Закон РФ «Об основах туристской деятельности»
Роль государства в развитии туризма.
В сферу Т вовлечено больше кол-во людей с обеих сторон Тур рынок самостоятельно не может регулировать ряд вопросов (может только если рынок полностью сформирован и открыт).
В неразвитом тур рынке вмешательство необх: 1. Автотрансп инфрастр-ра, 2. Обеспечить безопасность туристов, 3. Создать масштабную подготовку кадров в Т.
Гос-во – регулирующий центр – разработка и принятие осн правил орг-ции развития турбизнеса в стране (Закон об основах тур.деят-ти – 96, закон о порядке въезда/выезда в и из РФ, о природных ресурсах, лицензир-е Т продукта, сертификация тур деят-ти..).
Принципы гос регулир-я: 1.содействие тур деят-ти; 2. Созд-е благоприятн условий для её развития; 3. Выделение и поддержка приоритетного направления деят-ти; 4. Формирование имиджа страны.
Цель гос-ва: 1. Обеспечение прав гр-н на отдых, на свободу передвижения; 2. Охрана окр. Среды; 3. Создание условий для воспитания, образ-я, оздоровления туристов; 4. Развитие международных контактов страны; 5. Развитие тур индустрии; 6. Сохран-е культ-прир наследия и его рац использ-е.
Реализация способа гос рег-я д. концентри-ся на 4 осн. направ-ях:
1. соверш-е методов гос рег-я
2. гос поддержка туризма
3. Созд-е условий для формирования устойчивого развития Т
4. Повышениее роли исполнит власти в сфере Т как на регион, так и на федер уровнях.
Методы гос рег-я:
1. созд-е нормативов (ведение общих правил, созд-е, реорг-ция, упразднение всех орг-ций тур сферы, ведение общего порядка деят-ти физ и юр лиц).
2. Пограммный метод (разработка целевых прог-м и прог-м развития на разл уровнях, инвестиц прог-м, концепции развития Т.).
3. Ведение формальностей (защитительные форм-ти) – сертификация, аттестация..
4. Нормативно-измерительный метод
5. Стимулирующие методы (кредиты, льготы, отсрочки по к-т платежам, антимонопольное рег-е, поощрение конкур-ции).
6. Сбор и анализ всех видов тур отчетности, введение запретов и ограничений на деят-ть неблагонадежных тур компаний.
7. Гос поддержка (представление налоговых преимуществ, освобожд-е частично от налогов, выделение бюджетных ср-в на продвиж-е внутр и въздного Т.)
Координация Т деят-ти (по закону) осущ-ся федеральным органом исполнит власти в сфере Т – федеральное агентство по туризму.
Туристско-рекреационные ресурсы и их влияние на формирование туристского профиля Владимирской области.
Потенциал ресурсов Владимирской области огромен и на сегодняшний день еще далек от полного изучения и освоения в целях туризма.
Таким образом, необходимо изучить факторы, привлекающие туристские потоки в область:
Природно - рекреационные.
Владимирская область насыщена интересными природными объектами и памятниками. Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы на территории области имеют следующий профиль: комплексные(торфяными месторождениями и заболоченными массивами), ботанические(это ценные лесные массивы, участки лугов, старые парки, имеющие большую эстетическую и рекреационную ценность) либо водные(карстовыми и ледниковыми озёрами, родники,).
К другим категориям особо охраняемых памятников природы в регионе относятся округа горно-санитарной охраны, дендрологические парки и историко-ландшафтные комплексы.
Округа горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей были образованы с целью предотвращения загрязнения ценных минеральных ресурсов, используемых некоторыми наиболее крупными санаториями области (санаторий им. Абельмана в Ковровском районе, санатории «Сосновый бор» и «Вольгинский» в Петушинском районе).
Единственный в регионе дендрологический парк (им. И.Е. Алексеева) расположен в Ковровском районе на землях лесного фонда Ковровского лесничества.
2.Историко-ландшафтные комплексы: Первый в нашем регионе историко-ландшафтный комплекс – «Боголюбовский луг – церковь Покрова на Нерли»
Наличие курортов, санаториев, баз отдыха и иных гостиничных комплексов. (Cанаторий «Вольгинский» - Россия, Владимирская область, Вольгинский пос.) База отдыха «Велес» - Россия, Владимирская обл., Камешковский р-н, д. Дворики. Арт-отель «Николаевский Посад»,Рублевские зори, русская деревня и т.д.
Культурно - исторические.
