По борьбе со снежными заносами
4.1. В Министерстве путей сообщения руководство подготовкой хозяйства и кадров железных дорог к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы на сети железных дорог осуществляет постоянно действующий Оперативный штаб, возглавляемый заместителем министра путей сообщения, ведающим путевым хозяйством, в составе представителя ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, Главного ревизора по безопасности движения, начальников главных управлений: пути, локомотивного и вагонного хозяйств, сигнализации и связи, рабочего снабжения, электрификации и энергетического хозяйства, пассажирского, капитального строительства, контейнерных перевозок и коммерческой работы, метрополитенов, промышленного железнодорожного транспорта, начальника управления кадров, первых заместителей начальников главных управлений движения и материально-технического обеспечения, начальника инспекции при министре путей сообщения.
Распоряжения постоянно действующего Оперативного штаба обязательны для исполнения всеми линейными работниками железнодорожного транспорта.
4.2. Главное управление пути Министерства путей сообщения: осуществляет контроль за ходом подготовки путевого хозяйства, средств снегозащиты и снегоборьбы к зиме, рассматривает и утверждает расстановку роторных снегоочистителей, снегоуборочных поездов и стругов и следит за своевременным прибытием путевых машинных станций для прикрытия станций и узлов на зимний период;
обеспечивает контроль за выполнением работ по очистке и уборке снега, следит за использованием снегоуборочной техники и оказывает помощь дорогам, на которых возникает сложная метеорологическая обстановка, направляя при необходимости в их распоряжение высокопроизводительную снегоуборочную технику с других дорог.
4.3. В пределах железной дороги руководство подготовкой хозяйства и кадров к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы осуществляет постоянно действующий Оперативный штаб, возглавляемый первым заместителем начальника железной дорога, в составе представителя Дорпрофсожа и начальников служб: пути, движения, локомотивного и вагонного хозяйств, сигнализации и связи, материально-технического обеспечения, рабочего снабжения, электрификации и энергетического хозяйства, пассажирской, контейнерных перевозок и коммерческой работы, начальников отделов кадров и капитального строительства, инспекции при начальнике железной дороги.
4.4. С момента возникновения на дороге сложной метеообстановки начальник службы пути:
устанавливает в службе круглосуточное дежурство руководящих работников;
осуществляет постоянную связь с начальником службы движения и оперативно-распорядительным отделом службы движения, отдалениями дорог и дистанциями пути;
контролирует и обеспечивает выполнение разработанных на отдалениях дороги и дистанциях пути оперативных планов по предупреждению снежных заносов, следит за своевременным вводом в действие снегоочистителей и снегоуборочных поездов, формированием снеговых поездов, поступлением и направлением на места работ рабочей силы и транспортных средств;
в зависимости от складывающейся на дороге обстановки своевременно маневрирует имеющимися на дороге снегоочистителями и снегоуборочными поездами;
поддерживает связь с местными организациями по вопросам своевременного обеспечения узлов, станций и перегонов рабочей силой и транспортными средствами.
4.5. Начальники службы движения и службы пути должны иметь следующие документы:
карту дороги с нанесенными на ней заносимыми участками на перегонах и станциях;
ведомость и схему расстановки по местам приписки всех снегоочистителей, снегоуборочных поездов, стругов и других машин с указанием обслуживаемых ими участков;
план формирования снеговых поездов.
Начальник службы и дежурный аппарат службы пути, кроме того, должны иметь следующие дополнительные документы:
ведомость обеспечения каждой дистанции пути щитами, кольями, инструментом, инвентарем и необходимыми материалами;
ведомость наличия и пунктов хранения резерва переносных щитов, деревянных, совковых лопат и другого инструмента по снегоочистке;
план обеспечения дороги (по отделениям дороги, дистанциям пути) рабочей силой и транспортными средствами с распределением их по республикам, краям, областям, городам, районам;
план формирования по крупным узлам и станциям бригад 2-й, 3-й очередей;
ведомость наличия неснижаемого запаса узлов, агрегатов, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и места их хранения; план размещения дорожным управлением рабочего снабжения пунктов неснижаемого запаса продуктов питания и пунктов организации горючего питания.
