На железных дорогах союза сср
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ СОЮЗА ССР
Общие положения
1.1. Железные дороги в любое время года должны обеспечивать выполнение плана перевозок пассажиров и грузов с установленными скоростями независимо от состояния погоды при безусловном обеспечении безопасности движения. От своевременной и качественной подготовки хозяйства к зиме, разработки и осуществления мер, обеспечивающих надежную защиту железнодорожного пути от снежных заносов, и эффективного использования снегоочистителей и снегоуборочной техники в значительной мере зависит четкая работа железнодорожного транспорта в зимний период.
1.2. Все снегозаносимые участки пути характеризуются двумя признаками:
категорией заносимости, зависящей от поперечного профиля земляного полотна;
степенью заносимости, определяемой расчетным годовым объемом метелевого снега, подносимого к 1 м пути с вероятностью повторения один раз в 15-20 лет.
Категорией заносимости необходимо руководствоваться при определении очередности защиты пути от снежных заносов. Степенью заносимости необходимо руководствоваться при выборе и проектировании типа и снегосборной способности снегозащитных ограждений.
1.3. В зависимости от категории снегозаносимости должны ограждаться:
в первую очередь заносимые места 14 категории - выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м и больше; нулевые места, расположенные на косогорах; участки на перегонах с путями в разных уровнях; территории станций и узлов;
во вторую очередь заносимые места 2-й категории - выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места;
в третью очередь заносимые места 3-й категории - насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1 м на косогорах.
1.4. По степени снегозаносимости участки железнодорожного пути подразделяются на слабозаносимые, среднезаносимые, сильнозаносимые и особо сильнозаносимые.
Тип и мощность снегозащитных ограждений должны быть выбраны так, чтобы исключались метелевые отложения на путь.
1.5. Средства и способы защиты пути от снежных заносов следует выбирать по табл.1 с учетом местных условий.
1.6.Различают следующие явления, связанные с выпадением и переносом снега:
снегопад - выпадение снежных частиц при отсутствии ветра;
низовая метель - перемещение по земной поверхности ранее выпавшего снега при отсутствии снегопада;
верховая (общая) метель - выпадение снега при ветре и одновременный перенос выпавшего снега.
В зависимости от скорости ветра различают метели: слабые — при скоростях ветра менее 10 м/с; средние - от 10 до 20 м/с; сильные - от 20 до 30 м/с; очень сильные — свыше 30 м/с.
1.7. При очень сильных метелях, характеризующихся годовым объемом приносимого снега свыше 700-800 м3/м, задержка снега перед ограждаемыми железнодорожными объектами становится нерациональной и связанной с чрезмерными расходами. В этом случае возможно устройство снегонезаносимых поперечников земляного полотна и снегопередувающих заборов.
Таблица 1
Объем приносимого снега за зиму, м3/м | Средства и способы защиты пути от снежных заносов |
Слабозаносимые участки | |
До 100 | Одно- двухполосные лесонасаждения Щиты с равномерной просветностью, щиты с разреженной нижней частью |
Среднезаносимые участки | |
101-300 | Двух- трехполосные лесонасаждения Постоянный забор высотой до 5,5 м Забор облегченного типа высотой 4-5 м |
Сильнозаносимые участки | |
301-600 | Трех- четырехполосные лесонасаждения Один-два ряда постоянных заборов высотой до 5,5 м Забор облегченного типа высотой 5 м, дополненный забором с просветностью 60 - 70 % |
Особо сильнозаносимые участки | |
Более 600 | Четырех- и более полосные лесонасаждения Два ряда постоянных заборов высотой до 5,5 м или заборов облегченного типа высотой 5 м Снегопередувающие заборы Устройство снегонезаносимых профилей земляного полотна |
1.8. Гидрометеорологическое обслуживание железнодорожного транспорта осуществляют: геофизическая станция Главного управления пути МПС (ЦПмет), геофизические станции управлений железных дорог (ПГМ) и их филиалы.
Предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях (снегопад, метель, гололед, резкие колебания температуры и др.) передаются из геофизической станции Главного управления пути в адрес дорожных геофизических станций, а при необходимости направляются и в адреса начальников дорог и начальников служб пути дорог.