На территории Владимирской области имеются различные типы уникальных исторических территорий:
монастыри (монастырские комплексы) – Боголюбовский, Княгинин монастырь (Владимир) и т.д.;
малые исторические города (Суздаль, Гороховец, Вязники и т.д.);
исторические села и деревни (с. Кидекша, с. Весь Суздальского р-на, с. Сима Юрьев-Польского р-на и т.д.);
сельские и городские усадьбы (в список памятников истории и культуры Владимирской области внесено 38 усадебных ансамблей - Воронцовых-Дашковых в с. Андреевском, имение Храповицких в Муромцеве Судогодского р-на и т.д.);
исторические центры городов – Владимир, Муром и т.д.;
древние исторические пути – Стромынка, Владимирка и т.д.;
природные охраняемые территории – Боголюбовский луг и т.д.
В список Всемирного наследия из архитектурных памятников нашей области включены:
церковь Покрова на Нерли (1165 г.)собор Рождества Пресвятой Богородицы и палаты князя Андрея Юрьевича в Боголюбове (1158-1165 гг.)Золотые ворота во Владимире (1164 г.)Успенский собор во Владимире (1158-60 гг., 1189 г., реставрация
1889 г.)Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197 гг.)
И т.д.
Туристская отрасль только за 2013 год принесла региону более 3,5 миллиардов рублей. [13]. За 2014 год ВВП отрасли туризма от общего составил чуть более 1,3 %. Что подразумевает потенциал для дальнейшего роста.
Гостеприимство в туризме.
Гостеприимство (Панина) - вид бизнеса, предпр-ва, направленный на оказание услуг по размещению, питанию, орг-ции досуга. Туризм явл-ся основным потребителем этих услуг.
В настоящее время гостеприимство – это целая индустрия, которая обладают широкой инфраструктурой, где работают профессионалы своего дела.
Индустрия туризма как синоним гостеприимства состоит из нескольких элементов:
1. сфера ресторанного бизнеса. Так как питание на отдыхе – один из важнейших аспектов положительного впечатления;
2. сфера гостиничного бизнеса. Ее значение сложно переоценить. Ведь отель – это для туриста дом, пусть и временный;
3. сфера развлечений. Одинаково важна как для гостей с детьми, так и для пожилых туристов или молодежи. Одна сфера может перекрывать недостатки другой, оставляя общее положительное впечатление;
4. транспортная сфера. Туриста нельзя бросать в аэропорту или на вокзале. Он должен быть уверен, что он желанен, что его ждут. Первое впечатление начинается со встречи. Яркое событие сотрет в голове туриста негативные мелочи.
Гостеприимство подразумевает использование малейшей детали в пользу принимающей стороны. Небольшой букет в номере для женщины, торт для именинника, конфета ребенку - все это незначительные для отеля финансовые затраты, однако, огромные для туриста эмоциональные приобретения. Все люди хотят, чтобы их любили. Работники сферы туризма, в первую очередь, должны любить своих клиентов, как бы порой это ни было сложно
Согласно данным Госкомстата РФ, в 1997 г, В России насчитывалось более 5 тыс.
гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих, из них 4 тыс. .....гостиницы. Наибольшее
число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга.
За последние годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду.
В целом в России от общего числа гостиниц в юродской местности находится 66% и в сельской местности - 34%. Коэффициент загрузки, но России в целом находится на уровне 39%, при этом в гостиницах Москвы - 64%. Для сравнения, по регионам мира: Европа......
61%, Сев, Америка - 65%, Азия и Австралия - 70%.
Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4 - 5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.
Около 40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды. Хотя некоторые гостиницы подтвердили свою категорию 3-4 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.
Экскурсионный менеджмент.
Экскурсионное обслуживание – организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.
Экскурсия – целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам, которые служат для раскрытия той или иной темы.
Комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и других объектов. Удовлетворение потребностей экскурсантов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания. Каждая форма экскурсионного обслуживания – это совокупность направленных действий, имеющих конкретную цель – удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов.
Виды экскурсий. Экс. классифицируются:
- по содержанию (обзорные и тематические)
- по месту проведения (городские, загородные, производственные, музейные, комплексные)
- по способу передвижения (пешеходные, с исп. тр-та)
- по продолжительности (от 40 мин. до суток)
- по форме проведения (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная, пробная, показательная, рекламная).
Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес-план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложения экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий, их тематике, с учетом состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относится:
- объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению (в денежном выражении)
- количество экскурсантов (туристов)
- прибыль от пеализованных услуг.
Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территории их административной принадлежности (город, район). Работу с группами, выезжающими в другие города (даже в определенной области) проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности ее руководителя, дает путевую информацию.
