Лекция 6. Транспортное хозяйство, транспортная логистика

Содержание темы:

1. Транспорт и его виды.

2. Сравнительные преимущества и недостатки видов транспорта.

3. Организация и управление перемещением грузов.

4. Транспортные расходы и тарифы.

1.Транспортировка — процесс перемещения продукции (или людей) в пространстве посредст­вом транспортных механизмов (машин).

Поскольку транспортировка осуществляется с участием лю­дей, поэтому процесс перемещения является одновременно и процессом труда. В ходе перемещения передвигается сам про­дукт как результат ранее затраченного труда, т. е. как стоимость. В результате процесса труда, осуществляемого работниками в процессе транспортировки, стоимость перемещаемого продукта дополнительно возрастает на величину транспортных расходов.

Перемещение грузов (и людей) как полезный результат процесса человеческого труда является транспортной услугой. Как рыночная деятельность она есть определенного рода товар, который имеет рыночную цену, транспортный тариф, посколь­ку устанавливается не за единицу товара, а за ту или иную еди­ницу транспортной работы.

На рынке транспортных услуг имеются свои продавцы (транспортные организации), покупатели (владельцы грузов) и профессиональные посредники в лице, например, организаций транспортной экспедиции.

В настоящее время для перевозки грузов используются сле­дующие виды транспорта в зависимости от вида природной сре­ды, в которой осуществляется процесс движения: наземный (автомобильный, железнодорожный), водный (морской, речной), воздушный (авиатранспорт), трубопроводный (в зависимости от места расположения труб может относиться к любому перечис­ленному виду транспорта).

Используемые типы транспортных механизмов разделяются на транспортные средства, которые перемещаются вместе с гру­зом, и транспортные устройства, которые сами не перемещают­ся в пространстве, но обеспечивают пространственное переме­щение груза.

2.Участнику рынка, как пра­вило, требуется переместить свой груз в целости и сохранности в требуемое место на определенное расстояние и в течение ка­кого-то времени. Обычно он может сделать это путем использо­вания разных видов транспорта, а потому перед ним всегда сто­ит задача выбора того или иного вида транспорта, которым он может доставить свой груз. Данная задача решается с учетом разнообразных характеристик, которыми обладает перемещение груза тем или иным видом транспорта, а критерием в конечном счете является минимизация транспортных расходов и (или) максимизация прибыли данного участника рынка.

Каждый вид транспорта (в данном контексте — грузового) имеет сразу целый ряд сравнительных достоинств (относитель­ных преимуществ) и сравнительных недостатков (относительно отрицательных черт). Сравнительную рыночную сущность вида транспорта лучше всего показывает единство его главного достоинства и основного недостатка для транспорта:

• автомобильного — маневренность против затратности;

• железнодорожного — масштабность против неманевренности;

• водного — дешевизна против длительности;

• воздушного (авиа) — скорость против затратности;

• трубопроводного — масштабность и дешевизна против грузоограниченности.

Каждый вид транспорта в конечном счете используется участниками рынка тогда, когда его достоинства при конкрет­ной перевозке груза перевешивают его относительные недостат­ки в большей степени, чем это имеет место при использовании других видов транспорта.

Лекция 6. Транспортное хозяйство, транспортная логистика - student2.ru

3.Перевозка груза может быть организована исходя из конкретных ее условий, но в среднем существует несколько основных типов, моделей ее ор­ганизации.

В ряде случаев перевозка осуществляется только одним ви­дом транспорта. Она обычно называется унимодальная, или монотранспортная модель.

Очень часто перевозка одного и того же груза осуществля­ется сразу несколькими видами транспорта. Такая перевозка называется комбинированной перевозкой.

Наибольшую сложность имеет организация комбинирован­ных перевозок. В современных условиях такие перевозки обыч­но организуются каким-то профессиональным участником рынка перевозок — самой транспортной организацией или по­среднической транспортной организацией — транспортным экспедитором. Данная модель организации перевозок называет­ся интермодальной.

Наиболее прогрессивной формой организации грузовых пе­ревозок в настоящее время считается мультимодальная модель, которая представлет собой такую форму интермодальной моде­ли, при которой профессиональный организатор комбиниро­ванной перевозки единолично несет всю ответственность перед владельцем груза за его доставку, а не только за организацию процесса транспортировки.

Основными юридическими формами соглашений между участниками транспортного рынка являются договоры перевоз­ки, фрахтования и транспортной экспедиции.

4.Транспортные расходы (из­держки) — составная часть себестоимости и цены любого со­временного товара. В конечном счете эти расходы всегда опла­чивает покупатель (потребитель) перемещаемого груза.

Транспортные расходы зависят от расстояния транспорти­ровки и транспортного тарифа (цены транспортной услуги).Последний обычно устанавливается на основе затрат, которые несет перевозчик, и среднего уровня прибыли.

Если транспортный тариф установлен только за процесс перемещения, то совокупные транспортные расходы владельца груза обычно еще включают расходы на погрузочно-разгрузоч­ные работы и расходы на упаковку груза. В цену тарифа часто включаются расходы на обязательное страхование грузов.

Транспортные тарифы, как и любые другие цены на рынке, зависят от спроса и предложения на транспортные услуги.В свою очередь, рыночный спрос и предложение изменяются под влиянием различного рода факторов «технического» и «эко­номического» порядка.

Транспортные тарифы одного и того же вида транспорта дифференцируются в зависимости от очень многих признаков процесса перевозки: расстояния, скорости, вида груза и размера его партии и т. д.

Транспортные тарифы могут быть государственными и ры­ночными, общими и льготными, повременными и сдельными, одноставочными и многоставочными и т. п.

Контрольные вопросы:

1.Понятие транспортировка, ее сущность;

2. Виды транспорта;

3. Преимущества и недостатки видов транспорта;

4. Организация перевозки грузов;

5. Понятие транспортные расходы, сущность транспортных тарифов.

Наши рекомендации