Глава II. или что бывает после волшебства

Вы, наверное, заметили, какая у детей тяга нарушать запреты. Ну, только что ему сказал – вот это не трогай, и можешь быть уверен, что именно туда ребенок потянулся. Как Иванушка-дурачок, который может гулять по всему дворцу, и только в одну дверь ему не велено заходить. Так ведь рано или поздно зайдет! А потом… Да, потом расхлебывать нам, родителям и воспитателям. А наш герой-неудачник, перетерпев очередную взбучку, в следующий раз опять все сделает так, будто его заколдовала Фея Инверсия. Что же тут удивительного, ведь волшебники мало чем отличаются от шалунов детей. Ведут себя точно так же: натворили чудес, посмотрели, что дело плохо, и скрылись. А нам опять… стоп! На сей раз уже не нам. Пусть теперь ответственность за содеянное возьмут на себя дети, пусть они попытаются выкрутиться. Может, этот опыт их чему-то научит…

Итак, мы познакомились с волшебниками, с их приемами, и остались довольны – симпатичные такие ребята. А теперь вернемся обратно и проверим, так ли безобидны их фокусы.

Задание 32. Дети закрыли глаза и расслабились. Когда же они открыли глаза, оказалось, что Великан Кроха всех превратил в великанов. В этом легко убедиться. Предметы, которые напоминают столы, на самом деле дома, теперь они кажутся нам такими маленькими. А как жить в таком доме? Попробуем туда залезть. Тесновато, да и ноги торчат снаружи. А если поедет машина? Она теперь размером со стульчик: вручаем ее водителю, а сами пытаемся спрятать ноги, которым нет места в домике. Да, надо подумать, хорош ли такой домик? Затем можем выйти погулять в парк. Деревья (мягкие кирпичики, например) стали нам по колено. Ой, кто-то из великанов уже сломал дерево! Ну да, он его вовремя не заметил. А деревцу каково –хорошо или плохо? В парке есть и бассейн (карточная коробка). Кто хочет искупаться? Желающих предостаточно, но оказывается в бассейн помещается только одна нога великана –кому понравится такое купание? Но мы уже задержались – надо торопиться домой. Успеем? Конечно – великану ничего не стоит перепрыгнуть парк, отодвинуть машину и даже перелезть через дома. Путешествовать-то великанам хорошо? Можете не сомневаться –просто замечательно!

С Þ С';

С:Н-с (С2, С3…) Þ + –,

где С – дети

Задание 33. Дети взялись за руки и играют в поезд. «Чух-чух-чух!» – проносится состав с одного места на другое. Но на пути его ожидает встреча с Тянульщиком Стремглавом. Волшебнику не понравился такой шум-гам, он делает взмах и… поезд вдруг замедляется, теперь он ползет, словно черепаха. Ой, мы же доберемся до места назначения только к ночи, а может и позже. Довольны ли пассажиры? Оказывается, кто-то доволен – он опаздывал на поезд, зато теперь легко нагнал его и сел в вагон отдохнуть. А двум девочкам совсем надоело сидеть. Нет проблем – они могут на ходу сойти, побегать, поиграть, а затем вернуться – поезд ведь далеко не ушел. Понравится им такая возможность? Спросим у них.

С Þ С';

С:Н-с (С2, С3…) Þ + –,

где С – поезд

Задача 34. Кузя, Комарик и Лера выбирают себе рисунки из стопки и объединяют их по своему усмотрению. Так, Лера набрал себе группу музыкальных инструментов, Комарик отложил корзинку, грибы, цветы и щенка, а Кузя объединил линейку со стаканом. Куклы объясняют свой набор, а дети должны оценивать, изменились ли функции предметов при таком объединении, будут ли они полезными или вредными.

Лера: «У меня сперва был барабан, он издает громкие ритмичные звуки. Но если его объединить с другими инструментами, то получится целый оркестр с разнообразным меняющимся звучанием».