Дорожные геофизические станции, получив предупреждение ЦПмет, анализируют его с учетом местных особенностей дороги и направляют в соответствующие адреса - руководству и линейным работникам дорог для принятия необходимых мер. В предупреждениях сообщаются данные об ожидаемом времени и месте возникновения опасного явления, его интенсивности и продолжительности.
1.9 Организация и технология очистки, уборки снега на отделении дороги (станции) должна являться составной частью технологического процесса работы отделения (станции). Работа всех машин, используемых для очистки путей и уборки снега, должна быть увязана с графиком движения поездов и маневровой работой станции.
На перегонах и станциях
2.1 Для обоснованного выбора и размещения снегозащитных средств на местности необходимо для каждого заносимого участка построение розы ветров, привязанной к направлению железнодорожной линии. Розы ветров строятся на основе данных ближайших метеостанций и дорожной геофизической станции. При ярко выраженном преимущественном направлении метелевых ветров ограждение производится одностороннее; при неустойчивой розе ветров ограждение устраивается с двух сторон заносимого участка.
2.2. Ограждение заносимых участков может быть произведено: защитными лесонасаждениями, постоянными заборами, переносными щитами, системами снежных траншей и валков, нарезаемыми в снежном покрове снегопахами.
2.3. Выбор типа снегозащитных средств в каждом конкретном случае производится на основе технико-экономических сравнений различных вариантов в увязке с мероприятиями по задержанию снега на прилегающих полях, проводимыми сельскохозяйственными организациями.
2.4. На слабозаносимых участках пути, пересекающих сельскохозяйственные территории, следует применять средства снегозадержания, соответствующие интересам землепользователей.
2.5. Защитные лесонасаждения, размещаемые на перегонах, должны перекрывать все протяжение заносимых мест и заканчиваться у насыпи высотой 2 м. При ограждении станций, и узлов защитные лесонасаждения размещаются на границе станционных площадок и продолжаются за пределами стрелочных горловин. При таком расположении лесонасаждения защищают заносимые участки, как при перпендикулярных, так и при косых метелевых ветрах по отношению к оси пути.
Новые защитные лесопосадки должны размещаться с учетом исключения в будущем выхода кроны деревьев в зону видимости сигналов, падения деревьев на провода линий электроснабжения и контактной сети или касания их ветвями.
2.6. До вступления в самостоятельную работу защитных лесонасаждений заносимые участки ограждают переносными щитами. Установка щитов в этом случае производится с таким расчетом, чтобы снежный вал, собираемый щитами, размещался или в разрывах между полосами, или с наветренной стороны посадок.
Категорически запрещается выставлять щиты на месте заработанных лесонасаждений во избежание их порчи от навала снегом.
2.7. Расстояние от оси крайнего пути, расположенного на насыпи и нулевых местах, до лесонасаждений следует принимать в пределах 30 м при перпендикулярных направлениях метелевых ветров к оси пути и в пределах 20 м при косых направлениях. При ограждении выемок защитные лесонасаждения размещаются на расстоянии 15 и 20 м от бровки выемок соответственно при косых и перпендикулярных направлениях метелевых ветров к оси пути.
2.8. В районах с неблагоприятными почвенно-климатическими условиями, где затруднено или невозможно выращивание лесонасаждений, защиту заносимых участков осуществляют постоянными заборами, переносными щитами, а в отдельных случаях — снегопередувающими заборами.
2.9. Снегозадерживающие заборы могут быть (приложение 1):
а) с равномерной просветностыо по всей высоте;
б) облегченного типа (из дерева);
в) комбинированные облегченного типа (железобетонные опоры и деревянное заполнение);
г) деревянные с просветностыо 75 % по всей высоте;
д) железобетонные.
Вновь сооружаемые заборы рекомендуется устраивать в соответствии с п.п. б, в, г. Они отличаются большей снегосборностью при меньшем расходе материалов.