Специфика экскурсии заключается в наличии в ней показа и рассказа, а также признаков, таких как наличие темы, цели и конкретных задач, наличие группы или индивидуального экскурсанта, наличие экскурсовода, протяженность во времени, показ экскурсионных объектов в месте их непосредственного расположения, целенаправленность осмотра, передвижение по заранее разработанному маршруту.
При разработке экскурсий следует учитывать:
- дифференцированный подход к обслуживанию различных групп,
-спрос на определенный вид экскурсии
- совершенствование экскурсионного обслуживания.
Разработка по подготовке цели экскурсии является завершенной, если разработаны следующие материалы:
-список использованных источников
-карточка (паспорт) экскурсионных объектов
-экскурсионные тексты, контрольный (полный) текст и индивидуальный (в форме рассказа)
-схема маршрута
-комплект наглядных пособий
-методическая разработка – основной документ, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, черз перечень основных вопросов раскрываются подтемы с их увязкой и логическими переходами.
-Картатека экскурсоводов, проводящих экскурсию по данной теме.
Портфель экскурсовода – это условное наименование комплекта наследных пособий, исп-х в ходе экс. Его исп. для того, чтобы восстановить недостающие звенья при показе; дать зрит. представление об объекте. Он вкл.: фото, иллюстрации и пр. Содержание его диктуется темой экскурсии.
Экскурсионный текст – это материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие инф. по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
Реклама в туризме.
Реклама – это форма непрямой связи между турпродуктом и потребителем. Для рекламы используются средства массовой информации (пресса, радио, и т.д.) и особенно печатный материал, такой, как каталоги, брошюры и афиши.
Цель рекламы – привлечь внимание, возбудить интерес, передать информацию потребителю и заставить действовать его определенным образом.
Отличительные черты рекламы в индустрии туризма определяются спецификой ее товара (туристских услуг) и заключается в том, что:
- туристская реклама несет большую ответственность за истинность и точность продвигаемых с ее помощью сообщений,
- услуги, которые, в отличие от традиционных товаров, не имеют постоянного качества, вкуса, полезности, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информирование и пропаганда,
- специфика туристских услуг предполагает необходимость использования зрительных наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского интереса, поэтому здесь, как нигде, часто используется фотоматериалы, картины, красочная изопродукция,
- реклама является постоянным спутником туризма и обслуживает людей не только до, но и во время, и после путешествия, что накладывает на нее особую ответственность и придает черты, не свойственные рекламе других товаров и услуг.
Существуют основные принципы рекламы:
- реклама должна быть краткой, иначе она до конца не воспринимается,
- реклама должна быть понятна клиенту, так как то, что воспринимается сознательно, обычно дольше удерживается в памяти,
- о чем говорится в начале и в конце сообщения, запоминаемся лучше, чем то, о чем говорится в середине.
- материал должен быть разнообразен или необычен, тогда он запомнится лучше,
- информация легче воспринимается и лучше запоминается, если она не противоречит привычным понятиям, убеждениям или мнениям,
- необходимо учитывать дух основных тенденций общественной жизни.
За ненадлежащую рекламу предусматривается ответственность в соответствии с законом РФ от 18 июля 1995г.№ 108- ФЗ “О рекламе.”
Подготовка и организация выставок. Послевыстовачная работа.
Классификации выставочных мероприятий:
- по целям проведения (торговые и информационно-ознакомительные);
- по частоте проведения (периодические, ежегодные, сезонные);
-по характеру предложения экспонатов (универсальные, отраслевые, специализированные);
- по составу участников (региональные, межрегиональные, национальные, международные).
Выставочная деятельность состоит из трех этапов работы:
1) предварительная подготовка;
2) работа на выставочном стенде
3) послевыставочная работа.
Предварит – выбор выставки и организ мероприятий, связаннных с участием в ней. Определиться с участием необходимо за год, а за полгода оплатить стенд и оборудование. Получив каталог или список участников, необходимо приступить к привлечению партнеров и клиентов. Направляются факсы и письма компаниям, в контактах с кот заинтересована фирма, с приглашение посетить стенд. Приглаш должны быть получены адресатами ~ за 3 недели до начала выставки.
При подготовке:
- изучение участников, конкурентов
- сообщить организаторам точное название фирмы
- подготовить прайс-листы по нашим продуктам
- подготовить письмен информ., вспомогат иллюстрации, рекомендации для работников стенда
- подгот рекламные буклеты
- достаточное кол-во визиток
- подгот прес-релиз, видео
- сформировать стендовую команду со знанием ин. яз., провести инструктаж
2. Работа на стенде. По работающей на выставке команде судят о туристской фирме в целом. Поэтому особого внимания подбор персонала стенда.