Комарик: «А я в корзину сперва положу грибы, тогда корзинка будет их держать, чтоб не выпали. Потом выложу грибы и расставлю в корзине цветы – такая корзина будет хорошим украшением. А если мне подарят щенка, я сделаю ему в корзинке домик, корзинка будет греть щенка и ограждать от всяких опасностей».

Кузя: «А я вот подумал, что линейка могла подружиться со стаканчиком».

Лера: «Ай да Кузя! Такие чудеса только он мог придумать» Это что линейка будет помогать стакану чай держать? Ха, ха, ха!»

Кузя: «Ну, вообще-то я еще не придумал, что они будут делать…»

Комарик: «Не придумал, так сейчас придумаем. Так, раз чай в стакане, то надо туда сахар добавить и размешать. А ложки ведь нет – вот и можем для этого линейку использовать, хорошая мешалка получится».

Кузя: «Да, и можно линейкой измерить, сколько чая было вначале, а сколько осталось потом».

Комарик: «А что, мне понравилось, как Кузя объединяет вещи. Я тоже так попробую».

Комарик берет наугад рисунки со стопки и объединяет. «Так, труба и кисточка. Пусть кисточка пыль с трубы стирает или… эх, хороший пистолет получится, если этой кисточкой из трубы стрельнуть!»

Возможно, детям достаточно будет показать несколько приемов возникновения новых функций при объединении, и они захотят помочь Кузе с Комариком. Прекрасно! Пусть они подумают, что могут делать вместе чайник и блокнот, часы и кошелек, лампочка и воздушный шарик…

С1 Þ Н-с (С1, С3);

С3 Þ ф3;

ф3 Глава II. или что бывает после волшебства - student2.ru С2,

где С1 – стакан, С2 – линейка, С3 – ложка

Задание 35. Детям предлагается выбрать, какие процессы они хотели бы замедлить, а какие ускорить:

– когда их хвалят, когда ругают; когда что-то болит; учеба и каникулы.

С:п-С Þ + –;

+ Þ св (С);

– Þ св (С),

где С – хваление, болезнь… (процесс), п-С – ребенок (участник процесса)

Задание 36. Детям предлагается выбрать, кем бы они хотели быть – великанами или крохами, чтобы:

– быстро ходить; хорошо спрятаться; доесть невкусную пищу; наслаждаться вкусным пирогом; залезть в щель; остановить машину.

ф (С) Þ св (С),

где С – дети

Задание 37. Жил-был крокодил, у которого хвост по желанию становился то длинным, то коротким. То ли складной он был, то ли растяжной – неизвестно, а только крокодил часто пользовался необыкновенным свойством своего хвоста. Например, чтобы быстро плыть, хвост обязательно должен быть длинным. А каким – коротким или длинным – он должен быть, чтобы:

– спрятаться под бревно; ударить врага; гулять по оживленной улице; прокатить на себе побольше детей; хвост в автобусе дверью не прищемило; взяться за поручень, если лапами его не достать.

ф (С) Þ св (С),

где С – крокодил

Глава II. или что бывает после волшебства - student2.ru

Задание 38. В игрушечном магазине на самой последней полке лежал маленький красный шарик. Шарику очень хотелось, чтобы его купили, но все проходили мимо и просто не замечали его. Что делать шарику, чтобы его заметили? (Стать большим, надуться). Он так и поступил, надулся, и тогда его купила мама для своего мальчика. Но как ей унести шарик? В руках полные сумки, в сумках места не найдется. (Сделать шарика маленьким, сдуть). Принесла домой и говорит: «А у меня подарок есть». Мальчик очень обрадовался: «Это наверное, очень большой подарок, я как раз такой хотел!» Что делать? (Надуть). Мальчику так понравился шарик, что он даже на ночь хотел его к себе в кроватку взять. Но как? (Сдуть). Спал шарик под подушкой, а когда мальчик крутился в кроватке, шарик упал на пол. Бежала мышка, увидела шарик и захотела к себе в норку отнести. Схватила шарик и тащит к дырке в стене. За этой крохотной дыркой мышкина нора находится. Что делать шарику? (Надуться). Надулся шарик, не пролез в дырку, пришлось мышке его бросить. А утром мальчик проснулся и не мог понять, как шарик очутился на полу, и зачем он надулся.