Таблица 2
Тнв забора | Высота панели обрешетки, м | Разрыв в обрешетке, м | Число панелей | Общая высота забора, м | Снегосбор- ность,м3 /м |
Заборы с равномерной просветностью по всей высоте | |||||
4,0 | 4,5 | ||||
5,0 | 5,0 | ||||
Заборы облегченного типа | |||||
0,5 | |||||
1,4 | 0,6 | ||||
1,8 | 0,7 |
2.10. При выборе типа заборов необходимо руководствоваться данными табл.2.
2.11. Высоту заборов более 5,5 м следует применять лишь в исключительных случаях, так как усложняется конструкция забора со значительным его удорожанием. Как правило, экономически выгоднее вместо одного высокого забора устраивать два или три ряда заборов меньшей высоты. Полоса отвода для каждого забора устанавливается шириной 4 м.
2.12. При объеме приносимого к участку снега 400м3/м и более устраивают два ряда заборов; первый ряд со стороны пути - забор облегченного тина высотой 5 м, второй ряд - забор с просветностыо 75 % по всей высоте. При объеме приносимого снега 500 м3/м высоту второго ряда забора с просветностью 75 % следует назначать 4 м, а при объеме приносимого снега 600 м3/м высота второго ряда забора достигает 5 м.
2.13. Снегозадерживающие заборы при направлениях метелевых ветров к оси пути от 30 до 90о устанавливают параллельно пути на расстоянии, равном 12-15-кратной высоте забора от бровки откоса выемки. При расположении пути на насыпях и нулевых местах - от оси крайнего пути. При направлениях метелевых ветров к оси пути менее 30о заборы устанавливает уступами (“косые” ряды заборов).
Второй ряд забора располагают от первого ряда на расстоянии, равном 22-24-кратной высоте забора.
При необходимости постоянные заборы следует сооружать с разрывом для проезда транспортных средств и сельскохозяйственной техники в местах, согласованных с землепользователями.
2.14. Площадь просветов обшивки заборов должна быть не менее 50 %, так как при меньшей просветности увеличивается общее давление ветра на забор, а снегосборность последнего уменьшается.
2.15. При небольшом объеме подносимого снега (до 100 м3/м) защиту заносимых участков осуществляют переносными щитами (приложение 2). Наиболее эффективными являются щиты с разреженной нижней частью, позволяющие собрать больший объем переносимого снега и тем самым сократить число перестановок щитов.
2.1б. Установку щитов производят на расстоянии 50 м от бровки откоса выемки (а на нулевых местах - от бровки земляного полотна).
Щиты с разреженной обрешеткой в нижней части собирают снежный вал объемом до 80-90 м3/м без перестановки. Перестановки щитов вследствие трудоемкости этой операции, как правило, следует избегать.
Рис. 1. Схема ограждения переезда с разрывом и отводом щитов в сторону 1— ось пути; 2 — отведенная линия щитов; 3 — отведенная дорога; 4 — щитовая линия |
Снегозащитные средства должны быть такой мощности, чтобы задерживать весь подносимый снег и тем самым сводить к минимуму расходы по зимнему содержанию пути.
2.17. При наличии кавальера, расположенного от бровки откоса на расстоянии более 30 м, щиты следует выставлять на кавальере; при расстоянии менее 30 м щиты устанавливают за кавальером на расстоянии 20-30 м от него в сторону поля.
Если имеется нагорная канава, щиты или заборы размещают таким образом, чтобы снежный вал не отлагался над канавой.
2.18. Для защиты территории станции от снежных заносов применяют контурные ограждения. На крупных станциях и узлах применяют также и внутристанционную защиту с расчетом полного задержания переносимого снега.
К постоянной контурной станционной защите относятся лесонасаждения и постоянные заборы, к временной защите – переносные малогабаритные щиты.
2.19. Для ограждения переездов основную линию щитов разрывают и отводят в сторону (рис. 1) или против переезда устанавливают второй ряд щитов (рис.2).
Первую схему целесообразно применять при косом господствующем ветре или при ветрах разнообразных направлений; вторую - при устойчивых ветрах, перпендикулярных к оси пути.
Переезды на участках с постоянными заборами ограждают щитами в аналогичном порядке.
2.20. Вновь создаваемые защитные лесонасаждения должны обеспечивать водителям транспортных средств за 50 м от переезда видимость приближающегося к нему поезда на расстоянии не менее 500 м.