4.6. В пределах отделения дороги руководство подготовкой хозяйства и кадров к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы осуществляет постоянно действующий Оперативный штаб, возглавляемый первым заместителем начальника отделения дороги, в составе представителя Райпрофсожа и начальников отделов: пути, движения, локомотивного и вагонного хозяйства, сигнализации и связи, материально-технического обеспечения, рабочего снабжения, электрификации и энергетического хозяйства, пассажирского, контейнерных перевозок и коммерческой работы, кадров.
4.7. С момента наступления метелей начальник Оперативного штаба отделения дороги:
принимает оперативные меры по обеспечению бесперебойной поездной и грузовой работы и устанавливает круглосуточное дежурство руководящих и других работников отделения для постоянного контроля и оказания помощи дистанциям пути и другим хозяйственным организациям отделения и для связи с оперативно-распорядительным аппаратом службы движения и дежурным по службе пути;
ежедневно разбирает выполнение суточного плана снегоуборочных работ и по результатам принимает необходимые меры;
систематически принимает доклады дежурного по отделению о поездном положении и использовании снегоуборочной, техники, заслушивает начальников отделов о принимаемых мерах по предупреждению снежных заносов.
4.8. Начальник Оперативного штаба отделения дороги должен иметь для руководства работами по снегоборьбе следующие документы:
карту отделения дороги с нанесенными на ней заносимыми участками на перегонах и станциях и степени их заносимости;
ведомость и схему расстановки по местам приписки всех снегоочистителей, снегоуборочных поездов, стругов и других машин с указанием обслуживаемого плеча и списка закрепленных бригад;
график оборота снегоочистителей по направлениям, определяющий фактическое время нахождения их в пути с момента выхода с пункта приписки до обратного возвращения;
график работы снегоуборочных поездов на узлах и станциях, в котором предусматривается очередность механизированной уборки снега по стрелочным горловинам и путям каждого парка;
время прибытия машин на станцию, продолжительность их работы и время отправления на другую станцию;
план формирования снеговых поездов по станциям;
ведомость раскрепления районов узлов и станций (парков и горловин) за предприятиями, руководители которых выделяют людей для своевременной и полной уборки снега и обеспечения работоспособности закрепленного участка;
план формирования по крупным узлам и станциям бригад 2-й и 3-й очередей,
план обеспечения отделения дороги (по дистанциям пути и перегонам) рабочими и транспортными средствами с территориальных организаций с распределением их по областям, городам и районам;
ведомость наличия на участковых материальных складах запасов деревянных, совковых лопат и другого инструмента по снегоборьбе, а также резерва переносных щитов на дистанциях пути с указанием места их хранения;
план размещения пунктов неснижаемого запаса продуктов питания и пунктов организации горячего питания.
4.9. Начальник отдела пути отделения дороги:
осуществляет руководство снегоуборочными работами и контроль за их организацией;
принимает необходимые оперативные меры к бесперебойной работе снегоуборочной и снегоочистительной техники, не допуская непроизводительных простоев по причинам неисправности машин, длительного их нахождения в ремонте, и следит за своевременным предоставлением локомотивов, путей;
осуществляет контроль за бесперебойной работой пневмообдувочных устройств и электрообогрева стрелок, а там, где их нет, - за организацией очистки стрелочных переводов от снега другими средствами;
следит за формированием бригад 1-й и 2-й очереди, а также за выделением рабочих территориальными организациями.
4.10. Начальник отдела движения отделения дороги и работники диспетчерского аппарата:
в период сильных снегопадов и метелей, когда создается угроза образования снежных заносов, по заявкам дистанций пути незамедлительно выделяют локомотивы под снегоочистители и снегоуборочные поезда, за что несут персональную ответственность;
устанавливают диспетчерский контроль за своевременным отправлением и проследованием по графику снегоочистительной техники и освобождением на станциях путей от подвижного состава для их механизированной очистки;
не допускают длительных стоянок поездов и накопления вагонов на снегозаносимых станциях. Перечень таких станций утверждает начальник отделения дороги;
совместно с начальником отдела пути осуществляют контроль за выполнением оперативного плана снегоуборочных работ на крупных станциях и узлах, соблюдением графика освобождения путей и графиков работы снегоуборочных поездов, обращая особое внимание на их продвижение к местам выгрузки и обратное возвращение к пунктам уборки и погрузки снега.