Н-с Þ ф (С);

ф (С) Þ св (С),

где С – шарик

Задание 39. Кузе подарили много-премного игрушек. Так много, что он стал привередничать: «Не нужны мне всякие подарки! Мне только такие нужны, которые сами могут передвигаться!» Тут часы и мяч, гитара и линейка, радиоприемник и авторучка очень обиделась, огорчились. Кузе стало их жаль, но брать свои слова обратно тоже не хочется. Надо срочно придумать, как эти вещи могут передвигаться. (Например, часы неподвижны, а стрелки и шестеренки у них двигаются; карандаш сам по себе неподвижен, а вместе с рукой подвижен).

С Þ п-С;

С Þ Н-с;

п-С Глава II. или что бывает после волшебства - student2.ru св;

Н-с Глава II. или что бывает после волшебства - student2.ru св,

где С – неподвижные объект, св – подвижность

Задание 40. Бывают моменты, когда хочется просто посидеть и помечтать. И высказать свои пожелания вслух – вдруг кто-нибудь всемогущий услышит и выполнит. Было такое настроение и у наших героев – Кузи, Комарика и Леры. Болтая ногой в дырявой сандалии, Кузя произнес: «Я бы хотел стать таким маленьким, чтобы залезть в спичечный коробок. Тогда бы папа взял меня с собой в командировку». Лера: «А я бы хотел стать таким большим, чтобы стать в футбольные ворота и не один мяч не пропустить». Комарик: «Да, я тоже хотел бы стать большим, но таким, чтобы дотянуться до космоса и посмотреть, как он устроен». Тут появился Великан Кроха и предложил всем детям высказать свои положения. Но только в виде заклинания: «Я хотел бы стать таким… (большим или маленьким), чтобы… (зачем нужно увеличиваться или уменьшаться).

С Þ С';

С Þ Н-с;

С:Н-с Þ +,

где С – ребенок

Задание 41. В "Звездных дневниках Ийона Тихого» (Станислав Лем) приведен случай, когда знаменитый герой участвовал в испытаниях гениального изобретения. Его друг профессор Тарантога создал устройство, в котором можно ускорять или замедлять время. Ийон Тихий согласился залезть в машину, чтобы проверить ее на замедление. Но при этом ему в нос попала пылинка. Ийон чих… (тут время замедлилось).. нул… Можете себе представить чих, который затянулся на целую неделю? Такому приключению не позавидуешь. А какие ускорения или замедления вам бы понравились? Объясните, почему. (Например, спать так быстро, чтобы за пять минут весь сон проспать, а потом играть. Или чтобы дождь шел так медленно, чтобы успеть сбегать домой за зонтиком, пока еще первая капля до головы не долетела).

С Þ С';

С' Þ Н-с;

С:Н-с Þ +,

где С – процесс (сон, дождь…)

Задание 42. У Кузи все игрушки старые, новые не купить. Кузя от огорчения вздыхает. Но Комарик больше всего на свете не может терпеть безысходность. Если новых не купить, надо переделать старые в новые. Тому, у кого друзья волшебники, долго горевать не приходится. Тут Фея Инверсия как раз зашла на минутку. Она, конечно, сделает все наоборот, если ей скажут, что именно. Комарик достает аккордеон (нарисованный), карандаш и мячик и просит Фею Инверсию изменить их функции на противоположные. Фея Инверсия делает взмах и – во что превратятся наши вещи? А как теперь их использовать? (Аккордеон – собирать шум на заводах, на улице, в школе, дома собирать шум телевизора для тех, кто не хочет смотреть, а остальные пусть смотрят; карандаш – стирать пятна, следы машин, зверей, борозды после посадки, раны; мячик – собирать игрушки, ягоды, тащить сумку).