2.21. Линии переносных щитов должны перекрывать все протяжение выемок и нулевых мест и заканчиваться за их границами на расстоянии не ближе 10 м при насыпи высотой 2 м и не ближе 20 м при насыпи высотой менее 2 м. При косом направлении господствующих ветров щитовые линии в конце ограждаемого участка должны иметь угол поворота к пути, равный 45º , и отводы в сторону поля.
Рис. 2. Схема ограждения переезда двухрядным расположением щитов: 1 — ось пути; 2 — переезд; 3 — щитовая линия; 4 — второй ряд щитовой линии; 5 — отведенная дорога |
Рис. 3. Специальное приспособление для забивки кольев: 1 - ударная головка; 2 - ручка; 3 -кол |
Вторые (полевые) ряды щитов в двухрядных ограждениях (если в этом возникает необходимость) размешают параллельно первому ряду на расстоянии 60-70 м от него без отводов концов.
2.22. Колья устанавливают в грунт на заносимых местах заранее до наступления заморозков на равном расстоянии друг от друга - 1,9м. Колья забивают специальным приспособлением (рис. 3) двое рабочих.
2.23.Расстановку и привязку щитов к кольям осуществляют сразу после заморозков, когда колья укрепятся в грунте. Щиты к кольям крепят с полевой стороны в верхних углах. В качестве увязочного материала используют проволоку, пеньковую веревку или другой подручный материал.
На участках со скальными грунтами щиты при первой установке ставят в козлы, а затем - в снег.
2.24. В сильно снежные зимы, когда постоянные заборы не в состоянии задерживать весь приносимый снег, их дополняют щитами с просветностью по всей обрешетке 75 % (см. приложение 2) или щитами с разреженной нижней частью.
2.25. Во время метелей или больших снегопадов дорожный мастер должен организовать усиленный осмотр пути и снегозащитных ограждений и принять меры к недопущению заносов пути.
После каждой метели бригадир пути обязан производить тщательный осмотр состояния снегозадерживающих ограждений и при необходимости немедленно организовать текущий ремонт переносных щитов и постоянных заборов.
2.26. Для изучения работы снегозащитных ограждений в наиболее характерных по заносимости местах перпендикулярно оси пути должны быть заложены контрольные снегомерные створы, пересекающие линии защиты с обеих сторон пути (рис. 4).
Створ должен охватывать обе стороны заносимого места и земляное полотно. Поверхность земли по створу нивелируется и привязывается к уровню головки рельса, который принимается за нуль
Рис. 4. Схема разбивки контрольного снегомерного створа: 1 — ось земляного полотна; 2 — линия защиты |
На земляном полотне обязательно должны наблюдаться следующие точки: бровка откоса выемки или подошвы насыпи, несколько точек на откосе в зависимости от его высоты, ось кювета, точка на обочине земляного полотна (2 м от оси пути) и ось пути. Съемки поверхности снега могут выполняться как нивелиром, так и ватерпасовкой.
Для облегчения и повышения точности съемок снежных отложений рекомендуется в створе в точках наблюдения устанавливать постоянные снегомерные рейки с делениями на дециметры и метры.
Снегосборность защит по створу в кубических метрах на метр устанавливается в конце марта для правой и левой сторон заносимого места.
Съемки профилей снежных отложений и их плотности на каждом створе производятся работниками дистанций защитных лесонасаждений после каждой сильной метели. Перечень контрольных снегомерных створов по каждой дистанции утверждается начальником службы пути.
2.27. Помимо закладки постоянных снегомерных створов, замер снежных отложений должен производиться один раз в конце зимы на всех участках, огражденных работающими защитными лесонасаждениями, для определения необходимых мер по улучшению их состояния и работоспособности.
2.28. Начальники дистанций пути ежегодно до 1.09 на основании изучения опыта работы в прошедшие зимы и характера снежных отложений у защит корректируют схемы ограждения пути от снежных заносов, предусматривая там, где это необходимо, применение вторых рядов защит, косых, внутристанционных и контурных щитовых линий.
На дистанции пути ведется карта заносимых участков пути с указанием применяемых снегозащитных средств (рис. 5).