4.11. Начальник локомотивного отдела и начальник локомотивного депо:
несут персональную ответственность за своевременное выделение локомотивов под снегоочистители по заявкам дистанции пути, а также за выделение на весь период снегопадов и метелей локомотивов, оборудованных радиосвязью, под снегоуборочные поезда, обеспечение своевременной экипировки локомотивов и смену бригад в соответствии с утвержденным графиком. Выделенные локомотивы могут заменяться при необходимости другими только на время прохождения технического обслуживания и текущего ремонта (TO-3, TP-1);
обеспечивают закладку и пополнение неснижаемого запаса ГСМ из расчета на один снегоуборочный поезд: авиамасла МТ-14П, МТ-16П, М-14В2 - 0,3 т; дизельного топлива - 10т.
4.12. Начальник вагонного отдела и начальник вагонного депо после предъявления снегоочистителей и снегоуборочных поездов к техническому осмотру обеспечивают ремонт и исправность ходовых частей, автосцепки и тормозного оборудования.
4.13. Начальники локомотивного и вагонного отделов отделения дороги, начальники локомотивных и вагонных депо:
силами и средствами депо производят ремонт снегоуборочных машин в зимнее время раньше всех других ремонтных работ;
в период снегоборьбы по заявкам начальников дистанций пути немедленно представляют стойла для выполнения аварийных работ и профилактического ремонта снегоуборочных поездов и снегоочистителей;
организуют ремонт подвижного состава на путях таким образом, чтобы в зимний период исключалась их захламленность деталями подвижного состава и другими предметами, препятствующими работе снегоуборочных поездов.
4.14. Начальник отдела сигнализации и связи и начальник дистанции сигнализации и связи обеспечивают:
содержание напольных устройств СЦБ на перегонах и станциях в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-83 "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520(1524)мм. Раздел 2, п. 2.10" для создания условий механизации снегоуборочных и других путевых работ;
телефонную связь со снегозаносимыми местами, бесперебойную работу линейно-путевой связи и предоставление работникам пути внеочередной связи для оперативного руководства работой по снегоборьбе;
исправную работу радиостанций, установленных на снегоуборочной и снегоочистительной технике, а также на локомотивах, постоянно закрепленных за ними;
осуществляют периодическую проверку их действия;
содержание и ремонт кабального хозяйства пусковых и управляющих устройств автоматической пневмоочистки стрелок и питания электроэнергией.
4.15. Начальник отдела материально-технического обеспечения обеспечивает своевременную закладку и поставку дистанциям пути запасных частей, узлов и агрегатов, троса и антифриза, необходимых для выполнения аварийного и профилактического ремонта снегоуборочной техники, инструмента, инвентаря, круглого леса, щитопланки и других материалов согласно выделенным фондам, потребной спецодежды в соответствии с установленными нормами.
4.16. Начальник отдела рабочего снабжения:
производит закладку неснижаемого запаса продуктов в пунктах, где имеются магазины отдела рабочего снабжения со складскими помещениями в размерах, согласованных с начальниками дистанций пути;
организует горячее питание рабочих, занятых на очистке и уборке снега;
организует доставку из ближайших столовых ОРСа горячего питания к местам работ бригад, обслуживающих снегоуборочную и снегоочистительную технику и работающих на очистке путей и уборке снега. Транспортные средства и рабочих для погрузочно-разгрузочных работ по доставке пищи предоставляет дистанция пути.
4.17. Начальник санитарно-эпидемиологической станции врачебно-санитарной службы дороги:
устанавливает санитарный контроль за местами сбора рабочих, общежитиями, пунктами обогрева и приема пищи;
проводит обучение работающих правилам профилактики обморожения;
выделяет медицинских работников для обслуживания работающих на снегоочистке.
4.18. В пределах дистанции пути руководство предупреждением снежных заносов и снегоборьбой осуществляет начальник дистанции пути через руководящих работников дистанции и дорожных мастеров, а также через передаваемых в его распоряжение руководителей путевых машинных станций и других подразделений.