С Þ ф;

ф Þ а-ф;

С(а-ф) Þ П-с;

С (а-ф):Н-с Þ +,

где С – мяч, карандаш

Задание 43. Мы живем в ногу со временем. Весь мир разоружается. Вот и мы устроили в группе конверсию – решили найти военным игрушкам применение в мирных целях. В таком важном акте, конечно, принимали участие волшебники. Дети смотрят то на игрушки, то на волшебников и предлагают волшебникам произвести некоторые изменения в своих игрушках. (Например, объединить все ракеты, тогда из них получится забор, объединив два пистолета, можно соорудить мост. А танк, который не стреляет, а наоборот, втягивает, может убирать в огороде яблоки или даже жуков).

С Þ С';

С' Þ Н-с;

С':Н-с Þ +,

где С – военная игрушка

Задание 44. На дворе серо, пасмурно – ни снега, ни травы. И Кузя наш опять хандрит – скучно, ничего не происходит. Вот только дома за окном, два голых дерева, да поломанная машина. Мы очень любим нашего Кузю. Наверное, потому, что ему так часто нужна наша помощь. А помогая другому, чувствуешь себя таким большим, будто это Великан Кроха тебя незаметно увеличил. Да, знают волшебники свое дело. И мы свое тоже: «Не унывай, Кузя!» Нет поблизости верного Комарика, нет волшебников, но мы сами придумаем чудеса вместо них. Представим, что бы сделала Фея Инверсия с домом, который должен защищать своих жителей от непогоды? Видимо, она направила бы эту непогоду не людей. Тогда у нас получится дом, в котором царствует снег, ветер и дождь. А что делать в таких домах? (В ветряном доме можно сесть на диван и полетать, из-за ветра вся мебель летает. В снежном домике –можно проделывать туннели и искать там друг друга. А в дождевом доме принимать душ, плескаться и купаться). Подумаем, как бы выглядела машина, уменьшенная до размеров мышки. И на что нам нужны такие машинки? (Например, для уборки – растаскивать по местам все вещи. Или для стирки: замочить белье в тазу, а машинки будут там крутиться и хорошо перетрут белье. А затем и погладят – проедутся по нему колесами. Могут машинки помогать деревьям –собирать насекомых и увозить прочь).

С Þ С';

С' Þ Н-с;

С':Н-с Þ +,

где С – дом, машина

Нельзя ручаться за все человечество, но лучшая его часть – дети – оптимисты. Поэтому в приведенной серии упражнений им предлагалось придумать для измененной системы историю со счастливым концом. Историю, в которой она приносит только пользу. Но мы-то знаем, что в жизни так не бывает. Любое изменение может повлечь за собой и непредвиденный вред. Наверное, поэтому мы так боимся изменений и примиряемся со старыми неудобствами, лишь бы не вызывать новых, может быть, более страшных, неприятных. Да, дети должны знать, что польза и вред ходят рука об руку. Но они должны знать и другое – не надо бояться! Изменения приносят пользу? Здорово, мы их берем! Но в придачу и неудобства, сложности? О, это ничего не меняет. Вперед! Преодолеть сложности, искать в любой ситуации выход для волшебника столь же естественно, как здороваться – для обыкновенного культурного человека.

Чтобы будущие волшебники освоили хорошие манеры своей профессии, дадим им потренироваться.