Рис. 5. Схематическая карта заносимых участков пути и существующих снегозащитных средств |
2.29. Заносимые участки дорог, расположенные в северных районах, где преобладают сильные ветры, низкие температуры воздуха, обусловливающие сухость и легкую подвижность снега, при ярко выраженной розе ветров могут ограждаться снегопередувающими заборами.
2.30. Основное назначение забора с нижним продуваемым проемом состоит в том, чтобы снег не отлагался у него, а переносился через путь. Схема снегопередувающего забора представлена в приложении 3.
2.31. Надежная защита пути снегопередувающими заборами обеспечивается в том случае, если направление господствующих метелевых ветров к линии защиты составляет 60-90 . При углах менее 60 снегопередувающие заборы работают хуже, а при углах 45 и менее они непригодны.
2.32. Снегопередувающие заборы устанавливают с минимальным приближением к пути, но за пределами габарита подвижного состава.
Угол наклона панели к горизонту принимается равным 90º , т.е. заборы располагают вертикально. Панели устраивают с просветностью 20-25 %, что обеспечивает надлежащие аэродинамические свойства снегопередувающего забора.
2.33. Снегопередувающими заборами ограждают невысокие насыпи, нулевые места и выемки глубиной до 2,5 м.
2.34. В районах очень сильных метелей целесообразно обеспечить снегонезаносимость существующих профилей земляного полотна (при любых направлениях метелевых ветров) путем замены выемок и нулевых мест насыпями и подъемки мелких насыпей.
2.35. Продуваемость насыпи зависит не только от ее высоты, но и от формы поперечника. Возвышение бровки земляного полотна незаносимой насыпи над уровнем снежного покрова должно быть не менее 1/20 ширины насыпи поверху, если участок пути проходит по ровной, слабо пересеченной местности.
2.36. Территория, расположенная с наветренной стороны от незаносимой насыпи, должна быть тщательно очищена от препятствий, растительности. На ней не должны возводиться какие-либо строения, ограды и т.д.
2.37. Эффективным дополнительным средством снегозащиты является маневренное механизированное снегозадержание. Риджерными снегопахами или бульдозерами в безметельный период нарезаются в снежном покрове траншеи, в которых откладывается снег. При нарезке траншей образуются отвалы-стенки, в промежутках между которыми получается пазуха, где также аккумулируется метелевый снег (рис. 6); траншеи нарезают до 10 и более с расстояниями между их осями, равными 10 м.
Рис. 6. Схема снежной траншеи: 1 - отвал; 2 - межотвальная пазуха; 3 - траншея; Н — высота снежного отвала |
Ниже дана снегоемкость системы траншей, отнесенная к одной траншее:
Глубина траншей вместе с отвалом, м | 0,3 | 0,5 | 1,0 | 1,5 |
Снегоемкость одной траншеи, м3/м. |
Таблица З
Номер пути | Полезная длина пути, м | Толщина слоя снега 10 см | Необхо-димое число рейсов для вывоза снега | Время занятия путей без учета поездного движения, мин | Полное время работы в группе путей без учета поездного движения, мин | ||
Площадь очистки снега, м | Объем неуплотненного снега, м | Способ очистки и уборки снега | |||||
Уборка маши-ной СМ-2 | |||||||
То же | |||||||
“ | |||||||
“ | |||||||
“ | |||||||
“ | |||||||
“ | |||||||
Перевалка снега стругом под откос 13-го пути | - | ||||||
- | |||||||
- | |||||||
- | |||||||
- | |||||||
Итого | |||||||
Примечания. 1. Ширина междупутья 4,8м. 2. Вывоз снега производится в снегоразгрузочный тупик. |
За определенными парками и горловинами закрепляют соответствующие снегоуборочные поезда.
3.28. Время, необходимое для уборки снега на станции в целом и по паркам, или количество рейсов имеющихся снегоуборочных поездов следует рассчитывать в зависимости от объема снега при разных толщине снежного покрова, плотности снега на пути и расчетного уплотнения снега при загрузке, производительности машин, вместимости промежуточных и концевого полувагонов и степени их заполнения с учетом затрат времени на погрузку, перестановку с одного пути на другой, проезд к месту выгрузки, выгрузку, согласование маршрута и транспортировку к месту работы.
