туристические базы. В состав туристической базы входят группы спальных помещений, культурно-бытового обслуживания, обеденные залы, помещения приемно-административного и вспомогательного назначения, размещаемые, как правило, в отдельных зданиях.
Для строительства курортно-оздоровительных учреждений и их комплексов выделяются живописные лесные массивы, прибрежные территории акваторий, долины и склоны гор, местности с уникальными ландшафтными характеристиками.

Вопрос №48

Транспортно-планировочная организация схемы построения уличных сетей

Улично-дорожная сеть города и городской транспорт формируются как единая система и структура которая определяется размерами города и его планировочной организацией. Задачи - установления взаимосвязей между различными частями городской территории- функциональными зонами района, центрами. Главная цель комплексного проектирования планировочной структуры и транспортной сети - обеспечение наименьших затрат времени населением на доступность мест приложения труда, общественных центров, мест отдыха.

Транспортные магистрали подразделяются на магистральные дороги и магистральные улицы. Магистральные дороги соединяют между собой удаленные промышленные и планировочные районы, обеспечивают выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, другим поселениям района расселения. Магистральные улицы устанавливают связь между жилыми, промышленными районами, общественными центрами города, обеспечивают выходы на другие городские улицы и дороги. Важной характеристикой планировочного формирования улично-дорожной сети является схема ее структурного строения - радиальная схема, радиально-кольцевая, прямоугольная, лучевая и свободная.

Прямоугольная система образуется магистральными улицами с перпендикулярным пересечением. Расчленение территории на квадраты или прямоугольники создает лучшие условия для уличного движения. Недостаток: выражен однообразием планировки и увеличением расстояний в связях по диагональным направлениям за счет преодоления угловых участков прямоугольников. Частью транспортной системы города является городской пассажирский транспорт. Главным показателем его работы характеризуется величиной затрат времени на передвижения от мест проживания до мест массовых посещений. Эти затраты не должны превышать 40мин для 80-90% пассажиров в крупных и крупнейших городах и 30 мин в остальных. Сети пассажирского наземного транспорта прокладываются по магистралям селитебной и других территорий города, с учетом дальности пешеходных подходов к остановкам не более 500-600м.

В транспортной инфраструктуре города важная роль отводится организации его внешних транспортных связей (жд, автомобильных, водных и воздушных), обеспечивающих связи с другими городами и районами. Для этого в структуре города предусматривается специальная зона внешнего транспорта - вокзалы, пассажирские станции, порты и др. Проектируют как комплексную систему в органической связи с улично-дорожной сетью и городским общественным транспортом.

Вопрос №49

Наши рекомендации