Задание 45. Один невоспитанный человек позволил себе усомниться в том, что Дели-Давай способен сотворить чудо. В ответ на это Дели-Давай немедленно создал Брюшанчика. Новый зверь был очень похож на тканевый мешочек, в котором на небольших расстояниях были вшиты проволоки. На самом же деле это был животик с ребрами, который Дели-Давай только что отделил от законного хозяина – кота. Брюшанчик объявил, что теперь он полностью независим, но сразу призадумался, как жить дальше. Впоследствии оказалось, что именно это его и спасло. Всегда полезно сперва обдумать вопросы жизнедеятельности, и только потом приступить к действиям. Центральными вопросами были: как ему двигаться, если нет ног; как ловить добычу и отражать хищников, если нет ни клыков, ни лап с когтями. Решая эти вопросы, дети выявляли свойства этого зверя (скручиваться, сгибаться, пружинить, качаться) и демонстрировали, как их применить в вышеуказанных целях.

С Þ п-С;

п-С Þ Н-с;

п-С:Н-с Þ + – (п-С);

– (п-С) Þ св' (п-С),

где С – кот

Задание 46. В те времена, когда Кузя мечтал стать великаном, ему представился случай. Случай создал Великан Кроха. Дети, смотревшие на привычного Кузю вдруг увидели, что трехэтажный дом достигает Кузи до груди, а самосвал – до колена. Дом, самосвал, а также скамейка, дерево, столб с афишами и улица были нарисованы на плакате, который раскрылся рядом с Кузей по легкому мановению руки Великана Крохи. Кузя был в восторге – в течение первой минуты. Затем он захотел позаниматься спортом, поиграть на саксофоне, написать письмо мамочке. Но как это сделать, если привычными для этих целей инструментами он воспользоваться уже не может? Дети с удовольствием помогли Кузе решить эти проблемы (вместо мяча использовать колесо от машины, вместо штанги поднимать афишный столб, поиграть на водосточной трубе, как на саксофоне, доской от скамейки побарабанить по крыше дома или машины, письмо нацарапать на асфальте той же доской).

С Þ С';

С' Þ Н-с (С2, С3…);

С':Н-с Þ + – (С');

- (С') Þ св (Сх);

св(Сх) Глава II. или что бывает после волшебства - student2.ru С2, С3…,

где С – Кузя

Задание 47. В замечательной книжке Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» происходит странная вещь. Оба юных героя выпивают неизвестную жидкость и уменьшаются размером в букашки. Затем стрекоза их уносит в лес. Нужно вернуться домой. Но в пути брата и сестру ожидает много трудностей – где взять одежду, чтобы защититься от ожогов и ночного холода (паутина, лепесток цветка), чем питаться (молоко тли, нектар, пыльца, мед шмеля, яйцо), где укрыться на ночь (гриб, орех, домик кузнечика, на корабле из листочка, соломинки и крыльев стрекозы)? Дети смогут дать ответы на эти вопросы, если перед ними будет плакат, изображающий всю эту надсистему.

С Þ С';

С' Þ Н-с (С2, С3…);

С':Н-с Þ + – (С');

-(С') Þ св (Сх);

св (Сх) С2, С3…,

где С – Карик, Валя

Задание 48. В прекрасный зимний день, когда тихо и с достоинством падал снег, вышли погулять Великан Кроха и Фея Инверсия. Их очаровала красота зимнего дня, но они решили сделать этот день еще лучше. Великан Кроха увеличил снежинки, сделав их размером с ведро. Чем это грозит? (На людей будут падать целые сугробы – снег попадает под одежду; ухудшиться видимость). Что предпринять во избежания опасности? (Например, одевать шляпы с большими полями и острым концом – они будут рассекать снежинки и рассредотачивать осколки, прикрывая при этом человека). Но Фея Инверсия тоже не могла остаться в стороне. Она изменила направление снегопада – не сверху вниз, а снизу вверх. Сугробы стали вырастать прямо из-под земли и медленно подниматься вверх к облакам. Чем это плохо для людей? (Снег забивается под одежду, сугробы сносят с дороги, толкают). Что делать? (Перейти от пальто к комбинезонам, передвигаться на лыжах).