3.29. Выписки из оперативного плана очистки и уборки снега на станции вывешивают в помещениях дежурных по станции, станционных и маневровых диспетчеров, дежурных по горкам и паркам, дорожных мастеров и в кабинах управления снегоуборочных машин.
ТИПЫ И КОНСТРУКЦИИ
ПОСТОЯННЫХ СНЕГОЗАДЕРЖИВАЮЩИХ ЗАБОРОВ
1.1. Заборы с равномерной просветностью по всей высоте изготавливают из дерева по схемам - рис. 1.1, а и б.
1.2. Деревянные заборы облегченного типа устраивают по схемам рис. 1.2, а - в. Общая высота заборов в зависимости от объема подносимого снега составляет 3, 4 и 5 м; просветность панелей - 50 %.
Опоры изготавливаются из дерева, имеют диаметр d = 25 см и заглубляются в грунт на глубину 1,6 м. В пучинных грунтах в основании опоры устраивают противопучинные анкеры. Основные размеры элементов деревянного забора приведены в табл. 1.1, а расход материалов на изготовление - в табл. 1.2.
Рис. 1.1. Схемы заборов с равномерной просветностыо высотой 4,5 м (а) и 5,5м (б): 1 - прогон; 2 - доска обшивки; 3 - полосовое железо (30х15 мм); 4 — подкос; 5 - подкладка |
Таблица 1.1. Основные размеры элементов деревянных заборов облегченного типа
Высота забора, м | Диаметр столба, см | Длина столба, см | Диаметр подкоса, см | Размер прогона, см | Размер обрешетки, см |
3,0 | 6х10х325 | 1,5х10х100 | |||
4,0 | 6х10х325 | 1,5х10х140 | |||
5,0 | 6х10х325 | 1,5х10х180 |
1.3. Комбинированный забор облегченного типа состоит из железобетонных опор и деревянного заполнения.
Железобетонные опоры переменного сечения по длине изготавливают длиной 4,5; 5,5 и 6,0 м в соответствии с ГОСТ 25459—82. В опорах предусмотрены отверстия для крепления прогонов.
Рис. 1.2. Схемы заборов облегченного типа высотой 3 м (а), 4м (б) и 5 м (в): 1 — доски обшивки; 2 — столбы; 3 — прогон; 4 — подкос; 5 — подкладка |
Прогоны и обрешетку комбинированного забора выполняют таких же размеров, как и для деревянных заборов. Конструктивное решение заглубления опор выбирают в зависимости от местных условий с учетом характера залегания и свойств подстилающих грунтов.
Деревянные элементы пропитывают антисептиками.
Для улучшения содержания снегозадерживающих заборов устанавливают следующую классификацию и периодичность их ремонта. Текущее содержание осуществляют постоянно.
Таблица 1.2. Расход материалов на изготовление деревянных заборов облегченного типа (норма на 1 км забора)
Высота забора, м | Расход материалов, м | |||
на столбы (25 см) | на подкосы (20см) | на бруски для прогонов | на щитопланку для обрешетки | |
3,0 | ||||
4,0 | ||||
5,0 |
Капитальный ремонт комбинированных и деревянных заборов производят через 5-6 лет. Расход материалов на ремонт и содержание постоянных снегозадерживающих заборов установлен приказом МПС № 18/ЦЗ от 30.04.78 г. (табл. 1.3.).
Таблица 1.3. Норма расхода материалов на ремонт и содержание заборов (на 1 км)
Материал | Забор высотой 4,2 м | |
железобетонный | деревянный | |
Цемент, т | 0,42/0,05 | - |
Арматура, т | 0,06/- | - |
Гвозди проволочные, кг | - | 56,9/7,9 |
Лес круглый строительный, м | - | 37,3/5,3 |
Пиломатериал строительный, м | 0,3/- | 35,3/3,3 |
Лак каменноугольный, кг | - | 40/8 |
Антисептическая паста, кг | - | 36/10 |
Примечание. В числителе — на капитальный ремонт, в знаменателе — на текущее содержание.