4.19. Начальник дистанции пути совместно с начальником станции разрабатывают и ежегодно корректируют оперативный план снегоборьбы и устанавливают контроль за его выполнением.
4.20. Начальник дистанции пути:
обеспечивает выполнение всех мер, направленных на качественную подготовку хозяйства пути к зиме; очистку от снега и льда закрепленных централизованных стрелочных переводов; исправное содержание и эксплуатацию воздуходувной линии, воздухоразборных колонок, переносных шлангов и арматуры на стрелках, контролирует повседневную готовность пневмоочистительных и электрообогревательных устройств на стрелочных переводах;
организует постоянно действующие на весь зимний период оперативно-наладочные бригады по содержанию в постоянной исправности снегоуборочной техники, пневмоочистительных и электрообогревательных устройств; для обеспечения своевременного ремонта снегоуборочной техники комплектует штат механизаторов из расчета на пять снегоуборочных поездов четыре слесаря-ремонтника и одного мастера;
несет персональную ответственность за исправность снегоочистителей и снегоуборочных поездов, обеспечение их квалифицированными кадрами для трехсменной работы;
следит за исполненным графиком работы снегоуборочных и других машин, занятых на уборке снега.
4.21. С момента наступления снегопада и метели начальник дистанции пути обязан установить контроль за обеспечением безопасности и бесперебойности движения поездов и маневровой работы и принять оперативные меры по очистке и уборке снега с путей и стрелочных переводов, для чего необходимо:
установить круглосуточное дежурство руководящих работников дистанции пути;
обеспечить своевременную подачу заявок на локомотивы и организовать бесперебойную работу снегоуборочной и снегоочистительной техники;
обеспечить контроль за продвижением снегоочистителей по графику, за своевременным предоставлением путей по технологическому процессу для работы снегоуборочных поездов;
обеспечить качественную очистку путей и стрелочных переводов от снега в установленное графиком время работы снегоуборочной техники;
ввести в действие имеющиеся пневматические и тепловые устройства очистки стрелок от снега;
организовать вызов и расстановку по местам работы бригад рабочих 1-й и 2-й очередей, а также обеспечить прием и расстановку рабочей силы и транспортных средств территориальных организаций;
следить с помощью дорожных мастеров за состоянием щитовой линии, обеспечивая своевременную перестановку заработанных щитов и расчистку образующихся снежных переметов на перегонах и станциях;
принимать другие меры согласно оперативному плану, обеспечивая бесперебойное движение поездов и безопасность людей, занятых снегоуборочными работами;
систематически докладывать начальникам отделения дороги, отдела пути и службы пути о положении на дистанции и принимаемых мерах по устранению затруднений.
4.22. В случае образования снежных заносов, угрожающих безопасности движения, дорожный мастер (начальник участка), начальник дистанции пути и его заместитель обязаны в установленном порядке закрыть перегон для движения поездов и принять оперативные меры по ликвидации снежных заносов и восстановлению движения.
4.23. Руководство организацией снегоуборочных работ на сортировочных, грузовых, участковых и крупных пассажирских станциях осуществляет штаб, возглавляемый начальником станции, в составе: начальника дистанции пути или его заместителя, начальников локомотивного и вагонного депо, дистанции, сигнализации и связи, дистанции контактной сета и представителя отдела рабочего снабжения.