С Þ С';

С' Þ Н-с (С2, С3…);

С:Н-с Þ + – (С2);

– (С2) Þ св (С2),

где С – снег, С2 – люди.

Задание 49. Заяц попал в беду. Он напился из экологически загрязненной лужи и у него от этого замедлились ноги. Теперь он передвигается медленней черепахи. Как убежать от волка? (Научиться ходить на ушах, привязав к ним для стойкости палки; объединиться с другим зверем; например, пристроиться к спине у медведя; долгое время набирать силы, а затем –делать гигантский скачек; не бежать, а отпугивать волка – «облепиться» ежами, залезть в крапиву; вырасти большим-пребольшим, тогда волк испугается, что заяц может упасть на него и задавить).

С Þ С';

С' Þ Н-с (С2, С3…);

С':Н-с Þ – (С')

-(С') Þ св (С'),

где С – заяц

Задание 50. Тянульщик Стремглав выбирает среди детей двух друзей. Одного он замедляет, а другого ускоряет. Друзья привыкли всегда ходить вместе и разговаривать. Они и теперь пытаются это делать, но неудачно. Пока один делает шаг, другой уже далеко убежал. Что делать? (Ускоренный друг может бегать вокруг замедленного, или взад-вперед в ногу с другом).

С1 Þ С'1;

С2 Þ С'2;

С'1:С'2 Þ – (С'1, С'2);

– (С'1, С'2) Þ св (С'1, С'2),

где С1 – ходьба первого друга, С2 – ходьба второго друга

Задание 51. Мы уже говорили, что Федориной посуде сбежать помог Замри-Отомри. А если бы он у нас сделал то же самое? Стали тарелки парить по кухне, что с ними будет? (Непонятно, как набрать еду в тарелки, как из них есть). Что нужно изменить, чтобы устранить вред? (Сделать стены и мебель мягкими, упругими; набирать еду во все пролетающие мимо тарелки, и есть по ложке из каждой, которая окажется поблизости).

1. С Þ С';
С' Þ Н-с (С2, С3…);
С':Н-с Þ – (С');
– (С') Þ св (С2, С3..)

2. С Þ С';
С' Þ Н-с (Сч, Са, Св…);
С':Н-с Þ – (Сч);
– (Сч) Þ св (Са, Св..),

где С – тарелки, Сч – человек, Са, Св – процессы использования тарелок.

Задание 52. Замри-Отомри в виде наказания за все проступки приклеил волков хвостами к земле. Они там пустили корни и теперь растут как морковка на грядке. Какие проблемы при этом возникнут у волков? (Как поймать добычу? Как защищаться от возможных нападений других хищников и людей?) Какие приспособления должны появиться у волков, чтобы они выжили? (Нужен длинный язык, которым «стрелять» в пробегающих мимо животных, схватывать и притягивать их. Или сильный хвост-пружина, на котором волк может совершать прыжки на небольшие расстояния. А чтобы спрятаться от врагов, волк может уйти в свои «корни», залезть в хвостовую часть под землей).

С Þ С';

С' Þ Н-с (С2, С3…);

С':Н-с Þ – (С');

С' Þ п-С';

– (С') Þ св (п-С'),

где С – волк

Задание 53. Как-то однажды решил Замри-Отомри сделать подвижными дома. Просто так, чтобы интересно было. Представляете: скользят дома по городу, как в море корабли. На вид – красиво. Но какие неприятности могут возникнуть? (Скользящие дома могут переносить людей на работу или в школу. Но как быть, если разным жителям нужно «ехать» в разные стороны? И как потом избежать столкновений между домами?) Как быть в таких ситуациях? (Составить график «поездок». Придумать позывные для своего дома, например, цып, цып, цып. Услышав зов, дом сам прибежит к жителю. А во избежание столкновений нужны новые правила уличного движения).