1.4. При большом объеме приносимого снега, когда возникает необходимость в устройстве двухрядного ограждения, в качестве дополнительного полевого ряда устраивают забор с просветностыо обрешетки по всей высоте 75 %.
Высота забора колеблется от 3 до 5 м и зависит от объема приносимого снега.
Заборы с просветностью 75 % изготавливают или полностью деревянные, или комбинированные, у которых опоры железобетонные, а заполнение деревянное, по схеме рис. 1.3.
Основные размеры элементов забора с просветностыо 75 % те же самые, что и забора облегченного типа. Обрешетка забора может выполняться из досок, а также из щитопланки.
Рис. 1.3. Схема однопанельного снегозадерживающего забора с увеличенной просветностью: 1 — доска обшивки; 2 — столбы; 3 — прогон; 4 — подкос; 5 — подкладка |
1.5. Железобетонные заборы сборной конструкции (серия 3501-99, введенная в действие с 01.01.76 г. указанием МПС № П-36663 от 18.12.75 г.) устраивают одно- и двухрядные с горизонтальным расположением железобетонных досок. При двухрядных заборах первый ряд (путевой забор) имеет просветность 40 %, а второй ряд (полевой забор) - 50 %.
При устройстве однорядного забора снегосборность забора составляет 130 м3/м, при устройстве двухрядного забора - 400 м3/м.
Железобетонный снегозадерживающий забор сборной конструкции состоит из опор и досок (рис. 1.4, а и б).
Опоры площадью сечения 240x180мм имеет высоту 5800 мм. Расстояние между опорами 3,0 м.
Железобетонные доски площадью сечения 40x160 мм имеют длину 3100 мм. Доски укладывают в горизонтальном положении: в путевом заборе через 280 мм по высоте в количестве 13 шт. на пролет, в полевом заборе через 320 мм по высоте в количестве 10 шт. на пролет.
Рис. 1.4. Схемы путевого (а) и полевого (б) железобетонных снегозадерживающих заборов сборной конструкции: 1 — железобетонные доски; 2 — железобетонные опоры |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРЕНОСНЫЕ РЕШЕТЧАТЫЕ ЩИТЫ
2.1. При небольшой приносимости снега защита заносимых мест осуществляется переносными решетчатыми щитами с равномерной просветностыо по всей высоте (рис. 2.1 а).
2.2. С целью увеличения снегосборной способности щитов и ликвидации их перестановок в зимнее время, являющейся трудоемкой операцией, на железных дорогах СССР применяют щиты с разреженной частью, имеющие увеличенную просветность в нижней части (рис. 2.1, б). Щиты имеют размеры 2х2 м, просветность нижней половины 65 %, верхней - 40 %.
Рис. 2.1. Схемы щитов с равномерной просветностыо по всей высоте (а) и с разреженной нижней частью (б) |
2.3. Щиты с разреженной нижней частью выставляют на заносимых участках, где объем переносимого снега составляет в пределах 100 м3/м. В этом случае щиты не требуют перестановки в течение зимнего периода.
2.4. Щиты изготавливают из щитопланки размером 200х10х1,2 см, расход материалов на изготовление 1000 щитов 35 м. Потребность в переносимых щитах на 1 км протяжения заносимого места составляет 520 шт.
2.5. По окончании зимнего периода щиты убирают. После снятия щиты сортируют на три группы: исправные, требующие ремонта, негодные.
Щиты последней группы используют в качестве материала для ремонта щитов.
Сортировка осуществляется бригадиром пути или дорожным мастером и оформляется актом. Начальник, заместитель начальника дистанции пути и старший дорожный мастер обязаны выборочно проверять результаты сортировки, не допуская к списанию щиты, подлежащие ремонту. Щиты исправные и отремонтированные, а также требующие ремонта, устанавливают в штабеля по 50 шт. в каждом и для предохранения от пожара вокруг них устраивают канавки, с площадки снимают дерн или сжигают траву.
Для большей сохранности щитов штабеля зашивают с боков планками и на каждом из них указывают номер штабеля и количество находящихся в нем щитов.