Важнейшим документом на стенде является "журнал контактов", по которому судят об эффективности работы на выставке. В нем указывается дата визита, предмет разговора, краткий итог переговоров, к нему прикрепляется визитная карточка.
На стенде должны работать минимум два сотрудника, но и не слишком много, у каждого своя задача.
3. Работа после выставки.
По окончании выставки на основании визиток и "журнала контактов" рассылают факсы и письма с благодарностью важным клиентам, досылают информационные материалы, проекты контрактов, с ними ведутся переговоры о следующих встречах.
Отправлять коммерческие предложения и запросы даже тем фирмам, с которыми не удалось встретиться во время ее работы.
Журналистам высылаются отчеты о выставке и проведенных презентациях, фотографии. Контрольные вопросы после выставки.
Итогами участия в работе на выставке являются отчет и аналитическая записка с конкретными предложениями и выводами.
Страхование в туризме.
Страхование - это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.
Страхование бывает обязательное или добровольное, групповое или индивидуальное и осуществляется на основании соответствующих правил. В правилах страхования приводятся порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора страхования, рассматриваются страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.
Виды страхования в сфере туризма включают страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское страхование), страхование риска турфирм и ряд других видов.Туризм, как вид путешествий, связанных с пересечением туристами гос границы, предусматривает осуществление тур формальностей, т.е. проверку соблюдения т-ми условий и правил, установленных гос органами стран въезда и выезда.
Эти правила вводятся гос-вом в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение т-ми паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.
Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные тур потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту тур путешествий сложная и затянутая процедура оформления выездных документов, чрезмерно высокий сбор; введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами.
Закон РФ «Об основах туристской деятельности»
Законодательную основу туризма в России составляет Гражданский кодекс Российской федерации (часть 1 введена в действие с 1 января 1995, часть 2-с 1 марта 1996)- закон прямого действия, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ, направленный на стабильное регулирование сложившихся в результате реформ отношений. Гражданский кодекс РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном и рыночном обороте. Регламентирует систему туристского предпринимательства, договорных отношений в сфере туризма. Законодательство РФ о туристской деятельности состоит из закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, которые не могут противоречить данному Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним ФЗ.
Закон «Об основах тур.деятельности в РФ» принят в 1996 г.
В законе приводятся 18 основных понятий, которые являются нормативными и имеют указанное в законе значение (туризм, туризм внутренний, выездной, тур, т/а деятельность…)
Закон определяет принципы, цели и способы гос. Регулирования тур. Деятельности. Основными целями гос. регулирования являются: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при путешествии.
Приоритетные направления гос регулирования тур деятельности - поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Регулирование осуществляется путём создания нормативных правовых актов в целях совершенствования отношений в сфере тур индустрии. Закон устанавливает, что в целях защиты прав и интересов туристов осущ лицензирование и стандартизация т/а и т/о деятельности, а также объектов тур индустрии, сертификация турпродукта.
В законе прописаны права и обязанности туристов при подготовке и во время путешествия.
Глава 4 посвящена особенностям турдеятельности в условиях туррынка., вопросам реализации турпродукта, выполнению обязательств по договорам.
Гл.5 – объединениям т/а и т/о, объединениям туристов, условиям их деятельности.
Гл.6 – особенности тур деятельности в отношении использования турресурсов.
Гл.7 – условия и гарантии обеспечения безопасности туристов и организации страхования в туризме.
Гл.8 – основы международного сотрудничества в сфере туризма.
Гл.9 – ответственность за нарушение законодательства РФ о турдеятельности.
Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью:
- Увеличение валового национального дохода туристской деятельности;
- Защиты потребителя туристских услуг;
- Организации туристской деятельности в цивилизованных рамках;
- Сохранение туристско-рекреационных ресурсов.
Увеличение валового национального дохода за счет туристского бизнеса регулируется налоговым законодательством.
Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор др.).
Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.
Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:
- Нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- Законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;
-- Налоговым законодательством;
- Нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;
- Таможенным кодексом Российской Федерации и др.
Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным кодексов РФ.
В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. Однако, в России до сих пор отсутствует Туристский кодекс РФ, нет Федерального Министерства туризма. Существующее Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе.
Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений, законодательных актов по внешнеэкономической деятельности РФ.
Основным документом, регулирующим перспективное развитие туризма в стране, является целевая федеральная «Программа развития туризма РФ».
Координацию деятельности туристских предприятий в России осуществляет Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ). Аналогичные структуры (или департаменты) имеются в субъектах и крупных городах.