С Þ С';

С' Þ Н-с (С2, С3…);

С':Н-с Þ + – (С2);

– (С2) Þ св (С'),

где С – дом, С2 – человек

Ну, вот, истории, в которые нас втянули волшебники, подходят к концу. Нет, нет, они не кончаются. Мы уже знаем, что любое изменение влечет за собой последующее. Так, мягкая мебель, об которую не будут разбиваться летающие тарелки, не сможет служить нам столом – как писать на мягком столе? Стоп! Только не убегайте обратно! Не делайте столы опять твердыми! Мы же договорились – больше всего на свете любят волшебники преодолевать трудности. Просто замечательно, что подвернулся еще один подходящий случай для этого. Посмотрим, что тут еще изменить. Так говорят волшебники, и для них всегда найдется работа. Как же иначе? Воображение их окрепло, закалилось, стало жадным до новых приключений. Оно напоминает улей, в который стоит только бросить камень, чтобы рой ассоциаций помчался во все стороны. Загляните к нам на занятие! Там Великан Кроха превратил нас вдруг в крошечных человечков, и мы очутились в чьем-то кармане. Вокруг все странно, непривычно. Что-то светится вверху. Что это? – спрашиваю ребят. – Блестящая пуговица! Зеркало! Молния! Просто дырка! – ответы сыпятся один за другим. Их трудно остановить, но надо задать следующий вопрос: «Я обнаружила в кармане какие-то «твердышки». Наверное, это карман мальчишки, который что-то таскает с собой?» – Да! – довольно откликаются специалисты по заполнению карманов. – Это у него гвозди! Нет, коробки со спичками! Кубики! Камни и земля! Так же находится объяснение присутствию в «кармане» мягких вещей, и я нетерпеливо обвожу взглядом комнату в поисках новой мишени. Аквариум! – А это что такое? – сурово спрашиваю я и тыкаю пальцем прямо в воду. На сей раз дело осложняется тем, что в карман попала не просто вода, а некий «водяной» предмет. Но разве предметы бывают водяные? Я еще не знаю ответа, но дети тянут руки – Это мокрая тряпка, которой он сапоги чистил, – говорит кто-то из девочек. Это сосулька – тихо, но уверенно произносит Игорь, и тут я окончательно таю от радости. Должно быть мокрости в кармане скоро прибавится. И если кто-то удивился, мол, что ж тут такого, все дети придумывают! – то я возражу очень резко. Могут придумывать все, если эту способность в них поддерживать. А если нет, то получится тот Игорь, с которым я встретилась в начале нашего знакомства.

– Представьте себе, что все мы великаны, – предложила я детям. – Посмотрите в окно и скажите: «Я такой большой великан, что могу до …» До чего, до каких предметов там, за окном мог бы достать великан?

Застенчивые, неуверенные ответы: «До дома…. До дерева…»

– А ты? – спрашиваю мальчика, который притаился в стороне. Игорь напрягается, злобно глядит исподлобья и цедит сквозь зубы: «Не знаю!»

– Хорошо, – не сдаюсь я, – посмотрим вместе, что вообще видно в окне?

То же упрямое: «Не знаю!»

Конечно, он мог бы назвать предметы за окном, но он не знает, какой именно ответ я от него жду. А страх ошибиться у этого четырехлетнего мальчика, как и у многих его сверстников, уже успели сформировать. Вот почему через два года я так обрадовалась смелости его предложения. Не только этого и не только у него. Придумывание, поиск выхода из замысловатых ситуаций становится потребностью маленьких волшебников.

– Ну и что? – спросит у меня строгий читатель. – Все это сказки, они хороши в детстве, а дальше-то что? Действительно,

– А дальше? Кончается сказка.
Стихает пустеющий дом.
А Золушка в свадебном платье
Не знает, что делать с венцом…
(А.Элксне)

Наши рекомендации