2 6. Колья щитов снимают и убирают в штабеля после того; как грунт полностью оттает. После снятия их сортируют на годные и негодные. Годные колья устанавливают в штабеля по 100 шт. в каждом заостренными концами вверх и увязывают проволокой, а для предохранения от пожара вокруг них устраивают канавку, с площадки снимают дерн или сжигают траву.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СНЕГОПЕРЕДУВАЮЩИЕ ЗАБОРЫ
3.1. Принцип работы такого забора основан на сжатии снеговетрового потока вблизи заносимого места, увеличении его скорости, что способствует переносу снега через земляное полотно.
3.2. Снегопередувающие заборы устраивают по схеме рис. 3.1. Они предназначены для переноса снега через путь.
3.3. Общая высота снегопередувающего забора составляет 5 м, в том числе высота панели - 3 м, высота продуваемого проема - 2м. Панель устраивают с просветностью 20 % и устанавливают под углом 90º к горизонту.
3.4. Снегопередувающими заборами ограждают выемки глубиной до 2,5 м и нулевые места при соблюдении условий, отмеченных в п. 2.31.
3.5. Снегопередувающие заборы изготавливают в двух вариантах: железобетонные опоры и деревянное заполнение, полностью из дерева.
Столбы выполняют диаметром 25 см. Подкосы - 20см, прогоны - размером 60х130х330 см, обрешетку - 1,5х10х300 см. Для обрешетки может использоваться щитопланка.
Рис. 3.1. Схема снегопередувающего забора: 1 - столбы; 2 - прогон; 3 - подкос; 4 - доски обшивки |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
СТАЦИОНАРНЫЕ УСТРОЙСТВА
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения
2. Защита пути от снежных заносов на перегонах и станциях
3. Организационно-технические мероприятия по подготовке средств снегоборьбы
4. Организация руководства работами по борьбе со снежными заносами
5. Очистка пути от снега на перегонах
6. Очистка путей и уборка снега на станциях
7. Меры безопасности при обслуживании снегоочистительных и снегоуборочных машин и выполнении работ по очистке и уборке снега с пути
Приложения. 1. Типы и конструкции постоянных снегозадерживающих заборов
2. Переносные решетчатые щиты
3.Снегопередувающие заборы
4. Ведомость данных о заносимых местахи их ограждении
5. Машины для очистки пути от снега на перегонах
6. Машины для уборки снега на станциях.
7. Стационарные устройства для очистки стрелок от снега
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ СОЮЗА ССР
Общие положения
1.1. Железные дороги в любое время года должны обеспечивать выполнение плана перевозок пассажиров и грузов с установленными скоростями независимо от состояния погоды при безусловном обеспечении безопасности движения. От своевременной и качественной подготовки хозяйства к зиме, разработки и осуществления мер, обеспечивающих надежную защиту железнодорожного пути от снежных заносов, и эффективного использования снегоочистителей и снегоуборочной техники в значительной мере зависит четкая работа железнодорожного транспорта в зимний период.
1.2. Все снегозаносимые участки пути характеризуются двумя признаками:
категорией заносимости, зависящей от поперечного профиля земляного полотна;
степенью заносимости, определяемой расчетным годовым объемом метелевого снега, подносимого к 1 м пути с вероятностью повторения один раз в 15-20 лет.
Категорией заносимости необходимо руководствоваться при определении очередности защиты пути от снежных заносов. Степенью заносимости необходимо руководствоваться при выборе и проектировании типа и снегосборной способности снегозащитных ограждений.
1.3. В зависимости от категории снегозаносимости должны ограждаться:
в первую очередь заносимые места 14 категории - выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м и больше; нулевые места, расположенные на косогорах; участки на перегонах с путями в разных уровнях; территории станций и узлов;
во вторую очередь заносимые места 2-й категории - выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места;
в третью очередь заносимые места 3-й категории - насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1 м на косогорах.
1.4. По степени снегозаносимости участки железнодорожного пути подразделяются на слабозаносимые, среднезаносимые, сильнозаносимые и особо сильнозаносимые.
Тип и мощность снегозащитных ограждений должны быть выбраны так, чтобы исключались метелевые отложения на путь.
1.5. Средства и способы защиты пути от с<