4.24. Начальник станции:
осуществляет оперативное руководство снегоуборочной и снегоочистительной техникой и несет персональную ответственность за своевременную, очистку и уборку снега на станции;
в период метелей и снегопадов устанавливает круглосуточное дежурство руководящих работников станции и совместно с работниками дистанции; пути, локомотивных и вагонных депо принимает меры по быстрейшей очистке и уборке снега со станционных путей, производительному использованию снегоуборочной техники и выполнению заданной нормы выработки в рейсах снегоуборочными поездами;
обеспечивает в соответствии с оперативным планом предоставление станционных путей и стрелочных горловин для механизированной их уборки от снега, своевременный пропуск машин на участок работы;
совместно с начальником дистанции пути разрабатывает и доводит до сведения причастных работников станции и дистанции пути сменный план снегоуборочных работ и контролирует его выполнение; в соответствии с оперативным планом по борьбе со снежными заносами дает задание командирам смен [дежурному по станции, станционному (маневровому) диспетчеру] на очистку и уборку снега. В этом задании указываются нормы использования снегоочистителей, снегоуборочных и снеговых поездов (количество рейсов). Командир смены, получив план снегоуборочных работ, организует четкое его выполнение. Для этого он доводит план до сведения каждого исполнителя, давая конкретное указание дежурным по паркам, сортировочным горкам по организации механизированной очистки и уборки снега в соответствии с оперативным планом. При изменении поездной ситуации маневровый диспетчер корректирует с ведома начальников станции и дистанции пути сменный план снегоуборки и доводит его до исполнителей. Для контроля на диспетчерском графике исполненной работы станции отражается работа снегоочистителей, снегоуборочных и снеговых поездов;
при анализе работы за смену совместно с начальником дистанции пути (старшим дорожным мастером или дорожным мастером) подробно рассматривает выполнение сменного плана снегоуборочных работ с отчетом работников станции и других служб и дает оценку смене исходя из заданной и фактически очищенной площади станционных путей и стрелочных горловин;
следит за соблюдением габарита при выгрузке грузов на станционных и подъездных путях.
4.25. Распределение обязанностей между хозяйственными подразделениями дороги по очистке, уборке снега и сколке льда следующее:
начальник дистанции пути несет персональную ответственность за своевременное выполнение работ по очистке от снега главных, станционных путей, стрелочных переводов (кроме путей и стрелочных переводов, которые очищают другие хозяйственные предприятия), пешеходных мостов и тоннелей, находящихся на балансе дистанций пути, подъездных путей, принадлежащих МПС, за исключением участков в пределах территорий предприятий и у фронтов погрузки и выгрузки;
начальник станции несет ответственность за выполнение работ по очистке от снега, льда, мусора всех перронов, пассажирских и грузовых платформ, стрелочных переводов нецентрализованного управления, обслуживаемых дежурными стрелочных постов, находящимися в штате станций;
начальники вагонных депо и вагонных участков, дирекций международных и туристических перевозок несут ответственность за уборку с путей и междупутий деталей подвижного состава, мусора с путей и междупутий вагонных депо (участков), путей ремонта, экипировки и отстоя вагонов; уборку снега, сколку и уборку льда на этих путях; разработку и осуществление мер по сокращению утечки воды на станциях при заправке пассажирских вагонов;
начальник локомотивного депо (отдел локомотивного хозяйства) несет ответственность за очистку смотровых канав, поворотных кругов, уборку снега, сколку льда и уборку деталей локомотивного подвижного состава, обтирочных отходов, остатков топлива с междупутий и путей экипировки, складов топлива, поворотных треугольников, путей отстоя и запаса локомотивов и моторвагонного подвижного состава и других деповских путей;
начальник дистанции сигнализации и связи несет ответственность за очистку от снега вагонных замедлителей механизированных горок, батарейных колодцев, путевых коробок, групповых муфт, путевых дросселей аппаратуры для бесконтактного обнаружения перегретых букс в поездах (ПОНАБ) и других напольных устройств СЦБ.
Очистка от мусора, снега, сколка и уборка льда с подъездных путей и стрелочных переводов, расположенных на них, входящих в систему Министерства путей сообщения, в пределах территорий предприятий и организаций и у фронтов погрузки и выгрузки производятся силами и средствами этих предприятий и организаций.
Содержание в чистоте (в том числе уборка снега, сколка и уборка льда) деповских путей, путей экипировки, ремонта, отстоя и запаса подвижного состава, промывки, очистки и дезинфекции вагонов, путей тяговых подстанций и других объектов энергоснабжения, путей на базах, складах и грузовых дворах осуществляется организациями, использующими эти пути.
4.26. Очистка от снега деповских путей локомотивного депо снегоуборочными поездами производится по заявке начальника депо во вторую очередь при условии обеспечения свободности путей и междупутий от препятствий и деталей подвижного состава.